АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
РИ, город Назрань, пр.им. Базоркина, 44, адрес сайта: http://ingushetia.arbitr.ru/, тел.22-40-74(77), факс 22-40-80
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Назрань Дело №А18-1050/09
11 сентября 2009 года
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Колоевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаевым И.Х., рассмотрев административное дело по заявлению Открытого акционерного общества «ИнгОйл», (386230, <...>) об отмене постановления №22 от 24.08.2009 года Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по РИ (386200, ст.Орджоникидзевская, ул.Губиной, 1 «а») о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
при участи в судебном заседании представителей
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 24.08.2009 г.),
от ответчика – ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «ИнгОйл» обратилось 31.08.2009 года в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением от 28.08.2009 №47 об отмене постановления №22 от 24.08.2009 г. Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по РИ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Требования заявителя обоснованы тем, что в момент пожара бензино-дизельной установки (БДУ) и операторской, завод не работал, и самовозгорание в результате нарушений правил пожарной безопасности не произошло.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 отзыв на заявление не представил, требования не признает и просит суд отказать в заявленных требованиях.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11.09.2009 10 часов 30 минут, для представления ответчиком административного дела, отзыва и положения.
После перерыва представитель от административного органа не явился, истребованные судом документы не представил.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя административного органа, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, или лицом осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно действующего положения о государственном пожарном надзоре, должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно п.2 статьи 28.3 Кодекса помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в отношении ОАО «ИнгОйл» составлен протокол №37 от 05.08.2009 года об административном правонарушении в области пожарной безопасности и вынесено постановление №22 от 24.08.2009 года о назначении административного наказания.
Нарушены правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), а именно: нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании чего государственный инспектор, руководствуясь статьями 23.34, 28.1, 28.2, 28.3, 28.5 составил 05.08.2009 года протокол №37 об административном правонарушении в области пожарной безопасности, в котором данный вид правонарушения квалифицирован в соответствие с часть 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из представленного заявителем протокола №37 от 05.08.2009 года, видно, что в нем не имеются подписи законного представителя юридического лица, в том, что ему: разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, права представить объяснения и замечания по содержанию протокола, что административное дело будет рассмотрено в 15 часов 00 минут 20.08.2009 года и в том, что ему вручается 05.08.2009 года под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В определении о назначении времени и места рассмотрения административного дела от 05.08.2007 года указано, что дело в отношении общества назначено к рассмотрению на 20.08.2009 года в 15 часов 00 минут. Однако, постановление о назначении административного наказания вынесено 24.08.2009 года.
Таким образом, нарушены права законного представителя юридического лица установленные статьями 25.1, 25.4, 28.2 административного кодека. Исходя из смысла и содержания данных статей, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названными нормами Кодекса.
В соответствии со статьей 27.8осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Однако, представитель административного органа ФИО2 после перерыва на судебное заседание не явился, истребованное судом административное дело не представил и обязанность по доказыванию в обоснование своих возражений согласно ч.1 ст.65 и ч.4 ст.210 АПК РФ также не исполнил.
Согласно части 2 статьи 23.34 Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.
В этой связи, главный государственный инспектор УГПН вправе назначать административные наказания в отношении юридических лиц.
Главный государственный инспектор по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС РФ по РИ, рассмотрев протокол №37 от 05.08.2009 года и материалы административного дела в отношении юридического лица – ОАО «ИнгОйл» в соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ, установил, что совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ и постановил признать юридическое лицо ОАО «ИнгОйл» в соответствии с протоколом №37 от 05.08.2009 года, совершившим нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), введенных в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313, за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 20.4 Кодекса и привлечь к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом и никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, - влечет наказание на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, судом установлено, что в отношении юридического лица – ОАО «ИнгОйл» назначено административное наказание по части 1 статьи 20.4 Кодекса, что противоречит существу нарушения.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 1 названного Закона нарушение требований пожарной безопасности это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права вытекает, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм, стандартов и правил в области пожарной безопасности.
Из материалов дела не усматривается, что юридическим лицом - ОАО «ИнгОйл» не соблюдались требования правил и норм пожарной безопасности, что привело к пожару.
В соответствии с частью 3 статьи 29.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении суд обязан выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Протокол составлен с нарушением правил статьи 28.2 Кодекса, а именно: протокол составлен без участия законного представителя юридического лица, в протоколе отсутствует запись об отказе от подписания протокола или неявки законного представителя юридического лица.
В силу части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Каждое неустранимое сомнение, возникающее при оценке доказательств по административному делу, трактуется в пользу заинтересованного лица, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах привлечение общества к административной ответственности неправомерно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1.Заявление Открытого акционерного общества «ИнгОйл» удовлетворить полностью.
2.Признать незаконным и отменить полностью постановление №22 о назначении административного наказания от 24.08.2009 года, принятое в ст.Орджоникидзевской, Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по РИ, в отношении Открытого акционерного общества «ИнгОйл», <...>.
3.Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба и может быть обжаловано в порядке и сроки установленные статьями 181, 257, 259, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: Колоева Л.А.