ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-195/2022 от 11.02.2022 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело №А18-195/2022

11 февраля 2022 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ужаховой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Инг-Трейд» кМинистерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия о признании действий (бездействий) государственного органа незаконными,

Заинтересованные лица:

ООО «Карат-1», ООО «КиТ-Строй», ООО «Капитал»,

в отсутствии представителей лиц участвующих в деле,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Инг-Трейд» обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением кМинистерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия о признании действий (бездействий) государственного органа незаконными,

В соответствии с правилами ст. 6, 7, 8, 9, 10 АПК РФ законность при рассмотрении арбитражных дел обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением арбитражными судами правил АПК РФ о равенстве всех перед законом и судом, равноправии сторон, состязательности.

Стороны процесса, надлежащим образом извещённые о дате и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Информация о движении дела, времени и месте судебного заседаниях размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Ингушетия в сети Интернет по веб-адресу: http://ingushetia.arbitr.ru/ в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лиц, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции. Кроме того, в случае признания дела подготовленным по итогам предварительного судебного заседания, дело может быть рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда по существу.

С учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Инг-Трейд» (ОГРН: 1160608050470, ИНН: 0608040984) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 0114500000821000109_309089 от 24 марта 2021г. – «Строительство детского сада на 220 мест в г. Малгобек».

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Инг-Трейд» (ОГРН: 1160608050470, ИНН: 0608040984) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 0114500000820000788_309089 от 15 июля 2020г. на выполнение работ по строительству объекта «Строительство школы на 704 ученических места в прибрежно-парковой зоне г. Магас Республики Ингушетия»

Между Обществом с ограниченной ответственностью «КАРАТ-1» (ОГРН: 1160608053594, ИНН: 0608043495) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 0114500000821000103_309089 от 24 марта 2021г. – «Строительство детского сада на 220 мест в г. Магас».

Между Обществом с ограниченной ответственностью «КАРАТ-1» (ОГРН: 1160608053594, ИНН: 0608043495) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 0114500000821000412_309089 от 24 мая 2021г. – «Строительство школы на 720 мест в с.п. Верхние Ачалуки».

Между Обществом с ограниченной ответственностью «КиТ-Строй» (ОГРН: 1070608000638, ИНН: 0608006285) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 0114500000821000354_309089 от 11 мая 2021г. – «Строительство школы на 250 мест в с.п. Ольгетти».

Между Обществом с ограниченной ответственностью «КиТ-Строй» (ОГРН: 1070608000638, ИНН: 0608006285) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 01145000008210001435_309089 от 22 ноября 2020 года -«Строительство школы на 720 мест в с.п. Сунже».

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Капитал» (ОГРН: 1080608000549, ИНН: 0608008638) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 0114500000821000419_309089 от 24 мая 2021 года -«Строительство школы на 720 мест в с.п. Долако».

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Капитал» (ОГРН: 1080608000549, ИНН: 0608008638) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН: 1140608000060, ИНН0608026500) заключен государственный контракт № 01145000008210001532_309089 от 12 ноября 2020 года -«Строительство школы на 720 мест в г. Назрань».

В силу частей 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании свободы договора.

Юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В пункте 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается понятие государственного или муниципального контракта, как договора, заключенного органом государственной власти или органом местного самоуправления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.

В соответствии со статьями 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить работы в порядке, предусмотренном договором.

Специальные нормы части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускают изменение отдельных условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон.

-если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

- если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

- если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

- если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

- если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

- если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Общество обращает внимание суда и на тот факт , что в ходе исполнения Контрактов возникли обстоятельства, которые не возможно было предусмотреть до момента и в момент заключения Контракта, и которые повлияли на существенное изменение условий Контракта, а именно – существенное увеличение цены строительных материалов.

Кроме того, так в связи с существенным увеличением цен в 2021 году цен на строительные ресурсы Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлена возможность изменения существенных условий контракта, в том числе цены контракта.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия» установлено, что в целях реализации положений пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:

изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств бюджета Республики Ингушетия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;

предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.

