ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-9835/17 от 01.03.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

12 марта 2018 года

Дело №А17-9835/2017

Резолютивная часть решения  объявлена  01 марта  2018 года. Полный текст решения изготовлен  12 марта 2018 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Наливиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

 общества с ограниченной ответственностью «Прогресс М» (ОГРН <***> ИНН <***>)

об оспаривании Постановления Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области от 04.10.2017 № 03-14/07-20/17 о назначении административного наказания и Решения Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области от 02.11.2017 о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Прогресс М»: ФИО1 (представитель по доверенности от 08.11.2017), ФИО2 (представитель по доверенности от 17.01.2017),

от Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области: ФИО3 (представитель по доверенности от 28.02.2018),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Прогресс М» (далее – ООО «Прогресс М», Общество, ООО) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области (далее – Департамент) от 04.10.2017 № 03-14/07-20/17 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей и Решения Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области от 02.11.2017 о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено незаконно в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование указанных выводов Общество приводит следующие доводы:

ООО «Прогресс М» не осуществляло деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, на которую требуется лицензия на право пользования недрами. Общество с целью строительства рыбных прудов получило в Комитете Ивановской области по природопользованию разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова от 30.04.2014г. №03-22-3/14. В соответствии с требованием данного разрешения в процессе вскрытия почвенного слоя и на основании пунктов 2, 3 Приложения №2 Постановления Правительства Ивановской области от 30.04.2010г. 131-п (действовавшего на тот период времени) Общество направило в Департамент уведомление от 08.07.2014г. о намерении использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые — песок и гравий которые будут изыматься на глубину до 5 метров при строительстве прудов.

Каких-либо письменных или устных отказов о постановке на учет в Комитете, как пользователь ОПИ для своих нужд, Общество не получало.

ООО «Прогресс» полагает, что Общество имело право на добычу недр (песка) на принадлежащем ему земельном участке и последующее использование не на собственном участке для собственных нужд.

Более подробно позиция ООО изложена в заявлении.

Определением от 29.11.2017г. заявление было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 22.01.2018. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительное судебное заседание откладывалось. По окончании предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом  мнения лиц, участвующих в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

Департамент природных ресурсов  и экологии Ивановской области с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. По мнению административного органа, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела.

Более подробно позиция административного органа изложена в письменном отзыве.

Оценив документы, пояснения и возражения  лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В ходе проведения Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки при рассмотрении материалов дела в помещении прокуратуры (153012, <...>) 08 сентября 2017 года в 10 час 30 мин в деятельности ООО «Прогресс М» выявлены нарушения природоохранного законодательства в сфере охраны и использования недр.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2014 в собственности ООО «Прогресс М» находится земельный участок с кадастровым номером 37:09:040701:85, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 233 400 кв. м, расположенный по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи д. Шпариха.

С целью копки прудов при возведении прудового рыбоводного хозяйства и обустройства территории на вышеуказанном земельном участке 30.04.2014 Обществом получено разрешение № 03-22-3/14 на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Проведение работ разрешено на площади 53480 м², глубина разработки 0,18 м, объем снимаемого плодородного слоя почвы 9626,4 м³. Срок действия данного разрешения истек 01.11.2014.

После получения указанного разрешения Общество 08.07.2014 обратилось в Комитет Ивановской области по природопользованию с уведомлением о намерении осуществлять на указанном земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия) с целью использования их для собственных нужд при возведении прудового рыбоводного хозяйства.

Комитет Ивановской области по природопользованию 22.07.2014 отказал Обществу в постановке на учет пользователя недр.

12.05.2017 ООО «Прогресс-М» обратилось в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области с заявлением о включении участка недр, расположенного на указанном земельном участке, месторождений строительных песков Шпарихинское в Лежневском районе Ивановской области в Перечень участков недр местного значения Ивановской области, а также с просьбой назначить дату аукциона на получение лицензии на геологоразведку (поисково-оценочные работы) с последующей добычей песчаных запасов данного месторождения.

Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области 19.05.2017 отказано в удовлетворении  заявления ООО «Прогресс-М».

Согласно информации Департамента природных ресурсов и экологии от 28.08.2017 ООО «Прогресс-М» лицензии на право пользования недрами и какой-либо иной разрешительной документации по добыче песка на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи д. Шпариха не имеет.

Вместе с тем, как установлено прокурорской проверкой ООО «Прогресс-М» в период с 10 августа 2017 года по 23 августа 2017 года осуществляло добычу песка на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи д. Шпариха, в целях подсыпки дороги на базе, расположенной по адресу: <...>.

За указанный период времени Обществом изъято и вывезено с земельного участка 100 тонн песка (67 м³).

