ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
25 декабря 2019 года | Дело №А17-8969/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области
в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Акционерного общества «ТЖБИ-4» (ОГРН: 1026900515542, ИНН: 6933008805)
к Восточному межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Ивановской области
о признании незаконным Постановления от 10.10.2019 №3747166 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Акционерное Общество «ТЖБИ-4» (далее – заявитель, АО «ТЖБИ-4», Общество) с заявлением к Восточному межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Ивановской области (далее: МУГАДН Ивановской области, административный орган) о признании незаконным Постановления от 10.10.2019 №3747166, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 23.10.2019 года заявление АО «ТЖБИ-4» принято в порядке упрощенного производства. 19.12.2019 года судом вынесено решение в виде резолютивной части. 23.12.2019 года от АО «ТЖБИ-4», в порядке п.2 ст. 229 АПК РФ поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.
Согласно заявления от 24.10.2019 года Общество не согласно с оспариваемым постановлением от 10.10.2019 года № 3747166 по следующим основаниям. Блок лотка Б1-20-50 изготавливается по серии 3.503.1-66 «Изделия сборные железобетонные водоотводных сооружений на автомобильных дорогах» из тяжелого бетона методом вибропрессования. Эти изделия относятся, по мнению Общества, к товарной позиции 6810 по ТН ВЭД внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
ТН ВЭД ТС, на который ссылается административный орган, был утвержден Решением комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 года № 130 и утратил силу с 01.01.2012 года.
В соответствии с п. 14.5 ст. 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны осуществляться с применением дорожно-строительных материалов и изделий, соответствующих требованиям настоящего технического регламента и проектной документации.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 года № 159 утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). В соответствии с этим перечнем лотки дорожные водоотводные изготавливаются по ГОСТ 32955-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования».
Решением № 19/10/0030 от 11.10.2019 года органом по сертификации отказано в проведении обязательной сертификации заявленной продукции на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) в связи с тем, что продукция не идентифицируется по ГОСТ 32955-2014 , в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).
В связи с чем, Общество считает, что блоки лотков Б1-20-50, изготавливаемые по серии 3.503.1-66 имеют код из 6810 по ТН ВЭД, не входят в перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011 (приложение2) и не входят в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011. Соответственно они не должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Административный орган – Восточное МУГАДН ЦФО с заявленными требованиями Общества не согласилось по основаниям изложенным в отзыве. По мнению административного органа, учитывая, что продукция АО «ТЖБИ-4» используется в дорожном хозяйстве, то ее изготовитель обязан обеспечить соблюдение требований ТР ТС 014/2011. По результатам осмотра продукции АО «ТЖБИ-4» используемой при ремонте автомобильного моста выявлено, что указанная маркировка на железобетонных изделиях отсутствует. В связи с чем, считают, что Управлением дана надлежащая классификация наименования продукции Общества и она соответствует наименованию изделия указанному в приложении № 2 ТР ТС 014/2011 – лотки дорожные водоотводные. Независимо от кода ТН ВЭД, в любом случае данная продукция подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации с последующим нанесением маркировки.
В связи с чем, административный орган считает требования Общества не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения на проведение контрольного осмотра автомобильных дорог федерального значения № 370142 от 02.10.2019 года на федеральной автомобильной дороге Р-600 «Кострома-Иваново» с км 42+060 по км 91+550 в соответствии со ст. 8.3 Закона РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведен контрольный осмотр автомобильной дороги. По итогам проверки составлен акт № 378141 от 02.10.2019 года.
В ходе контрольного осмотра выявлены следующие нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) в части отсутствия на дорожных лотках маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств –членов Таможенного союза (п. 18 акта). Нарушены пункты 3.2, 14.5; ст. 5 пункты 24.15-24.19 ТР ТС 014/2011. Выявленные нарушения зафиксированы в акте осмотра моста через реку Востра и акте № 378141 контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения подъезд к г. Иваново от М-7 «Волга» с км 71+690-км 121+450. 02.10.2019 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 09.10.2019 года в отношении АО «ТЖБИ-4» составлен протокол об административном правонарушении № 3737166. О дате и времени составления протокола и постановления по делу об административном правонарушении Общество было извещено по электронной почте info@tzhbi4.ru. В связи с чем, административный орган обоснованно составил протокол и постановление по делу в отсутствие представителя Общества.
На основании постановления № 3747166 от 10.10.2019 года АО «ТЖБИ-4» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ за отсутствие на дорожных лотках прикромочных (Б1-20-50) маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ТР ТС 01/2011 ст. 5 п 24.17-24.19) с наложением взыскания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, если совершенное ими административное правонарушение связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно 1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, описанного в ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ техническим регламентом признается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей указанным в этой норме целям (одной из которых является защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог.