На основании указанных норм, Общества обратились в Минстрой Ингушетии с требованием произвести перерасчет цен вышеуказанных контрактов в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130.

Министерством направлен отказ в адрес обществ в перерасчете цены выше перечисленных контрактов ссылаясь на то, что срок выполнения работ по государственным контрактам составляет менее года, что также не соответствует положениям пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому допускается изменение существенных условий контракта, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, статья 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

Если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Если указанные выше обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон обязательства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ.

Так в соответствии в соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пунктов 1 и 5 статьи 406.1 ГК РФ соглашением сторон обязательства может быть прямо установлена обязанность одной из них возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных обстоятельств, каким-либо образом связанных с исполнением, изменением или прекращением обязательства либо его предметом, и не являющихся нарушением обязательства.

Согласно статье 421 данного Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором (часть 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Контракт может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в вопросе 8 Обзора от 21.04.2020 N 1, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При этом по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).

При решении вопроса о расторжении или изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств суду надлежит установить наличие каждого из обязательных условий, указанных в пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обществами строятся объекты социального характера, а именно школы, таким образом, как было сказано ранее расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, в связи с чем Общества и обратились в суд для изменения условий контрактов.

Вышеуказанные факты, повлиявшие на увеличение цен на строительные ресурсы, являются существенными изменением обстоятельств, из которых Общество исходило при заключении Контракта, что в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации являются основанием для его изменения.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, в соответствии с положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, сложившуюся судебно-арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

1.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000109_309089 от 24 марта 2021 года -« Строительство детского сада на 220 мест в г. Малгобеке» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

1.1Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000109_309089 от 24 марта 2021 года -« Строительство детского сада на 220 мест в г. Малгобеке» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

2.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000820000788_309089 от 15 июля 2020 года –на выполнение работ по строительству объекта «Строительство школы на 704 ученических места в прибрежно-парковой зоне г. Магас Республики Ингушетия» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

2.1Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000820000788_309089 от 15 июля 2020 года –на выполнение работ по строительству объекта «Строительство школы на 704 ученических места в прибрежно-парковой зоне г. Магас Республики Ингушетия» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

3.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000103_309089 от 24 марта 2021 года -«Строительство детского сада на 220 мест в г. Магасе» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

3.1Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000103_309089 от 24 марта 2021 года -« Строительство детского сада на 220 мест в г. Магасе» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

4.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000412_309089 от 24 мая 2021 года -« Строительство школы сада на 720 мест в с.п. Верхние Ачалуки» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

4.1 Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000412_309089 от 24 мая 2021 года -« Строительство школы сада на 720 мест в с.п. Верхние Ачалуки» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

5.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000354_309089 от 11 мая 2021 года -« Строительство школы на 250 мест в с.п. Ольгетти» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

5.1 Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000354_309089 от 11 мая 2021 года -« Строительство школы на 250 мест в с.п. Ольгетти» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

6.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 01145000008210001435_309089 от 22 ноября 2020 года -«Строительство школы на 720 мест в с.п. Сунже» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

6.1 Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 01145000008210001435_309089 от 22 ноября 2020 года -«Строительство школы на 720 мест в с.п. Сунже» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

7.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000419_309089 от 24 мая 2021 года -« Строительство школы на 720 мест в с.п. Долаково» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

7.1 Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 0114500000821000419_309089 от 24 мая 2021 года -« Строительство школы на 720 мест в с.п. Долаково» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

8.Признать незаконным действие (бездействие) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия выразившиеся в отказе изменить (увеличить) цену государственного контракта № 014500000820001532_309089 от 12 ноября 2020 года -« Строительство школы на 720 мест в г. Назрань» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия»;

8.1 Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия изменить (увеличить) цену государственного контракта № 014500000820001532_309089 от 12 ноября 2020 года -« Строительство школы на 720 мест в г. Назрань»» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2021 года №130 «Об изменении существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения нужд Республики Ингушетия».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Ингушетия. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Р.Ш. Цечоев