ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-9574/18 от 29.11.2018 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

30 ноября 2018 года

Дело №А17-9574/2018

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению

акционерного общества «Комильфо» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления Отделения по Ивановской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/3110 от 23.10.2018,

при участии в судебном заседании:

- от акционерного общества «Комильфо» - ФИО2 на основании доверенности от 22.11.2018, документа, удостоверяющего личность;

- отОтделения по Ивановской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу – ФИО3 на основании доверенности от 29.05.2018, ФИО4 на основании доверенности от 29.05.2018,

установил:

акционерное общество «Комильфо» (далее -  АО «Комильфо», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании постановления Отделения по Ивановской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (далее - административный орган, Отделение  Иваново) № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/3110 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-24-ЮЛ-18-17338 от 23.10.2018, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

В обоснование заявленных требований АО «Комильфо» указало, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности явилось несвоевременное представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Факт совершения правонарушения Общество не отрицает, между тем полагает, что такие обстоятельства,  как устранение допущенного нарушения (23.10.2018 возобновлена эмиссия и осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций), совершение правонарушения впервые, отсутствие угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям и экономическим интересам государства и третьих лиц, являются основанием для признания совершенного АО «Комильфо» правонарушения малозначительным. Заявитель так же указал, что уплата штрафа в назначенном размере неизбежно приведет к финансовым осложнениям в деятельности Общества, к невозможности своевременного осуществления текущих кредитных обязательств. На основании изложенного, заявитель просит суд, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободить Общество от административной ответственности.

Отделение Иваново считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указав, что оснований для освобождения Общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Общество обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении своей деятельности, при этом Общество имело возможность и должно было принять необходимые и достаточные меры для своевременного исполнения требований законодательства Российской Федерации, однако не сделало этого, а отсутствие негативных последствий и устранение правонарушения основанием для вывода о малозначительности совершенного правонарушения  не является. Административное наказание назначено Обществу в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ, и является соразмерным степени вины правонарушителя и характеру совершенного правонарушения. На основании изложенного, административный орган просит заявление Общества оставить без удовлетворения.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав представителей заявителя, административного органа, суд установил следующее.

При проведении административным органом анализа представленного «Комильфо» (зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2018, ОГРН <***>) комплекта документов на регистрацию  отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг установлено, что Общество, являясь эмитентом эмиссионных ценных бумаг, допустило нарушение установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, выразившееся в нарушении срока представления в Банк России документов для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, установленного Положением Банка России от 11.08.2014 № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрациивыпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее - Положение о Стандартах).

По факту выявленного нарушения Отделением Иваново с соблюдением порядка, установленного статьей 28.2 КоАП РФ,  в отношении АО «Калипсо»  составлен протокол № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/1020-1 об административном правонарушении от 12.10.2018 по статье 15.17 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела административным органом было вынесено постановление № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/3110 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-24-ЮЛ-18-17338 от 23.10.18 в размере 250 000  рублей.

Общество оспорило вышеназванное постановление в Арбитражный суд Ивановской области.

Статьей 15.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

На основании статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ, Закон о рынке ценных бумаг) акция является эмиссионной ценной бумагой и размещается выпусками.

Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применять иные меры, предусмотренные федеральными законами.

В соответствии с пунктом 8.1 Положения о стандартах, пунктом 1 статьи 25 Закона № 39-ФЗ эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах   выпуска  (дополнительного   выпуска) ценных бумаг, а при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 25 Закона о рынке ценных бумаг, вправе вместо отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представить уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представляется эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска).

В соответствии с пунктом 7.2 Положения о стандартах размещение ценных бумаг должно осуществляться в соответствии с условиями, определенными решением об их выпуске (дополнительном выпуске).

Согласно пункту 8.2 решения о выпуске ценных бумаг АО «Комильфо» сроком размещения ценных бумаг является дата государственной регистрации Общества, созданного в результате преобразования.

Датой государственной регистрации юридического лица - АО «Комильфо» является 23.04.2018, соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, документы, необходимые для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при создании Общества, должны быть представлены в Банк России не позднее 23.05.2018 включительно.

В то же время, из представленных в материалы дела документов следует, что 19.09.2018 Общество представило в Банк России в лице Отделения по Орловской области письмо (вх. № 217740) об уточнении платежа по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг с указанием реквизитов Центрального аппарата Банка России. Первичный пакет документов на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг поступил в Отделение по Орловской области 07.08.2018 письмом вх. № 181622 от 07.08.2018, то есть с нарушением установленного законом срока. Факт нарушения установленного срока Общество не оспаривает.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.

Таким образом, в действиях (бездействии) АО «Комильфо» имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.17 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания постановления № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/3110 от 23.10.2018 незаконным.

Оценив обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В силу пункта 18.1  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. 

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.17 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента истечения срока, в течение которого Общество должно было представить документы, необходимые для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при создании юридического лица. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

В рассматриваемом случае заявитель пренебрег исполнением возложенной на него действующим законодательством обязанности по представлению в установленный законом срок документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при создании Общества.  В ходе судебного разбирательства заявитель указал причины нарушения   срока предоставления документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, которые носят организационный характер, однако исключительными не являются.  При этом названные заявителем обстоятельства (отзыв лицензии у кредитной организации и многочисленные проверки Общества) объективно не могли препятствовать  исполнению соответствующей обязанности Обществ на протяжении нескольких месяцев.

Иных исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное Обществом правонарушение как малозначительное,  заявителем не названо и судом не установлено.

Факт самостоятельного устранения Обществом допущенных  нарушений не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Согласно правовой позиции, сформулированной  в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях",  данное обстоятельство в   силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.

Административный штраф установлен административным органом Обществу на основании ст. 4.1 КоАП РФ  в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 15.17 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, основания для отмены постановления № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/3110 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-24-ЮЛ-18-17338 от 23.10.2018 у суда отсутствуют.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать акционерному обществу «Комильфо» в удовлетворении требований об отмене постановления Отделения по Ивановской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу от 23.10.2018 № ТУ-24-ЮЛ-18-17338/3110 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-24-ЮЛ-18-17338.

2.  Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 211, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                                                  Калиничева М.С.