ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-361/2021 от 21.04.2021 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина, 44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело №А18-361/2021

Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисханова Р.З. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евлоевой З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русстрой» к Северо-Кавказскому Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании не законным и отмене предписания №20-129/ВП/3 от 23.04.2020 года,

при участии:

от заявителя – не явился; от ответчика – ФИО1 (доверенность №13 от 11.01.21г.);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Русстрой» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Северо-Кавказскому Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании не законным и отмене предписания №20-129/ВП/3 от 27.04.2020 года.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечил участие своего представителя в судебном заседании, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело проводится в соответствии со статьей 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся сторон.

Представитель административного органа, в судебном заседании, заявленные требования, не признавал.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив и исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, на основанииПриказа Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от 12.02.2020 №129 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Русстрой» с целью исполнения распоряжения Руководителя Росприроднадзора от 27.12.2019 №39-р, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 от № 03.12.2019№АГ-П9-10584 об организации проведении проверок соблюдения норм природоохранного законодательства юридическими лицами, осуществляющими работы по рекультивации свалок (полигонов) ТКО, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее -Управление) в отношении юридического лица - ООО «Русстрой» была проведена внеплановая выездная проверка. Проверка проводилась в период с 14.02.2020 по 16.03.2020г. (двадцать рабочих дней).

Уведомление о проведении проверки от 13.02.2020 №АБ-11/115 с копией приказа Росприроднадзора от 12.02.2020№130 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Русстрой» получено 13.02.2020 генеральным директором ООО «Русстрой» ФИО3 М-Э.А.

При проведении проверки присутствовал ФИО3 - ФИО4 - генеральный директор ООО «Русстрой», действующий на основании Устава ООО «Русстрой» (приказ ООО «Русстрой» №6-К от 27.09.2019 «О вступлении на должность директора общества»). 27 апреля 2020 года был составлен акт проверки за №20-129/ВП/1 с участием генерального директора Общества ФИО3 М-Э. А., и выдано Обществу предписание №20-129/ВП/3 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В ходе проверки установлено и в данном акте отражено, что на момент внеплановой выездной проверки Общество имеет лицензию на деятельность по транспортированию отходов III-IV классов опасности от 12.08.2019 № 00046. Место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 386203, <...> 2А2. Проверяемый объект: «Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) с.п. Нестеровское в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности» (далее-объект).

Адрес местонахождения объекта: Республика Ингушетия, г. Назрань , земельный участок с кадастровым номером 06:05:0000003:11259.

Объект расположен г. Назрань Гамурзиевский административный округ, ул. Мартазанова. Собственник: Админситрация м/о «Городской округ г. Назрань» площадь: 99 800+/- 111 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдых (рекреация).

Федеральный проект: данная работа проведена в рамках Федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология»;

Планируемые сроки рекультивации, ликвидации:

Согласно раздела пункта 3.1 раздела 3 «Сроки выполнения работ» Государственного контракта от 08.05.2019 №02/24-04-19 ИКЗ: 192060805449706080100100170043900414 календарные сроки выполнения работ определены сторонами:

Начало работ - со дня заключения Контракта (08.05.2019г).

Окончание работ - до 20.12.2019 года, с правом досрочного исполнения.

Сведение о включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды:

Предметом проведения проверки является соблюдение юридическим лицом ООО «Русстрой» обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении работ по рекультивации и экологической реабилитации территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) с.п. Нестеровское в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзорав период с 14.02.2020 по 16.03.2020года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Русстрой» было вынесено предписание №20-129/ВП/3 от 27.04.2020 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в суд с заявлением о признании не законным и отмене предписания №20-129/ВП/3 от 27.04.2020 года.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как установлено судом, предписанием №20-129/ВП/3 от 27.04.2020 года на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия :

п.1 Реализация объекта рекультивации проведена с отступлением от проектной документации «Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) г Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденноеприказом Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия от 21.12.2017 № 03/134, а именно:

-площадь проведенных работ составила 9,0359 га вместо 9,9826 га,
предусмотренных проектной документацией;

-не задействованы в проведении работ по рекультивации восточная часть земельного участка с кадастровым номером 06:05:0000003:11259 площадью 3,1705га: западная часть не спланирована , не выпонен биологический этап рекультивации; южная часть не выполнена выемка техногенного грунта на полную мощность, участок захламлен, обнаружены отходы объемом 3234,9 м3, площадью 1859,6м2 , (экспертное заключение от 10.03.2020 года № 28 филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»). Протоколы отбора (измерений) проб отхода от 19.02.2020 года № 8-0, от 19.02.2020 № 10;- работами по рекультивации охвачен прилегающий земельный участок площадью 2,2238 га, находящийся вне границ земельного участка с кадастровым номером 06:05:0000003:11259, (экспертное заключение от 12.03.2020 года б/н филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»).

п.2 Реализация объекта рекультивации проведена с отступлением от проектной документации «Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия от 21.12.2017 № 03/133, а именно: -на территории объекта обнаружены отходы V класса опасности в процессе шурфования работ в интервале от 0.0м до 0.5 м и при углублении шурфа на глубину до 0,7 м (протокол отбора измерений) проб отхода от 19.02.2020 года № 9-о , экспертное заключение от 10.03.2020 года № 28 филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»

п.3 Не проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации после внесения изменений в проектную документацию «Рекультивация и экологическая реабилитация территории г. Назрань в Республике Ингушетия получившую положительное заключение гос. Экологической экспертизы утвержденной приказом Управления Росприроднадзора по РИ от 21.12.2017 № 03/133, а именно: - изменены границы проведения работ по рекультивации с координатами поворотных точек ( представлен план ООО «Каббалгипродор) в результате чего границы объекта рекультивации смещены на север, северо-запад по сравнению с проектной документацией, каждая граница объекта проходит по южной границе свалочного грунта, при этом произвольно изменены контуры границ объекта. (письмо от Минприроды РИ от 12.03.2020 года № 01-01/941) .

