АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Назрань №А18-305/08
23 апреля 2009 года (дата объявления резолютивной части решения)
30 апреля 2009 года (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд в составе судьи Колоевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балаевым Р.И. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ингушнефтегазпром» <...>;
к открытому акционерному обществу «Ингушэнергосеть» <...>;
о признании незаконными действий должностных лиц акционерного общества «Ингушэнергосеть» и не влекущими правовых последствий акта проверки от 28.01.08 года;
при участии:
от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности;
от ответчика- ФИО2 и ФИО3 представители по доверенности;
Установил:
В арбитражный суд Республики Ингушетия обратился заявитель открытое акционерное общество «Ингушнефтегазпром» г.Малгобек с заявлением к открытому акционерному обществу «Ингушэнергосеть» о признании незаконными действий должностных лиц акционерного общества «Ингушэнергосеть» и не влекущими правовых последствий акта проверки от 28.01.08 года .
Как усматривается из заявления 28 января 2008 г. комиссией КРЭС, в составе начальника ФИО4, гл.инженера ФИО5, инспектора ЗПУ ФИО3 И, в присутствии исполняющего обязанности главного электрика КНГДП ОАО «Ингушнефтегазпром» ФИО6 произведена проверка приборов учета и состояние расчетов за потребленную электроэнергию на объектах Карабулакского НГДП,являющегося структурным подразделением ОАО «Ингушнефтегазпром». По результатам проверки ответчиком составлен акт № 246 от 28.01.2008 г. и вынесено предписание о необходимости замены приборов учета электроэнергии на всех объектах КНГДП. На основании выводов проверки предъявлено к оплате по акту 1622 9 квт/ч, перерасходованной, по мнению проверяющих, электроэнергии.
В виду несогласия с выводами комиссии представителем истца данный акт не подписан.
В тот же день, в адрес истца направлено предупреждение № 225 от 28 января 2008 г. о том, что в случае непогашения задолженности в размере 1116,8тыс.руб., подача электроэнергии по всем объектам ОАО «Ингушнефтегазпром» будет прекращена с 12 часов 4 февраля 2008 г. Ответчиком ранее, 26 января 2008 г. в одностороннем порядке был составлен и подписан акт сверки расчетов, а также предъявлен к оплате счет № 002/3607 от 26.01.2008 г. на сумму 1116286,47 руб., где в графе «количество» указан объем энергии в размере 16229 квт/ч, то есть объем электроэнергии соответствующий указанному в акте проверки от 2 8 января 2008 г.
По убеждению истца, комиссия намеренно инициировала проверку объектов КНГДП, и отразила в акте несуществующие объемы перерасхода электроэнергии, для оправдания данных отраженных в счете и акте сверки расчетов составленных как видно из материалов дела, прежде чем была проведена сама проверка.
Решением Арбитражного суда 29 июля 2008 года в удовлетворении заявления было отказано ,а части требований о признании недействительным акта проверки, производство прекращено (том 1 л.д.87)
Данное решение обжаловано заявителем (том 1 л.д.92-93) и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2009 года частично отменено решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05. 08. 2008 года (том 1 л.д.104-107) .
Обжалованное решение отменено в части в связи с тем, что суд не уточнил требования общества, не выяснил нарушают ли обжалуемые действия работников исполнительного органа ОАО «Ингушэнергосеть» право общества, либо создают ли они угрозу такого нарушения. Кассационная инстанция указала также, что суду первой инстанции следовало проверить обоснованность требований ОАО «Ингушэнергосеть» о замене приборов учета, доначислений объема потребленной электроэнергии и его оплате, а также правомерность действий направленных на прекращение подачи энергии обществу.
В соответствии с частью 15 статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело».
При новом рассмотрении дела общество «Ингушнефтегазпром» представило уточненное требование .
Как усматривается из требования (подписанного и.о.руководителя ФИО7,) заявитель подтверждает первоначально заявленные требования и просит зачесть излишне перечисленную сумму в счет будущих платежей(том 1 л.д.135-137).
