ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
15 марта 2018 года | Дело №А17-9086/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2018 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наливиной Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление
Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ФИО1 индустриальный колледж (ОГРН <***> ИНН <***>)
о признании недействительным представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области № 01-20-21 от 27.07.2017г. в части установления срока исполнения
при участии в судебном заседании:
от Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ФИО1 индустриальный колледж: ФИО2 по доверенности от 21.11.2017; ФИО3 директор, приказ от 30.08.2011;
от Службы государственного финансового контроля Ивановской области: ФИО4 по доверенности от 29.01.2018; ФИО5 по доверенности от 29.01.2018.
установил:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ФИО1 индустриальный колледж (далее по тексту, Учреждение, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным и подлежащим отмене представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее по тексту, Контрольный орган, Служба, орган финансового контроля) № 01-20/1-12 от 10.08.2017 № 01-20-21 от 27.07.2017г. в части установления срока его исполнения до 01.11.2018.
Заявленные требования мотивированы следующим.
По результатам проведенной Службой государственного финансового контроля Ивановской области ОГБПОУ ФИО1 индустриальный колледж было установлено, что Учреждением в проверяемом периоде не выполнено в полном объеме государственное задание по государственной услуге «Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» по категории потребителей - обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, в количестве 25923,6 человеко-часов. При этом средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания были
израсходованы Учреждением в 2016 году в полном объеме. Также установлены факты нецелевого использования средств указанной субсидии.
Не оспаривая по существу вменяемые нарушения, заявитель указывает на неисполнимость выданного представления в указанный им срок до 01.11.2018, в обоснование представил анализ внебюджетной деятельности на 2017, прогноз нам 2018. Полагает, что Службой необоснованно установлен срок для исполнения представления, без учета конкретных обстоятельств.
Более подробно позиция изложена в заявлении об изменении исковых требований от 19.2.2018.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 07.11.2017 года заявление Учреждения было оставлено без движения по мотивам не соблюдения требований статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 17.11.2017г. дело было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 25.12.2017г., дело назначено к судебному разбирательству.
Представитель Службы считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно не возлагает какие-либо обязанности и не создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности.
Доводы Учреждения о том, что установленный срок исполнения Предписания - до 01.11.2018 нельзя признать обоснованным, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Так, в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Учреждением в 2016 году не выполнено в полном объеме государственное задание по государственной услуге «Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» по категории потребителей - обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, в количестве 25923,6 человеко-часов, что не оспаривается Учреждением.
Также не оспаривается Учреждением, что средства субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного задания были
израсходованы Учреждением в 2016 году в полном объеме, в том числе 856 058
рублей, представленные на предоставление государственной услуги
«Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» по категории потребителей -обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, в количестве 25923,6 человеко-часов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 4 статьи 69.2 БК РФ, согласно которого финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419 утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее - Порядок №419).
В 2016 году между Департаментом образования Ивановской области и Учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 12.01.2016 № 20-16-ГЗ (с учетом дополнительных соглашений от: 23.03.2016, 13.04.2016, 13.05.2016, 14.09.2016, 01.12.2016) (далее - Соглашение от 12.01.2016 № 20-16-ГЗ) о предоставлении в 2016 году Учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 14419,64 тысяч рублей.
Согласно пункту 2.3.1 Соглашения от 12.01.2016 № 20-16-ГЗ Учреждение взяло на себя обязательства по оказанию услуг (выполнению работ) в соответствии с государственным заданием учредителя за счет субсидии, предоставленной учредителем.
В силу раздела 3 Соглашения от 12.01.2016 № 20-16-ГЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных настоящим соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области.
Согласно статьи 11 Закона Ивановской области от 07.12.2016 № 112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» остатки субсидий, предоставленных в 2016 году государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области на выполнение государственного задания, в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания, подлежат в срок до 1 марта 2017 года возврату в областной бюджет в соответствии с порядком, установленным Правительством Ивановской области.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка формирования государственного задания № 419-п государственные учреждения Ивановской области осуществляют возврат субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, в объеме, который соответствует показателям государственного задания, которые не были достигнуты, на основании отчетов об исполнении государственных заданий за год, представляемых исполнительным органам государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Ивановской области.
Таким образом, в силу статьи 11 Закона Ивановской области от 07.12.2016 № 112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», пункта 4.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п, при фактическом невыполнении в 2016 году объема государственного задания Учреждение до 01.03.2017 было обязано произвести возврат в доход областного бюджета средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 856 058 рублей.
Вместе с тем, указанные требования не были исполнены Учреждением, в связи с чем, по результатам контрольного мероприятия в адрес Учреждения было направлено Представление о возврате указанных средств.
Представитель указал, что письмом от 14.07.2017 № 234 Учреждения в адрес Службы была направлена информация с просьбой при вынесении решения по результатам проверки увеличить срок погашения возврата субсидии в течение двух лет, а также о том, что Учреждение обязуется произвести возврат в доход областного бюджета в сумме 856,058 рублей, на основании которой при установлении в оспариваемом Представлении срока возврата в доход областного бюджета средств субсидии были учтены указанные обстоятельства, и с точки зрения реальности исполнения требования Службы, срок исполнения представления был установлен до 01.11.2018 года.
