ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-9050/19 от 28.09.2020 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Дело № А17-9050/2019

01 октября 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 01 октября 2020 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Наливиной Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области

к  Департаменту финансов Ивановской области

о признании недействительным распоряжения Департамента финансов Ивановской области от 22.07.2019 № 126,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Служба государственного финансового контроля Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области;

при участии в судебном заседании:

от Департамента финансов Ивановской области - Фокеева Е.А. представитель по доверенности от 09.01.2020, документу об образовании и служебному удостоверению;

от Службы государственного финансового контроля Ивановской области – Воронова Г.П. представитель по доверенности № 60 от 25.09.2020, документу об образовании и служебному удостоверению; Абрамов А.И. по доверенности № 62 от 25.09.2020, паспорту,

установил:

Администрация Заволжского муниципального района Ивановской области (далее: заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Департаменту финансов Ивановской области (далее: Департамент финансов) о признании недействительным распоряжения от 22.07.2019 № 126; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Служба государственного финансового контроля Ивановской области; Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

Распоряжением  Заместителем председателя Арбитражного суда Ивановской области от 06.07.2020 г. в связи с прекращением полномочий судьи  Никифоровой Г.М. на основании статьи 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи  Никифоровой Г.М. на судью  Савельеву М.С.

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что на основании уведомления Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 03.07.2019 № 01-24-4 по факту нецелевого использования Администрацией бюджетных средств, в связи с нарушением пункта 4.2.10 соглашения, заключенного с Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» от 30.03.2018  №37, в отношении заявителя применена бюджетная мера принуждения в  виде  бесспорного  взыскания  суммы  средств,   предоставленных  из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района, в сумме 722 000,00 рублей. Заявитель указал, что предметом соглашения от 30.03.2018 №37 между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией является предоставление Департаментом строительства в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств Получателя субсидии, возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта «Корректировка проектной документации на строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области». Общий объем бюджетных средств составляет в 2018 году 1 084 210, 53 рубля (п.2.1 соглашения). Размер субсидии составляет в 2018 году 1 030 000 рублей (п. 2.2 соглашения). 27.08.2018 Администрацией на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона был заключен контракт на выполнение работ по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области (2 этап - газификация д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово)» с ООО «Техногазпроект» (далее - контракт) с ценой контракта 1 084 210 рублей 53 копейки (п. 2.1). Срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 30.04.2019 (пункты 3.2; 3.3). 24.12.2018 дополнительным соглашением №3 к соглашению от 30.03.2018 №37 были внесены изменения в раздел 2 соглашения - общий объем бюджетных средств в 2018 году сокращен до 761403,53 рублей; размер субсидии в 2018 году сокращен до 722000 рублей. В связи с тем, что лимит бюджетных обязательств на реализацию инвестиционного проекта «Корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области (2 этап - газификация   д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово)» на 2018 год был сокращен (308 000 рублей из областного бюджета с 2018 года перенесены на 2019 год), его исполнение в 2018 году в полном объеме не представлялось возможным. В этой связи Администрацией Заволжского муниципального района были внесены изменения в соглашение в части изменения условий оплаты выполненных работ. Согласно дополнительному соглашению от 25.12.2018 №1 предусмотрена поэтапная оплата выполненных работ, в том числе в 2018 году - 761403 рубля 53 копейки (722000 рублей средства областного бюджета, 39403 рубля 53 копейки - средства местного бюджета), в 2019 году - оставшаяся часть цены контракта. В оплату первого этана включены работы по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно-экологические изыскания. Выполнение данных видов работ подтверждено подрядчиком. В оплату второго этапа включены работы по корректировке проектной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы. Оплата денежных обязательств произведена Администрацией Заволжского муниципального района в целях, определенных соглашением от 30.03.2018 №37. В действиях Администрации отсутствуют нарушения бюджетного законодательства, факт нецелевого использования средств областного бюджета так же не установлен. При отсутствии со стороны Администрации нецелевого использования бесспорное взыскание денежных средств в сумме 722 000,00 рублей за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Заволжского муниципального района приведет к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Департамент финансов с заявленными требованиями не согласен, указав, что согласно уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 03.07.2019 № 01-24-4  следует, что Службой государственного финансового контроля Ивановской области по результатам проведения внеплановой выездной проверки в период с 08.04.2019 по 14.05.2019 установлен допущенный Администрацией факт нецелевого использования средств областного бюджета, в сумме 722 000,00 рублей, который выразился в направлении средств субсидии, предоставленной на разработку проектно-сметной документации (далее – ПСД), на цель, не соответствующую цели, установленной Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Факт совершения бюджетного нарушения объективно и всесторонне изложен в уведомлении Службы государственного финансового контроля Ивановской области о применении бюджетных мер принуждения от 03.07.2019 № 01-24-4, и сомнений не вызывает. Уведомление о применении бюджетных мер принуждения рассмотрено Департаментом в установленном порядке, оснований для отказа в применении бюджетной меры принуждения, не выявлено, распоряжение о применении бюджетной меры принуждения принято в установленный законом срок с соблюдением всех установленных требований.