На данное заявление представлены отзывы ответчика (том 1 л.д.35-36 и 122-124) из которых усматривается ,что с заявленными требованиями ответчик не согласен и просит суд отказать в удовлетворении заявления по основаниям, что согласно обязанностей ,предоставленных законом и договорами, сетевая организация 28 января 2008 года произвела проверку приборов учета электроэнергии обществом «Ингушнефтегазпром».. По результатам проверки установлено нарушение и отсутствие государственных пломб на приборах учета потребляемой электроэнергии ,что является основанием для вывода о безучетном потреблении электроэнергии, составлен акт № 246 о необходимости замены приборов учета и рассчитано без учетное потребление электроэнергии.
Сетевой организацией расчет и доначисление произведено на основании п. 2.3.11. договора энергоснабжения, который предусматривает ,что « в случае временного выхода из эксплуатации или утраты приборов учета (находящегося в ведении покупателя) покупатель обязан обеспечить восстановление за свой счет их работоспособности либо установку нового прибора учета с обязательным согласованием с гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, а также оплатить величину безучетного потребления».
Кроме того, действия ОАО «Ингушэнергосеть» направлены на исполнение условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного 23 ноября 2007 года с ОАО «Ингушэнерго» ,являющейся энергоснабжающей организаций.
Этим договором утвержден регламент взаимодействия исполнителя и заказчика в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной / переданной электроэнергии (приложение №7).
Согласно пункта 3 данного регламента акты о безучетном потреблении составляются Исполнителем (ОАО «Ингушэнергосеть») при выявление фактов безучетного потребления в ходе снятия показаний приборов учета, в том числе контрольных показаний, или в ходе проверок состояния приборов учета и их сохранностей.
В соответствии с пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006г ограничение режима потребления вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Таким образом, введение ограничения режима потребления электроэнергии энергоснабжающей организацией регламентировано законодательством РФ, а также предусмотрено договором энергоснабжения.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 подтвердил уточненные требования и пояснил, что повторяя первоначально заявленные требования он просит зачесть в счет будущих платежей или взыскать излишне уплаченную сумму 1 млн рублей с ответчика.
Заявитель прежде не оспаривая сами объемы, предъявленные к оплате и выводы ,установленные в предписании, оспаривал сам факт проведения должностными лицами сетевой организации проверки, считая их действия неправомерными, поскольку такие действия могут проводить лишь органы по метрологии и стандартизации .
Кроме того, как пояснил заявитель ,обществом в суд подано заявление о неосновательном обогащении ответчика на эту сумму.
Представитель ОАО «Ингушнефтегазпром» считает неправомерными произведенные расчеты сетевой организацией ,которые явились основанием для оплаты суммы ,установленной данным расчетом. Кроме того ,представитель пояснил, что нарушений пломб не было, приборы учета были исправны, общество неоднократно в течении нескольких лет ,обращалось к ответчику о необходимости замены приборов учета и представил суду письма обращения) и акты на замену приборов учета, составленные после оспариваемой проверки.
Представители ответчика ФИО2 и ФИО3 требования не признают по доводам, изложенным в отзыве на заявление и пояснили суду, что денежные средства перечислены заявителем добровольно по агентскому договору на счет сетевой организации для третьих лиц, т.е. для энергосбытовой организации. Требования о признании действий должностных лиц незаконными также необоснованны, поскольку между сторонами существуют гражданско-правовые отношения ,основанные на договоре энергоснабжения ,где в исполнении поставки электроэнергии ,ОАО «Ингушэнергосеть» является сетевой организацией. Оспариваемые действия осуществлялись в соответствии с их функциональными обязанностями для исполнения условий договоров и закона об энергоснабжении и постановления правительства РФ №530 от 31.08.06 года.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства суд считает ,что производство в части требований признания не влекущими последствий акта проверки подлежит прекращению , а в остальной в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям:, как видно из материалов дела ,общество «Ингушнефтегазпром» г.Малгобек РИ приобретает электрическую энергию у ОАО «Ингушэнерго»(«Энергосбытовая организация») по договору энергоснабжения от 03.03.2008 года №02-01-01.
Исполнение данного договора общество «Ингушэнерго» осуществляет договором по оказанию услуг по передаче электрической энергии от 23 ноября 2007 года, заключенным с ОАО «Ингушэнергосеть» ,являющейся сетевой организацией(том 2 л.д.28).
