ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-1372/2023 от 03.11.2023 АС Республики Ингушетия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80, http://ingushetia.arbitr.ru/info@ingushetia.mail

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело № А18-1372/2023 

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аушевой З.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокуратуры  Сунженского района о привлечении к административной ответственности ФИО1 за совершение административного правонарушения по части 3 ст.  14.13 КоАП РФ, в отсутствие сторон 

установил:

Прокурор Сунженского района обратился в Арбитражный суд с заявлением о  привлечении к административной ответственности конкурсного управляющего  ФИО1 за совершение административного правонарушения по  части 3 ст. 14.13 КоАП РФ

Стороны явку своих представителей для участия в судебном разбирательстве не  обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим  образом. Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся сторон. 

Исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд  приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по  следующим основаниям. 

Как установлено и следует из материалов дела, прокуратурой Сунженского района  проведена проверка соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве)  государственным унитарным предприятием «ИнгушрегионВодоканал». 

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от  19.12.2022 года по делу А18-2267/2021 Государственное унитарное предприятие  «ИнгушВодоканал» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное  производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Гиченко 


Алексей Юрьевич – член Ассоциации «Евросибирская саморегулируемая организация  арбитражных управляющих» СРО ААУ Евросиб). 

Определением суда от 29.08.2023 г. срок конкурсного производства продлен до  29.02.2024 г. 

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт  его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном  правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном  правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол,  предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного  правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной  ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет  меры административной ответственности. 

В соответствии со ст. 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ, арбитражный  управляющий в деле о банкротстве имеет право: созывать собрание кредиторов; созывать  комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в  случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; получать вознаграждение в  размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;  привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на  договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если  иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами  профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с  кредиторами; запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в  состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им  имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах  должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов  управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и  органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную,  коммерческую и банковскую тайну. 

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан: принимать меры по защите  имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его  финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; вести реестр требований  кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным  законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения 


общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в  случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; в случае выявления  признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в  органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных  правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; предоставлять собранию  кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за  собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять  расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о  банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления  таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в  арбитражный суд; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в  порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам,  участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой  является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции  которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и  рассмотрение сообщений о преступлениях; в случае, если в соответствии с настоящим  Федеральным законом привлечение арбитражным управляющим иных лиц для  исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является  обязательным, арбитражный управляющий обязан привлекать на договорной основе  аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих лиц с  оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;  осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции. 

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный  управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника,  кредиторов и общества. 

Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на  арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. 

Согласно ч. 1 ст. 20.4 Федерального закона N 127-ФЗ, неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в  соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами,  является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего  от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о  банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных  управляющих, членом которой он является. 


В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 127-ФЗ, лицами, участвующими в деле о  банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы;  уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного  самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового  оздоровления. 

В ч. 1 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что при осуществлении надзора за  соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом  другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена  настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. 

На арбитражного управляющего, являющегося одной из ключевых фигур дела о  банкротстве на любой его стадии, возложено непосредственное проведение процедуры  банкротства должника и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное  применение законодательства о банкротстве. 

Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими  своих обязанностей посягает на установленный порядок осуществления процедур  банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также  защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. 

Вместе с тем, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в  наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, поскольку состав  административного правонарушения является формальным, а в пренебрежительном  отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых  обязанностей. 

Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком  объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 14.13 КоАП: неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем,  организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной  администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей,  установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое  действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния. 

Как следует из заявления прокуратуры в нарушение требований абзаца 6 пункта 2  статьи 129 ФЗ № 127-ФЗ по истечении месяца со дня введения конкурсного производства, 


конкурсным управляющим ГУП «ИнгушВодоканал» не приняты меры для уведомления  работников о предстоящем сокращении, что влечет увеличение фонда оплаты труда. 

Кроме этого, прокуратурой указывается на установление нарушения при проведении  конкурсным управляющим ГУП «ИнгушВодоканал» инвентаризации имущества,  выразившиеся в подписании инвентаризационных описей работниками должника, а не  конкурсным управляющим, не проведении в установленный срок инвентаризации и  оценки имущества должника. 

По мнению заявителя, своими действиями (бездействием) конкурсный управляющий  совершил правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ

На основании изложенного, 22.03.2023 г. было вынесено постановление о  возбуждении дела об административном правонарушении. 

Проверив соблюдение административным органом процедуры привлечения  общества к административной ответственности, суд установил, следующее. 

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным  управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной  площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной  финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о  несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит  уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до  пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти  тысяч рублей. 

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам  обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на  основаниях и в порядке, установленных законом. 

В соответствии с ч. 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об  административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании  которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,  устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения,  виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении,  иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в  отношении которого ведется производство по делу об административном 


правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными  документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными  доказательствами. 

Согласно ч. 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об  административном правонарушении физическому лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном  правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права  и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. 

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть  предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном  правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по  содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. 

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или  законного представителя физического лица, или законного представителя юридического  лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном  правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об  административном правонарушении составляется в их отсутствие. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах,  возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об  административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП  РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного  органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ)  либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные  нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне,  полно и объективно рассмотреть дело. 

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые  данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при  рассмотрении дела. 

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие  лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,  суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени 


составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол,  уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли  причины неявки уважительными. 

Судом установлено, что постановление о возбуждении дела об административном  правонарушении вынесено в отсутствии надлежащего извещения ФИО1 о времени  и месте возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем приходит  выводу о том, что заявителем допущены существенные нарушения процедуры  привлечения ответчика к административной ответственности, что влечет отказ в  удовлетворении требования административного органа о привлечении к  административной ответственности. 

Кроме того, довод заявителя о том, что конкурсным управляющим ГУП  «ИнгушВодоканал» не приняты меры для уведомления работников о предстоящем  сокращении не был подтвержден в ходе судебного разбирательства, прокуратура не  представила доказательств нарушения ФИО1 требований абз. 6 пункта 2 ст. 129  ФЗ № 127-ФЗ. Напротив, конкурсным управляющим представлены в материалы дела  копии уведомлений о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от  18.07.2022 года и от 22.06.2023 г. на 147 страницах. 

Довод прокуратуры на нарушения при проведении конкурсным управляющим ГУП  «ИнгушВодоканал» инвентаризации имущества, выразившиеся в подписании  инвентаризационных описей работниками должника, а не конкурсным управляющим, не  проведении в установленный срок инвентаризации и оценки имущества должника также  опровергнут представленными в дело доказательствами. 

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности наличия в  действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ  является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном  правонарушении и основанием для отказа в удовлетворении заявления прокуратуры о  привлечении ФИО1 к административной ответственности. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о привлечении конкурсного управляющего ГУП  «ИнгушВодоканал» ФИО1 к административной ответственности,  предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях отказать. 


Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со  дня изготовления полного текста решения в Шестнадцатый арбитражный апелляционный  суд через Арбитражный суд Республики Ингушетия. 

 Судья Р.З. Гелисханова