ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-944/18 от 07.05.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

15 мая 2019 года

Дело №А17-944/2018

Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 15 мая 2019 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Савельевой Марии Сергеевны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановым И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области

к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области

о признании незаконным Представления № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г. в части п. 2;

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 05.02.2019 г.;

от УФК: ФИО2 по доверенности от 17.12.2018 г.;

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее: заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Ивановской области о признании незаконным Представления № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г.

В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил предмет заявленных требований, а именно просит суд признать незаконным Представление № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г. в части п. 2. Уточнения приняты судом.

В обосновании заявленных требований Департамент указал, что вывод УФК о невыполнении Департаментом полномочий участника бюджетного процесса по обеспечению целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований является неверным, поскольку Департамент как исполнитель Региональной адресной программы должен был обеспечить целевое направление бюджетных ассигнований уполномоченным органам муниципальных образований, что и было сделано. Все денежные средства были доведены до уполномоченных органов муниципальных образований, участников программы в полном объеме, в соответствии с взятыми на себя обязательствами согласно заключенным соглашениям. При этом Департамент не наделен надзорными функциями и полномочиями за исполнением уполномоченными органами муниципальных образований условий Региональной программы. Департамент также не имеет установленных законом властно-распорядительных функций по направлению в адрес муниципальных образований участников Региональной подпрограммы каких-либо представлений или иных актов реагирования по возврату средств Фонда и долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, обязательных для исполнения. В связи с чем, реализация исполнения представления УФК не представляется возможным. Также заявитель указывает, что обстоятельства нецелевого использования средств Фонда, УФК не доказаны. В пределах выделяемых денежных средств, получатели субсидии имеют право расходовать такие средства на оплату помещений по площади превышающих расселяемые. В основаниях для возврата средств Фонда представления (предписание) надзорных финансовых органов, в том числе УФК не фигурирует, а, следовательно, подобное требование о возврате является противоречащим действующему законодательству. Также заявитель считает выданное Представление неисполнимым.

Управление Федерального казначейства по Ивановской области с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. УФК указано, что проверкой, проведенной в Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области, установлено направление и использование Администрацией бюджетных средств (за счет средств Фонда) на оплату стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых помещений. Получение Администрацией жилых помещений площадью больше, чем предусмотрено муниципальными контрактами, повлекло изменение средней стоимости 1 квадратного метра приобретенного по муниципальным контрактам жилья, в связи с чем, оплата за счет средств Фонда осуществлена с превышением, что является нецелевым использованием бюджетных средств. Администрации выдано предписание № 10 от 9 октября 2017 г. с требованием в срок до 25.12.2017 осуществить возврат денежных средств, использованных не по целевому назначению.

На основании раздела 7 Региональной программы, статьи 158, п. 1 ст. 269.2, 306.4 БК РФ, ст. 20, ст. 23, ст. 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», п. 2.1.7 договора о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 18.07.2008 № 40-Зс, п. 4.2 договора о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства от 01.08.2016 № З/п-2016, Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1134, оспариваемое Представление о возложении обязанности по обеспечению возврата суммы в размере 8 191 658,92 руб. в доход бюджета Ивановской области с последующим перечислением денежных средств в Фонд правомерно выдано Департаменту, обеспечивающему реализацию всего комплекса мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также осуществляющему контроль за целевым использованием средств Фонда.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.

Управлением Федерального казначейства по Ивановской области в период с 05.07.2017 г. по 04.08.2017 г. в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области была проведена выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2016 году.

В ходе проверки УФК были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов. По итогам проверки Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области выдано Представление № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г.

В пункте 2 Представления № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г. указано следующее:

Департаментом, как главным распорядителем средств бюджета, источником формирования которых являются средства Фонда, в 2016 году не обеспечен целевой характер использования бюджетных средств в общей сумме 8 191 658, 92 руб. при направлении средств Фонда на оплату стоимости превышения площади, предоставленной к переселению граждан из аварийного жилищного фонда над площадью ранее занимаемых помещений, что повлекло использование указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения Приволжским городским поселением Приволжского муниципального района Ивановской области и Администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области. Нарушение: ст. 158 БК РФ, договора № 40-ЗС, региональной программы.