Т.о., между ОАО «Ингушнефтегазпром» и ОАО «Ингушэнергосеть» существуют гражданско-правовые отношения, основанные на договоре энергоснабжения № 02-01-01 от 3 марта 2008 года (том 1 л.д.61-67) и договором по оказанию услуг по передаче электрической энергии от 23 ноября 2007 года, заключенным сетевой организацией с ОАО «Ингушэнерго».
Отношения эти регулируются также Регламентом определения объема потребленной Покупателем электроэнергии с применением расчетных способов и являющимся приложением к данному договору (том 1 л.д.(68-75).
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии ,если иное не предусмотрено законом ,иными правовыми актами или соглашениями сторон.
В силу п.3.1.Правил учета электрической энергии (утвержденных Минтопэнерго и Минстроем России ,зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.10.96 года №118) организация учета электроэнергии должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов ,в том числе в части мест установки объемов установки объемов средств учета электроэнергии на электростанциях , подстанциях и у потребителя.
В соответствии с п.3.2.названных Правил учет активной и реактивной энергии мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергосбытовой организацией и потребителем производятся на границе балансов принадлежности электросети.
Согласно статье 6 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электороэнергетики в переходный период и о внесений изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электороэнергетике» с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. Во исполнение указанных требований закона ОАО «Ингушэнерго» были реализованы объекты электросетевого хозяйства, принадлежавшие ему на праве собственности, что повлекло за собой прекращение деятельности по передаче электрической энергии.
Данные функции в настоящее время осуществляет самостоятельное юридическое лицо- ОАО «Ингушэнергосеть»,в связи с чем и заключены вышеназванные договора энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с п. 151 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
Вышеназванным договором от 23.11.07 года по оказанию услуг по передаче электроэнергии утвержден регламент взаимодействия исполнителя и заказчика в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной / переданной электроэнергии (приложение №7).
Согласно пункта 3 данного регламента при выявление фактов безучетного потребления в ходе снятия показаний приборов учета, в том числе контрольных показаний, или в ходе проверок состояния приборов учета и их сохранностей Исполнителем по договору , т.е. ОАО «Ингушэнергосеть» составляются акты о безучетном потреблении электроэнергии.
В соответствии с п. 152 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетике» по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
Таким образом, при составлении оспариваемого акта №246 сетевая организация действовала в рамках своих функциональных обязанностях и полномочиями, данными договорами и законодательными актами.
В соответствии с условиями Договора Покупатель обязан незамедлительно в течении суток ,сообщать одновременно Гарантирующему Поставщику и сетевой организации о нарушении работоспособности (выходе из эксплуатации, утере, обо всех дефектах и случаях отказа в работе )приборов учета (расчетных, контрольных),а также нарушения работы в цепях релейной защиты, авариях, пожарах, а также грубых нарушениях и чрезвычайных ситуациях ан энергетических объектах, возникших при пользовании электрической энергией и мощностью» (том 1 л.д.62,68).
Письмом от 6.04.07 года ст.энергетик КГНДП ФИО8 просил зам управляющего директора ОАО «Ингушэнерго» ФИО9 заменить приборы учета в связи с истечением срока госповерки и предписанием службы сбыта (том 2 л.д.78).
28 января 2008 г. комиссией Карабулакских районных электрических сетей(КРЭС), в составе начальника ФИО4, гл.инженера ФИО5, инспектора ЗПУ ФИО3 И, в присутствии исполняющего обязанности главного энергетика КНГДП ОАО «Ингушнефтегазпром» ФИО6 произведена проверка приборов учета и состояние расчетов за потребленную электроэнергию на объектах Карабулакского НГДП. По результатам проведенной проверки комиссией составлен акт № 246 от 28.01.2008 г. о безучетном потреблении электроэнергии 446 229 квт/ч вынесено предписание о замене приборов учета электроэнергии на всех объектах КНГДП, и предъявлено к оплате по акту № 246 от 28.01.08 года стоимость перерасходованной электроэнергии.
