ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-943/17 от 16.03.2017 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

21 марта 2017 года

Дело № А17-943/2017

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2017 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Ивановский завод тяжелого станкостроения» (ИНН <***>) об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 03.02.2017 № 02-22/2017-002,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности от 02.04.2017);

от ответчика: ФИО2 (представитель по доверенности от 13.02.2017),

установил:

открытое акционерное общество «Ивановский завод тяжелого станкостроения» (далее – ОАО «ИЗТС», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 03.02.2017 № 02-22/2017-002, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В обоснование заявленных требований ОАО «ИЗТС» указало на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, полагая, что указанная норма права предусматривает ответственность за нераскрытие информации  исключительно в печатных изданиях, в электронных средствах массовой информации, а также по письменному запросу заинтересованных лиц. По мнению заявителя, нераскрытие информации на официальном сайте субъекта рынка электрической энергии состава правонарушения по статье 9.15 КоАП РФ не образует. Кроме того заявитель полагает незаконным оспариваемое постановление также в связи с тем, что при его вынесении не учтена малозначительность совершенного деяния. Заявитель также указал на наличие достаточных оснований для снижения размера административного штрафа.

УФАС считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, пояснив, что сетевая организация раскрывает информацию, предусмотренную действующим законодательством, путем опубликования в электронных средствах массовой информации, к которым относится ее официальный интернет-сайт, не подлежащий государственной регистрации. Кроме того, антимонопольный орган полагает, что совершенное обществом правонарушение не относится к малозначительным. Отсутствие со стороны Общества своевременных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, по мнению УФАС, свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и не позволяет оценить допущенное правонарушение как малозначительное

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей заявителя, антимонопольного органа, арбитражный суд установил следующее.

27.12.2016 Управлением в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24 (далее – Стандарты, Стандарты раскрытия информации) на основании заявления ООО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» произведен осмотр Интернет-сайта ОАО «ИЗТС» по адресу: http://www.izts.ru.

По результатам осмотра составлен акт от 27.12.2016, которым зафиксировано, что информация о деятельности ОАО «ИЗТС», как территориальной сетевой организации, предусмотренная пунктом 11 Стандартов, раскрывается путем ее опубликования на официальном сайте (вкладка «Оказание услуг по передаче электрической энергии», отображающая ряд ссылок, в том числе ссылку «01.03.2016-Сведения о деятельности ТСО ОАО ИЗТС за 2015 год»). Вместе с тем, исходя из размещенной информации во вкладке «Оказание услуг по передаче электрической энергии» следует, что информация по подпункту «и» пункта 11 Стандартов раскрытия информации по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к Единым стандартам, не опубликована. Одновременно имеет место не размещение информации, предусмотренной подпунктом «л» пункта 11 Стандартов раскрытия информации.

По данному факту в отношении Общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 25.01.2017 №02-22/2017-002 по ст. 9.15 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол и материалы административного дела, антимонопольный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 03.02.2017 № 02-22/2017-002, которым общество признано совершившим административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Общество не согласилось с постановлением административного органа от 03.02.2017 № 02-22/2017-002 и обжаловало его в арбитражный суд.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации, исполнение требований которых является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Как следует из материалов дела и по существу не отрицается заявителем, ОАО «ИЗТС», владея объектами электросетевого хозяйства, помимо прочих видов деятельности (производство и реализация высокотехнологичного и наукоемкого оборудования), осуществляет возмездную деятельность по передаче электрической энергии потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям данной организации.

Приказом ФСТ России от 22.04.2008 № 136-э ОАО «ИЗТС» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 37.1.76.

ОАО "ИЗТС", являясь субъектом розничного рынка электрической энергии - сетевой организацией, а в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и субъектом естественной монополии, на основании пункта 2 Стандартов раскрытия информации обязано раскрывать информацию в соответствии с данным документом.

Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.

В соответствии с п. 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

опубликования в электронных средствах массовой информации;

предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

При этом в силу п. 3(1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.

В пункте 11 Стандартов раскрытия информации установлен перечень информации, подлежащей размещению в открытом доступе в официальном печатном издании и на своем официальном сайте в сети Интерне, в том числе:

- пп. "и" п. 11 информация о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы За исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса);

- пп. "л" п. 11 о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 8 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186, (далее – Единые стандарты) Сетевая организация раскрывает в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 4, ст. 282; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 17, ст. 2088; 2010, N 33, ст. 4431; 2011, N 45, ст. 6404; 2012, N 4, ст. 505; N 23, ст. 3008; 2013, N 27, ст. 3602; N 31, ст. 4216; N 36, ст. 4586; N 50, ст. 6598; 2014, N 8, ст. 815; N 9, ст. 907, 919; N 19, ст. 2416; N 25, ст. 3311), следующую информацию о паспортах услуг (процессов):

круг заявителей;

размер платы за оказание услуги (осуществления процесса) и основания ее взимания;

условия оказания услуги (осуществления процесса);

результат оказания услуги (осуществления процесса);

общий срок оказания услуги (осуществления процесса);

состав и этапы оказания услуги (осуществления процесса), включая сведения о содержании и (или) условиях этапа, форма оказания услуги (осуществления процесса).