В связи с чем, УФК по Ивановской области требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения, а также обеспечить возврат в Фонд средств, использованных Администрацией Приволжского муниципального района не по целевому назначению. Возврат средств в Фонд осуществить с учетом особенностей, установленных статьей 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1134 «Об утверждении правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Не согласившись с Представлением № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г. в части п. 2, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области обратился в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением.

Заявление Администрации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в соответствии с порядком предусмотренном ст. ст. 152-170, 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 11 части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 Закона № 185-ФЗ.

В соответствии с Законом  № 185-ФЗ, постановлением Правительства Ивановской области от 15 апреля 2013 г. № 134-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы», в разделе 7 которой предусмотрено участие в заявке на получение финансовой поддержки  Фонда  Приволжского городского поселения  

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Проверкой, проведенной в Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области, установлено направление и использование Администрацией бюджетных средств (за счет средств Фонда) на оплату стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых помещений. Получение Администрацией жилых помещений площадью больше, чем предусмотрено муниципальными контрактами, повлекло изменение средней стоимости 1 квадратного метра приобретенного по муниципальным контрактам жилья, в связи с чем, оплата за счет средств Фонда осуществлена с превышением, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Администрации выдано предписание № 10 от 9 октября 2017 г. с требованием в срок до 25.12.2017 осуществить возврат денежных средств, использованных не по целевому назначению при оплате стоимости превышения площади жилых помещений, выделенных гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых жилых помещений, в доход субъекта - Ивановская область (для последующего возврата в Фонд). Возврат средств в областной бюджет осуществить с учетом особенностей, установленных статьей 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1134 «Об утверждении правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Правомерность выдачи Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области Предписания № 10 от 9 октября 2017 г. являлась предметом рассмотрения в рамках дела № А17-8868/2017.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.06.2018 по делу №А17-8868/2017 по заявлению Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконным  Предписания Управления Федерального казначейства по Ивановской области № 10 от 09.10.2017, требования Администрации удовлетворены, указанный ненормативный правовой акт признан недействительным.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 08.11.2018 решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.06.2018 по делу №А17-8868/2017 отменено, принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о признании незаконным Предписания от 09.10.2017 г. № 10 отказано. Постановление вступило в законную силу со дня его принятия.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 30.01.2019 постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу № А17-8868/2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации Приволжского муниципального района – без удовлетворения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации № 301-ЭС19-5606 от 30.04.2019 г. Администрации Приволжского муниципального района отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судами установлено, что Администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области в 2016 году допущено нецелевое использование бюджетных средств, источником формирования которых, в том числе, являлись средства Фонда в сумме 8 191 658,53 рублей, выразившееся в оплате стоимости площади жилых помещений, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, превышающей площадь ранее занимаемых гражданами помещений.

В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Преюдициальные факты не могут быть опровергнуты, если судебный акт, которым они установлены, не отменен в предусмотренном законом порядке.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).

Таким образом, доводы Департамента об отсутствии нецелевого использования вышеуказанных денежных средств подлежат отклонению как необоснованные и противоречащие вышеуказанным судебным актам.

В соответствии с п. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Из содержания Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013 - 2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 № 134-п (в редакции, действовавшей на момент выдачи Представления) следует, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области является государственным заказчиком, разработчиком и исполнителем программы по переселению граждан из аварийного жилья. В п. 8 таблицы 2 Региональной адресной программы также указано, что Департамент является ответственным исполнителем за подготовку отчетности о ходе реализации Программы, выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и расходовании средств на реализацию Программы.

Согласно разделу 7 Региональной адресной программы муниципальные образования Ивановской области - участники Программы заключают с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области соглашения, определяющие порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

Средства Фонда и бюджета Ивановской области направляются Департаментом финансов Ивановской области Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области перечисляет субсидии в установленном порядке бюджетам муниципальных образований. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области осуществляет: контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы; общее руководство и управление реализацией Программы.