В судебном заседании установлено ,что в соответствии с должностной инструкцией в обязанности начальника РЭС ФИО4, утвержденной 1 ноября 2006 года руководителем Кавказской энергетической кампанией РАО ЕЭС России входит обеспечение 100% сбора текущих платежей, обеспечение учета и контроля потребления электроэнергии и мощности, осуществление расчетов за потребленную электроэнергию и мощность с потребителями в соответствии с заключенными договорами электроснабжения на основании показаний приборов учета ,контроль за своевременным поступлением от потребителей денежных средств в полном объеме за потребленную электроэнергию, ежемесячная сверка взаиморасчетов с потребителями, применение штрафных санкций к потребителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий заключенных договоров энергоснабжения ,использование всех разрешенных законом средств для погашения задолженности за отпущенную электроэнергию, организация снятия ежемесячных показаний приборов учета и составления баланса электроэнергии по подстанциям по ИФ ОАО «КЭУК» совместно с ЦДС.
В соответствии с должностной инструкцией главный инженер РЭС принимает участие: в обеспечении учета и контроля потребления электроэнергии и мощности; участие в осуществлении расчетов за потребленную электроэнергию и мощность с потребителями в соответствии с заключенными договорами электроснабжения на основании показаний приборов учета; принимает участие в контроле за поступлением от потребителей денежных средств в полном объеме за потребленную электроэнергию ;принимает участие в проведении ежемесячной сверке взаиморасчетов с потребителями.
Таким образом, вышеназванные должностные лица в соответствии со своими должностными функциональными обязанностями обоснованно провели проверку приборов учета и состояние расчетов за потребленную электроэнергию на объектах Карабулакского НГДП и составлении акта № 246 от 28.01.2008 г. и соответственно, вынесли предписание о замене приборов учета электроэнергии на всех объектах КНГДП. На основании данных актов предъявлено к оплате по акту №246 от 28.01.08 года 446 229 квт/ч, перерасходованной электроэнергии(том 1 л.д.8-9).
Представитель ОАО «Ингушнефтегазпром» ФИО6 от подписи акта отказался, что было засвидетельствовано актом от отказе от подписи.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
В соответствии со статьями 27-29,197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке главы 24 Кодекса арбитражным судом рассматриваются дела об оспаривании не нормативно-правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления ,иных органов ,должностных лиц.
Акт проверки как внутриведомственный документ , не влекущий правовых последствий и не имеющий силу исполнительного документа не входит в категорию оспариваемых документов в арбитражный суд ,поскольку не подпадает под признаки не нормативно-правового акта . Акт составлен при исполнении сторонами гражданско-правовых обязательств, не носит характера власти –подчинения одной стороны по отношению к другой.
В соответствии с п.1 ст. 150 АПК РФ данное обстоятельство является основанием прекращения производства по делу в данной части. как требования неподлежащие рассмотрению в арбитражном суде .
Кроме того, суд кассационной инстанции рассматривая кассационную жалобу установил правомерность вывода суда первой инстанции в прекращения по делу в части требований о признании неправомерным акта проверки.
В соответствии с частью 2 ст.150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу «если имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами ,о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда».
Согласно п. 2.3.11. договора энергоснабжения в случае временного выхода из эксплуатации или утраты приборов учета (находящегося в ведении покупателя) покупатель обязан обеспечить восстановление за свой счет их работоспособности либо установку нового прибора учета с обязательным согласованием с гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, а также оплатить величину безучетного потребления.
В соответствии с п. 156 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетике» стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В случае выявлении фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006г ограничение режима потребления вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
Таким образом, введение ограничения режима потребления электроэнергии энергоснабжающей организацией регламентировано законодательством РФ, а также предусмотрено договором энергоснабжения.
По этим основаниям начальником энергосбытовой организации направлено предупреждение №225 от 28 января 2008 года руководителю КНДГП ФИО10 А.о нарушении покупателем электроэнергии условий договора по оплате стоимости потребленной электроэнергии и предупредила о возможном ограничении подачи электроэнергии до 0 квтч в сутки с 12 часов 00 минут 4 февраля 2008 года.(том 1 л.д.10).
При таких обстоятельствах заявитель неправомерно вменяет в вину сетевой организации осуществление действий направленных на взыскание стоимости безучетного потребления электроэнергии и угрозу на какие либо права общества и в том числе на отключение подачи электрической энергии.
Однако факт фактического отключения электроэнергии и ввода ограничения по поставке электроэнергии в судебном заседании не подтвердился .
