АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
386101, Республика Ингушетия, г. Назрань, пр. им. И. Базоркина 44 тел: (8873) 22- 40-57, 22-40-77 факс: (8873) 22-40-80. http://ingushetia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Назрань
4 мая 2012 года Дело № А18-151/12
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З,при ведении протокола судебного заседания секретарем Чемурзиевой ф.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инггеосервис»»
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования
ст.Орджоникидзевская, ул.Сейнароева 122
Третье лицо-Управление по недропользованию по Республике Ингушетия
при участии в судебном заседании :
от заявителя – руководитель ФИО1, ФИО2 (доверенность от 12.03.2012 г.);
от ответчика- ФИО3 А.С.(доверенность №1 от 13.01.2012)
от третьего лица-Бекмурзиева М.О.(довереность №129 от 03.05.2012г.)
Установил: Общество с ограниченной ответственностью «Инггеосервис» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия (далее -Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене полностью постановления начальника отдела геологического контроля и охраны недр, контроля за особо охраняемыми природными территориями, надзора за земельными ресурсами, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия - старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Ингушетия ФИО4 о назначении административного наказания № 01-Н от 06.03.2012 г. в отношении ООО «Инггеосервис» и прекращении производства по делу об административном правонарушении, признании недействительными полностью, не соответствующими части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, подпунктам 1-2 части 1 статьи 22 Закона РФ "О недрах" выданных в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Инггеосервис» предписания № 01-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, предписания № 02-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, предписания № 03-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также по основаниям, не указанным в заявлении, в том числе:
- постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с нарушением материальных и процессуальных норм;
- в нарушение законодательства Российской Федерации имеет место несоблюдение административным органом существенных условий проведения проверки, в том числе, рассмотрение материалов проверки: акт проверки оформлен с нарушением Приказа Минприроды России от 26 июля 2010 г. N 282, копия акта вручена ООО «Инггеосервис» несвоевременно, постановление о привлечении к ответственности принято до окончания пятнадцатидневного срока на подачу возражений на акт проверки и обжалуемых предписаний;
- обжалуемые постановление и предписания содержат указание на нарушение ООО «Инггеосервис» пп. 3 п. 4.1, пп. 6 п. 5.2 и пп. 7 п. 5.2. лицензионного соглашения, которые в лицензионном соглашении отсутствуют;
- в действиях ООО «Инггеосервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ;
- ООО «Инггеосервис» полностью соблюдало условия документации о проведении аукциона на право пользования участком недр;
- согласно Временным положениям об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 07.02.2001 г. № 126 ООО «Инггеосервис» не может осуществлять разведочные работы до завершения поискового этапа работ, срок которого установлен в 5 лет, что подтверждается стороной лицензионного соглашения - Управлением по недропользованию по Республике Ингушетия;
- не проведение ежегодного мониторинга состояния недр и окружающей природной среды в 2009-2011 годах объясняется отсутствием до настоящего времени на участке недр работ влияющих на окружающую природную среду;
- оспариваемое постановление вынесено в марте 2012 г. в нарушение двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, поскольку объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении в определенный срок – календарный год конкретной обязанности, установленной в лицензионном соглашении, невыполнение которой не влияют на аналогичные обязанности следующего года;
- программа природоохранных мероприятий выполнена в апреле 2005 года в виде Проекта работ по ведению горно-экологического мониторинга;
- оспариваемым постановлением ООО «Инггеосервис» незаконно привлечено к административной ответственности, предписания административного органа являются незаконными, поскольку заявителем не было нарушено законодательство в области недропользования.
Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по республике Ингушетия в судебном заседании требования не признал и сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление от 03.04.2012 г.
Представитель третьего лица пояснил в судебном заседании, что постановление о назначении административного наказания незаконно и подлежит отмене, оспариваемые предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований являются недействительными по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 03.05.2012 г. Общество обратилось 20.02.2012 года о внесении изменений в статьи 4 п.4.1 пп3 Соглашения об условий пользованиями недрами, изменения не внесены до окончания рассмотрения дела по существу.
