ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-418/12 от 20.11.2012 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

Решение

город Назрань Дело № А18- 418/2012

20 ноября 2012 года

(дата оглашения резолютивной части решения)

23 ноября 2012 года

(дата изготовления полного текста решения)

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чемурзиевой Ф.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алнедра» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия

третьи лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Ингуднефть»

о признании недействительными предписания №№ 07-Н, 08-Н, 09-Н,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Юдин А.А..(довереность от 20.06.2012г.)

от ответчика: Балаев А.С. (довереность от 13.01.2012г.)

от третьих лиц: Арсамаков Р.С.(довереность от 03.08.2012г.)

Установил: Общество с ограниченной ответственностью «Алнедра» обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия о признании недействительными полностью, не соответствующими части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, подпунктам 1-2 части 1 статьи 22 Закона РФ «О недрах", выданных Обществу с ограниченной ответственностью «Алнедра» предписания № 07-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 15.03.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (далее по тексту «предписание № 07-Н»), предписания № 08-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 15.03.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (далее по тексту «предписание № 08-Н»), предписания № 09-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия от 15.03.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (далее по тексту «предписание № 09-Н»).

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Алнедра» (далее по тексту «заявитель», «ООО «Алнедра») в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. В обоснование невозможности выполнения оспариваемых предписаний в указанный в них срок указал: обжалуемые предписания выданы в нарушение административного регламента Росприроднадзора без проверки деятельности ООО «Алнедра» и получения от него объяснений по ситуации, в результате чего вынесенные Роспироднадзором предписания неисполнимы; требование перехода к механизированной добычи в скважинах №1 и №2 Алханчуртского нефтегазового месторождения могло привести к аварии; требование о проведении доразведки залежей караганского, чокракско-тарханского ярусов миоценовых отложений участка недр противоречит лицензии на пользование недрами; в предписании № 09-Н отсутствуют указания на необходимость осуществления каких-либо конкретных мероприятий; предписания не соответствуют закону, нарушают права ООО «Алнедра» в сфере предпринимательской деятельности. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по республике Ингушетия требования не признал, отзыв на заявление не представил.

Представитель третьего лица – Общества с ограниченной ответственностью «Ингуднефть» (далее по тексту «ООО «Ингуднефть») пояснил в судебном заседании, что оспариваемые предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований являются неисполнимыми по основаниям, изложенным в заявлении ООО «Алнедра».

Судом установлены следующие обстоятельства дела:

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 1, 2 приказа исполняющего обязанности руководителя Федерального агентства по недропользованию от 03.02.2012 № 137 ООО «Алнедра» получило лицензию на пользование недрами НЗР № 15315 НЭ с целевым назначением и видами работ: добыча нефти и газа Алханчуртского нефтегазового месторождения, расположенном в Республике Ингушетия, со сроком окончания действия лицензии 15.12.2016 года.

Согласно пункту 1.2. приложения 1 к лицензии НРЗ 15315 НЭ - Условия пользования недрами Алханчуртского нефтегазового месторождения, расположенного на территории Республике Ингушетия, право пользования недрами предоставлено ООО «Алнедра» как владельцу лицензии в соответствии со статьями 10.1 и 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее по тексту «Закон РФ «О недрах») в связи с переоформлением перехода прав пользования участком недр от прежнего пользователя - ООО «Ингуднефть», установленных лицензией НЗР 14082 НЭ от 28.05.2007. ООО «Алнедра» приняло на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами, установленные лицензией НРЗ 14082НЭ.

15.03.2012 старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия (далее по тексту «Управление Росприроднадзора») в адрес ООО «Алнедра» выданы предписания № 07-Н, 08-Н, 09-Н об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей природной среды и нарушений природоохранных требований.

Предписанием № 07-Н на ООО «Алнедра» возложена обязанность в срок до 15.06.2012 г. провести доразведку залежей карагенского, чокракско-тарханского ярусов миоценовых отложений Алханчуртского нефтегазового месторождения, с основанием выдачи предписания – п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1; п. 4.1 лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами НЗР 14082 НЭ.