Заявитель не представил суду в соответствии со статьей 65 АПК РФ ,истребованные судом доказательства в подтверждение факта ограничения либо прекращения подачи электроэнергии .
Обоснованность и правомерность выводов акта №246 от 28.11.08 года о необходимости замены приборов учета общества «Ингушнефтегазпром» ,подтверждается пояснениями представителя общества и материалами дела, поскольку счетчики были приобретены самим обществом и установлены по его заявке для выполнения предписания по результатам проверки .
Письмами №№01/25 от 21.02.08 года начальник КГНДП просит ОАО «Ингушэнергосеть» установить и опломбировать приобретенные электросчетчики взамен старых индукционных(том 2 л.д.79).
Письмами №01/31 ОТ 6.03.08,.№01/14 от 21.10.08 года , №01/15 от 21.10.08 года руководитель общества «Ингушнефтегазпром» вновь настоятельно просит сетевую организацию о выделении работников государственной лаборатории для замены и опломбировании электросчетчиков и что счетчики приобретены и оплата гарантируется по предъявлению счета.(том 2 л.д.78-82)).
Из письма от 04.01.2008 года направленного руководителем КГНДП по ведомственной подчиненности ген.директору ИНГП усматривается, что приборы учета в обществе были заменены лишь в 1998 году ,и достигнута договоренность о замене счетчиков по представлении счета.(том 1 л.д.12).
Таким образом, подтверждается сам факт необходимости замены приборов учета и согласии принятия мер самого общества на их замену .
Письмом №01/80 от 25.07.08 года руководитель ФИО11 ФИО12 обратился в ОАО «Ингушэнерго» ФИО13 уже о фактической замене ,установке и пломбировке эл.счетчиков в марте и апреле месяце 2008 года . В письме содержится просьба о выдаче актов замены (том 1 л.д.142).
Таким образом, акты на замену неисправных электросчетчиков, установку, отсутствующих ,опломбировку электросчетчиков на объекты КНГДП были составлены в связи с отсутствием государственных пломб на приборах учета.
Так акт №007 от 19 марта 2008 года составлен на плановую замену в связи с нарушением пломбы, опломбировка клемной крышки, цепей учета и корпуса эл.счетчика. Так же составлены акты №№004 от 26.03.08 года,005 от 28.03.08 года и б/н от 19.03.08 года (том 2 л.д.67-70).
Остальные акты, представленные заявителем от 28.10.08 года, от 18.03.08 года №010,№008 от 18.03.08 года,№001 от 25.03.08 года ,№009 от 18.03.08 года ,№003 от 28.03.08 года (том 2 л.д.4-10) в акте №246 от 28.11.08 года не отражены и отношения к оспариваемым действиям не имеют..
Данное обстоятельство подтверждает признание самим обществом «Ингушнефтегазпром» необходимости замены установки и опломбирования эл.счетчиков по выявленным проверкой и установленных актом №246 от 28.11.08 года объектам в количестве 4-х приборов учета. (том 2 л.д.1-4)
Данные обстоятельства подтверждает обоснованность действий сетевой организации по установлению безучетного потребления обществом «Ингушнефтегазпом» электроэнергии и обоснованность расчета ,проведенного сетевой организацией на стоимость безучетно потребленной обществом «Ингушнефтегазпом» электроэнергии .
В судебном заседании установлено ,что счет №1002/3607 –к датирован 26.01.08 года. согласно акта сверки расчетов по состоянию на эту же дату на сумму стоимости потребленной электроэнергии 946 005 рублей 48 копеек (446 229 квт/ч х2.12) (том 1 л.д.13,14) выставлен с технической опечаткой даты, поскольку в него внесены данные, установленные 28.01.08 года ,которые не могли быть известны энергосбытовому обществу.
Данных о вручении данного счета до 28.11.08 года заявителем не представлено и таких доказательств из материалов дела не усматривается. Кроме того .данное обстоятельство не исключает сам факт обоснованности действий общества «Ингушэнергосеть» по выводам проверки и составлению акта.
Сам факт проведения проверки 28.11.08 года сторонами не отрицается и подтверждается материалами дела.
Согласно карточки лицевого счета 62 КНКГП на 1 полугодие 2008 года по состоянию на 30.06.08 года составляет 498 002 рубля 63 копеек(том 1 л.д.44,45).
