АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново дело №А17- 9020/2009
24 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2009года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2009года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кротовой Я.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Волжанка»
о признании незаконным решения №58 от 30.09.2009года, вынесенного начальником Департамента экономического развития и торговли Ивановской области
Заинтересованное лицо: Департамент экономического развития и торговли Ивановской области
при участии представителей в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 – представителя по доверенности от 06.10.2009г;
от заинтересованного лица: ФИО2, ФИО3 – представителей по доверенности от 30.11.2009г.
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения №58 от 30.09.2009года, вынесенного начальником Департамента экономического развития и торговли Ивановской области (далее по тексту – Департамент обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» (далее по тексту – ООО «Волжанка», заявитель, Общество).
По мнению Общества, обжалуемое решение о приостановлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции без ограничения крепости незаконно и необоснованно, так как вынесено по результатам проверки, проведенной 09.09.2009г. с грубыми нарушениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ.
ООО «Волжанка» считает, что Департаментом нарушены:
- часть 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ: Общество не было уведомлено в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней о начале проведения проверки;
- часть 4 статьи 16 Закона №294-ФЗ: акт проверки не был вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, в адрес Общества не направлялся;
Так как результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, в силу статьи 20 Закона №294-ФЗ не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, решение о приостановлении действия лицензии ООО «Волжанка» является незаконным.
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области считает требования Общества не подлежащими удовлетворению. Полномочия Департамента на осуществление лицензионного контроля установлены Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» от 22.11.1995г. №171-ФЗ, Законом Ивановской области от 14.06.2006 №59-ОЗ «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», Постановлением Правительства Ивановской области от 14.07.2006 №123-п «Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области». В ходе контрольных мероприятий было установлено, что ООО «Волжанка» осуществляет оборот алкогольной продукции в нарушение Закона №171-ФЗ: в отсутствие товаросопроводительных документов на часть алкогольной продукции. Предписание Департамента представить документы не было выполнено Обществом.
По мнению Департамента в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона №294-ФЗ положения настоящего Закона не распространяются на проведение проверок при осуществлении лицензионного контроля. Департамент в добровольном порядке уведомил ООО «Волжанка» о проведении проверки в срок, установленный Законом №294-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 29.03.2006г.
Для осуществления вида деятельности – розничная продажа алкогольной продукцией без ограничения крепости ООО «Волжанка» получена лицензия регистрационный номер 180 от 14.08.2006г., выданная Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области сроком на 5 лет. Место осуществления деятельности согласно лицензии – магазин «Волжанка» <...>.
На основании Приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица № 32-АП от 01.09.2009г. должностными лицами Департамента экономического развития и торговли Ивановской области 09 сентября 2009года проведена проверка выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции ООО «Волжанка».
Проверкой установлено, что ООО «Волжанка» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции: вина столового сухого белого «Шардоне», 0,75л, 10,5% крепости, производитель «VINTA» SA, Румыния дата розлива 02.10.2008 и напитка слабоалкогольного газированного сокосодержащего ароматизированного «Виноград», 0,5л, 7,0% крепости, производитель ООО «Браво Премиум» г. Санкт-Петербург, дата розлива 25.04.2009г., в отсутствие товаросопроводительных документов. По результатам проверки составлен акт №30 от 09.09.2009г., который вручен товароведу ФИО4. Обществу в срок до 11.09.2009г. предписано представитель в Департамент отсутствовавшие в момент проверки товаросопроводительные документы на вино и напиток слабоалкогольный. Так как документы Обществом не были представлены ни в установленный срок, ни позже, Департаментом в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ вынесено Решение №58 от 30.09.2009г. о приостановлении действия лицензии ООО «Волжанка» сроком на три месяца.
Считая вынесенное решение о приостановлении действия лицензии незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО «Волжанка» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление ООО «Волжанка» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» от 22.11.1995г. №171-ФЗ (далее – Закон №171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. Под оборотом понимается оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (статья 2 Закона № 171-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Согласно статье 1 Закона Ивановской области от 14.06.2006 года №59-ОЗ выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Ивановской области с 1 июля 2006 года осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области. Уполномоченный орган определяется Губернатором Ивановской области.
Распоряжением Правительства Ивановской области от 29.06.2006г. №134-рп Департамент экономического развития и торговли Ивановской области определен в качестве уполномоченного органа на осуществление деятельности по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.
Государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (часть 1 статьи 23 Закона №171-ФЗ).
На основании статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
С учетом изложенного, мероприятия по контролю за соблюдением ООО «Волжанка» лицензионных требований и условий Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области проведены правомерно, в рамках предоставленных законодательством полномочий.
