ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-2101/2022 от 26.10.2022 АС Республики Ингушетия




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика  Ингушетия,  город Назрань, проспект имени Идриса  Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть

город Назрань                                                                              Дело №А18 -2101/2022

26 октября  2022 года дата вынесения резолютивной части решения

28 октября 2022 года  дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аушевой З.А.., рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Южная транспортная компания» (ОГРН 1130608003910, ИНН 0608025619)  к  Администрации г. Назрань  (ОГРН 1090608002649, ИНН 0608014110) о признании незаконным отказ администрации г. Назрань в предоставлении свидетельства и карт маршрута  регулярных перевозок. Обязать администрацию г. Назрань выдать карты и свидетельство об осуществлении перевозок,

 при участии истца- Хамхоев .Б.(доверенность от 29.04.2022);

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЮТК» обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением:
- признать незаконным отказ  Администрации от 15.06.2022 г. № 1568-об  выдачи свидетельства и карт на маршрут регулярных пассажирских перевозок №7а;
- обязать администрацию г. Назрань выдать свидетельство и карты на маршрут регулярных пассажирских перевозок 7а.
Основания заявленных требований изложены в заявлении. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представители ответчика на судебное заседание не явились, отзыв на исковое заявление не представили.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ).
ч.1 ст. 14. 220 ФЗ сообщает: целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам п. 1 ч. 2 220- ФЗ гласит: Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством: 1) заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Свидетельство и карты маршрутов выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 Закона №220‑ФЗ, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается.

ООО «ЮТК» (далее – общество, заявитель, перевозчик) зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет регулярные пассажирские перевозки в границах муниципального образования город Назрань (вид транспортного средства – маршрутные автобусы), межрегиональные перевозки по маршруту Назрань-Москва. В установленном законом порядке заявителю была выдана лицензия на осуществление регулярных пассажирских перевозок. Номер Лицензии АК-06-00002 от 14 марта 2019 года Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Полномочия по установлению, изменению, ООО «ЮТК» осуществляет пассажирские перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Назрань № 7а (Новый автовокзал – пл. Согласия ч/з рынок) на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000006 номер 005231 с 06.07.2018 по 06.07.2022 (регистрационный номер в реестре маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Назрань 005231).Все необходимые процедуры по закону ООО «ЮТК» были пройдены, были получены все необходимые документы и лицензии для осуществления перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам. Согласно ч. 1.1 ст. 12 ФЗ-220 Установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 03 июня 2021 года исх. № 28 года заявитель обратился в Администрацию г. Назрань с просьбой исключить из маршрута №7а конечный пункт, находящийся по адресу: г. Назрань, ул. Бакинская №89, поясняя это тем, что муниципальный маршрут вынужден заезжать на территорию другого субъекта Российской Федерации. Оптимальным конечным пунктом маршрута перевозчик просил установить площадку перед Детской республиканской клинической больницей, находящейся по ул. Бакинская рядом с кольцевой развязкой круг «Магас». 30 августа 2021 года исх. № 3245-об года Администрация г. Назрань ответила отказом, мотивировав отказ тем, что данная остановка, находящаяся на Автовокзале г. Назрань необходима для качественного оказания услуг населению.

03 июня 2021 года исх. №29 ООО ЮТК также обратилось к Главе Республики Ингушетия, Министерству промышленности и связи Республики Ингушетия, ФКУ Упрдор «Кавказ»: ФДА: Росавтодор с просьбой обустройства разворота на федеральной трассе «Кавказ» рядом с кольцевой развязкой «Магас» для заезда на Автовокзал г. Назрань. Обращение к Главе республики и в ФКУ Упрдор «Кавказ» остались без ответа.
22 июня 2021 года исх. № 1849/05 Министерство промышленности и связи ответило, что обратилось в адрес начальника ФКУ Упрдор «Кавказ» с предложением внести в проект реконструкции трассы соответствующие изменения до завершения работ по реконструкции.  В своем письме Министерство промышленности и связи разъясняет, что ФКУ Упрдор «Кавказ» ответило отказом из-за того, что дополнительное устройство наземной регулируемой двусторонней развязки в районе Автовокзала г. Назрань противоречит действующей нормативной документации (пункт 6.3, СП 34.13330.2012), и может повлечь за собой возникновение очагов аварийности. 2 сентября 2021 года исх. № 53 заявитель повторно обратился в Администрацию г. Назрань что согласно положениям ФЗ-220 муниципальный маршрут должен функционировать в пределах муниципального образования. Также в этом обращении заявитель обращает внимание на то, что при развороте на федеральной трассе в неположенном месте существенно возрастает риск совершения ДТП, создающих угрозу жизни и здоровью пассажиров, а также грубейшим образом нарушаются правила дорожного движения. 15 сентября 2021 исх. № 3484-об Администрация г. Назрань, сообщила, что было направлено письмо Председателю Правительства Республики Ингушетия Сластенину В.В. об оказании содействия по упорядочению муниципального маршрута. Никакого содействия перевозчику оказано не было. 23 ноября 2022 года исх. № 63 ООО «ЮТК» обратилось в администрацию с просьбой выдать свидетельство и карты маршрута пассажирских перевозок на маршрут №7а. Администрацией были запрошены дополнительные документы, которые перевозчиком были предоставлены. Однако свидетельство и карты на маршрут регулярных пассажирских перевозок выданы не были. 27 мая 2022 года исх. № 94 ООО «ЮТК» повторно обратилось в Администрацию г. Назрань с просьбой выдать в кратчайшие сроки свидетельство и карты маршрута регулярных перевозок пассажиров.