По результатам проверки и произведенного расчета ОАО «Ингушэнерго» (Принципал по договору) предъявило счет- фактуру №1002/3741-к от 28.01.08 года стоимости безучетно потребленной электроэнергии на сумму 946 897 рублей (446 229 квт/час х 2,122).
Счет принят к исполнению и согласно данного счета на расчетный счет ОАО «Ингушэнергосеть» в пользу третьего лица Агента ООО «Юрэнергоконсалт» по агентскому договору № 4А/ИЭ от 31.12.04 года общество «Ингушнефтегазпом» платежным поручением №96 от 19.05.08 года перечислило денежные средства 1 000 000 рублей (том 1 л.д.46).
В судебном заседании установлено, что общество «Ингушнефтегазпром» само добровольно перечислило доначисленную в результате безучетного потребления электроэнергии сумму в размере 1 000 000 рублей.
Денежные средства в размере 5 000 000 рублей перечислены ОАО «Ингушнефтегазпром» платежным поручением №96 от 19.05.08 года на расчетный счет ОАО «Ингушэнергосеть» в погашение признанной кредиторской задолженности за потребленную им электроэнергию, в том числе задолженность перед КНГДП в размере 1 000 000 рублей в пользу третьего лица Принципала ОАО «Ингушэнерго» (энергосбытовой организации)по агентскому договору № 01-10/07 от 01.10.07 года.
Письмом № 625/05 от 21.05.08 года общество «Ингушнефтегазпром» просит из перечисленной платежным поручением сумму 1 000 000 зачислить в счет структурного подразделения КНГДП как кредиторскую задолженность за потребленную им электроэнергию (см. пункт 8 письма на л.д.125 том 1).
Перечисление по данному п/п произведено обществом на расчетной счет сетевой организации согласно агентского договора №01-10/07 от 01.10.07 года предметом которого является оказание услуг, связанных с осуществлением и оптимизацией расчетов с кредиторами и дебиторами Принципала (ОАО «Ингушэнерго»).
Таким образом, обжалуемые действия работников исполнительного органа ОАО «Ингушэнергосеть» право общества «Ингушнефтегазпром» , не нарушают и не создают угрозу такого нарушения.
До добровольного перечисления денежных средств действия сетевой организации общество «Ингушнефтегазпром» не оспорило.
Требование заявителя в части признания незаконными действий должностных лиц ОАО «Ингушэнергосеть» по предъявлению требований о замене приборов учета, оплате сверхнормативного потребления энергии и предупреждения о подаче электроэнергии подлежит рассмотрению не в порядке ,предусмотренном главой 24 АПК РФ, поскольку обжалуемые действия исполнительных органов (работников) акционерного общества по исполнению гражданско-правовых обязательств перед другой коммерческой организацией не подпадают под признаки названной главы Кодекса.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает такой способ защиты ,как пресечение действий ,нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения.
Однако заявитель избрал такую форму защиты своего права ,как признание незаконными действий должностных лиц, и суд не может выходить за рамки заявленных требований.
О привлечении в качестве второго ответчика ОАО «Ингушэнерго» заявитель отказался ,поскольку в суде имеется возбужденное арбитражное дело о неосновательном обогащении (определение суда от 28.10.08 года по делу №А18-692/08).
Общество «Ингушэнергосеть» не располагает полномочиями зачета стоимости электроэнергии, поскольку этими функциями взыскания стоимости обладает лишь ОАО «Ингушэнерго»(Продавец электроэнергии т.е.энергосбытовая организация).
Ответчик ОАО «Ингушэнергосеть» является сетевой организацией ,которая устанавливает наличие Эл.сетчиков, их техническое состояние, и производит расчет безучетной потребленной электроэнергии расчетным методом.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1,2 ст.150, ст.ст.198-201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
1.Производство в части признания не влекущим правовых последствий акта ОАО «Ингушэлектросеть» от 28.01.2008 года прекратить.
2.В удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц ОАО «Ингушэлектросеть» в проведении проверки приборов учета и состояние расчетов за потребленную электроэнергию на объектах Карабулакского НГДП и о зачете оплаченной суммы 1 000 000 (один миллион) рублей в счет будущих платежей отказать.
3.Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья : Л.А.Колоева