Судом установлены следующие обстоятельства дела:
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 1 приказа руководителя Территориального агентства по недропользованию по Республике Ингушетия от 08.12.2004 г. № 17-л назначено проведение аукциона на право пользования участком недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади для целей геологического изучения с последующей добычей углеводородного сырья, расположенной на территории Республики Ингушетия. Пунктом 3 приказа от 08.12.2004 г. № 17-л утверждены порядок и условия проведения аукциона в виде приложения 2 к приказу. Приказом руководителя Территориального агентства по недропользованию по Республике Ингушетия от 27.12.2004 г. № 18-л в приложение 2 приказа от 08.12.2004 г. № 17-л внесены изменения.
Согласно Протокола заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на получение права пользования участком недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади, расположенной на территории Республики Ингушетия для целей геологического изучения и добычи углеводородного сырья от 28.02.2005 г. № 2 решением комиссии победителем аукциона признано ООО «Инггеосервис».
14.05.2005 г. ООО «Инггеосервис» получило лицензию на право пользования недрами НЗР № 00114 НР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья на участке недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади, со сроком окончания действия лицензии 31 декабря 2030 г.
Неотъемлемой частью указанной лицензии является приложение 1 – Соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения с последующей добычей углеводородного сырья на участке недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади на территории Республики Ингушетия (далее,- лицензионное соглашение), заключенное 14.03.2005 г. между Территориальным агентством по недропользованию по Республике Ингушетия и ООО «Инггеосервис».
Согласно приказа Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 г. № 58 «О переименовании территориальных органов Федерального агентства по недропользованию по субъектам Российской Федерации» Территориальное агентство по недропользованию по Республике Ингушетия переименовано в Управление по недропользованию по Республике Ингушетия.
Приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия – Главного государственного инспектора РФ по Республике Ингушетия о проведении проверки от 17.01.2012 г. № 03/3 назначена плановая выездная проверка деятельности ООО «Инггеосервис». В соответствии с п. 5 приказа от 17.01.2012 г. проверка проводилась с целью исполнения приказа Росприроднадзора от 28.10.2011 г. № 788.
Управление Росприроднадзора, установив, что ООО «Инггеосервис» не выполняет условия лицензионного соглашения к лицензии НЗР № 00114 НР, а именно: пп. 4 п. 4.1. в части нарушения сроков разведочных работ, пп. 6 п. 5.2. в части отсутствия у ООО «Инггеосервис» материалов и отчетов работ по ведению мониторинга состояния недр и окружающей природной среды в 2009-2011 годах, пп. 7 п. 5.2 в части отсутствия Программы природоохранных мероприятий у недропользователя, составило 17.02.2012 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки составлен акт от 22.02.2012 г. № 01-Н, в котором нашли отражения выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 17.02.2012 г. Общество в лице генерального директора ознакомлено с актом проверки и получило копию акта проверки 27.02.2012 г.
На основании акта проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия в лице старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия 22.02.2012 г. выданы предписания №№ 01-Н, 02-Н, 03-Н об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Предписанием № 01-Н на заявителя была возложена обязанность в срок до 22.05.2012 г. провести мониторинг состояния недр и окружающей природной среды с предоставлением отчета в Управление по недропользованию по Республике Ингушетия.
Предписанием № 01-Н на заявителя была возложена обязанность в срок до 22.05.2012 г. разработать и в установленном порядке утвердить Программу природоохранных мероприятий, направленных на сохранение и оздоровление экологической обстановки в пределах лицензионной территории и территорий, находящихся под воздействием влияния создаваемых в рамках выполнения условий лицензионного соглашения хозяйственных и иных объектов.
Предписанием № 03-Н на заявителя была возложена обязанность в срок до 22.05.2012 г. провести разведочные работы на участке недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади согласно лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами НЗР 00114 НР.
Начальник отдела геологического контроля и охраны недр, контроля за особо охраняемыми природными территориями, надзора за земельными ресурсами, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия - старший государственный инспектор Росприроднадзора по Республике Ингушетия ФИО4 вынес постановление от 06.03.2012 г. № 01-Н о нарушении ООО «Инггеосервис» п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1; пп. 3 п. 4.1., пп. 6 п. 5.2., пп. 7 п. 5.2. лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами НЗР 00114 НЭ, признании ООО «Инггеосервис» виновным в нарушении ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, наложении на ООО «Инггеосервис» административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей. Копия постановления вручена представителю ООО «Инггеосервис» 06.03.2012 г.
