ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-379/09 от 24.07.2009 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Назрань Дело № А18-379/09

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Аушева М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьговой З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Правительства Республики Ингушетия (386100, Республика Ингушетия, г. Магас, пр.3язикова,14)

к Администрации г. Назрань (386102, Республика Ингушетия, г.Назрань, пр. И. Базоркина, 13)

третьи лица:

Федеральное государственное унитарное предприятие «РТРС» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия» (386101, Республика Ингушетия, г.Назрань, пр.И.Базоркина, 72-А);

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия (386101, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Победы, 3)

о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений Администрации г. Назрань от 25.09.2007 №688, №689 и от 16.11.2007 №856 (уточненные требования)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Дакиев А.Д. (доверенность от 06.03.09г.), Ужахов С-М.К. (доверенность от 18.05.09);

от ответчика: Чаниева Л.М. (доверенность от 12.02.09г.);

от третьих лиц:

ФГУП РТРС РТПЦ РИ: Зязиков А.А. (доверенность от 27.04.09г.), Банхаев Б.М. (доверенность от 24.06.09);

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия: Банхаев Б.М. (доверенность от 04.03.09);

Установил:

Правительство Республики Ингушетия (далее – заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Администрации г. Назрань (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений Администрации г. Назрань от 25.09.2007 №688 и №689. Из заявления следует, что постановлением Администрации от 25.09.2007 №688 «О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов» (далее – постановление №688) Федеральному государственному унитарному предприятию «РТРС» в лице его филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия» (далее - РТПЦ) на праве постоянного (бессрочного) пользования, выделен участок общей площадью 13,9га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Постановлением Администрации г. Назрань от 25.09.2007 №689 «О выделении ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельного участка 3,5га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов» (далее – постановление №689) РТПЦ на праве постоянного (бессрочного) пользования, выделен земельный участок общей площадью 3,5га для строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. По мнению заявителя, Администрация не имела право выделять земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования РТПЦ, поскольку это противоречит пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которому в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Данная норма земельного законодательства содержит исчерпывающий перечень лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное), РТПЦ в эту категорию лиц не входит. По указанным основаниям Правительство просит признать постановления № 688 и №689 недействительными и не порождающими правовых последствий с момента их издания.

Определением от 06.04.2009 года Арбитражный суд Республики Ингушетия (судья Аушев М.А.) принял к своему производству заявление Правительства и возбудил по нему арбитражное дело с присвоением № А18-379/09. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено РТПЦ.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009 удовлетворено ходатайство Правительства о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия совершать действия по регистрации прав на земельные участки, выделенные РТПЦ названными постановлениями Администрации.

26.03.2009 РТПЦ обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 31.12.2008 №919, которым отменены постановления № 688 и № 689. По мнению РТПЦ отмена данных постановлений нарушает законные интересы заявителя и Российской Федерации, при принятии оспариваемого постановления, Администрация грубо нарушила требования земельного и гражданского законодательства Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.03.2009 (судья Тутаев Х.А.) заявление РТПЦ принято к производству суда, делу присвоен № А18-362/09.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.04.2009 по ходатайству РТПЦ приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия постановления Администрации №919 от 31.12.09 до рассмотрения спора по существу.

Определением от 28.04.2009 Арбитражный суд Республики Ингушетия (судья Тутаев Х.А.) удовлетворил ходатайство Администрации об объединении в одно производство арбитражных дел №№ А18-362/09 и А18-379/09 с присвоением объединенному делу №А18-379/09.

Определением от 28.05.2009 Арбитражный суд РИ принял к производству встречное исковое заявление РТПЦ о признании недействительным постановления Правительства Республики Ингушетия №108 от 01.04.2009 «Об отмене постановлений Администрации г. Назрань», которым отменены постановления Администрации №688 и№ №689.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.07.09 разъединены ранее соединенные требования по делу, выделив в отдельное производство с присвоением самостоятельных номеров следующие требования:

А18-379/09   по заявлению Правительства к Администрации о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений Администрации г. Назрань от 25.09.2007 №688, №689.В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, участвует РТПЦ.

