ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-3262/18 от 06.02.2019 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  РЕСПУБЛИКИ  ИНГУШЕТИЯ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань                                                                                          Дело №А18-3262/2018

08 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2019 года.

В полном объеме текст решения изготовлен 08 февраля 2019 года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Судья Арбитражного суд Республики Ингушетия Гелисханова Р.З., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шадиевым М.Х., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «РН «Ингушнефть» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Ингушетия о признании незаконными и отмене постановлений Управления Росприроднадзора РИ №№ 75,76,77 от 30.11.2018 года о назначении административного наказания, третье лицо: Малгобекская городская Прокуратура,

при участии:

от заявителя- ФИО1 (доверенность от 28.12.2018);

от заинтересованного лица  – ФИО2 ( доверенность от 15.01.2019);

от третьего лица-Арчаков А.А.( доверенность от 04.02.2019),

установил: Открытое акционерное общество «РН «Ингушнефть» обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Ингушетия, о признании незаконными и отмене постановлений Управления Росприроднадзора РИ №№ 75,76,77, от 30.11.2018 года о назначении административного наказания.

Заявитель настаивал на своих требованиях.

Представители заинтересованного лица и третьего лица  просят суд отказать в заявленных требованиях.

Рассмотрев представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

30.10.2018 года Прокуратурой Республики Ингушетия с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Ингушетия принято решение о проведении проверки в отношении открытого акционерного общества «РН «Ингушнефть».

Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РИ начальником отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за ООПТ, надзора за земельными ресурсами, надзора за водными ресурсами, экологического надзора Управления Росприроднадзора по РИ ФИО3 в отношении   открытого акционерного общества «РН «Ингушнефть» вынесены постановления о привлечении к административной ответственности № 75 от 30.11.2018, №76 от 30.11.2018, №77 от 30.11.2018.

Определением от 28 ноября 2018 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение административного дела назначено на 30.11.2018 года в 11 часов 30 минут, определение получено нарочно представителем ОАО «РН «Ингушнефть».

Постановлением от 30.11.2018 года №75 открытое акционерное общество «РН «Ингушнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ,  и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Как следует из представленных суду материалов административного дела 09.11.2018     года    Малгобекской     городской       прокуратурой по заданию прокуратуры     республики     с     привлечением            специалистов Управления Росприроднадзора   по РИ   проведена   проверка   исполнения законодательства    об охране    окружающей    среды    при    обращении    с отработанными стальными трубами нефте и газопроводов.

Установлено, что ОАО  «РН «Ингушнефть,  занимающимся добычей, транспортировкой     и     реализацией     нефти,   в     2017   и   2018   годах произведен демонтаж недействующей отработанной стальной трубы нефтепроводов и в последующем осуществлен сбор и транспортирование данной   трубы.

Согласно актов  списания объектов основных средств (кроме автомобильных средств) №№ 172, 184, 218, 220,206,207,242 от 28.12.2017 года и документа списанные основные средства по ЩЩГ-К ОАО «РН Ингушнефть» за декабрь месяц 2017 года произведено списание труб с формулировкой «Сильный коррозийный износ, не пригодна к дальнейшей эксплуатации», что подтверждает образования отходов стальных труб нефтепроводов.

Проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при обращении с отработанными стальными трубами нефтепроводов выявила нарушение: в отчете по форме 2-ТП (отходы) за 2017 год не указаны отходы стальных труб нефтепроводов, что является сокрытием, умышленным искажением или несвоевременно сообщением полной и. достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования   от   22.05.2017 года № 242,   отходы   стальных   труб нефтепроводов отнесены к следующим отходам и классу опасности:

- трубы стальные нефтепроводов, отработанные с битумной     изоляцией (Код 46952212514);

- трубы стальные нефтепроводов, отработанные с полимерной   изоляцией (Код 46952212514).  

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06. 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации об общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной  власти  в области   обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В   нарушение   вышеуказанных   норм   действующего   законодательства, ОАО «РН «Ингушнефть» отчет по форме   2-ТП   (отходы)   за   2017 год в    части      образованных    отходов    стальных    труб    нефтепроводов    в Управление Росприроднадзора по РИ представлен не в полном объеме, в связи с чем не осуществлена плата за размещение отходов стальных труб нефтепроводов.