ООО «Инггеосервис» обратилось с заявлением об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора от 06.03.2012 г. и предписаний об устранении нарушений законодательства в арбитражный суд.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление ООО «Инггеосервис» обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Постановление по делу об административном правонарушении является правоприменительным актом, вынесенным уполномоченным на то лицом или органом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. Основные требования к постановлению изложены в ст. 29.10 КоАП РФ. В том числе в постановлении должны быть изложены обстоятельства и обосновывающие их доказательства, подтверждающие противоправность деяния и дана правовая квалификация совершенного деяния, то есть те нормы законодательства, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административным правонарушением в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Право пользования недрами предоставляется владельцу лицензии на основании Закона РФ «О недрах» от 21 02 1992 г. № 2395-1.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. По смыслу ст. 11 данного Закона, в качестве нарушений условий, предусмотренных лицензией, могут рассматриваться не только нарушения условий, указанных собственно в бланке лицензии, но и нарушения основных условий пользования недрами, определенных в приложениях.
В предмет доказывания по рассмотренному арбитражным судом делу входит установление обстоятельств наличия в действиях (бездействии) ООО «Инггеосервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в том числе обстоятельств, ненадлежащего исполнения заявителем как недропользователем условий лицензионного соглашения, отраженных в акте проверки от 22.02.2012 г., а также в обжалуемых постановлении от 06.03.2012 г. и предписаниях об устранении нарушений законодательства от 22.02.2012 г. В предмет доказывания также входит проверка указанных актов на предмет их соответствия законодательству.
В протоколе об административном правонарушении от 17.02.2012 г., акте проверки от 22.02.2012 г., постановлении о назначении административного наказания от 06.03.2012 г., предписаниях об устранении нарушений законодательства от 22.02.2012 г. содержится информация о нарушении заявителем пп. 3 п. 4.1, пп. 6 п. 5.2 и пп. 7 п. 5.2. лицензионного соглашения. Суд соглашается с мнением заявителя и третьего лица, что указанных подпунктов в лицензионном соглашении не содержится. Пункты 4.1 и 5.2 лицензионного соглашения по своей структуре содержат части и абзацы в отличие, например, от пункта 6.1., содержащего подпункты 6.1.1 и 6.1.2. Таким образом, вменяя в вину Обществу нарушения условий лицензионного соглашения, административный орган ошибочно сделал указания на нарушения подпунктов лицензионного соглашения, которые в действительности отсутствуют.
Указанные в протоколе об административном правонарушении от 17.02.2012 г., акте проверки от 22.02.2012 г., обжалуемых постановлении и предписаниях обстоятельства, которые, свидетельствуют, по мнению Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия, о невыполнении Обществом лицензионного соглашения, фактически содержатся в абзаце четвертом части второй пункта 4.1., абзацах 7, 8 пункта 5.2. лицензионного соглашения. Данными обстоятельствами являются: незавершенность на момент проведения проверки этапа разведки участка недр, отсутствие у ООО «Инггеосервис» материалов и отчетов проведения в 2009-2011 годах работ по ведению мониторинга состояния недр и окружающей природной среды, неразработка недропользователем Программы природоохранных мероприятий.
Согласно статьи 9 ФЗ «О недрах» недра могут предоставляться в пользование субъектам предпринимательской деятельности, в том числе юридическим лицам, участникам простого товарищества, иностранным гражданам, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2010 г. N 92-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53795-2010 "Изучение недр геологическое. Термины и определения", который устанавливает термины и определения понятий в области методов, способов и технологий геологического изучения недр, рекомендованные для применения во всех видах нормативно-методической, технико-технологической и отчетной документации и литературы по геологическому изучению недр, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ (п. 1 Национального стандарта).
В п. 2 Национального стандарта дается понятие недропользования как деятельности, связанной с геологическим изучением и охраной недр, поиском, разведкой и добычей полезных ископаемых, использованием недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также деятельности, связанной с иными видами использования объектов и ресурсов недр; под геологическим изучением недр понимается комплекс работ, в который входят региональные геолого-геофизические и геохимические исследования, геологическая съемка, геологическое картирование, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах.
Этапы и стадии геологических работ при разработке нефтяных и газовых месторождений определены Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 07.02.2001 г. № 126.