Паспорт услуги (процесса) составляется в отношении каждой услуги (процесса), оказываемой сетевой организацией, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Единым стандартам.

Паспорта услуг (процессов) сетевой организации публикуются сетевой организацией в соответствующем разделе на официальном сайте сетевой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), а также размещаются на информационных стендах в офисах сетевой организации, предназначенных для приема потребителей по вопросам оказания услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению и иным вопросам, связанным с деятельностью сетевой организации (далее - офис обслуживания потребителей).

При этом, пунктом 10 Единых стандартов предусмотрено, что сетевая организация в соответствии со Стандартами раскрытия информации обеспечивает раскрытие информации о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации за предшествующий год согласно приложению N 7 к настоящим Единым стандартам на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 6 пункта 12 Стандартов информация, указанная в подпункте "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания и обновляется в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений.

Согласно пункту 11(6) информация, указанная в подпункте "л" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Исходя из изложенного, информация, предусмотренная подпунктом «л» пункта 11 Стандартов за 2015 год должна была быть опубликована до 01 апреля 2016. Информация, указанная в подпункте «и» пункта 11 Стандартов должна была быть размещена, исходя из правил пункта 4 Стандартов, по окончании отчетного периода 2016 года. Источником опубликования информации является официальный сайт сетевой организации в сети интернет.

Из материалов дела следует и Обществом по существу не отрицается, что по состоянию на 27.12.2016 на интернет-сайте ОАО «ИЗТС» по адресу: http://www.izts.ru информация по подпункту «и» пункта 11 Стандартов раскрытия информации по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к Единым стандартам, не опубликована. Одновременно имело место не размещение информации, предусмотренной подпунктом «л» пункта 11 Стандартов раскрытия информации.

Довод заявителя о том, что нераскрытие информации на официальном сайте субъекта рынка электрической энергии не образует события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ суд отклоняет.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Норма права, которая предусматривает обязанность субъектов рынков электрической энергии регистрировать официальный сайт в качестве электронного средства массовой информации, отсутствует.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)" официальный интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным средством массовой информации и не подлежит государственной регистрации (раздел 5).

Таким образом, сетевая организация раскрывает информацию, предусмотренную действующим законодательством, путем опубликования в электронных средствах массовой информации, к которым относится ее официальный интернет-сайт, который не подлежит государственной регистрации.

ОАО «ИЗТС» как территориальная сетевая организация имело возможность разместить информацию о своей деятельности за 2015 год в установленный срок и в полном объеме, однако, данным лицом не были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению требований пп. «и» и «л» п. 11 , 11 (6) и 12 раздела 2 Стандартов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности выводов административного органа о наличии в действиях ОАО «ИЗТС» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

Оценив довод заявителя о малозначительности вменяемого ему правонарушения, суд установил следующее.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с положениями пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ №10 статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава правонарушения. Так, не может быть отказано в квалификации правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П, определениях от 09.04.2003N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О, от 29.05.2014 N 1013-О), малозначительность является одним из средств, позволяющим в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.

Из материалов дела следует, что информация, предусмотренная пп. «и» п.11 Стандартов частично размещена Обществом (название ТСО, список потребителей присутствует во всех документах, отражающий энергобаланс, тариф за услуги в 2015 году, результат деятельности отражен в энергобалансе за 2015 год). В 2015 году в сетях территориальной сетевой организации ОАО «ИЗТС» отсутствовали аварийные ограничения (отключения), в сведениях от деятельности ТСО ОАО «ИЗТС» отражен этот вопрос (6 абзац на 2 странице). Деятельность по передаче электрической энергии не является для ОАО "ИЗТС" основной, что не отрицалось административным органом. ОАО "ИЗТС" не является профессиональным участником рынка электрической энергии. Рынок оказания услуг ограничен адресной частью: ул. Станкостроителей, д.1. Количество потребителей невелико. Ни одно из заинтересованных лиц не обратилось к ОАО "ИЗТС" с запросом о предоставлении неразмещенной на сайте информации

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что совершенное обществом административное правонарушение является малозначительным и обладает низкой степенью общественной опасности, поскольку действия нарушителя не причинили значительного общественного вреда.

При этом суд полагает, что устное замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения, является для Общества достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ. Объявление устного замечания направлено на то, чтобы проинформировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.

Согласно абзацу 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 170 - 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

1. Требования открытого акционерного общества «Ивановский завод тяжелого станкостроения» удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-22/2017-002 от 03.02.2017.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Калиничева М.С.