А18-933/09   по заявлению РТПЦ к Администрации и Правительству о:

- признании недействительным постановления Администрации от 31.12.2008 №919 и обязании Администрации отменить свое постановление №919 от 31.12.2008;

- признании недействительным постановления Правительства от 01.04.2009 №108 и обязании Правительства отменить свое постановление от 01.04.2009 №108.

Производство по арбитражному делу А18-933/09   приостановлено до  разрешения спора по делу А18-379/09  .

В судебном заседании представитель Правительства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил свои требования, просит признать недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановления Администрации г. Назрань №688, №689 от 25.09.2007 и постановление Администрации №856 от 16.11.2007 «Об утверждении фактически сложившихся границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток» (далее - постановление Администрации №856 от 16.11.2007) . Одновременно с этим заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта органа государственной власти. В обоснование ходатайства представитель заявителя указал на то, что Правительством была проведена проверка в целях приведения своих актов в соответствие с нормами ЗК РФ, по результатам которой выявлены нарушения в протоколе №27 от 24.08.07 Комиссии Правительства Республики Ингушетия в части предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков РТПЦ. Распоряжением Правительства от 13.12.08 №779-р в этой части решение названной комиссии отменено. В рамках этой же проверки были также запрошены постановления Администрации о выделении земельных участков РТПЦ для их обжалования в суд, однако данные постановления были получены лишь 30.03.09, о чем свидетельствует сопроводительное письмо Администрации от 30.03.09 за исх. №206-ИП.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного акта государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложен­ной в Определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, само по себе установление в законе сро­ков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недей­ствительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимо­стью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных пра­воотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, по­скольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в приня­тии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотно­шений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Из содержания указанных норм следует, что срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося за защитой своих прав в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами.

Представитель Администрации сообщил суду, что при вынесении оспариваемых постановлений Администрации с юридической отделом они не были согласованы, считает их вынесенными с нарушением норм земельного и гражданского законодательства. По заявленному ходатайству подтвердил, что запрошенные Правительством копии постановлений были направлены только 30.03.09, в связи с чем не возражает в восстановлении срока на их обжалование.

Представители третьих лиц возражают в восстановлении срока, поскольку Правительство знало о выделении спорных земельных участков РТПЦ на праве постоянного (бессрочного) о чем свидетельствует письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия от 03.12.08 за исх.№03/754 (далее - Управление), полученное заявителем 06.12.08. В связи с чем, по мнению представителей третьих лиц, трехмесячный срок, установленный статьей 198 АПК РФ, должен исчисляться со дня получения Правительством данного письма, т.е. с 06.12.08.

Рассмотрев ходатайство заявителя, учитывая конституционную гарантию судебной защиты каждому своих прав, суд счел указанные им причины пропуска срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, уважительными и восстановил срок для подачи в суд заявления о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания постановлений Администрации г. Назрань №688, №689 от 25.09.2007 и №856 от 16.11.2007, о чем вынес протокольное определение.

Других ходатайств и заявлений от лиц, участвующих в деле, не поступало.

Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, исследовав их, выслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц суд считает, что требования Правительства подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 200 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Из анализа вышеназванных норм следует, что оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Указанный перечень лиц, которым предоставляется земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, является исчерпывающим. Федеральное государственное унитарное предприятие не входит в названный круг юридических лиц.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно общему правилу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по формированию с предварительным согласованием либо без предварительного согласования мест размещения объекта.

С 01.10 2005г. вступила в силу ст.30.1 ЗК РФ, введенная Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», устанавливающая особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.

В силу п.п.1,2 указанной нормы земельные участки для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением, случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.

Общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предусмотрен п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, первой стадией которого является проведение работ по формированию земельного участка.