Кроме того, по результатам рассмотрения Департаментом образования Ивановской области информации Службы от 27.07.2017 № 01-11-1373 письмом от 30.08.2017 № 5189 Департаментом образования Ивановской области, обладающий как учредитель Учреждения и главный распорядитель бюджетных средств сведениями о финансовом положении Учреждения, необходимыми в том числе для планирования расходов бюджета Ивановской области и для расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание государственного имущества, в адрес Службы направлена информация, согласно которой средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением Учреждением показателей государственного задания в сумме 856,058 рублей будут возвращены в доход областного бюджета за счет средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, 13.07.2017, т.е. до вынесения оспариваемого Представления, руководителем Учреждения ФИО3 по результатам проведенной проверки был издан приказ от 13.07.2017 № 106 «Об устранении выявленных нарушений по результатам проверки Службой государственного финансового контроля Ивановской области», согласно которого: заместителю директора по учебно-производственной работе ФИО6 поручено обеспечить внесение изменений в отчет об исполнении государственного задания №49-п на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 года годов от 30.12.2016, своевременное информирование об итогах исполнения объемных и финансовых показателей государственного задания; главному бухгалтеру ФИО7 поручено составить график и произвести возврат в доход областного бюджета средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 856,1 тысяч рублей из средств от приносящей доход деятельности до 01.11.2018 года.
Учреждение, указывая в заявлении, на планируемое получение доходов
от внебюджетной деятельности только по двум направлениям (деятельность
столовой, обучение и переподготовки кадров на основании договора от центра
занятости), не учитывает предусмотренную возможность осуществления иных
видов деятельности, приносящих доход, которые предусмотрены Уставом Учреждения, утвержденным приказом Департамента образования Ивановской области от 10.04.2014 № 16-о и согласованным распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области.
Таким образом, доводы Учреждения о том, что требование Службы о возврате в доход областного бюджета средств в сумме 910 725 рублей может быть реализовано колледжем исключительно за счет деятельности столовой и обучения и переподготовки кадров на основании договора от цента занятости (при условии заключения такого договора), не соответствуют действительности. Соответственно, и расчеты плановых показателей дохода на 2018 год, указанные в анализе внебюджетной деятельности, нельзя признать достоверными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее, АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного Кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Служба является органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим функции по контролю в сфере финансово-бюджетных правоотношений (пункт 3 статьи 265 Кодекса, Положение о Службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 N 540-п ).
В пункте 2 статьи 269.2 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводят проверки, ревизии и обследования; направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Таким образом, оспариваемое представление вынесено Службой в пределах предоставленных полномочий БК РФ.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Учреждением в 2016 году не выполнено в полном объеме государственное задание по государственной услуге «Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» по категории потребителей - обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, в количестве 25923,6 человеко-часов, что не оспаривается Учреждением.
Также не оспаривается Учреждением, что средства субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного задания были
израсходованы Учреждением в 2016 году в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с условиями заключенного между Департаментом образования Ивановской области и Учреждением соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 12.01.2016 № 20-16-ГЗ Учреждение взяло на себя обязательства по оказанию услуг (выполнению работ) в соответствии с государственным заданием учредителя за счет субсидии, предоставленной учредителем.
В силу раздела 3 Соглашения от 12.01.2016 № 20-16-ГЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных настоящим соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области.
Согласно статьи 11 Закона Ивановской области от 07.12.2016 № 112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» остатки субсидий, предоставленных в 2016 году государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области на выполнение государственного задания, в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания, подлежат в срок до 1 марта 2017 года возврату в областной бюджет в соответствии с порядком, установленным Правительством Ивановской области.
Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
По общему правилу, закрепленному в части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В то же время необходимо отметить, что при рассмотрении в порядке главы 24 АПК РФ дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц заявитель не может быть полностью освобожден от несения каких-либо процессуальных обязанностей и принимать лишь пассивное участие в судебном процессе. Напротив, из содержания положений статей 65, 71, 168, 189, части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ следует, что именно обратившееся в суд лицо несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов и иных имеющих значение для дела обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований.
Не отрицая факты допущенных нарушений бюджетного законодательства, и соответственно, признавая обоснованность требований Службы о произведении возврата денежных средств, излишне потраченных, в размере, указанном в оспариваемом представлении, заявитель ссылается на отсутствие реальной возможности вернуть указанные денежные средства в установленный срок.
Между тем, как верно указано было представителем Службы при определении срока в пределах, которого Учреждению вменялось произвести возврат, Службой учитывались, в том числе и сроки, определенные самим Учреждением. Приказом от 13.07.2017 по Учреждению № 106 «Об устранении выявленных нарушений по результатам проверки Службой государственного финансового контроля Ивановской области» заместителю директора по учебно-производственной работе ФИО6 было поручено обеспечить внесение изменений в отчет об исполнении государственного задания №49-п на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 года годов от 30.12.2016, своевременное информирование об итогах исполнения объемных и финансовых показателей государственного задания; главному бухгалтеру ФИО7 поручено составить график и произвести возврат в доход областного бюджета средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 856,1 тысяч рублей из средств от приносящей доход деятельности до 01.11.2018 года.
Доводы заявителя о невозможности исполнения оспариваемого представления носят предположительный характер, не учитывают, как верно указано представителем Службы, возможности ведения хозяйственной деятельности, предусмотренной Уставом Учреждения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости отказать в заявленных требованиях.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ФИО1 индустриальный колледж отказать.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
3. Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья Никифорова Г.М.