Служба государственного финансового контроля Ивановской области считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в рамках установленных полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. При направлении в Департамент финансов уведомления о применении бюджетной меры принуждения от 03.07.2019 № 01-24-4 Служба руководствовалась нормами статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 18.07.2017) (далее – БК РФ), пунктов 4.16, 5.7 Порядка осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Ивановской области от 26.12.2013 № 567-п (далее - Порядка осуществления контроля № 567-п). Служба указала, что в нарушение условий Соглашения от 30.03.2018 № 37 в 2018 году за счет средств субсидии на корректировку проектно-сметной документации (далее – ПСД), полученной из областного бюджета в объеме 722 000 рубля, Администрация заявкой на кассовый расход от 27.12.2018 № 00001150 оплатила невыполненные работы по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыпиха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области (2 этап — газификация д. Мартыпиха, д. Шерониха, д. Чеганово)» (при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства). Условиями муниципального контракта от 27.08,2018 б/н, перечисление заказчиком аванса (предоплаты)  не предусмотрено. Администрация в нарушение статей 38, статьи 139 (в редакции от 03.12.2012), 158, 162, 306.4 (в редакции от 23.07.2013) БК РФ 27.12.2018 направила средства в сумме 722 000,00 рублей, предоставленные из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района в виде субсидии на корректировку ПСД, на оплату невыполненных работ по контракту от 27.08.2018 № б/н, то есть на цели, не соответствующие целям, определенным Законом Ивановской области от 1 1.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (целевая статья 2320182990 «Субсидии бюджетам    муниципальных    образований    Ивановской    области    на    разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области»), пунктом 1.1. Порядка № 460-п. пунктом 10 Постановления № 53-п, пунктом 1.1 Соглашения от 30.03.2018 № 37, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств, тем самым допустив нецелевое использование бюджетных средств. Доводы Администрации о том, что лимиты бюджетных обязательств по субсидии на корректировку ПСД на 2018 год были сокращены Департаментом и распределены (на 2018 год - 722 000,00 рублей, на 2019 год - 308 000,00 рублей), в связи с чем, реализация мероприятия по корректировке ПСД в 2018 году в полном объеме не представлялась возможной, на основании чего в контракт от 27.08.2018 № б/н были внесены изменения в части поэтапной оплаты работ (1 этап (за работы по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, инженерно-геологические, инженерно-геодезические,  инженерно—экологические  изыскания) 2018 год в сумме 761 403,53 рублей; 2 этап (за работы по корректировке проектной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы) — 2019 год в сумме 308 000,00 рублей), не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям законодательства, а также не свидетельствуют об отсутствии в 2018 году нецелевого использования средств областного бюджета.

Администрация, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области надлежащим образом извещенные о начавшемся арбитражном процессе, в судебное заседание 28.09.2020 представителей не направили.  Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области отзыва (письменной позиции) относительно заявленных Администрацией требований в материалы дела не представлено. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

На основании распоряжения начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 29.03.2019 № 31 «О назначении внеплановой выездной проверки», распоряжения от 30.04.2019 № 46 «О продлении срока проведения внеплановой проверки» в период с 08.04.2019 по 14.05.2019 Службой проведена внеплановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, в Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области.

В ходе контрольного мероприятия выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, а именно: в нарушении статьи 38, пункта 1 статьи 306.4. БК РФ, Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (Приложение к подпрограмме «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 №460-п (далее - Порядок   №   460-п),   пункта   4.2.10.   соглашения   от   30.03.2018   №   37   между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, населения Ивановской области» (далее — соглашение от 30.03.2018 № 37) Администрацией в 2018 году, ввиду оплаты невыполненных работ по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области (2 этап — газификация д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово)» в рамках исполнения контракта от 27.08.2018 б/н, допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 722 000,00 рублей, выразившееся в направлении средств субсидии предоставленной из бюджета Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области, на цель не соответствующую цели, установленной Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», пунктом 1.1. Порядка № 460-п, постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2018 № 53-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2018 - 2020 годах», пунктом 1.1. соглашения от 30.03.2018 № 37, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств.