Предписанием № 08-Н на заявителя возложена обязанность в срок до 15.06.2012 г. согласно проектной документации осуществить переход двух действующих скважин: Алханчурт-1 и Алханчурт-2 на механическую добычу, с основанием выдачи предписания – п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ «О недрах»; п. 4.1 лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами НЗР 14082 НЭ.

Предписанием № 09-Н на заявителя возложена обязанность провести на лицензионном участке Алханчуртского нефтегазового месторождения горно-экологический мониторинг, с основанием выдачи предписания – ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

По тексту предписаний не содержится прямого указания на факты выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, но имеется указание на акт проверки от 29.02.2012 № 02-Н, как на основание выдачи предписания.

ООО «Алнедра» обратилось с заявлением об оспаривании предписаний Управления Росприроднадзора № 07-Н, 08-Н, 09-Н в арбитражный суд.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования ООО «Алнедра» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 (далее по тексту «Положение № 293»), устанавливает порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и определяет органы, осуществляющие государственный геологический контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы.

Согласно п. 3 Положения № 293 государственный геологический контроль осуществляется, в частности, Росприроднадзором и его территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Положения № 293 государственные инспекторы, осуществляющие государственный экологический контроль, имеют право давать пользователям недр предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр.

Такое предписание носит властно-обязывающий характер, является ненормативным актом, обязательным к исполнению в установленный в нем срок.

Согласно п. 16 Положения № 293 решения органов, осуществляющих государственный геологический контроль, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 4, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.196 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными федеральным законом.

Срок для обжалования предписаний заявителем не пропущен.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности; гражданские права и обязанности могут возникнуть из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Право пользования недрами предоставляется владельцу лицензии на основании

Закона РФ «О недрах».

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 22 Закона РФ «О недрах» предусмотрен перечень прав и обязанностей

пользователя недр. В пункте 1 части 2 статьи 22 данного Закона указано, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

Согласно статье 37 Закона РФ «О недрах» государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 293, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль, в том числе, за соблюдением недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В соответствии с пунктом 5.1.3.Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Полномочия в установленной сфере деятельности, в силу пункта 4 указанного Положения, осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относится разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 3 декабря 2007 г. N 319 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее по тексту «Административный регламент»).

В соответствии с пунктом 7 Административного регламента должностные лица Росприроднадзора осуществляют контроль за соблюдением недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Материалами дела подтверждается, что лицензия НЗР №15315 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением добыча нефти и газа Алханчуртского нефтегазового месторождения получена ООО «Алнедра» 03.02.2012 в результате перехода права пользования участками недр от ООО «Ингуднефть» в соответствии со статьей 17.1. Закона РФ «О недрах».

До получения ООО «Алнедра» лицензии на право пользования недрами, добычу углеводородного сырья на Алханчуртском нефтегазовом месторождении осуществляло ООО «Ингуднефть» в соответствии с проектным технологическим документом «Технологической схемой опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении», утвержденной протоколом заседания территориального отделения Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых по Удмуртской Республике Федерального государственного учреждения Государственная комиссия по запасам (далее по тексту «ТО ЦКР Роснедра по УР») от 01.07.2008 № 272, а также в соответствии с «Авторским надзором за реализацией технологической схемы опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении», утвержденным протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по УР от 17.03.2010 № 528.

В соответствии с пунктом 59 Административного регламента при выявлении в ходе проверки нарушений должностное лицо, осуществляющее экологический контроль в 15-дневный срок после подписания акта проверки и ознакомления с ним пользователя недр, на основании акта проверки выдает пользователю недр предписание по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.

Обжалуемые предписания выданы ООО «Алнедра» Управлением Росприроднадзора по Республике Ингушетия на основании акта плановой выездной проверки деятельности ООО «Ингуднефть» от 29.02.2012 № 02-Н.

ООО «Алнедра» является самостоятельным юридическим лицом и в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает правоспособностью юридического лица.

Предписания № 07-Н, 08-Н и 09-Н были выданы в адрес ООО «Алнедра» 15.03.2012 без проверки его деятельности на лицензионном участке, в отсутствие у Управления Росприроднадзора информации о деятельности ООО «Алнедра» относительно условий недропользования. В обжалуемых предписаниях № 07-Н и 08-Н в качестве оснований их выдачи Управлением Росприроднадзора приведена лицензия на право пользования недрами НЗР 14082 НЭ, тогда как на момент выдачи предписаний указанная лицензия была переоформлена и ООО «Алнедра» имел иную лицензию на право пользование недрами - НЗР 15315 НЭ. При этом, в акте не указано какой именно период деятельности ООО «Ингуднефть» подлежал проверке.

