ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-9020/09 от 16.12.2009 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново дело №А17- 9020/2009

24 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2009года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2009года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кротовой Я.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Волжанка»

о признании незаконным решения №58 от 30.09.2009года, вынесенного начальником Департамента экономического развития и торговли Ивановской области

Заинтересованное лицо:  Департамент экономического развития и торговли Ивановской области

при участии представителей в судебном заседании:

от заявителя – Воронова В.В. – представителя по доверенности от 06.10.2009г;

от заинтересованного лица: Ширяевой Е.В., Баймашкина Ю.Ф. – представителей по доверенности от 30.11.2009г.

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения №58 от 30.09.2009года, вынесенного начальником Департамента экономического развития и торговли Ивановской области (далее по тексту – Департамент обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» (далее по тексту – ООО «Волжанка», заявитель, Общество).

По мнению Общества, обжалуемое решение о приостановлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции без ограничения крепости незаконно и необоснованно, так как вынесено по результатам проверки, проведенной 09.09.2009г. с грубыми нарушениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ.

ООО «Волжанка» считает, что Департаментом нарушены:

- часть 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ: Общество не было уведомлено в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней о начале проведения проверки;

- часть 4 статьи 16 Закона №294-ФЗ: акт проверки не был вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, в адрес Общества не направлялся;

Так как результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, в силу статьи 20 Закона №294-ФЗ не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, решение о приостановлении действия лицензии ООО «Волжанка» является незаконным.

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области считает требования Общества не подлежащими удовлетворению. Полномочия Департамента на осуществление лицензионного контроля установлены Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» от 22.11.1995г. №171-ФЗ, Законом Ивановской области от 14.06.2006 №59-ОЗ «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», Постановлением Правительства Ивановской области от 14.07.2006 №123-п «Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области». В ходе контрольных мероприятий было установлено, что ООО «Волжанка» осуществляет оборот алкогольной продукции в нарушение Закона №171-ФЗ: в отсутствие товаросопроводительных документов на часть алкогольной продукции. Предписание Департамента представить документы не было выполнено Обществом.

По мнению Департамента в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона №294-ФЗ положения настоящего Закона не распространяются на проведение проверок при осуществлении лицензионного контроля. Департамент в добровольном порядке уведомил ООО «Волжанка» о проведении проверки в срок, установленный Законом №294-ФЗ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 29.03.2006г.

Для осуществления вида деятельности – розничная продажа алкогольной продукцией без ограничения крепости ООО «Волжанка» получена лицензия регистрационный номер 180 от 14.08.2006г., выданная Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области сроком на 5 лет. Место осуществления деятельности согласно лицензии – магазин «Волжанка» г. Иваново, ул. Куконковых, 92.

На основании Приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица № 32-АП от 01.09.2009г. должностными лицами Департамента экономического развития и торговли Ивановской области 09 сентября 2009года проведена проверка выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции ООО «Волжанка».

Проверкой установлено, что ООО «Волжанка» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции: вина столового сухого белого «Шардоне», 0,75л, 10,5% крепости, производитель «VINTA» SA, Румыния дата розлива 02.10.2008 и напитка слабоалкогольного газированного сокосодержащего ароматизированного «Виноград», 0,5л, 7,0% крепости, производитель ООО «Браво Премиум» г. Санкт-Петербург, дата розлива 25.04.2009г., в отсутствие товаросопроводительных документов. По результатам проверки составлен акт №30 от 09.09.2009г., который вручен товароведу Гумметову Э.А. оглы. Обществу в срок до 11.09.2009г. предписано представитель в Департамент отсутствовавшие в момент проверки товаросопроводительные документы на вино и напиток слабоалкогольный. Так как документы Обществом не были представлены ни в установленный срок, ни позже, Департаментом в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ вынесено Решение №58 от 30.09.2009г. о приостановлении действия лицензии ООО «Волжанка» сроком на три месяца.

Считая вынесенное решение о приостановлении действия лицензии незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО «Волжанка» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление ООО «Волжанка» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» от 22.11.1995г. №171-ФЗ (далее – Закон №171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. Под оборотом понимается оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (статья 2 Закона № 171-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.

Согласно статье 1 Закона Ивановской области от 14.06.2006 года №59-ОЗ выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Ивановской области с 1 июля 2006 года осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области. Уполномоченный орган определяется Губернатором Ивановской области.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 29.06.2006г. №134-рп Департамент экономического развития и торговли Ивановской области определен в качестве уполномоченного органа на осуществление деятельности по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.

Государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (часть 1 статьи 23 Закона №171-ФЗ).

На основании статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

С учетом изложенного, мероприятия по контролю за соблюдением ООО «Волжанка» лицензионных требований и условий Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области проведены правомерно, в рамках предоставленных законодательством полномочий.