По данному факту Службой было выдано уведомление о применении в отношении Администрации бюджетной меры принуждения № 01-24-4 от 03.07.2019.

На основании указанного уведомления Департамент финансов распоряжением от 22.07.2019 № 126 «О применении бюджетной меры принуждения и виде бесспорного взыскания сумы средств, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования Ивановской области, платы за пользование ими, и (или) пеней за несвоевременный возврат средств областного бюджета», применил к заявителю бюджетную меру принуждения в виде бесспорного взыскания средств в сумме 722 000 рублей.

Не согласившись с указанным распоряжением, Управление обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Администрации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с Положением о службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п, Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль.

В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения распоряжения) объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1); органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2).

Аналогичные положения установлены пунктом 1.4 Порядка осуществления контроля № 567-п.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.

Согласно уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 03.07.2019 № 01-24-4, направленного в адрес Департамента следует, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки в период с 08.04.2019 по 14.05.2019 установлен допущенный Администрацией факт нецелевого использования средств областного бюджета, в сумме 722 000,00 рублей, который выразился в направлении средств субсидии, предоставленной на разработку ПСД на цель, не соответствующую цели, установленной Законом Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», пунктом 1.1. Порядка № 460-п, постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2018 № 53-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2018 - 2020 годах», пунктом 1.1. соглашения от 30.03.2018 № 37, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств. За нарушение данного бюджетного нарушения в сумме 722 000,00 рублей предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.4 БК РФ.

В силу статьи 306.4 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения распоряжения) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1).

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (часть 3).

С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Приложением 10 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2018 год» Закона Ивановской области от 11.12.2017 № 96-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции от 19.03.2018 (так же от 20.12.2018)) Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области (далее — Департамент) утверждены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 01 1 «Департамент строительства и архитектуры Ивановской области», разделу, подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство», целевой статье 2320182990 «Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области» в сумме 286954950,55рублей.

Согласно пункту 6 Распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской облает» в 2018 - 2020 годах», утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2018 № 53-п (в первоначальной редакции) (далее - Постановление № 53-п), в 2018 году бюджету Заволжского муниципального района предусмотрена субсидия бюджетам муниципальных образований Ивановской области па разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2018 - 2020 годах» (далее — субсидия на корректировку ПСД) на корректировку проектной документации на строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области в сумме 1 030 000,00 рублей.

Из материалов дела следует, что между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области 30.03.2018 заключено Соглашение № 37 о предоставлении в 2018 году субсидии из областного бюджета бюджету Заволжского муниципального района Ивановской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта «Корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области».

Пунктом 2.1 указанного Соглашения общий объем бюджетных средств был определен на 2018 год в размере 1084210 руб.53 коп. (из них размер субсидии из областного бюджета 1030000 руб.).

27 августа 2018 года между администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области и ООО «Техногазпроект» заключен контракт на корректировку проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области (2 этап- газификация д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово). Цена контракта составила 1084210,53 руб. (п.2.1 Контракта), оплата должна быть произведена в 2018 году (п. 2.4 Контракта). Окончание работ запланировано до 30.04.2019 (п.3.3 Контракта).

10.12.2018 Администрация обратилась с просьбой к руководителю Департамента строительства и архитектуры Ивановской области о внесении изменений в порядок финансирования работ и распределении субсидии в два этапа: в 2018 году 761403,55 руб., оставшуюся сумму 322806,98 руб.- в 2019 году. Указанное обращение было связано с ограничением периода запланированных работ вследствие конкурсных процедур, а также необходимостью оплаты произведенных подрядчиком проектных работ, проведенных в 2018 году.

В связи с чем, Постановлением Правительства Ивановской области 21.12.2018 №383-п внесены изменения в Постановление Правительства Ивановской области от 6 марта 2018 г. №53-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2018-2020 годах (п.10).

В соответствии с Постановлением № 53-п (в редакции от 21.12.2018) название инвестиционного проекта (графа 2) «корректировка проектной документации на строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шеропиха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области» изменено на «корректировка проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области (2 этап — газификация д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово)», сумма субсидии изменена с 1 030 000 рублей на 722 000 рублей (пункт 10).

24.12.2018 Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией заключено дополнительное соглашение, согласно которому внесены изменения в Соглашение №37 от 30.03.2018. В соответствии с п.2.1 Соглашения объем бюджетных средств в 2018 году на реализацию проекта составил 761403,53 руб. (из них средства областного бюджета 722000 руб.).