15 июня 2022 года исх. № 1568-об Администрация г. Назрань ответила отказом сославшись письмо Министерства промышленности и связи, в котором разъяснялось, что перевозчику отказано в выдаче свидетельства и карт маршрута согласно  п.7 ч.1 ст. 29 Федерального закона  от 13 июля 2015 №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…»(Далее – 220 ФЗ)  - принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Не согласившись с отказом Администрации г. Назрань, ООО «ЮТК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.

Из материалов дела следует, что Администрация г. Назрань 15.06.2022 исх. 1568-об отказала в продлении свидетельства и карт маршрутов ООО ЮТК, основываясь на  письме министерства промышленности и связи Республики Ингушетия, в котором говорится, что согласно п. 7 ч.1 ст. 29  220 ФЗ где, указанным перевозчиком не выполнялось по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием более трех дней подряд. Никаких документов, подтверждающих отсутствие транспортных средств на маршруте №7а предоставлено не было.

Исходя из смысла обращений заявителя к Главе Республики Ингушетия, Администрации г. Назрань, Министерство промышленности и связи республики Ингушетия, ФКУ Упрдор «Кавказ» Федеральное дорожное агентство Росавтодор становится ясно, что истец предпринял все зависящие от него меры по осуществлению перевозок согласно выданного Администрацией свидетельства. В связи с отсутствием путей проезда, а также возникшей опасностью для жизни и здоровья водителей и пассажиров ООО «ЮТК» решил изменить конечную точку маршрута. Заявитель неоднократно обращался в устройстве необходимого проезда по маршруту следования. Отсутствие проезда по установленному маршруту возникло в связи с реконструкцией ФАД «Кавказ», проект которой не подразумевает сохранение путей проезда, установленных в выданном администрацией свидетельстве.

Согласно ч. 1 ст. 29.1. 220 ФЗ «В случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.»

Из смысла данного пункта ФЗ-220 становится ясно, что ООО «ЮТК» имело все необходимые законные основания на изменение конечной точки маршрута.

Кроме того, исходя из Положения о министерстве промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 04.04.2022 № 50, от 08.07.2022 №103 ясно, что министерство не имеет полномочий в установлении, изменении, прекращении муниципальных маршрутов, только межмуниципальных. Маршрут № 7а является муниципальным маршрутом и находится полностью в ведении Администрации г. Назрань. Политика Администрации по муниципальным маршрутам не должна быть основана на решениях государственных учреждений и организаций, не имеющих на то соответствующих полномочий.

Таким образом, суд приходит к выводу, по имеющимся материалам дела, что у Администрации г. Назрань в рассматриваемом случае отсутствовали основания для отказа выдачи свидетельства и карт маршрута, поскольку заявителем соблюдены все нормы ст. 29.1 ФЗ -220.


При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями
197- 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
                                               РЕШИЛ:

                  Требования ООО «ЮТК» удовлетворить в полном объеме.
                  Признать незаконным отказ Администрации г. Назрань выдачи свидетельство и карт регулярных пассажирских перевозок маршрута № 7а.

Обязать Администрацию г. Назрань выдать свидетельство и карты об осуществлении пассажирских  перевозок по маршруту №7а в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей уплаченной по платежному поручению 17 от 26.07.2022 года.
            Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики  Ингушетия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

   Судья                                                                                                               Гелисханова Р.З.