ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-157/13 от 06.08.2013 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

РЕШЕНИЕ

город Назрань

06 августа 2013 года Дело №А18-157/13

(дата оглашения резолютивной части решения)

07 августа 2013 года

(дата изготовления решения в полном объеме).

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Нальгиева Б.Х., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Галаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, РИ, с.п. Сурхахи, ул. Луговая, 14, ИНН <***>,

к Министерству экономики и промышленности Республики Ингушетия, РИ, <...> а,

о понуждении предоставления гранта начинающим предпринимателям,

при участии в судебном заседании от сторон:

от заявителя – ФИО2, (представитель по доверенности);

от заинтересованного лица- не явился, уведомлен;

от третьего лица – не явился, уведомлен.

Установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству экономики и промышленности Республики Ингушетия о понуждении предоставления гранта начинающим предпринимателям.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частями второй, третьей, четвертой статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; доказательство признается судом достоверным, если в результате его исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20.02.2009г. № 57 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в республике Ингушетия на 2009 - 2012 гг." (далее - Программа), целью которой является обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственным заказчиком и разработчиком указанной Программы определено Министерство экономического развития Республики Ингушетия (далее - Министерство).

Основаниями для разработки Программы явились следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 209);

Закон Республики Ингушетия № 31-РЗ от 30.12.2008 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия", Постановление Правительства Республики Ингушетия от 12 мая 2003 г. № 137 "О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия".

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами и во исполнение Приказа Минэкономразвития России от 23.04.2012 г. № 223 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", Приказом Министра экономического развития Республики Ингушетия от 21.10.2011 г. № 1 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, а именно возмещения части арендных платежей, стоимости приобретенных основных средств, материалов, методической и справочной литературы, обучения сотрудников, программного обеспечения, услуг по его обновлению, услуг по получению патентов, лицензий, свидетельств авторских прав, услуг на рекламу (далее - Приказ от 21.10.2011 г. № 1 и Положение Минэкономразвития Ингушетии соответственно).

Положение Минэкономразвития Ингушетии содержит и критерии, и требования, предъявляемые к предпринимателям, участвующим в Программе.

Указом Главы Республики Ингушетия от 15.10.2012 г. № 197 создана Межведомственная комиссия Республики Ингушетия по конкурсному отбору заявок начинающих предпринимателей, претендующих на получение субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2012 году (далее -Комиссия).

Конкурсный отбор проводится Комиссией. Согласно пункту 3.6. Положения Минэкономразвития Ингушетии конкурсные заявки рассматриваются на Комиссии без участия заявителя.

ФИО1 подала Заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов 04.10.2012 г. за порядковым номером 32.

Согласно исковому заявлению ФИО1 при участии ее в конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития Республики Ингушетия должно было заключить с ней договор о предоставлении гранта и выплатить ей денежные средства из бюджета Республики Ингушетия в виде субсидии.

Однако согласно пункту 1.3 Положения процедура конкурсного отбора включает в себя:

- подачу претендентами на получение гранта конкурсной заявки в уполномоченную Министерством экономического развития Республики Ингушетия (далее - Министерство) организацию, осуществляющую функции по приему и проверке конкурсных заявок на предмет соответствия требованиям и условиям настоящего Положения (далее-Уполномоченная организация);

- рассмотрение и принятие решения межведомственной конкурсной комиссией, состав которой утверждается приказом Министерства на основании Указа Главы Республики Ингушетия с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей, по допущенным на конкурсный отбор заявкам претендентов;

- заключение Министерством с победителями конкурсного отбора договоров о предоставлении гранта.

Согласно пункту 4 того же Положения получатель гранта обязан использовать грант исключительно по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом и заключенным договором о предоставлении гранта.

В соответствии с частью 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Указанный в Заявке адрес местонахождения ИП не совпадает с адресом, указанным в бизнес-плане «Организация крестьянско-фермерского хозяйства» (<...> по заявке, <...> по бизнес-плану).