Добыча песка осуществлялась на указанном земельном участке сельскохозяйственного назначения в отсутствии лицензии на право пользования недрами. Причиной допущенных нарушений явилось несоблюдение требований законодательства о недрах со стороны юридического лица - ООО «Прогресс-М».

Постановлением заместителя начальника Департамента № 03-14/07-20/17 от 04.10.2017 о назначении административного наказания ООО привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 800 000 руб. 

Решением временно исполняющего обязанности начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области ФИО4 от 02.11.2017 постановление о назначении административного наказания от 04.10.2017 № 03-14/07-20/17 по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Прогресс М» оставлено без изменения.

Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании Постановления Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области от 04.10.2017 № 03-14/07-20/17 о назначении административного наказания и Решения Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области от 02.11.2017 о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 Федерального закона  от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – закон № 7-ФЗ)  эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со ст. 6  Закона Российской Федерации  от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"  (далее – Закон о недрах) недра предоставляются в пользование, в том числе для:

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Статьей 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии со ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе:

обеспечение     полноты     геологического     изучения,     рационального комплексного использования и охраны недр;

проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ:

использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе;

строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Помимо этого, согласно постановлению Правительства Ивановской области от 15.10.2015 № 471-п «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и о строительстве подземных сооружений на территории Ивановской области, а также о добыче общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд» землепользователи, планирующие осуществлять использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых обязаны встать на учет в уполномоченном органе - Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области.

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки вышеперечисленные обязательные требования законодательства в деятельности ООО «Прогресс М» не исполняются, а именно Обществом осуществляется добыча песка на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи д. Шпариха, в отсутствии лицензии на право пользования недрами.

Кроме того, в нарушение требований указанного законодательства ООО «Прогресс М» на учете в уполномоченном органе - Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, в целях использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых на указанном участке не состоит.

Данные нарушения подтверждаются объяснениями директора ООО «Прогресс-М» ФИО5 от 08.09.2017, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 14.02.2014, справкой ООО «Прогресс-М» об объемах добычи песка, актом проверки прокуратуры от 23.08.2017, товарно-транспортными накладными, а также иными материалами проверки.

Довод о том, что ООО «Прогресс-М» направляло в Комитет Ивановской области по природопользованию 08.07.2014 уведомлением о намерении осуществлять на указанном земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия) с целью использования их для собственных нужд при возведении прудового рыбоводного хозяйства, суд считает несостоятельным ввиду следующего.

Комитет Ивановской области по природопользованию направил в адрес ООО «Прогресс-М» письмо от 22.07.2014 № исх-1179-041/01-15 на письмо № 3-01-2014 от 08.07.2017 (уведомление ООО «Прогресс-М») о том, что в представленных в Комитет материалах не содержались документы, которые являлись обязательными приложениями к уведомлению, в соответствии с п. 3 приложения 2 к постановлению Правительства Ивановской области от 30.04.2010 № 131-п «О добыче общераспространённых полезных ископаемых собственниками и арендаторами земельных участков, землепользователями и пользователями недр, а также бытовых колодцев и скважин на территории Ивановской области», а именно отсутствовал документ, подтверждающий полномочия лица, представлявшего интересы юридического лица.

В этой связи, в указанном письме, Комитет Ивановской области по природопользованию сообщил ООО «Прогресс М» о том, что вернется к рассмотрению вопроса о постановке на учет пользователя недр - ООО «Прогресс М» после надлежащего оформления уведомления и прилагающихся к нему документов в установленном порядке.

В этой связи, был сделан вывод о том, что Комитет Ивановской области по природопользованию к процедуре постановки ООО «Прогресс-М» на учет пользователя недр не преступил.

Таким образом, ООО «Прогресс-М» на учет в Комитете Ивановской области по природопользованию, как пользователь недр с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка) и их использование для собственных нужд при возведении прудового рыбоводного хозяйства на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи д. Шпариха, был не поставлен.

Согласно п. 4 и п. 5 приложения 2 к Постановлению Правительства Ивановской области от 30.04.2010 № 131-п «О добыче общераспространенных полезных ископаемых собственниками и арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами и пользователями недр, а также устройстве бытовых колодцев и скважин на территории Ивановской области» было определено, что Комитет в течение 20 рабочих дней рассматривает уведомление, осуществляет проверку отсутствия на заявленном земельном участке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе.

В случае отсутствия на заявленном земельном участке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, Комитет осуществляет постановку заявителя на учет, о чем делается соответствующая запись в журнале учета и сообщается в письменной форме заявителю.

В случае наличия на заявленном земельном участке месторождения общераспространенных полезных ископаемых, числящегося на государственном балансе, Комитет уведомляет заявителя о необходимости получения в установленном порядке лицензии на право пользования недрами до проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Новых уведомлений от ООО «Прогресс-М» в период с 22.07.2014 по 23.08.2017 о постановке на учет в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в соответствии с Постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2015№ 471-п «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и о строительстве подземных сооружений на территории Ивановской области, а также о добыче общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд» не поступало.