В силу указанной нормы проведение торгов по продаже земельного участка в собственность или права на заключение договора аренды осуществляется после государственного кадастрового учета земельного участка.

Вместе с тем проведение названных работ является второй стадией в процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта после осуществления выбора земельного участка для размещения объекта и вынесения решения об утверждении акта о выборе земельного участка (п.3 ст. 30 ЗК РФ).

Принятие решения о предоставлении земельного участка и в этом случае осуществляется после проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

Таким образом, при вынесении решения о предоставлении земельного участка РТПЦ под строительство объектов соцкультбыта и жилых домов действующая процедура предоставления земельных участков не соблюдена.

При таких обстоятельствах Администрация не имела правовых оснований для принятия решения о выделении земельных участков РТПЦ в постоянное (бессрочное) пользование, в связи с чем доводы Правительства являются законными и обоснованными.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
 от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.

В судебном заседании представитель Управления заявил, что Правительство не обладает правом на обжалование постановлений Администрации № 688 и № 689, т.к. указанными постановлениями не нарушены права заявителя; также, с учетом издания постановлений Администрации, указанные в них земельные участки разграничены и относятся к землям, распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация, т.к. были предоставлены федеральному государственному унитарному предприятию.

Суд считает данный довод Управления несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении ЗК РФ), согласно пункту 1 которой к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации и их территориальным органам, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона о введении ЗК РФ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В судебном заседании установлено, что на спорные земельные участки государственная собственность не разграничена, в материалах дела отсутствуют документы опровергающий данный вывод. Следовательно, данные земельные участки относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно положениям Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ
 «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики проводятся в период с 1 мая по 31 октября 2009 года в порядке, определенном соответственно законами Республики Ингушетия и Чеченской Республики, регулирующими подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

  До настоящего времени в Республике Ингушетия отсутствуют органы местного самоуправления, которые вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно Указу Президента Республики Ингушетия от 01.05.2003г. №90 «Об уполномоченном органе государственной власти Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» на Правительство возложены функции по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Таким образом, до регистрации права собственности Российской Федерации, либо до формирования органов местного самоуправления Республики Ингушетия, распоряжение земельными участками осуществляет Правительство, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенного, и поскольку предмет настоящего спора - оспаривание ненормативного правового акта, являющегося основанием для регистрации федеральным государственным унитарным предприятием права собственности на земельный участок, распоряжение которым в силу указанных норм осуществляет Правительство, суд полагает, что разрешение настоящего спора по существу влияет на права истца. В силу этого у суда отсутствуют основания считать истца лицом, у которого отсутствует право на иск.

В связи с признанием недействительным постановления Администрации №688, следует признать недействительным и постановление Администрации №856 от 16.11.2007г., поскольку это требование является производным от первого требования.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.09 по ходатайству заявителя были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия совершать действия по регистрации прав на земельные участки, выделенные РТПЦ постановлениями Администрации №688 и №689, до рассмотрения спора по существу.

Поскольку в силу статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат немедленному исполнению, суд считает возможным отменить обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда РИ от 07.04.09.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 96, 97, 167 - 171, 176, 180, 181, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания как не соответствующие статьям 20 Земельного кодекса Российской Федерации:

- постановление Администрации г. Назрань от 25.09.2007г. №688 «О закреплении за ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельных участков общей площадью 13,9 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов»;

- постановление Администрации г. Назрань от 25.09.2007г. №689 «О выделении ФГУП РТРС РТПЦ РИ земельного участка 3,5 га для строительства объектов соцкультбыта и жилых домов»;

- постановление Администрации г. Назрань от 16.11.2007 №856 «Об утверждении фактически сложившихся границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Центральный округ г. Назрань, в 840 м от перекрестка улиц Тангиева и Шадыжева на северо-восток».

2. Отменить обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.04.2009г.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Ингушетия в течение одного месяца.

Судья Аушев М.А.