АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Назрань Дело № А18-2840/2023
10 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2023 года Решение в полном объёме изготовлено 10 ноября 2023 года
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Мержоева М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кодзоевым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Председателя ликвидационной комиссии Государственного учреждения «Управление образованием г. Маогобек» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (председатель ликвидационной комиссии);
от УФНС по РИ- ФИО2 по доверенности
установил:
Председатель ликвидационной комиссии Государственного учреждения «Управление образованием г. Маогобек» обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия где просит:
- признать недействительным решения от 22.02.2022 № 273 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
- обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись в отношении Государственного учреждения «Управление образованием г. Маогобек» (ОГРН: <***>).
В связи с отсутствием письменных возражений со стороны ответчика, в соответствии с п. 27 Постановления ВАС РФ № 65 от 20.12.2006 года, ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд завершил предварительное заседание и рассмотрел данное дело по существу.
Заявитель в судебном заседании требования подержал в полном объеме.
Пояснил суду, что постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22.12.2010г. № 413 «О ликвидации государственных учреждений подведомственных Министерству образования Республики Ингушетия» было принято решение о ликвидации Государственного учреждения «Управление образованием г.Малгобека».
Пунктом 2 данного постановления была образована ликвидационная комиссия. Полномочия председателя комиссии были возложены на заявителя как на заместителя министра имущественных отношений Республики Ингушетия.
Комиссией были проведены все предусмотренные законом организационные мероприятия, в журнале Вестник государственной регистрации было опубликовано сообщение о ликвидации Управления, произведено уведомление известных кредиторов.
После окончания срока предъявления требований кредиторами, ликвидационной комиссией был составлен промежуточный ликвидационный баланс, который был утвержден распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 23.07.202г. № 504-р.
Кредиторская задолженность Управления составила 50252 руб., в том числе 7233,57 руб. задолженность по налогам.
В последующем распоряжением Правительства Республики Ингушетия № 427-р от 26.06.2013г. заявитель был освобожден от занимаемой должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13.09.2013г. дело № 2-4008/13, был восстановлен в должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
Фактический был восстановлен в должности только 20.11.2020г. (распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 19.11.2020г. № 542-р).
После восстановления в должности, в силу семейных обстоятельств заявителем с 23.11.2020г. по 24.09.2021г. был оформлен отпуск по уходу за ребенком, и с 27.09.2021г. по 26.09.2022г. был оформлен отпуск без содержания.
В силу указанных обстоятельств заявитель был лишен возможности осуществлять обязанности председателя ликвидационной комиссии и не имел возможности завершить ликвидацию учреждения в установленном порядке.
На негодящий день, в связи с тем что запись о прекращении учреждения внесена в ЕГРЮЛ на основании решения налогового органа при наличии задолженности по налогам, заявитель фактический внесен в перечень дисквалифицированных лиц.
Распоряжением Главы Республики Ингушетия на заявителя возложено исполнение обязанностей министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
Наличие установленных налоговой службой ограничений не позволяет внести в ЕГРЮЛ сведения в отношения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия о том, что заявитель является лицом имеющим без доверенности действовать от имени Министерства.
Также заявитель сообщил, что при признании решения Управления незаконным, ликвидация государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» будет завершена в установленным порядке, с погашением всей кредиторской заложенности.
Представитель Управления в судебном заседании требования не признал и просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа.
Как следует из материалов дела от 22.02.2022г. УФНС по РИ принято решение № 273 о предстоящем исключении государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ) на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» как недействующего юридического
лица. Основанием для исключения государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» из ЕГРЮЛ послужило непредставление в течении последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Не согласившись с исключением государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» из ЕГРЮЛ, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные
интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридического лица в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентирована Главой VII (ст. 21.1) Федерального закона N 129-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого
государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно п. 2 названной статьи, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
В рамках действующего законодательства юридические лица, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут направить соответствующие возражения, заявления. Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 129- ФЗ предусмотрена реализация права на направление в регистрирующий орган письменных возражений на государственную регистрацию путем подачи оформленного должным образом заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Как указано в пункте 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Регистрирующим органом 22.02.2022г. принято решение о предстоящем исключении государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» из ЕГРЮЛ.