Изложенное   свидетельствует  о   наличии   в  действиях     юридического лица  -    ОАО    «РН    «Ингушнефть»       признаков        административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды  и природных    ресурсов,  об   источниках   загрязнения окружающей среды, и природных ресурсов   или    иного    вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного  экологического   контроля,   информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Нарушены     требования       предусмотренные  частью 2  статьи   19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Определением от 28 ноября 2018 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение административного дела назначено на 30.11.2018 года в 14 часов 30 минут, определение получено нарочно представителем ОАО «РН «Ингушнефть».

Постановлением от 30.11.2018 года №76 открытое акционерное общество «РН «Ингушнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ,  и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Как следует из представленных суду материалов административного дела 09.11.2018     года    Малгобекской     городской       прокуратурой по заданию прокуратуры     республики     с     привлечением            специалистов Управления Росприроднадзора   по РИ   проведена   проверка   исполнения законодательства    об охране    окружающей    среды    при    обращении    с отработанными стальными трубами нефте и газопроводов.

Установлено, что  ОАО  «РН «Ингушнефть»,  занимающимся     добычей, транспортировкой   и     реализацией       нефти,   в     2017   и   2018 годах произведен демонтаж недействующей отработанной стальной трубы нефтепроводов и в последующем осуществлен сбор и транспортирование данной трубы.

Согласно актов о списания объектов основных средств (кроме автомобильных средств) №№ 172, 184, 218, 220,206,207,242 от 28.12.2017 года и документа списанные основные средства по ЦДНГ-К ОАО «РН Ингушнефть» за декабрь месяц 2017 года произведено списание труб с формулировкой «Сильный коррозийный износ, не пригодна к дальнейшей эксплуатации», что подтверждает образования отходов стальных труб нефтепроводов.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования   от   22.05.2017 года № 242,   отходы   стальных   труб нефтепроводов отнесены к следующим отходам и классу опасности:

- трубы стальные нефтепроводов, отработанные с битумной     изоляцией (Код 46952212514);

- трубы стальные нефтепроводов, отработанные с полимерной   изоляцией (Код 46952212514).  

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный, реестр объектов размещения отходов.

Ведение    государственного    реестра    объектов    размещения отходов осуществляется            в            порядке,     определенном уполномоченным правительством Российской    Федерации    органом    исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В нарушение    норм     действующего     законодательства, ОАО  «РН «Ингушнефть»,   в   проекте нормативов   образования отходов   и лимитов на их размещение, утвержденным генеральным директором ОАО «РН «Ингушнефть», не включены отходы стальных труб нефтепроводов. Не проведена паспортизация отходов стальных труб нефтепроводов. Не ведется учет движения отходов стальных труб нефтепроводов. Отсутствует лицензия на сбор,  транспортирование, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов стальных труб нефтепроводов или договор с организацией, имеющей указанную лицензию.

Определением от 28 ноября 2018 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение административного дела назначено на 30.11.2018 года в 15 часов 00 минут, определение получено нарочно представителем ОАО «РН «Ингушнефть».

Постановлением от 30.11.2018 года №77 открытое акционерное общество «РН «Ингушнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования/в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ,  и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Как следует из представленных суду материалов административного дела 09.11.2018     года    Малгобекской     городской       прокуратурой по заданию прокуратуры     республики     с     привлечением            специалистов Управления Росприроднадзора   по РИ   проведена   проверка   исполнения законодательства    об охране    окружающей    среды    при    обращении    с отработанными стальными трубами нефте и газопроводов.

Из материалов дела усматривается, что между ОАО «РН «Ингушефть» (продавец) и ООО «Бизнес Универсал» (Покупатель) заключен договор №1669018/1729Д.

В соответствии с пунктом 1.1. договора продавец обязуется передать в собственность Покупателя в порядке и на условиях, предусмотренных в договоре №1669018/1729Д  трубу бывшую в употреблении, (товар) полученную от извлечения заглубленных трубопроводов выведенных из эксплуатации из-за коррозийного износа, а покупатель принять товар и оплатить его.

Из пункта 1.6 договора, следует, что покупатель обеспечивает проведение работ по рекультивации земельных участков после проведения работ связанных с демонтажем и извлечением трубы б/у от выведенных из эксплуатации трубопроводов.

Административным органом в ходе проверки установлено (подтверждается материалами дела), что по    настоящее    время    условия договора 1669018/1729Д Покупателем     исполнены     в    части     оплаты     и    демонтажа нефтетрубопроводов,     работы    по    рекультивации    земельных    участков после проведения    работ    по    извлечения    заглубленных   трубопроводов Покупателем по настоящее время не проведены.