Основания приостановления лицензии на оборот алкогольной продукции предусмотрены в статье 20 Закона №171-ФЗ. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе, в следующих случаях:
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона;
В статье 10.2 Закона №171-ФЗ перечислены документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
Пунктом 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование также содержится в пункте 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55: на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Департаментом в ходе плановой проверки 09.09.2009года выявлены нарушения ООО «Волжанка» пункта 2 части 16 Закона №171-ФЗ, выразившиеся в розничной продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона. ООО «Волжанка» в магазине по адресу: ул. Куконковых, 92 осуществляло розничную продажу алкогольной продукции: вина столового сухого белого «Шардоне», 0,75л, 10,5% крепости, производитель «VINTA» SA, Румыния дата розлива 02.10.2008 и напитка слабоалкогольного газированного сокосодержащего ароматизированного «Виноград», 0,5л, 7,0% крепости, производитель ООО «Браво Премиум» г. Санкт-Петербург, дата розлива 25.04.2009г., в отсутствие товаросопроводительных документов.
Товаросопроводительные документы не были представлены Обществом ни в срок, установленный в акте (до 11.09.2009г.), ни позже. Директор ООО «Волжанка» в объяснительной от 11.09.2009г. также подтвердил отсутствие товаросопроводительных документов на алкогольную продукцию. В ходе судебного разбирательства Обществом не был опровергнут факт оборота алкогольной продукции в момент проверки с нарушением статьи 16 Закона №171-ФЗ.
Таким образом, суд считает обоснованным вынесение Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области 30.09.2009года решения о приостановлении действия лицензии ООО «Волжанка» на розничную продажу алкогольной продукцией без ограничения крепости на три месяца.
Рассмотрев материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд считает, что существенных, грубых нарушений при проведении проверки, влекущих ущемление прав и законных интересов Общества, а также недействительность результатов проверки и вынесенного решения о приостановлении лицензии, Департаментом допущено не было.
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ (далее – Закон №294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно Приказу о проведении плановой выездной проверки юридического лица №32-АП от 01.09.2009г. установлен период плановой проверки соблюдения лицензионных условий и требований розничной продажи алкогольной продукции ООО «Волжанка» в магазине по адресу: <...> - с 01.09.2009г. по 30.09.2009г. включительно. Копия приказа направлена в адрес Общества 04.09.2009г. и получена им 07.09.2009г., что подтверждается почтовой квитанцией и уведомлением и не отрицается ООО «Волжанка».
Таким образом, Общество было уведомлено о проведении в отношении него лицензионного контроля в форме плановой проверки. Период проведения проверки был указан. Фактически проверка состоялась после получения ООО «Волжанка» приказа, и Общество могло обеспечить представление своих интересов при проведении проверки. Отсутствие при проведении проверки директора Общества не влечет невозможность ее проведения и не опровергает факт нарушения статьи 16 Закона №171-ФЗ, выявленный проверяющими в ходе проверки.
Порядок оформления результатов проверки регламентирован частью 4 статьи 16 Закона №294-ФЗ. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что копия акта проверки №30 от 09.09.2009г. вручена должностному лицу Общества - товароведу ФИО4. В судебном заседании представитель Общества подтвердил, что ФИО4, действительно, работает в магазине Общества товароведом.
Из Устава ООО «Волжанка» следует, что ФИО4 также является участником Общества. Таким образом, акт проверки, в котором отражены ее результаты, вручена должностному лицу, учредителю Общества, находящемуся в момент проверки по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
В соответствии с Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 14.07.2006 №123-п лицензионными требованиями и условиями осуществления розничной продажи алкогольной продукции являются соблюдение законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере регулирования розничной продажи алкогольной продукции (пп. а) п.2.1);
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, а также лицензирующим органом в пределах своей компетенции (п.12.1).
Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы (12.2).
Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа по представлению лицензионной комиссии на основании материалов, представленных государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:
- невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
- непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
- неуплата в установленный срок лицензионного сбора;
- розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а именно: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации) (п.7.1).
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. (п.7.2.)
Решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 рабочих дня после принятия решения. Соответствующая информация в 5-дневный срок доводится до сведения контролирующих органов, территориальных органов Государственной налоговой службы и органов местного самоуправления (п.7.5).
Рассмотрев материалы дела, учитывая уведомление Общества о проведении проверки, установление Департаментом нарушение лицензионных требований и условий, вручение акта проверки Обществу, судом не установлено грубых нарушений положений Закона 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки и решения о приостановлении действия лицензии.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, требования заявителя о признании незаконным решения №58 от 30.09.2009года, вынесенного начальником Департамента экономического развития и торговли Ивановской области не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 200, 201, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1.Требование Общества с ограниченной ответственностью «Волжанка» оставить без удовлетворения.
2. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья И.А. Чеботарева