Согласно ст. 1 ТР ТС 014/2011, настоящий технический регламент принимается в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог:
а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества;
б) охраны окружающей среды, животных и растений;
в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со ст. 4 ТР ТС 014/2011, объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
Пунктом 14.5 ст.3 ТР ТС 014/2011, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны осуществляться с применением дорожно-строительных материалов и изделий, соответствующих требованиям настоящего технического регламента и проектной документации.
Согласно пунктов 24, 24.1, 24.3,24.5, 24.12 ТР ТС 014/2011 установлено, что подтверждение соответствия дорожно-строительных материалов и изделий осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утвержденными Комиссией Таможенного союза. Дорожно-строительные материалы и изделия, поступающие для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, подлежат входному контролю, в установленном законодательством государств - членов Таможенного союза порядке, путем проведения их испытаний на соответствие требованиям проектной документации и настоящего технического регламента. Перед выпуском в обращение на рынке дорожно-строительные материалы и изделия должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. Изделия, включенные в Перечень, приведенный в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схема 1с, 3с). Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие дорожно-строительных материалов и изделий требованиям настоящего технического регламента. Схема 1с для сертификации серийно выпускаемой продукции. Схема 3с для партии продукции.
Пунктами 24.15 -24.19 установлено, что изготовитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемых дорожно-строительных материалов и изделий требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на само изделие. Нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза на дорожно-строительные материалы, включенные в Перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наносится на упаковку (при ее наличии) и должна содержаться в прилагаемых товарно-сопроводительных документах на дорожно-строительные материалы. Дорожно-строительные материалы и изделия маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС на дорожно-строительные изделия должны осуществлять изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики), только если изделия, соответствуют требованиям безопасности ТР ТС 014/2011 и прошли процедуру подтверждения в виде сертификации.
Согласно ТР ТС 014/2011 изделия, включенные в Перечень, приведенный в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схема 1с, 3с). Изделия, включенные в перечень маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза.
Согласно п. 14 Приложение 2 к техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» предусмотрено, что лотки дорожные водоотводные подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации. Изложенные нарушения влияют на обеспечение безопасности дорожного движения, которые могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий и угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Довод Общества о том, что в настоящее время действует ТН ВЭД ЕАЭС, а не ТН ВЭД ТС не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку изделия - лотки дорожные водоотводные включены в приложение 2 к ТР ТС 014/2011, а следовательно подлежат обязательной сертификации и маркировке.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 «О Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), и Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования», утвержден перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Из данного перечня следует, что с 01.09.2016 требования к лоткам дорожным водоотводным установлены ГОСТом 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования.
Пунктами 5.5.2 и 5.5.3 ГОСТа 32955-2014 установлено, что при маркировке лотков должны быть соблюдены нормы законодательства, действующего на территории государств, проголосовавших за принятие стандарта и устанавливающего порядок маркирования продукции информацией на государственном языке. Маркировку следует наносить на упаковку изделий, а в случае ее отсутствия - на боковую поверхность не менее чем 10% количества поставляемых изделий в партии.
Таким образом принятие на добровольной основе введенного ГОСТа, предусматривающего обязательность маркировки продукции не освобождает заявителя от исполнения требований данного ГОСТа международного акта ТР ТС 014/2011 об обязательной сертификации и маркировке изделий - лотки дорожные водоотводные, включенных в Перечень, приведенный в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
Представленное решение № 19/10/0030 от 11.10.2019 года не свидетельствует об отсутствии необходимости обязательной сертификации и маркировке указанных выше изделий. Кроме того, Обществу отказано в проведении обязательной сертификации заявленной продукции из-за того, что продукция не идентифицируется по ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Кроме того, согласно представленной фотографии на упаковочном ярлыке указано лоток Б-1-20-50. В представленной заявке такого наименования не имеется.
При данных основаниях, суд считает требования Общества не подлежащими удовлетворению.
Поскольку АО ТЖБИ-4 не является субъектом малого предпринимательства и допущенные нарушения требований Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011) «Безопасность автомобильных дорог» могут привести к выпуску в обращение небезопасной продукции, что может привести к причинению вреда здоровью граждан, то данное обстоятельство исключает возможность применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного обществу оспариваемым постановлением наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь пунктами 24.16.- 24.17 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»), пунктом 14 «Лотки дорожные водоотводные» Приложения 2 к техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
1.Требования Акционерного общества «ТЖБИ-4» (ОГРН: 1026900515542, ИНН: 6933008805) к Восточному межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Ивановской области о признании незаконным Постановления от 10.10.2019 №3747166 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.
2.Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем подписания судьей резолютивной части решения. Решение (резолютивная часть) по делу вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В соответствии с ч. 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4.Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 181, 206, 229, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья К.А. Тимошкин