В акте проверки зафиксировано, что в соответствии с постановляющей частью протокола заседания ТО ЦКР Роснедра по УР от 17.03.2010, с корректировкой технологических показателей разработки месторождения на период 2010-2012 гг. (п. 1 программы исследовательских работ и доизучения месторождения – таблица 8) недропользователь с целью доразведки залежей караганского, чокракско-тарханского ярусов миоценовых отложений должен провести опробирование продуктивных интервалов в отложениях караганского, чокракско-тарханского ярусов в скважине № 1, что на момент проверки не сделано; в соответствии с таблицей 7.1 протокола недропользователь должен обеспечить в 2011 году переход двух действующих скважин на механизированную добычу, что проведено не было и скважины эксплуатируются периодически фонтанным способом.

Представители участвующих в деле лиц признают и не оспаривают указанные обстоятельства.

Судом установлено, что до 06.02.2012 – даты начала проверки Управлением Росприроднадзора ООО «Ингуднефть» проводился процесс внесения изменений в проектные документы разработки месторождения в части исключения обязанности по проведению испытаний караган-чокракских отложений в скважине №1-Алханчуртской, являющихся объектом недропользования Общества с ограниченной ответственностью «Инггеосервис», то есть иного лица - владельца соответствующей лицензии, а также в части исключения требований о переходе скважин на механизированный способ добычи.

В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.12.2011 № 1666 в Управлении по недропользованию по Республике Ингушетия (далее по тексту «Ингушнедра») 01.02.2012 состоялось заслушивание недропользователя – ООО «Ингуднефть» о геологоразведочных работах на нефть и газ, выполненных на Алханчуртском нефтяном месторождении в 2011 год и планах этих работ на 2012 год.

В соответствии с пунктом 2 Протокола заслушивания ООО «Ингуднефть» от 01.02.2012 Ингушнедра рекомендовало внести изменения в «Технологическую схему опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении» («Авторский надзор за реализацией технологической схемы опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении»), а именно: исключить проведение испытаний караган-чокракских отложений в скважине №1-Алханчуртской, являющихся объектом недропользования ООО «Инггеосервис», которому предоставлена лицензия для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Алханчуртской миоценовой площади; внести изменения по способу эксплуатации – переходу на механизированную добычу, т.к. существующее состояние разработки (уровень обводненности и текущее пластовое давление) не позволяет переход на механизированную добычу и вынуждает продолжить эксплуатацию скважин на упруго-водонапорном режиме фонтанным способом.

02.02.2012 ООО «Ингуднефть» в соответствии с протоколом рекомендаций Ингушнедра обратилось в Федеральное агентство по недропользованию с вопросом необходимости разработки «Дополнений к Технологической схеме опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении».

В соответствии с Протоколом от 17.04.2012 № 679 на заседании Удмуртской нефтяной секции ЦКР Роснедра согласованы «Дополнения к технологической схеме опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении», утвержденные 25.04.2012 Роснедра.

В постановительной части Протокола от 17.04.2012 № 679 Удмуртской нефтяной секции ЦКР Роснедра отмечено: «1. Работу «Дополнение к технологической схеме опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении» согласовать со следующими основными положениями (Таблица 6) и технологическими показателями (таблицы 7.1.-7.3.)», «1.2.Основные положения: разбуривание объекта по нерегулярной сетке с расстоянием между скважинами 1000-1200м; разработка объекта на естественном упруговодонапорном режиме; 2. Согласовать программы ГТМ (таблица 5) и исследовательских работ (таблица 8)».