Согласно подпункту 1.1. Временных положений, данный нормативный акт определяет последовательность проведения геологоразведочных работ на нефть и газ в Российской Федерации, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа, независимо от их ведомственной принадлежности, подчинения и форм собственности. Подпункт 1.3. Временных положений определяет, что деление геологоразведочного процесса на этапы и стадии имеет целью установление рациональной последовательности выполнения различных видов работ и общих принципов оценки их результатов на единой методической основе для повышения эффективности и использования недр.
Подпункт 1.6. Временных положений выделяет региональный, поисково-оценочный и разведочный этапы.
Пункт 3 Временных положений поисково-оценочный этап, имеющий целью обнаружение месторождений или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценку их запасов, разделяется на стадии: выявления объектов поискового бурения, подготовки объектов к поисковому бурению, поиску и оценки месторождений.
В соответствии с п. 4 Временных положений разведочный этап, проводимый с целью изучения характеристик месторождений и уточнения промысловых характеристик эксплуатационных объектов, включает стадию разведки и пробной эксплуатации.
Как следует из лицензии от 14.03.2005 г., она выдана для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, т.е. нефти и газа.
Абзац третий части второй пункта 4.1. лицензионного соглашения обязывает недропользователя в срок не более пяти лет с даты государственной регистрации лицензии завершить поисковый этап и при выявлении на участке недр месторождения (залежи) промышленного назначения, в срок не более пяти лет провести работы по ее изучению и представить запасы на государственную экспертизу.
В соответствии с подпунктом 3.3. Временных положений в процессе поиска месторождений (залежей) решается задача установления факта наличия или отсутствия промышленных запасов нефти и газа. В случае открытия месторождения (залежи) подтверждающие геолого-геофизические материалы в установленном порядке представляются на государственную экспертизу запасов и по ее результатам ставятся на государственный баланс.
В абзаце четвертом части второй пункта 4.1. лицензионного соглашения на владельца лицензии возложена обязанность в срок не более пяти лет с даты государственной регистрации лицензии завершить этап разведки участка недр месторождения и представить запасы на государственную экспертизу. Указанное требование лицензионного соглашения не соответствует пунктам 3 и 4 Временных положений об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ от 07.02.2001 г., поскольку этап разведки должен проводиться после окончания поисково-оценочного этапа, представления геолого-геофизических материалов на государственную экспертизу запасов, и по результатам которой запасы должны быть поставлены на государственный баланс.
Указанное в абзаце четвертом части второй пункта 4.1. лицензионного соглашения требование также противоречит абзацу третьему части второй пункта 4.1., поскольку обязывает недропользователя приступить к этапу разведки до окончания поисково-оценочного этапа.
Представитель третьего лица - Управления по недропользованию по Республике Ингушетия Федерального агентства по недропользованию, пояснила, что при изготовлении текста лицензионного соглашения допущена описка; что в абзаце пятом пункта 4.1. лицензионного соглашения вместо слов «в срок не более пяти лет с даты государственной регистрации лицензии» должно быть указано: «в срок не более пяти лет с даты завершения поискового этапа работ»; что общество не обязано было осуществлять разведочные работы до завершения поискового этапа работ, срок которого установлен в 5 лет и в этой части лицензионное соглашение противоречит законодательству и самой системе проведения геологоразведочных работ; что после завершения поисковых работ в 2010 г. Общество вправе приступить к этапу разведки, который должен проводиться не менее 5-ти лет, то есть до 2015 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования и может дополняться условиями, непосредственно не установленными Законом, но не противоречащими ему. Согласно части 3 статьи 11 указанного закона между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Таким образом, соглашение к лицензии НРЗ 00114 НР (далее лицензионное соглашение) является по своей природе двусторонней гражданско-правовой сделкой и к нему применимы положения гражданского законодательства о договорах.
Согласно статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, частью которой является лицензионное соглашение.
В соответствии с положениями статей 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации лица свободны в установлении своих прав и обязанностей, условия договоров определяются по их усмотрению, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В пункте 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участками недр называет решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
В ст. 447 Гражданского кодекса РФ указывается, что гражданско-правовой договор может быть заключен в результате проведения торгов. На них могут быть выставлены такие виды объектов гражданских прав, как вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно п. 3.4. Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 14 ноября 2002 г. N 457-р, действовавших на момент проведения конкурса и утративших силу утратило силу согласно Распоряжения Минприроды России от 6 ноября 2009 г. N 66-р, условия конкурсов или аукционов в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности объекта лицензирования и других факторов в соответствии с законодательством о недрах должны были включать общие сведения об участке недр и основные условия пользования участками недр.
