ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-993/11 от 01.06.2011 АС Ивановской области

­­­­АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022,г.Иваново, ул.Богдана Хмельницкого, д.59б

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иваново Дело № А17-993/2011

06 июня 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 06 июня 2011 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бузаевой С. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Городская управляющая организация жилищного хозяйства №2» об отмене постановления №165 о назначении административного наказания от 28.02.2011 года

Административный орган: ГУ МЧС России по Ивановской области Управление надзорной деятельности Ивановской области Отдел надзорной деятельности городского округа Иваново,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 25.02.2011 года;

установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Открытое акционерное общество «Городская управляющая организация жилищного хозяйства №2» (далее – ОАО «ГУО ЖХ № 2», заявитель) с заявлением об отмене постановления №165 от 28.02.2011 года о назначении административного наказания за правонарушение предусмотренное частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), вынесенного ГУ МЧС России по Ивановской области Управление надзорной деятельности Ивановской области Отдел надзорной деятельности городского округа Иваново (далее - ГУ МЧС России по Ивановской области, административный орган).

В обоснование своих требований заявителем указано, что проезд перед многоквартирным жилым домом № 35, по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново был перекрыт собственниками помещений многоквартирного дома путем установки труб на проезжей части. ОАО «ГУО ЖХ № 2» не является субъектом правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ, так как не является собственником указанной придомовой территории. Кроме того, дело № 1657 об административном правонарушении в области пожарной безопасности было рассмотрено неполно и необъективно, при вынесении постановления №165 от 28.02.2011 года были существенно нарушены требования статьи 29.7 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что ОАО «ГУО ЖХ № 2» принимало все зависящие от него меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности, которые выразились в периодическом сносе спорных столбов с придомовой территории пятиэтажного четырех подъездного жилого дома, информировании граждан о недопустимости возведения препятствий на придомовой территории.

В дополнении к заявлению от 27.05.2011 г. заявителем указано, что со стороны административного органа также имеет место пропуск срока давности привлечения ОАО «ГУО ЖХ № 2» к административной ответственности.

Представитель ГУ МЧС России по Ивановской области с требованиями заявителя не согласился, пояснил, что считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве. Процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено. Кроме того, согласно протокола общего собрания собственников помещений №1 от 12.02.2008 г. за нарушение правил пожарной безопасности на придомовой территории дома № 35, по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново ответственность несет ОАО «ГУО ЖХ № 2».

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание откладывалось на 01 июня 2011г. В судебное заседание 01.06.2011г. представитель Управления, надлежащим образом уведомленный о времени и месте продолжения судебного заседания, не явился, ходатайств не представил. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

30.11 2010 г. на «телефон доверия» ГУ МЧС России по Ивановской области поступило сообщение от ФИО2, в котором указывалось, что во дворе жилого дома по адресу: г. Иваново, ул. 1–ая Полевая, д. 35 вкопаны металлические столбы, которые затрудняют проезд экстренных служб города.

22.12.2010 г. Начальником отдела надзорной деятельности городского округа Иваново ГУ МЧС России по Ивановской области ФИО3 было поручено произвести выезд по вышеуказанному адресу с целью проверки возможности беспрепятственного подъезда пожарной техники к дому № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново в случае возникновения пожара.

23.12.2010 г. в ходе проверки, проведенной дежурной сменной СПТ и ПАСР ГУ «ЦУКС МЧ России по Ивановской области» было установлено, что сквозной внутридворовый проезд вдоль дома № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново невозможен из-за установки металлических столбов, что затрудняет проезд пожарной и специальной техники.

Вышеуказанное нарушение зафиксировано в письме от 27.12.2010 г. № 827-1-03.

Определением № 15 от 30.12.2010 г. государственного инспектора по пожарному надзору в отношении ОАО «ГУО ЖХ № 2» было возбуждено административное дело о нарушении требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена ответственность па части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

17.01.2011 г. по результатам административного расследования инспектором ОАиП ОНД городского округа Иваново в отношении ОАО «ГУО ЖХ № 2» составлен протокол № 11 об административном правонарушении в области пожарной безопасности по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ.