Исследовав «Дополнениния к технологической схеме опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении» таблицы №№ 5, 6, 7.1-7.3, 8 суд установил внесение изменений в «Технологическую схему опытно-промышленных работ на Алханчуртском нефтяном месторождении» в части способа эксплуатации объекта нефтедобычи, согласно которому разработка объекта должна вестись на естественном упруговодонапорном режиме, предусматривающем фонтанную добычу вместо механизированной на весь период разработки месторождения, а также в части исключения из программы геолого-технических мероприятий (ГТМ) и исследовательских работ мероприятий по испытанию в скважине №1-Алханчуртская карагано-чокракских отложений с целью доразведки залежей караганского, чокракско-тарханского ярусов миоценовых отложений.

Таким образом, выполнение ООО «Алнедра» предписаний Управления Росприроднадзора № 07-Н и 08-Н к 15.06.2012 привело бы к нарушению разрешенных ему условий недропользования, то есть нарушению пункта 2 части второй статьи 22 Закона РФ «О недрах», обязывающего пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, а также пункта 10 части второй статьи 22 Закона РФ «О недрах», предписывающего недропользователя выполнять условия, установленные лицензией.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу пункта 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 N 433 (далее по тексту «Положение о мониторинге недр»), государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту «ГМСН») представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.

Согласно пункта 3 Положения о мониторинге недр в число задач ГМСН входит своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр, а также регулярное информирование органов государственной власти и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке.

Пунктом 7 Положения о мониторинге недр на недропользователей возлагается обязанность ведения локального мониторинга состояния недр, условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

Согласно пункту 46 Администртаивного регламента в акте проверки в сведениях о результатах проверки должны быть указаны не только выявленные нарушения обязательных требований, но и характер указанных нарушений, то есть конкретные обстоятельства нарушения.

В акте проверки ООО «Ингуднефть» от 29.02.2012 указано, что в нарушение гороноотводного акта к лицензии на пользование недрами НЗР 14082 НЭ горно-экологический мониторинг на лицензионном участке не проведен.

Однако, зафиксировав в акте проверки (л.д.67-72) факт нарушения, Управление Росприроднадзора не указало его характер, то есть не назвало объем и наименование технологических процессов, в том числе по сбору и обработке необходимых в данной ситуации сведений, которые по мнению Управления Росприроднадзора не были совершены недропользователем в нарушение тех или иных правовых актов, стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ (пункт 1 части второй статьи 22 Закона РФ «О недрах»).

Вместе с тем, в качестве приложений к акту проверки Управление Росприроднадзора указало, в том числе, отчеты о выполнении природоохранных мероприятий ООО «Ингуднефть» за 2010, 2011 годы, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год, Отчеты ООО «Ингуднефть» по форме 6-гр «Сведения о состоянии и изменении нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа» за 2010 год, Отчет ООО «Ингуднефть» по форме № 1-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья» за 2010 и 2011 годы, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.06.2010 год, заключение ФГУГП «Геолэкспертиза» от 15.07.2010 № 107 и т.д.

Предписание № 09-Н (л.д.75) вынесено в нарушение пункта 60 Административного регламента, обязывающего должностное лицо включать помимо прочего в предписание следующие положения: содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр), основание выдачи предписания (ссылки на пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих предписываемую обязанность, а также на пункты лицензионного соглашения).

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, судом назначена экспертиза с вопросом: правомерно ли требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия, изложенное в Предписании № 9 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданном 15 марта 2012 г. в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Алнедра» г. Ессентуки, обязывающее провести на лицензионном участке Алханчуртского нефтегазового месторождения горно-экологический мониторинг, с основанием выдачи предписания – ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относительно возможности проведения такого мониторинга.