Вместе с тем, необходимо отметить, что постановка на учёт, как пользователь недр с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка) и их использования для собственных нужд налагает на заявителя обязанность ведения учета объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, выполняют работы по рекультивации нарушенных в процессе добычи общераспространенных полезных ископаемых земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Довод о том, что ООО «Прогресс М» имело право на добычу недр (песка) на принадлежащем ему земельном участке и его последующее использование не на собственном участке для собственных нужд не является законным в силу положений ст. 19 Закона о недрах.

В ст. 19 Закона о недрах установлено, что собственники земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Исходя из вышеизложенного, выявленный факт добычи недр (песка) ООО «Прогресс М» на земельном участке сельскохозяйственного назначения и вывоз его за границу данного земельного участка, а именно на другой земельный участок, с целью его улучшения коммерческой организацией - ООО «Прогресс М» не может рассматриваться, как использование для собственных, личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Вместе с тем, довод ООО «Прогресс М» о том, что на момент выявления Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой 23 августа 2017 года факта добычи Обществом недр (песка) и вывоза его за границу земельного участка сельскохозяйственного назначения, ООО занималось проведением работ по строительству прудов, несостоятелен ввиду следующего.

Выданное ООО «Прогресс М» разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на глубину 0,18 м имело срок действия до 01.11.2014 года.

По истечении срока разрешения повторных обращений от ООО «Прогресс М», в адрес Департамента о получении разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова вновь, не поступало.

Согласно п. 7 Порядка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 23.07.2009 № 211-п установлено, что заявитель вправе приступить к осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова только после получения разрешения.

Кроме того, согласно направленных ООО «Прогресс М» документов на постановку на учет с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка) и их использования для собственных нужд при возведении прудового рыбоводного хозяйства на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи д. Шпариха, в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2010 № 131-п «О добыче общераспространенных полезных ископаемых собственниками и арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами и пользователями недр, а также устройстве бытовых колодцев и скважин на территории Ивановской области» все работы по созданию прудов должны были быть завершены ООО «Прогресс М» в период с конца июля по ноябрь 2014г.

Извлеченный грунт (общераспространенные полезные ископаемые) планировалось использовать в границах данного земельного участка.

Кроме того, согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Прогресс М» установлено, что основными видами деятельности Общества являются добыча общераспространенных полезных ископаемых, а именно камня, песка, глины, а также разработка для этих целей гравийных и песчаных карьеров.

Однако, для осуществления основного вида деятельности, за лицензией на право пользования недрами с целью добычи песка ООО «Прогресс М» в Департамент не обращалось.

В связи с чем, на основании имеющихся документов Департаментом был сделан вывод о том, что ООО «Прогресс-М» под видом создания прудов осуществляло добычу и вывозку недр песка в отсутствии разрешительных документов (лицензии).

Осуществление добычи недр (песка) с целью их последующего использования ООО «Прогресс М» нельзя признать деятельностью по использованию для собственных нужд собственником земельного участка в границах данного земельного участка общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, так как  действия  по  добыче  осуществлялись  коммерческой   организацией.  Любая  деятельность юридического лица – ООО «Прогресс М» несет коммерческий характер. В связи с чем Общество обязано соблюдать установленный порядок пользования недрами при осуществлении указанной деятельности.

На основании изложенного, в действиях юридического лица ООО «Прогресс-М» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, а именно, пользование недрами без лицензии.

Вина Общества заключается в бездействии и выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей. В данном случае Обществом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения природоохранного законодательства, как это требуют положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 49 Закона РФ «О недрах»).

Процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена; права Общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.

Материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

Оценив обстоятельства совершения ООО административного правонарушения, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших ООО исполнить требования законодательства, в материалах дела отсутствуют. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вместе с тем, относительно суммы административного штрафа, наложенной на заявителя оспариваемым постановлением, судом установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, по мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 800000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, степень вины Общества, отсутствие негативных последствий, суд считает необходимым снизить размер административного штрафа, подлежащего взысканию с ООО «Прогресс М», до 400 000 рублей.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 170 - 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


                                                           РЕШИЛ:

           1. Требования общества с ограниченной ответственностью  общества с ограниченной ответственностью «Прогресс М» удовлетворить частично.

 2. Постановление  Департамента природных ресурсов  и экологии Ивановской области от 04.10.2017 № 03-14/07-20/17 о назначении административного наказания  изменить в части административного наказания, уменьшив размер административного штрафа с 800 000 руб. до 400 000 руб.

 3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней после принятия (изготовления в полном объеме) может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд г. Киров. 

4.  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 211, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

                                 Судья                      Никифорова Г.М.