Объявив об условиях и порядке проведения аукциона на получение права пользования участком недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади, организатор аукциона – Территориальное агентсво по недропользованию по Республике Ингушетия и иные лица не вправе были изменять по своему усмотрению условия предоставления лицензии. Подав заявки на участие в аукционе, общество и другие участники аукциона выразили согласие в случае победы на аукционе на заключение лицензионного соглашения на условиях, содержащихся в документации к аукциону, в том числе и по условию о сроке завершения поискового этапа работ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с абзацем четвертым пункта 2.1. раздела 5 «Основные условия пользования участком недр (для включения в лицензионные документы)» Порядка и условий проведения аукциона, утвержденных приказом руководителя Территориального агентства по недропользованию по Республике Ингушетия от 08.12.2004 г. № 17-л в редакции приказа руководителя Территориального агентства по недропользованию по Республике Ингушетия от 27.12.2004 г. № 18-л, владелец лицензии обеспечивает в срок не более пяти лет с даты завершения поискового этапа работ выполнить этап разведки участка недр Западно-Алханчуртской миоценовой площади и представить запасы на государственную экспертизу в ГКЗ (ЦКЗ). Таким образом, условие о сроке окончания этапа разведки, в документации об условиях и порядке проведения аукциона и лицензионном соглашении имеют существенные расхождения.
Исходя из смысла ст. 447 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 10.1, 13.1 Закона РФ «О недрах» ни одна из сторон не вправе в лицензионном соглашении изменять условия конкурсной документации, документации об условиях аукциона, в соответствии с которыми проводился конкурс (аукцион) на право пользования участками недр. При разночтении условий предоставления права пользования участком недр, указанных в документации об условиях аукциона и лицензионном соглашении, приоритет имеет документация об условиях и порядке проведения аукциона.
Как следует из пояснений сторон, поисковый этап работ окончен, что подтверждается Протоколом от 07.07.2010 г. № 18/402 совещания при заместителе начальника Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Федерального агентства по недропользованию. Административным органом в обжалуемых актах, акте проверки от 22.02.2012 г. и протоколе об административном правонарушении указывается на проведение обществом в период проведения плановой выездной проверки разведочного этапа работ. Судом установлено соблюдение обществом срока проведения разведочных работ, поскольку пятилетний срок с момента окончания поискового этапа работ до настоящего времени не истек.
Таким образом, судом установлено отсутствие нарушений со стороны ООО «Инггеосервис» сроков нарушения разведочного этапа геологоразведочного процесса, что расценивается судом как отсутствие события административного правонарушения в этой части.
Согласно п. 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 мая 2001 г. N 433 государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту - ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Из п. 7 указанного Положения следует, что государственный мониторинг состояния недр осуществляется на федеральном, региональном, территориальном (административно-территориальном) и объектном (локальном) уровнях. Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
Согласно п. 1.2. Временного положения о горно-экологическом мониторинге, утвержденного ФИО5, Министерством природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ 16.05.1997 г. горно-экологический мониторинг включает наблюдения, оценку, прогноз вредного влияния горных работ на окружающую среду и подготовку рекомендаций по предотвращению этого влияния, учет запасов полезных ископаемых и их использования, а также оценку использования природных ресурсов и состояние промышленной безопасности при производстве горных работ.
Абзац седьмой п. 5.2. лицензионного соглашения обязывает владельца лицензии ежегодно проводить мониторинг состояния недр и окружающей природной среды с безвозмездным предоставлением материалов в территориальный орган Распорядителя недр.
В соответствии с абзацем восьмым п. 5.2. лицензионного соглашения владелец лицензии обязан разработать и в установленном порядке утвердить Программу природоохранных мероприятий, направленных на сохранение и оздоровление экологической обстановки в пределах лицензионной территории и территорий, находящихся под воздействием влияния создаваемых в рамках выполнения условий лицензионного соглашения хозяйственных и иных объектов.