Департамент, обладая бюджетными полномочиями главного распорядителя бюджетных средств субъекта, получившего средства Фонда, осуществляет контроль за целевым использованием средств Фонда, а также обеспечение результативности использования бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу ч.ч. 1.1, 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Следовательно, оспариваемое Представление выдано уполномоченным органом.

Согласно ч. 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда приостанавливается на основании решения правления Фонда в случае выявления Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры нецелевого использования средств Фонда.

В силу п. 3 ч . 1 ст. 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в Фонд субъектом Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, в случае: предусмотренном договором, заключаемым между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1.2 ст. 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при наличии указанного в пунктах 2 - 4.1 части 1 статьи 23 и пункте 4 части 1 статьи 23.1 настоящего Федерального закона неустраненного нарушения субъект Российской Федерации по собственной инициативе вправе возвратить средства Фонда в размере, определенном в соответствии с пунктами 1 - 3.1, 5 и 6 части 3 настоящей статьи, до принятия Правительством Российской Федерации решения о возврате на основании заключенного между Фондом и субъектом Российской Федерации и предусматривающего такой возврат договора.

Аналогичное положение, предусматривающее возврат средств Фонда, использованных не по целевому назначению, содержится в п. 2.1.7 договора от 18.07.2008 г. № 40-ЗС в редакции соглашения № 12 от 16.10.2013 г., заключенного между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Ивановской областью.

Таким образом, доводы Департамента о том, что соответствующие денежные средства возвращаются только на основании принятого Правительством Российской Федерации решения о возврате, подлежат отклонению как противоречащие вышеуказанным нормам права и положениям договора.

В соответствии с п. 4.2 договора о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства от 01.08.2016 № З/п-2016, заключенного между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и Администрацией Приволжского муниципального района, в случае нецелевого использования средств Фонда, средств бюджета Ивановской области, направленных в бюджет муниципального образования в виде субсидий от Фонда и из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда бюджетам муниципальных образований Ивановской области, муниципальное образование несет обязательства по возврату денежных средств на счет Департамента, который является главным распорядителем указанных денежных средств.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4.1 договора от 01.08.2016 № З/п-2016).

Следовательно, доводы заявителя о неисполнимости представления ввиду отсутствия у Департамента необходимых полномочий подлежат отклонению как необоснованные.

Механизм возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, установлен статьей 23.1 Федерального закона № 185-ФЗ, а также Правилами возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1134 (далее - Правила).

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» возврат средств Фонда осуществляется в размере нецелевого использования средств Фонда в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» возврат средств Фонда, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1134.

Согласно п. 3 указанных Правил финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации главным администратором (администратором) доходов бюджета этого субъекта Российской Федерации (далее - главный администратор (администратор) доходов бюджета) на счет Фонда в Банке России.

В соответствии с приложением 5 к Закону Ивановской области «Об областном бюджете на 2016 год» от 29.12.2015 № 148-ОЗ, Приложением 4 к Закону Ивановской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 07.12.2016 № 112-ОЗ Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области является главным администратором доходов областного бюджета в отношении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных районов.

Таким образом, обязанность Департамента по обеспечению возврата средств Фонда, использованных не по целевому назначению Администрацией, предусмотрена вышеуказанными нормативно-правовыми актами и соглашениями о предоставлении средств Фонда.

Оспариваемый пункт Представления о возложении обязанности по обеспечению возврата суммы в размере 8 191 658,92 руб. в доход бюджета Ивановской области с последующим перечислением денежных средств в Фонд правомерно выдан Департаменту, обеспечивающему реализацию всего комплекса мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также осуществляющему контроль за целевым использованием средств Фонда.

На основании вышеизложенного, требования Департамента подлежат оставлению без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривается, поскольку Департамент освобожден от ее оплаты на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 200, 201 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

1. Требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области к Управлению федерального казначейства по Ивановской области о признании незаконным Представления № 28 (3300-22-21/4180) от 02.11.2017г. в части п. 2 оставить без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>) в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                    М.С. Савельева