ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-915/11 от 25.05.2011 АС Ивановской области

­­­­АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 59б

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А17-915/2011

31 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савельевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

  к Департаменту государственного контроля Ивановской области

об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении №21-эк-р/10 от 29.12.2010 года,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 18.01.2011 года,

от Департамента – ФИО3 по доверенности от 19.05.2011 года,

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) с заявлением к Департаменту государственного контроля Ивановской области (далее – Департамент, административный орган) об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении №21-эк-р/10 от 29.12.2010 года.

  Заявителем было указано, что оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении №21-эк-р/10 Предприниматель был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

ИП ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного 10-дневного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ. Суд, руководствуясь абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК РФ, учитывая право лица на судебную защиту, определил восстановить пропущенный срок. Дело рассматривается по существу.

Предприниматель считает оспариваемое Постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Между ИП ФИО1 и ИП ФИО4 был заключен договор от 01.09.2010 г. на вывоз отходов деревообработки. Вывоз отходов осуществлялся по устным заявкам ИП ФИО1 Производственная деятельность на указанной пилораме не осуществляется. Кроме того, Предприниматель полагает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении Департаментом были грубо нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ). В частности, он не уведомлялся надлежащим образом о проведении проверки, основания ее проведения также названы не были. При составлении протокола об административном правонарушении Предприниматель не присутствовал, о месте и времени его составления не извещался.

Представитель Департамента государственного контроля Ивановской области в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, пояснив, что существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Состав правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, установлен и подтверждается материалами дела.

В судебном заседании 19.05.2011 г. в порядке ст. 163 АПК РФ судом был объявлен перерыв до 25.05.2011 г. в 13 часов 00 минут. По окончании перерыва административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил.

Заслушав лиц участвующих в деле и рассмотрев приобщенные к материалам дела документы, суд считает требования ИП ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

02.12.2010 года инспектором ОБППРИАЗ ОВД по Ивановскому муниципальному району старшим лейтенантом милиции ФИО5 совместно с о/у УНП УВД по Ивановской области старшим лейтенантом милиции ФИО6 и инспектором ОБППР ОВД по Ивановскому муниципальному району капитаном милиции ФИО7 проведено обследование деревообрабатывающего производства, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Кочнево, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1.

В ходе обследования был выявлен факт захламления прилегающей к пилораме территории отходами производства (горбыль) в количестве 18 м3. Отходы были складированы на почву в хаотичном порядке. Из объяснений индивидуального предпринимателя ФИО1 установлено, что он осуществляет предпринимательскую деятельность по распиловке древесины с 2000 года. Отходы на момент проверки не вывозились и накапливались на прилегающей к пилораме территории из-за отсутствия техники. Договор на вывоз отходов при проведении проверки ИП ФИО1 представлен не был.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. №786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", отходы натуральной чистой древесины входят в перечень образующихся в Российской Федерации отходов.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 39 данного Федерального закона, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как следует из части 1 статьи 51 данного закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Одним из требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления является запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, установленный частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьей 5 Закона Ивановской области от 18.07.2006 г. №75-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области", хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории области, обязаны производить регулярную уборку территорий, находящихся в ведении хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения, предусмотренных настоящим Законом обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном законодательством Российской Федерации и области порядке. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории в пределах 5-метровой зоны.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона Ивановской области, территория хозяйствующего субъекта - часть территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта. Пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона Ивановской области от 18.07.2006 г. №75-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области" определено, что уборка и содержание территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров возлагается на хозяйствующих субъектов, в собственности, владении или пользовании которых находятся указанные территории. Частью 2 той же статьи установлено, что по объектам, находящимся в частной собственности, на собственников объектов: граждан и юридических лиц также возлагается обязанность организовывать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов.

В статье 6 Закона Ивановской области от 18.07.2006 N 75-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области" установлено, что сбор и временное хранение отходов производства, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляются хозяйствующим субъектом самостоятельно в специально оборудованных для этих целей местах на собственных территориях. Согласно статье 21 Закона Ивановской области, содержание производственных территорий, организация работ по уборке и содержанию производственных площадей хозяйствующих субъектов, подъездов к ним и прилегающей зоны (от границ участков, ограждений, зданий), установленной настоящим Законом, возлагается на собственников, владельцев и пользователей (арендаторов) строений, расположенных на указанных территориях.

Таким образом, лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны принимать меры для недопущения загрязнения и засорения территории объектов, а в случае возникновения захламления принять меры по ликвидации их последствий.

Материалами проверки установлено, что на территории индивидуального предпринимателя ФИО1 не оборудована специальная площадка для сбора и временного хранения отходов производства и потребления. При составлении протокола об административном правонарушении №1146 от 03.12.2010 года факт накопления отходов деревообрабатывающего производства (горбыль) в количестве 18м3 на открытой, не оборудованной территории деревообрабатывающего предприятия, Предпринимателем не отрицался. Наличие указанных отходов в достаточном количестве свидетельствует о непрекращающейся деятельности деревообрабатывающего предприятия.

Судом отклоняется довод предпринимателя о существенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении. Как следует из представленных материалов административного дела, ИП ФИО1 присутствовал при составлении протокола №1146 от 03.12.2010 г., что подтверждается его подписями в соответствующем протоколе.

Суд также пришел к выводу о том, что положения ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ не применимы в настоящем деле в силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона, поскольку административный орган в ходе проведения контрольных мероприятий не вступал во взаимодействие с проверяемым лицом и не возлагал на него обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля. В данном случае должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное на составление протоколов, выявив признаки подведомственного ему административного правонарушения при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ основания возбудило производство по делу об административном правонарушении. Материалы административного дела оформлялись на основании законодательства об административных правонарушениях, в состав которого в силу ст. 1.1 КоАП РФ указанный ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ не входит.

Материалами административного дела (Протоколом об администртаивном правонарушении №1146 от 03.12.2010 г., рапортом от 02.12.2010 г., протоколом осмотра от 02.12.2010 г., объяснениями предпринимателя от 02.12.2010 г., другими документами) установлено, что у индивидуального предпринимателя ФИО1 имелась возможность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, но им не было принято необходимых и достаточных мер по их соблюдению, следовательно, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 имеется вина, а, следовательно, и состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

При назначении наказания за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ Департаментом государственного контроля Ивановской области был применён минимально возможный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией указанной статьи, – 30000 руб. Таким образом, суд делает вывод, что при назначении наказания административным органом были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность Предпринимателя, а именно совершение правонарушения впервые.

На основании вышеизложенного суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту государственного контроля Ивановской области об оспаривании Постановления по делу об административном правонарушении №21-эк-р/10 от 29.12.2010 года оставить без удовлетворения.

  2. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>).

Судья Тимошкин К.А.