Согласно пункту 1.7. Положения к конкурсному отбору на предоставление грантов (далее - конкурсный отбор) допускаются вновь зарегистрированные и действующие менее 1 года с момента регистрации начинающие предприниматели, включая крестьянско-фермерские хозяйства и потребительские кооперативы, при условии их отношения непосредственно перед государственной регистрацией в соответствующей организационно-правовой форме к следующей приоритетной целевой группе получателей грантов:

- зарегистрированные безработные;

- работники, находящиеся под угрозой массового увольнения; (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

- работники градообразующих предприятий;

- военнослужащие, уволенные в запас в связи сокращением Вооруженных сил Российской Федерации;

- субъекты молодежного предпринимательства (физические лица в возрасте до 30 лет; юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%);

- субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству, под которым понимается социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:

а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах
 деятельности:

- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;

- социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

В связи с регистрацией ФИО1 в качестве безработной она была причислена к одной из целевых групп.

По результатам конкурсного отбора и выездных проверок Межведомственной комиссией Республики Ингушетия по конкурсному отбору заявок начинающих предпринимателей, претендующих на получение субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2012 году (создана Указом Главы Республики Ингушетия от 15.10.2012 г. № 197) (далее - Межведомственная комиссия) из 990 заявок отобрано 336 победителей.

На основании Протокола Межведомственной комиссии от 11.12.2012 г. Приказом Минэкономразвития Ингушетии о перечислении средств № 132 § 3 от того же числа утвержден список грантополучателей, прошедших конкурсный отбор.

Из материалов дела усматривается, что предприниматель обращался в прокуратуру Республики Ингушетия. Из ответа начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Ингушетия ФИО3 следует, что в целях устранения нарушений законов прокуратурой республики внесено Министру экономического развития Республики Ингушетия представление об устранении нарушений и привлечения к ответственности виновных лиц, участвовавших в конкурсе.

Также предпринимателю прокуратурой разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия).

13 декабря 2012г. в Минэкономразвития Ингушетии поступил протест Прокуратуры РИ (исх. № 7-37-2012).

21 декабря 2012 г. Приказ от 21.10.2011г. №1 отменен. Представление от 13.12.2012 г. № 7-37-2012 удовлетворено.

Согласно ч. 1 ст. 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Ч. 3 ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Ч. 5 той же статьи гласит: «К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.».

В соответствии с ч. 5 ст. 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Ч. 1 ст. 1059 ГК РФ решение о выплате награды должно быть вынесено, и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.

Согласно ст. 1061 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.

Согласно пункту 9 Перечня документов для участия в конкурсном отборе по предоставлению грантов должны быть представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих осуществление фактических расходов по реализации проекта, в том числе: при расчете наличными деньгами - договор аренды и/или договор купли-продажи, акты приемки оборудования и/или наличных денег, авансовый отчет, кассовый чек, товарный чек, накладная или квитанция к приходно-кассовому ордеру и накладная.

Базовым документом, подтверждающим намерение приобрести имущество, может быть договор или внутренний документ организации. Это зависит от вида расхода. Так, например, если расходы связаны с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у других физических лиц, то основанием их возникновения будет договор с продавцом (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в данном случае предусматривает основание, порядок и сумму платежа (ст. 420 ГК РФ).

Сам платеж производится с оформлением платежных документов: платежного поручения или расходного кассового ордера (п. п. 1.12, 5.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 № 383-П, п. 4.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 №373-П).

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законами.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

Выбор определенного способа защиты гражданского права должен преследовать цель не только защиты, но и восстановления нарушенного права.

При разрешении спора суд приходит к выводу о том, что Приказом Министерства экономического развития Республики Ингушетия от 11.12.2012 № 132 параграф 3, составлен список победителей конкурсного отбора заявок начинающих предпринимателей в соответствии с Итоговым протоколом заседания Межведомственной комиссии Республики Ингушетия. В данном списке отсутствует предприниматель ФИО1

Истцом в подтверждение своих требований представлена ксерокопия Итогового протокола заседания межведомственной конкурсной комиссии по предоставлению субсидий (грантов) начинающим предпринимателям без указания даты его составления.

В соответствии с п. 8 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.

В нарушение изложенной процессуальной нормы представленные истцом ксерокопии документов не заверены.

Согласно же п. 6 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Суд в судебном заседании суд обозрел и исследовал подлинный Итоговый протокол заседания Межведомственной комиссии Республики Ингушетия подписанный 16 -тью членами комиссии, тогда как в представленной копии протокола предпринимателем, имеется только подписи 9-ти членов комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.

2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, но может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья Б.Х. Нальгиев