ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-1470/10 от 23.03.2011 АС Республики Ингушетия

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Назрань Дело №А18-1470/10

23 марта 2011 года

( дата оглашения резолютивной части решения)

28 марта 2011 года

( дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальсаговой Л.М.

рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации сельского поселения Кантышево

386120, РИ, <...>

к Комитету Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам

386001, РИ, <...> а

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 глава администрации

от ответчика - не явился, надлежаще извещен

Заявитель – Администрация сельского поселения Кантышево далее ( Администрация ) обратилась в арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Комитету Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам о признании незаконными постановления Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам далее ( Комитет ) №02-11 от 24 ноября 2010 года №34 о назначении административного наказания.

Из заявления следует , постановлением Комитета о назначении административного наказания №02-11 от 24.11.2010 администрация привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ

По мнению заявителя, постановление №02-11 от 24.11.2010 является незаконным и подлежит отмене.

При производстве дела об административном правонарушении комитетом РИ по экологии и природным ресурсам допущены процессуальные нарушения, в результате которых администрация сельского поселения лишена возможности реализовать свои права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, а именно знакомиться со всеми материалами дела и давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью и другие процессуальные права.

Постановление вынесено 24.11.2010 по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении, а именно определения о возбуждении дела об административном правонарушении №57 и проведении административного расследования от 22.10.2010, и составленного по итогам административного расследования протокола об административном правонарушении от 01.11.2010 №02-11.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении №57 и проведении административного расследования от 22.10.2010 поступило в администрацию лишь 12.11.2010, то есть уже после составления протокола по делу об административном правонарушении.

Протокол по делу об административном правонарушении поступил в Администрацию до поступления определения. Администрация не была уведомлена о дате времени и месте составления протокола. По мнению заявителя, при составлении протокола нарушены требования пункта 4 статьи 28.2 КоАП РФ, согласно которой законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Рассмотрение дела об административном правонарушении, произведено без уведомления о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.

Уведомление о времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении, поступившее в администрацию содержит информацию о том, что рассмотрение дела состоится 15.11.2010 в 11 часов, а рассмотрение состоялось лишь 24.11.2010. Об этой дате нас никто не уведомлял, следовательно мы были лишены возможности отстаивать свои права при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Что касается содержательной части выводов государственного инспектора, рассматривавшего административный материал, то они также являются неверными. Администрация не нарушала нормы статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» которые указаны в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.

Согласно статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентирует полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами. К таким полномочиям относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данные функции нами в установленном порядке реализованы, организован сбор и вывоз мусора, о чем представители контролирующего органа видимо не знали.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к другому уровню — к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, ссылка на статью 12 и 13 контролирующий орган делает применительно к нам необоснованно.

Более того, он не детализирует, в чем именно заключается нарушение. Наличие выкинутых кем-то пакетов с мусором не означает, что территория муниципального образования не подвергается регулярной очистке от отходов, как того требует часть 1 статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При таких обстоятельствах у контролирующего органа нет никаких доказательств вины администрации с.п. Кантышево в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

По доводам, изложенным в заявлении, заявитель просит суд признать недействительным и отменить постановление Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам о назначении административного наказания №02-11 от 24.11.2010г.

На данное заявление ответчиком представлен отзыв из которого следует , что Администрации была предоставлена возможность реализовать все права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

Государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО2 21 октября 2010г. была составлена докладная записка о нарушении природоохранного законодательства на территории сельского поселения Кантышево на основании которой, проведено административное расследование . Составлено и 23 октября 2010 года направлено по почте в адрес Администрации определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №57, которое было вручено согласно материалам административного дела 26 октября 2010 года.

01 ноября 2010 года был составлен протокол об административном правонарушении № 02-11 и 2 ноября 2010 года направлен по почте в адрес Администрации . Вручен, согласно материалам дела 03 ноября 2010года. 02 ноября 2010 года было составлено уведомление о времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении и 03 ноября 2010 года направлено по почте в адрес Администрации. Вручено уведомление 08 ноября 2010 года. Согласно уведомления рассмотрение административного дела в отношении Администрации должно было состояться 15 ноября 2010 года, однако государственный инспектор ошибочно предполагая, что имеет право выносить постановление в любой день периода административного расследования и надеясь на то, что законный представитель Администрации явится, вынес постановление от 24 ноября 2010 года. Постановление было направлено в адрес Администрации по почте 25 ноября 2010 года, а дата вручения изначально проставлена 27 и затем исправлена на 29, Комитет считает, следует установить дату согласно журналу регистрации входящей корреспонденции (дабы исключить вероятность пропуска срока обжалования ). Согласно пункту 1 статьи 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Что касается содержательной части выводов государственного инспектора, они являются обоснованными, так как налицо факт нарушения природоохранного законодательства, а именно статьи 51 ФЗ « Об охране окружающей среды» в части запрета на сброс отходов производства и потребления на почву, статей 8, 12, 13 ФЗ « Об отходах производства и потребления» в части полномочий местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, требований к объектам размещения отходов.

По доводам, приведенным в отзыве на заявление , ответчик просит оставить постановление № 02-11 Комитета без изменения, а заявление Администрации о признании недействительным постановление №02-11 от 24.08.2010г. без удовлетворения.

  В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился .

Дело рассматривается в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения заявителя, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из пункта 1 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а из пункта 4 данной статьи следует, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Довод заявителя о том, что Постановление №02-11 от 24.08.2010г. вынесено Комитетом без надлежащего уведомления Администрации о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении следует признать обоснованным.

В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя . В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается , что определение о возбуждении дела об административном правонарушении №57 и административного расследования от 22 октября 2010 года получено 11 ноября 2010 года (л.д. 11-12). Согласно уведомлению о времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении исх.№1275 от 02 ноября 2010 года рассмотрение дела назначено на 15 ноября 2010 года на 11часов 00 минут (л.д.16) , а постановление №02-11 о назначении административного наказания вынесено 24 ноября 2010 года (л.д.18) . Данный факт не отрицается и заявителем .

В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В статье 28 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В судебном заседании судом установлено , что Администрация не является специализированной организацией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В связи с этим лицензии обществу не требуется.

Судом установлено, что Администрация согласно договору на 2010 год на пользование коммунальными услугами МУП « ЖКХ Назрановского района» , т.е. передает для размещения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов. Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что заявитель осуществляет обращение с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ. Ответчиком не выявлен факт накопления отходов обществом, не указан вид деятельности, связанный с обращением с отходами, осуществляемый обществом, какие объекты и как им эксплуатировались, связана ли деятельность общества с воздействием на окружающую среду, какой конкретно вид негативного воздействия осуществлялся .

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов.

Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами. Согласно пункту 2 статьи 49 названного Закона изменения, внесенные в подпункт "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования, то есть данные изменения вступили в законную силу с 30.06.2009.

Следовательно, с указанной даты законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Данной правовой позиции придерживается Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своих Постановлениях от 02 июля 2010 года по делу № А 63-16448/2009 и от 11 июня 2010 года по делу №А33-47070/2009 -25/413-19АЖ .

На основании изложенного и руководствуясь статьями 210,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Администрации сельского поселения Кантышево удовлетворить полностью.

2. Признать незаконным и отменить постановление Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам №02-11 от 24 ноября 2010 года о назначении административного наказания.

3. Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ч.5 ст.211, ст.259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья Р.Ш. Цечоев