В соответствии с п 8.1 договора, покупатель обязуется начать работы в течении 10 дней со дня подписания настоящего договора и окончить не позднее 01 апреля 2018 года.

В материалы дела представителем ОАО «РН «Ингушнефть» представлено дополнительное соглашение  №1 к договору, при проверке, вышеуказанный договор административному органу не представлялся, дополнительным соглашением срок выполнения работ продлен до 31.12.2018 года  

Представитель заявителя считает, что ОАО «РН «Ингушнефть» не является субъектом данного правонарушения.

Вместе с тем, согласно пункту 2.10 вышеуказанного договора Покупатель должен письменно согласовать с Продавцом проект рекультивации,    нарушенных земель, проект  производства  работ, до начала выполнения работ.

Согласно пункту 2. 20 договора Покупатель после окончания работ должен представить Продавцу акты выполненных работ, акты на рекультивацию, подписанные собственниками и пользователями земель.

Согласно пункта 3.4 договора, Продавец назначает на время производства работ своего представителя, который осуществляет контроль и технический надзор за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения.

Однако, Покупателем до начала выполнения работ не представлен Продавцу составленный в установленном порядке проект рекультивации нарушенных земель, проект производства земель, проект не согласован на момент рассмотрения в суде.

ОАО «РН «Ингушнефть» по настоящее время не выполнил претензионную работу к Покупателю по обязанию исполнить условий договора в части рекультивации нарушенных земель. Также должным образом не осуществлен контроль технический надзор за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения.

Как видно из материалов дела и не оспаривается представителем заявителя , проект рекультивации сторонами контракта  не составлен и не утвержден на дату судебного заседания.

Таким образом, ОАО «РН «Ингушнефть» к выполнению работ  по демонтажу и списанию недействующего нефтепровода допустило OOО «Бизнес Универсал» без согласования проекта рекультивации нарушенных земель, должным образом не осуществляло контроль и технический надзор за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения, а также по настоящее время не выполняет претензионную работу к ООО «Бизнес Универсал» по исполнению условий договора в части рекультивации нарушенных земель.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях юридического лица ОАО «РН «Ингушнефть», признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке     месторождений полезных       ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательных и иных работ, в том, числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры. Нарушены   требования    предусмотренной      ч. 5    статьи 13 «Земельного   кодекса    Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136- ФЗ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена    ч.1   ст. 8.7 КоАП РФ

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается  противоправное,  виновное  действие  (бездействие)  физического  или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Условием законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса).

При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса).

Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении,  административный  орган  нарушает  предусмотренные статьей 24.1 Кодекса требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.

При  рассмотрении  дел  об  оспаривании  решений  (постановлений),  административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса).

Таким образом, закон допускает составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица в случае неявки его законного представителя при надлежащем извещении последнего о совершении указанных процессуальных действий.

Судом процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела,  не выявлены.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него,  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что заявитель, имея возможность своевременно окончить выполнение работ по рекультивации земель, соответствующих мер не предпринял.

Доводы заявителя, что общество не является субъектом административного правонарушения, в связи заключение договора и дополнительного соглашения с ООО «Бизнес Универсал» необоснованные, поскольку действующее законодательство об охране окружающей среды  не освобождает собственника от административной ответственности при заключении договора.

Суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя в части обжалования постановления от 30.11.2018 года №77  исходил, из того, что заявителем не исполнен пункт 2.10 договора № 1669018/1729Д от 01.02.2018 года, отсутствует письменное согласие ОАО «РН «Ингушнефть» проекта рекультивации нарушенных земель,    в связи с чем, ООО «Бизнес Универсал» не имел возможность приступить к работам по рекультивации нарушенных земель, а ОАО «РН «Ингушнефть» на момент действия договора, дополнительного соглашения и на момент рассмотрения дела, доказательства проведения рекультивации суду не представило.

ОАО «РН «Ингушнефть» суду не представлены доказательства о должной осмотрительности, не представлена переписка с ООО «Бизнес Универсал», не приставлены претензионные письма в адрес ООО «Бизнес Универсал», о проведении начала культивационных работ. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение заявления не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями  170-176, 192-201  Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленных требованиях Открытого акционерного общества «РН «Ингушнефть» отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная  жалоба подается в арбитражный суд апелляционной й инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                         Р.З.Гелисханова