На основании указанных документов и иных материалов проверки заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Иваново УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области 28 февраля 2011 года вынес постановление № 165 о привлечении ОАО «ГУО ЖХ № 2» к административной ответственности по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 500 рублей.

Считая, что данное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, ОАО «ГУО ЖХ № 2» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления №165 о назначении административного наказания от 28.02.2011 года.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что заявление ОАО «ГУО ЖХ № 2» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно пункту 23 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Пунктом 2 части 1 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлено, что подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: со всех сторон - к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

Несоблюдение вышеприведенного требования образует событие правонарушения, ответственность, за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что административным органом не доказано наличие в действиях ОАО «ГУО ЖХ № 2» события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Дом № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново находится в управлении ОАО «ГУО ЖХ № 2».

По мнению представителя ГУ МЧС России по Ивановской области факт не обеспечения ОАО «ГУО ЖХ № 2» подъезда пожарных машин к дому № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново подтверждается письмом от 27.12.2010 г. № 827-1-03, протоколом № 11 об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 17.01.2011 г. и иными материалами дела № 1657 об административном правонарушении в области пожарной безопасности.

В соответствии с частями 1, 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делам об оспаривании решений административных органов, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, считает, что со стороны ГУ МЧС России по Ивановской области не представлено доказательств, достоверно и однозначно подтверждающих невозможность проезда пожарных машин к дому № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново с какой-либо из его сторон.

Проведение осмотра и фиксация перекрытия проезда к дому каким-либо образом административным органом не оформлялись. Фотографий, в материалы дела не представлено.

Кроме того, пункт 2 части 1 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ устанавливает требования к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов.

Представитель ОАО «ГУО ЖХ № 2» в судебном заседании пояснил, что жилой дом № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново, является 5-этажным, состоящим из 4 подъездов, всего 80 квартир.

Приложением № 1 к «СНиП 2.08.01-89*. Жилые здания», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, установлено, что секция жилого здания - часть здания, квартиры которой имеют выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор, и отделенная от других частей здания глухой стеной. Длина коридоров, не имеющих освещение в торцах и примыкающих к лестничной клетке, не должна превышать 12 м. Общая площадь квартир на этаже секции не должна превышать 500 м2.

Учитывая вышеуказанные положения суд пришел к выводу, что дом № 35 по ул. 1–ая Полевая, г. Иваново не является односекционным зданием. Изложенное свидетельствует о том, что требование пункта 2 части 1 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в рассматриваемом случае неприменимо.

Иной нормы законодательства, которая предъявляла бы аналогичные установленным пунктом 2 части 1 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ требования к обеспечению проезда пожарных машин к дому со всех сторон, представителем административного органа в рамках судебного разбирательства не приведено.

Исходя из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5. КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении предусмотренный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

О факте административного правонарушения (перекрытия проезда вдоль домов №35 и №36 по ул. 1 Полевая г. Иваново) должностному лицу ГУМЧС России по Ивановской области, имеющему полномочия на составление протокола по делу об административном правонарушении по части 6 статьи 20.4 КоАП стало известно 30.11.2010г. (входящий штамп № Г-507 на рапорте от 30.11.2010г.).

Постановление № 165 о привлечении ОАО «ГУО ЖХ № 2» к административной ответственности по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 500 рублей заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Иваново УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области вынесено 28 февраля 2011 года. Таким образом ОАО «ГУО ЖХ № 2» привлечено к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В связи с изложенным, суд считает заявление ОАО «ГУО ЖХ № 2» подлежащим удовлетворению, а постановление о назначении административного наказания от 28.02.2011 года № 165, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Иваново УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ ОАО «ГУО ЖХ № 2» незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя удовлетворить.

2. Постановление о назначении административного наказания от 28.02.2011 года № 165, вынесенное заместителем главного государственного инспектора города Иваново по пожарному надзору ФИО4 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ Открытого акционерного общества «Городская управляющая организация жилищного хозяйства №2» признать незаконным и отменить.

3. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции.

Судья Чеботарева И.А.