п.4 Не разработан и не согласован с Росприроднадзором проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде по объекту «Территория, загрязненная при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности распложенная в г. Назрань» включенному в ГРОНВОС приказом Минприроды России от 26.02.2018 № 62.

п.5 Отсутствуют паспорта на отходы, образующиеся в процессе осуществления рекультивации ООО «Русстрой» на объекте рекультивации по адресу: г. Назрань в Республике Ингушетия, предусмотренные проекторной документацией и имеющие IV классов опасности, а именно:

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV класса опасности (код ФККО 73310001724).

п.6 Не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов по объекту рекультивации, расположенному по адресу: г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721.

Суд считает, что ООО «Русстрой» проведены работы на основании государственного контракта от 08.05.2019 №02/24-04-19 ИКЗ: 192060805449706080100100170043900414 заключённого с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия на объекте рекультивации и экологической реабилитации территории (ликвидации накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности.

Данный государственный контракт не содержит в себе не одного пункта, обязывающего ООО «Русстрой» проведения государственной экологической экспертизы проекторной документации.

Соответствующие ссылки на нормативный акты, устанавливающие требования и обязанность по проведению экологической экспертизы приведенные в предписании заместителя главного государственного инспектора а в частности нарушения п8 ст. 11 и 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не имеют под собой правовых оснований и являются ошибочными.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;

оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

ООО «Русстрой» не занималось проектной документацией по данному объекту, не проводило экспертизы, не подавало документы для заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Проектная документация на объект рекультивации и экологической реабилитации территории (ликвидации накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности подготовлена и разработана Обществом с ограниченной ответственностью «Каббалкгипродор» (далее Разработчик) для Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам (далее Заказчик) в 2017 году и на основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия от 21.12.2017.

ООО «Русстрой» при производстве работ по разбивке и привязке границ территории рекультивации выявлено не соответствие проектных отметок и местной системы координат.

ООО «Русстрой» письмом от 23.06.2019г № 35 обратилось для
уточнения границ объекта в проектную организацию ООО «Каббалкгипродор».

ООО «Каббалкгипродор» уточнило границы проведения работ с координатами поворотных точек и представило ООО «Русстрой» план границ участка рекультивации. Рекультивация проведена в соответствии с уточненным планом размещения границ участка, представленным проектной организацией ООО «Каббалкгипродор».

Нарушение, указанное в предписании при проведении работ ООО «Русстрой» не разработан и не согласован проект по ликвидации накопленного вреда окружающей среды, является не обоснованным.

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее -заказчик, разработчик).

Кроме этого, постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2018г № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде». На которое ссылается государственный орган, утверждено 4 мая 2018г, изменения дополнения в пункты 2и4 правил установлены постановлением Правительства № 1834 от 25.12.2019г, проект на выполнение работ подготовлен и разработан в 2017г

Статья 54 Конституции РФ гласит: Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Касаемо отсутствия паспорта на отходы, ООО «Русстрой».

На момент вынесения решения ООО «Русстрой» разработаны паспорта на отходы, образующиеся в процессе осуществления работ на объекте рекультивации «Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов 1-V классов опасности», предусмотренные проектной документацией и имеющие IV класс опасности, а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV класса опасности (код ФККО 73310001724).

Так же ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов по объекту рекультивации «Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности», в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721.

На основании акта приемки объекта рекультивации от 20.12.2019г, акта «О соответствии ПДС» от 20.12.2019г, акта «О соответствии объекта техническим регламентам» ООО «Русстрой» работы по рекультивации завершены и приняты Министерством природных ресурсов Республики Ингушетия в полном объеме, без каких-либо замечаний.

Суд, считает, что административный орган при вынесении обжалуемого предписания не обоснованно усмотрел в действиях ООО «Русстрой» признаки нарушения природоохранного законодательства.

Также в своем заявлении Общество просит восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования об оспаривании ненормативного правового акта.

При первоначальном выборе административного способа обжалования результатов проверки (например, постановления об административном правонарушении, совместно акта проверки и предписаний) может возникнуть вопрос, что делать, если административная процедура не даст желаемого эффекта, а к её сроку на подачу заявления в суд об оспаривании предписания истечёт.

В таком случае срок на подачу заявления в судом может быть восстановлен, поскольку обстоятельства (хозяйствующий субъект воспользовался сначала предоставленной ему законом возможностью по обжалованию постановления о назначении административного наказания), что свидетельствуют о наличии уважительных причин для позднего обращения в суд и сами по себе не могут быть расценены как препятствия к получению судебной защиты (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу № АЗЗ-22276/2013).

ООО «Русстрой» было обжаловано постановление о назначении административного наказания вынесенное в рамках данной проверки в Арбитражный суд Республики Ингушетия, дело № А18-895/20 рассмотрение данного судебного дела было назначено на 22.01.2021г решение получено 08.02.2021.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

При назначении административного наказания административным органом были учтены характер совершенного обществом административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

Вопросы, связанные с государственной пошлиной, судом не рассматриваются, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Ингушетия

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать не законными пункты 1,2,3,4 предписания Северо-Кавказского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.04.2020 № 20-129/ВП/3 об устранении выявленных нарушений.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья Р.З.Гелисханова