Основания приостановления лицензии на оборот алкогольной продукции предусмотрены в статье 20 Закона №171-ФЗ. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе, в следующих случаях:

невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;

оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона;

В статье 10.2 Закона №171-ФЗ перечислены документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

Пунктом 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Аналогичное требование также содержится в пункте 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55: на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная;

копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;

копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Департаментом в ходе плановой проверки 09.09.2009года выявлены нарушения ООО «Волжанка» пункта 2 части 16 Закона №171-ФЗ, выразившиеся в розничной продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона. ООО «Волжанка» в магазине по адресу: ул. Куконковых, 92 осуществляло розничную продажу алкогольной продукции: вина столового сухого белого «Шардоне», 0,75л, 10,5% крепости, производитель «VINTA» SA, Румыния дата розлива 02.10.2008 и напитка слабоалкогольного газированного сокосодержащего ароматизированного «Виноград», 0,5л, 7,0% крепости, производитель ООО «Браво Премиум» г. Санкт-Петербург, дата розлива 25.04.2009г., в отсутствие товаросопроводительных документов.

Товаросопроводительные документы не были представлены Обществом ни в срок, установленный в акте (до 11.09.2009г.), ни позже. Директор ООО «Волжанка» в объяснительной от 11.09.2009г. также подтвердил отсутствие товаросопроводительных документов на алкогольную продукцию. В ходе судебного разбирательства Обществом не был опровергнут факт оборота алкогольной продукции в момент проверки с нарушением статьи 16 Закона №171-ФЗ.

Таким образом, суд считает обоснованным вынесение Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области 30.09.2009года решения о приостановлении действия лицензии ООО «Волжанка» на розничную продажу алкогольной продукцией без ограничения крепости на три месяца.

Рассмотрев материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд считает, что существенных, грубых нарушений при проведении проверки, влекущих ущемление прав и законных интересов Общества, а также недействительность результатов проверки и вынесенного решения о приостановлении лицензии, Департаментом допущено не было.

В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ (далее – Закон №294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно Приказу о проведении плановой выездной проверки юридического лица №32-АП от 01.09.2009г. установлен период плановой проверки соблюдения лицензионных условий и требований розничной продажи алкогольной продукции ООО «Волжанка» в магазине по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, 92 - с 01.09.2009г. по 30.09.2009г. включительно. Копия приказа направлена в адрес Общества 04.09.2009г. и получена им 07.09.2009г., что подтверждается почтовой квитанцией и уведомлением и не отрицается ООО «Волжанка».

Таким образом, Общество было уведомлено о проведении в отношении него лицензионного контроля в форме плановой проверки. Период проведения проверки был указан. Фактически проверка состоялась после получения ООО «Волжанка» приказа, и Общество могло обеспечить представление своих интересов при проведении проверки. Отсутствие при проведении проверки директора Общества не влечет невозможность ее проведения и не опровергает факт нарушения статьи 16 Закона №171-ФЗ, выявленный проверяющими в ходе проверки.

Порядок оформления результатов проверки регламентирован частью 4 статьи 16 Закона №294-ФЗ. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что копия акта проверки №30 от 09.09.2009г. вручена должностному лицу Общества - товароведу Гумметову Эльчину Абдулла оглы. В судебном заседании представитель Общества подтвердил, что Гумметов Э.А. оглы, действительно, работает в магазине Общества товароведом.

Из Устава ООО «Волжанка» следует, что Гумметов Эльчин Абдулла оглы также является участником Общества. Таким образом, акт проверки, в котором отражены ее результаты, вручена должностному лицу, учредителю Общества, находящемуся в момент проверки по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

В соответствии с Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 14.07.2006 №123-п лицензионными требованиями и условиями осуществления розничной продажи алкогольной продукции являются соблюдение законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере регулирования розничной продажи алкогольной продукции (пп. а) п.2.1);

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, а также лицензирующим органом в пределах своей компетенции (п.12.1).

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы (12.2).

Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа по представлению лицензионной комиссии на основании материалов, представленных государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:

- невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;

- непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

- неуплата в установленный срок лицензионного сбора;

- розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а именно: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации) (п.7.1).

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. (п.7.2.)

Решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 рабочих дня после принятия решения. Соответствующая информация в 5-дневный срок доводится до сведения контролирующих органов, территориальных органов Государственной налоговой службы и органов местного самоуправления (п.7.5).

Рассмотрев материалы дела, учитывая уведомление Общества о проведении проверки, установление Департаментом нарушение лицензионных требований и условий, вручение акта проверки Обществу, судом не установлено грубых нарушений положений Закона 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки и решения о приостановлении действия лицензии.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, требования заявителя о признании незаконным решения №58 от 30.09.2009года, вынесенного начальником Департамента экономического развития и торговли Ивановской области не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 200, 201, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.Требование Общества с ограниченной ответственностью «Волжанка» оставить без удовлетворения.

2. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья И.А. Чеботарева