Законодательством РФ не регулируется наличие самостоятельного документа (акта), имеющего наименование: Программа природоохранных мероприятий, направленных на сохранение и оздоровление экологической обстановки в пределах лицензионной территории и территорий, находящихся под воздействием влияния создаваемых в рамках выполнения условий лицензионного соглашения хозяйственных и иных объектов. Заключая лицензионное соглашение от 14.05.2005 г., его стороны исходили из того, что под программой природоохранных мероприятий понимается общий перечень мероприятий, которые необходимо выполнить на лицензионном участке в процессе освоения конкретного участка недр. Такой перечень мероприятий подготовлен ГУП РЦ «Ингушмониторинг», утвержден ООО «Инггеосервис» 29.09.2005 г. и согласован с Территориальным агентством по недропользованию по Республике Ингушетия 30.09.2005 г.
Исходя из п. 1 Проекта работ по ведению горно-экологического мониторинга в процессе геологического изучения, разведки и последующей разработки Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади Республики Ингушетия горно-экологический мониторинг включает наблюдения, оценку, прогноз вредного влияния горных работ на окружающую среду и подготовку рекомендаций по предотвращению этого влияния, учет запасов полезных ископаемых и их использования, а также оценку использования природных ресурсов и состояние промышленной безопасности при производстве горных работ.
Проект работ содержит как общие сведения о состоянии геологического строения района работ (раздел 3), описание геолого-геофизической изученности района работ (раздел 4) и характеристику воздействия геологических работ на окружающую среду (раздел 5), включая проведение исследований до начала реализации проекта строительства скважин, так и конкретную программу природоохранных мероприятий при проведении горных работ (разделы 6, 7). В разделе 6 Проекта работ указано, что действие мониторинга распространяется на следующие основные технологические процессы: площадные геофизические сейсмиоразведочные исследования, бурение поисково-разведочных скважин, добычные работы, первичную переработку добываемой жидкости и нефти, транспортировку и хранение нефти в пределах горного (геологического) отвода, утилизацию попутных вод и газа, захоронение в недрах вредных веществ и отходов производства, рекультивация нарушенных горными работами земель. Раздел 6 Проекта содержит перечень наблюдений, в которые включаются наблюдения за состоянием геологической среды, наблюдением за состоянием атмосферы, наблюдения за состоянием поверхности вод и лесного и земельного фонда. Согласно п. 6.1 Проекта работ наблюдения за состоянием геологической среды касаются процессов, возникающих при проведении различных работ, разведочном бурении, последующей разработке месторождения, движение запасов и потерь при их добыче и первичной переработке, загрязнении геологической среды. П. 6.2. Проекта работ определяет, что наблюдения за состоянием атмосферы включают оценку загрязнения атмосферы при выбросах, измерение запыленности, а также определение газового состава атмосферы и содержаний вредных примесей для объективной характеристики воздействия работ на окружающую среду. П. 6.3. Проекта работ под наблюдением за состоянием поверхности вод определяет анализ загрязнения поверхностных вод сточными и технологическими водами на территории нефтепромыслов. Согласно п. 6.4. Проекта работ под задачами наблюдения за состоянием лесного и земельного фонда ставится регистрация изменения химических свойств уровня загрязнения почв вблизи скважин, факельных устройств, на участках после засыпки и рекультивации шламовых амбаров, местах захоронения отходов. В Проекте работ определены не только виды исследовательских работ, позволяющих выявит вредное воздействие горных геологических работ на состояние недр и окружающей природной среды, но указаны конкретные природоохранные мероприятия, направленные на сохранение и оздоровление экологической обстановки: указаны конкретные ситуации, при которых на владельца лицензии возложена обязанность приостановления строительства скважин и принятия мер по ликвидации источника загрязнения (п. 6.1.1.), определены действия владельца лицензии при превышении предельно-допустимых концентраций выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (п. 6.2.), указаны правила поведения при выявлении закономерностей в измерениях химического состава поверхностных вод и подтверждении их химического загрязнения (п. 6.3) и т.д. При этом, Проект работ содержит также описание метрологических основ ведения работ (раздел 7), расчет затрат и смету мониторинга (разделы 8, 9).
Проект работ возлагает на ООО «Инггеосервис» как владельца лицензии в рамках исполнения обязанности по мониторингу состояния недр и охраны окружающей среды провести определенные исследования, установив и зафиксировав показатели состояния недр и окружающей природной среды до начала проведения горных геологических работ на лицензионном участке с целью выяснения реального их состояния до начала проведения горных работ, а также определяет систему мониторинга с началом ведения того или иного конкретного вида горных геологических работ, с установлением программы обязательных мероприятий, в том числе, в случае установления превышения объема предельно-допустимого негативного воздействия геологических работ на окружающую природную среду.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны заявителя нарушений абзаца восьмого пункта 5.2. лицензионного соглашения, поскольку программа природоохранных мероприятий закреплена в Проекте работ по ведению горно-экологического мониторинга в процессе геологического изучения, разведки и последующей разработки Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади Республики Ингушетия от 30.09.2005 г.