На основании указанного Соглашения 25.12.2018 были внесены изменения в контракт, заключенный между администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области и ООО «Техногазпроект». Пунктом 2.4 указанного Контракта оплата за проведенные работы производится в 2018 году в сумме 761403,53 руб., остальная часть в 2019 году.

Вступившим в законную силу решением Ивановского областного суда по делу № 21-15/2020, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора,  установлено, что действия руководителя администрации по изменению объема работ на корректировку проектной документации соответствуют требованиям ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и п. 6 ст. 161 БК РФ.

Предоставление субсидии в 2019 году из областного бюджета в сумме 319579 руб. нашло свое отражении в постановлении Правительства Ивановской области от 13.03.2019 №72-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в 2019-2021 годах (п.7).

Из материалов дела следует, что контракт на выполнение работ по корректировке проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволсжком районе Ивановской обалсти (2 этап – газификация д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово)» от 27.08.2018 выполнен в полном объеме в установленный срок, что подтверждается актом сдачи-приемки оказанных услуг от 30.04.2019 Оплата произведена платежными поручениями № 326813 от 19.12.2018, № 419184 от 27.12.2018, № 393769 от 23.05.2019.

В пункте 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.

Целью предоставления Администрации субсидии из областного бюджета являлась необходимость оплаты услуг по изготовлению корректировки проектной документации «Строительство распределительных газопроводов с. Заречный, д. Мартыниха, д. Шерониха, д. Чеганово в Заволжском районе Ивановской области.

Оплата произведена за реально выполненные ООО «Техногазпроект» работы по изготовлению проектно-сметной документации, в том числе с учетом полученного в 2019 году положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации. Данный факт подтверждается предоставленной Администрацией сводной сметой на инженерные изыскания и проектные работы, а также актом сдачи-приемки оказанных работ от 30.04.2019.

Следовательно, все полученные Администрацией Заволжского муниципального района в 2018 году денежные средства в качестве субсидии на изготовление проектно-сметной документации газопровода были направлены на предусмотренные Соглашением № 37 от 30 марта 2018 года цели.

При таких обстоятельствах в действиях Администрации не имеется нецелевого использования средств областного бюджета.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Ивановского областного суда по делу № 21-52/2020 от 25.02.2020 по вопросу привлечения должностного лица Администрации к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных денежных средств, имеющем преюдициальное значение для настоящего спора.

Кроме того, вступившим в законную силу Решением арбитражного суда Ивановской области от 10.06.2020 по делу №А17-7204/2019, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020, в рамках которого заявитель оспаривал Представление Службы от 20.06.2019  № 05-01/01-19-28, вынесенное в отношении Администрации по факту нарушений (нецелевое использование бюджетных денежных средств), выявленных административным органом в ходе одной проверки (в период с 08.04.2019 по 14.05.2019) также установлено, что все полученные Администрацией в 2018 году денежные средства в качестве субсидии на изготовление ПСД газопровода были направлены на предусмотренные соглашением от 30.03.2018 № 37 цели, в связи с чем, в действиях заявителя нецелевого использования средств областного бюджета, нарушающего требования статей 38, 306.4 БК РФ, Порядка № 460-п не выявлено.

Часть 1 статьи 16 АПК РФ устанавливает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обстоятельства, установленные Решением арбитражного суда Ивановской области от 10.06.2020 по делу №А17-7204/2019, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда  от 03.09.2020, в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ также имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Согласно п.п. «а» п. 7 Правил принятия Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2019 N 91, на основании которых было выдано оспариваемое распоряжение, решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения принимается уполномоченным органом в случае: указания в поступившем в уполномоченный орган уведомлении действий (бездействия) объекта контроля, совершенных в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не являющихся бюджетным нарушением, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

На основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемое в настоящем деле распоряжение от 22.07.2019 № 126 о применении бюджетной меры принуждения виде бесспорного взыскания с Администрации средств в сумме 722 000 рублей не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку влечет необоснованное изъятие у заявителя денежных средств при отсутствии факта нарушения, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств. Доводы Департамента и Службы об обратном судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Определением от 28.05.2020 по настоящему делу судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия распоряжение Департамента финансов от 22.07.2019 № 126.

На основании части 4 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, поскольку Администрация и Департамент освобождены от ее оплаты на основании статьи 333.37 НК РФ, при подаче заявления государственная пошлина не оплачивалась.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области удовлетворить.

2. Признать недействительным распоряжение Департамента финансов Ивановской области от 22.07.2019 № 126.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                               М.С. Савельева