Судом установлено, что указанное решение принято инспекцией на основании отсутствия сведений о движении денежных средств на банковских счетах, а также непредставление юридическим лицом в течении последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заявителю стало известно об исключении государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» из ЕГРЮЛ лишь 27.09.2023г. когда получил от Управления решение № 2152А об отказе в внесении в отношении него в ЕГРЮЛ сведений о том, что он является исполняющим обязанности министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, то есть является лицом имеющим право без доверенности действовать от имени министерства.
Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого реестра индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 165н от 30.10.2017 г. (далее - Порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП).
Согласно пункту 4 Порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Федеральной налоговой службы России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждой записи при внесении в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер.
В пункте 2 статьи 21.1. Закона о регистрации сказано, что при наличии одновременно всех указанных в п. 1 ст. 21.1. признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 11 Закона о регистрации установлено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Исходя из указанной нормы, внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением
недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (Пунктом 3 статьи 21.1. Закона о регистрации).
Из пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации следует, что налоговый орган не принимает решение об исключении юридического лица из государственного реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, если поступают заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17.01.2012 № 143-0-0, пункты 1-3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/3552), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Исходя из установленных Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. требований порядок ликвидации недействующего юридического лица предусматривает четыре этапа:
-регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического липа из ЕГРЮЛ;
-регистрирующий орган осуществляет публикацию соответствующего решения;
-регистрирующий орган принимает решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; -регистрирующий орган осуществляет ликвидацию недействующего юридического лица путем внесения записи в ЕГРЮЛ;
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается
фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), введены в Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (исключение сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П и определении от 17.01.2012 N 143-О-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Положения пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
В материалы дела представлено постановление Правительства Республики Ингушетия от 22.12.2010г. № 413 «О ликвидации государственных учреждений подведомственных Министерству образования Республики Ингушетия». Из пункта 2 данного постановления видно, что полномочия председателя ликвидационной комиссии государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» были возложены на заявителя как на должностное лицо министерства имущественных отношений
Республики Ингушетия, а именно как на заместителя министра имущественных отношений Республики Ингушетия.
После освобождения от должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия заявитель был лишен возможности исполнять возложенные на него обязанности председателя ликвидационной комиссии государственного учреждения «Управление образованием г.Малгобек».
В материалы дела представлено документы подтверждающие, что в период с 26.06.2013года по 26.09.2022г. заявитель, по независящим от него причинам не имел возможности исполнять обязанности председателя ликвидационной комиссии государственного учреждения «Управление образованием г.Малгобек», а именно:
- распоряжение Правительства Республики Ингушетия № 427-р от 26.06.2013г. об освобождении заявителя от занимаемой должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
- решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13.09.2013г. дело № 2-4008/13, о признании незаконным распоряжения Правительства Республики Ингушетия № 427-р от 26.06.2013г.
-распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 19.11.2020г. № 542-р о восстановлении в должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
- приказ министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от 23.11.2020г. № 102 к о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
- приказ министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от 23.11.2020г. № 102 к о предоставлении отпуска без содержания.
Причиной не проведения ликвидационной комиссии государственного учреждения «Управление образованием г.Малгобек» ликвидационных мероприятий стало не принятие органом создавшим ликвидационную комиссию решения о замене председателя комиссии, после освобождения заявителя от должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
При указанных обстоятельствах действия налогового органа, по исключению государственного учреждения «Управление образованием г.Малгобек» из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
При рассмотрении вопроса о возможности применения данного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не может
исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы.
Непредставление юридическим лицом отчетности может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения этого юридического лица из ЕГРЮЛ. Непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, а в силу части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Руководствуясь статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление председателя ликвидационной комиссии Государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным Решение Управления Федеральной налоговой службы по Республики Ингушетия № 273 от 22.02.2022 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестр Государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республики Ингушетия внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись в отношении Государственного учреждения «Управление образованием г. Малгобек» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
Решение в порядке пункта 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259,
260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Мержоев М.М.