В силу части 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Поскольку соглашение к лицензии НРЗ 00114 НР является по своей природе двусторонней гражданско-правовой сделкой, к нему применимы положения гражданского законодательства о заключении договора.
Согласно ст. 160, п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ письменные договоры могут заключаться как путем составления единого документа, подписываемого обеими сторонами, так и обмена несколькими письменными документами, исходящими от сторон и выражающими их согласованную волю.
Условия лицензионного соглашения, закрепленные в абзаце седьмом пункта 5.2. и устанавливавшие обязанность проведения ООО «Инггеосервис» мониторинга состояния недр и окружающей природной среды, были уточнены и конкретизированы Проектом работ по ведению горно-экологического мониторинга в процессе геологического изучения, разведки и последующей разработки Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади Республики Ингушетия.
С момента его согласования 30.09.2005 г. руководителем Территориального агентства по недропользованию по Республике Ингушетия, ранее - 29.09.2005 г. утвержденный генеральным директором ООО «Инггеосервис» Проект работ стал обязательным для исполнения владельцем лицензии.
Проект работ следует рассматривать как соглашение сторон гражданско-правовой сделки. Оно направлено на волеизъявление сторон лицензионного соглашения от 14.05.2005 г. по установлению проводимых в рамках мониторинга конкретных видов исследований, времени проведения того или иного элемента мониторинга, по установлению мероприятий по устранению негативного воздействия геологических работ на окружающую природную среду.
Согласно статьи 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой указанной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Устанавливая фактические обстоятельства спора и давая толкование условиям Проекта работ во взаимосвязи с абзацем седьмым пункта 5.2. лицензионного соглашения по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, характер спорных отношений, требования и возражения лиц, участвующих в деле, в том числе сторон лицензионного соглашения, чья позиция в этом вопросе не имеет расхождений, а также подлежащие применению нормы материального права, суд пришел к выводу о том, что действительная воля сторон как при заключении лицензионного соглашения, так и в настоящее время была направлена на установление, что некоторые исследования в рамках системы мониторинга должны быть выполнены до начала ведения горных геологических работ, а другие - с момента начала процесса комплекса горных работ, связанного с перемещением горных пород, почвенного слоя, растительности, строительства скважин, иных объектов, бурения, добычи полезных ископаемых, утилизации попутных вод и газа и т.д., то есть создания объектов хозяйственной деятельности, эксплуатация которых может оказать негативное воздействие на состояние недр и окружающей природной среды. Стороны не исходили и не исходят в настоящее время из того, что ООО «Инггеосервис» на лицензионном участке обязан ежегодно вести мониторинг состояния недр и окружающей природной среды при отсутствии каких-либо работ по реальному воздействию на недра и окружающую природную среду.
Горно-экологический мониторинг до начала ведения горных геологических работ, с целью установления и фиксирования показателей реального состояния недр и окружающей природной среды до начала проведения горных геологических работ на лицензионном участке заявителем проведен, о чем свидетельствует Отчет о результатах работ по ведению горно-экологического мониторинга состояния недр Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади от 26.01.2007 г. Как следует из отзыва Управления по недропользованию по Республике Ингушетия данный отчет был своевременно представлен Управлению заявителем. Кроме того, заявителем получено положительное Заключение государственной экологической экспертизы по проектно-сметной документации и материалам на инженерно-геологическое обследование Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади РИ экспертной комиссии Управления по техническому и экологическому надзору по Республике Ингушетия от 08.12.2006 г.
На момент принятия оспариваемых актов обстоятельства непроведения горных геологических работ на лицензионном участке, которые могут привести к воздействию на окружающую природную среду, подтверждаются и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Постановление о назначении административного наказания от 06.03.2012 г., акт проверки от 22.02.2012 г., протокол об административном правонарушении от 17.02.2012 года содержат информацию о разработке обществом Проекта работ по ведению горно-экологического мониторинга в процессе геологического изучения, разведки и последующей разработки Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади Республики Ингушетия, а также о проведении Горно-экологического мониторинга состояния недр на лицензионном участке и составлении Отчета о результатах работ по ведению горно-экологического мониторинга состояния недр Западно-Алханчуртской перспективной нефтегазоносной площади от 26.01.2007 г., что свидетельствует об имеющейся у административного органа данной информации на момент проведения проверки.
Кроме того, в документации об условиях и порядке проведения аукциона на право пользования участком недр Западно-Алханчуртской площади (абзац третий пункта 6 раздела 5 «Основные условия пользования участком недр (для включения в лицензионные документы)»), условие о ежегодном мониторинге определено иначе, чем указано в лицензионном соглашении. Согласно документации об условиях и порядке проведения аукциона мониторинг состояния недр и окружающей природной среды должен был проводиться ежегодно в соответствии с проектной документацией, то есть Проектом работ по ведению горно-экологического мониторинга от 30.09.2005 г.
Таким образом, при разночтении условий предоставления права пользования участком недр, указанных в документации об условиях и порядке проведения аукциона и лицензионном соглашении, приоритет имеет документация об условиях и порядке проведения аукциона.
В материалы дела представлено письмо Общества с ограниченной ответственностью «Росгеоинжиниринг», производящее работы по «Государственному мониторингу состояния недр территории Республики Ингушетия в 2012-2013 гг.» по договору с Филиалом ФГУГП «Гидроспецгеология» «Южный региональный центр государственного мониторинга состояния недр» (ЮРЦ ГМСН) от 28.04.2012 г. № 27, подтверждающее позицию заявителя и третьего лица относительно того, что ежегодное проведение мониторинга Обществом с ограниченной ответственностью «Инггеосервис» на территории лицензионного участка не имеет необходимости за отсутствием объекта мониторинга.
При таких обстоятельствах нарушение заявителем абзаца седьмого пункта 5.2. лицензионного соглашения не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судом установлено, что в акте проверки от 22.02.2012 г. № 01-Н изложены недостоверные факты нарушения ООО «Инггеосервис» законодательства, выявленные в ходе проверки.
При таких обстоятельствах, оснований для составления 17.02.2012 г. протокола об административном правонарушении и привлечения Общества к ответственности у Управления Росприроднадзора не имелось.
Часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип свободы экономической деятельности, согласно которому никто не вправе без законных оснований запрещать гражданину, юридическому лицу заниматься такой деятельностью.
Статьей 22 Закона РФ «О недрах» предусмотрен перечень прав пользователя недр, в частности, право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (пп. 1 ч. 1); самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству (пп. 2 ч. 1).
Таким образом несоответствие оспариваемых предписаний части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, Статьей 22 Закона РФ «О недрах», поскольку они создают препятствия для осуществления экономической деятельности заявителя.
Обжалуемые предписания № 01-Н, № 02-Н, № 03-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. приняты во исполнение акта проверки от 22.02.2012 г. № 01-Н и обязывали заявителя устранить несуществующие нарушения законодательства, они подлежат признанию недействительными.
Суд не дает оценку обстоятельствам доводов заявителя о несоблюдении административным органом срока давности привлечения к административной ответственности по основаниям нарушения пункта 5.2. лицензионного соглашения, о малозначительности правонарушения, которое могло иметь место в случае, если бы стороны лицензионного соглашения не согласовали 30.09.2005 г. Проект работ по ведению горно-экологического мониторинга, о фактах выдачи предписаний до окончания плановой проверки и составления акта о результатах проверки, о несвоевременном сроке представления акта проверки, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения данного дела, так как не влияют на выводы суда об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 указанного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд обязан вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно п.2.ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Судом документально исследованы и установлены вышеназванные обстоятельства, подлинные документы и письменные доказательства обозревались в судебном заседании.
Требования заявителя правомерны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать постановление начальника отдела геологического контроля и охраны недр, контроля за особо охраняемыми природными территориями, надзора за земельными ресурсами, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия - старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Ингушетия ФИО4 о назначении административного наказания № 01-Н от 06.03.2012 г. в отношении ООО «Инггеосервис» незаконным, отменить его полностью и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Признать недействительными полностью, выданные в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Инггеосервис»
предписание № 01-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
предписание № 02-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
предписание № 03-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия от 22.02.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней с момента принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Р.З.Гелисханова