Экспертом Общества с ограниченной ответственностью Центр судебных экспертиз «ЭКСПЕРТ – ПРОФИ» г. Железноводск Лебеденко С.А. после проведения исследования материалов дела в суд представлено заключение от 19.10.2012 № 189, в котором указано следующее: Сущность поставленного перед экспертом вопроса оценена экспертом как определение технической (практической) возможности исполнения требования, указанного в предписании № 09-Н от 15 марта 2012; В зависимости от конкретных ситуаций (вид месторождения, его место нахождения, особенности залегания полезных ископаемых, вид лицензии на право пользование недрами, сроки предоставления такой лицензии, виды работ, необходимые провести на месторождении и т.д.) мониторинг может затрагивать совершенно различные технологические процессы и заключаться в различных формах наблюдения, учета, оценки, систематизации сведений, перечень которых указан в экспертном заключении; Мониторинг в каждом конкретном случае, в т.ч. в ситуации пользования недр на Алханчуртском нефтегазовом месторождении, должен иметь строго индивидуальный характер; Предписание № 09-Н от 15.03.2012 и акт проверки № 02-Н от 29.02.2012 не содержат указаний на конкретный характер нарушений со стороны недропользователя, не содержит перечня мероприятий, выполнение которых предписывается выполнить недропользователю, что не позволяет эксперту определить, какие именно по мнению Росприроднадзора нарушения в области охраны окружающей среды были им выявлены и подлежали устранению; предписание не может быть исполнено недропользователем, поскольку исполнимыми являются только те требования, которые ясно и конкретно формулировали бы обязанность лицу совершить определенные действия или выполнить определенные мероприятия с указанием их однозначного наименования, позволяющего недвусмысленно понять данному лицу, что от него требуется и какими технологическими способами это возможно выполнить; Требование предписания провести горно-экологический мониторинг в строго определенный период времени ограниченный трехмесячным сроком с даты выдачи предписания 15.03.2012 по срок исполнения 15.06.2012 некорректна, так как мониторинг подразумевает постоянное наблюдение и контроль, проводимый регулярно, по определенной программе; Применяемые экспертом методы исследования и анализа не позволяют использовать процессы «домысливания» и «догадывания» с тем, чтобы считать возможным эксперту, ООО «Алнедра», либо иному лицу самостоятельно уяснить требование, изложенные в предписании № 09-Н; При отсутствии в предписании № 09-Н каких-либо конкретных требований к недропользователю, со ссылкой исключительно на ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды», являющейся общей нормой права о государственной экологической экспертизе, как на основание выдачи предписания, с ограниченным и ничем не обусловленным сроком исполнения такого предписания, эксперт сделал вывод о неправомерности предписания относительно технической (практической) возможности его исполнения.

Денежные суммы, подлежащие выплате экспертной организации внесены непосредственно в ООО Центр судебных экспертиз «ЭКСПЕРТ – ПРОФИ», о чемсвидетельствуют квитанция к приходному кассовому ордеру № 131 и квитанция АА 000125 от 24.09.2012. Суд не считает необходимым назначение повторной экспертизы в порядке статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этой связи, заключение эксперта от 19.10.2012 № 189 оценено судом как одно из доказательств по делу на основании ст. 89  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как иной документ, допускаемый в качестве доказательства, поскольку оно содержит сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Суд оценивает данное экспертом заключение в совокупности с иными доказательствами, представленными сторонами по делу. Заключение эксперта в силу части 2 статьи 64 и статьи 89 АПК РФ является одним из доказательств по делу и в соответствии с частью 5 статьи 71 АПК РФ не имеет преимуществ перед иными доказательствами, однако выводы, изложенные в заключении эксперта полностью согласуются с иными материалами дела.

На основании вышеизложенного, суд соглашается с мнением заявителя и ООО «Ингуднефть», подтвержденным заключением эксперта от 19.10.2012 № 189, о невозможности исполнения предписания № 09-Н.

В предписании № 09-Н отсутствуют конкретные требования к недропользователю. Предписание № 09-Н не могло быть исполнено в ограниченный и ничем не обусловленный трехмесячный срок исполнения, поскольку горно-экологический мониторинг в силу специфики недропользования не мог быть выполнен в полном объеме к 15.06.2012. Выполнение каких-либо конкретных мероприятий в рамках системы мониторинга Управлением Росприроднадзора заявителю не предписывалось.

Ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ определяет, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Управление Росприроднадзора не доказало возможность исполнения ООО «Алнедра» предписания № 09-Н в указанный в нем срок.

Исходя из контекста пунктов 2, 3, а также подпункта «в» пункта 12 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр могут выдаваться исключительно при выявлении соответствующих нарушений и с целью их устранения.

Выдача предписания в отсутствие таких нарушений приводит к недействительности предписания.

Часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип свободы экономической деятельности, согласно которому никто не вправе без законных оснований запрещать гражданину, юридическому лицу заниматься такой деятельностью.

Статьей 22 Закона РФ «О недрах» предусмотрен перечень прав пользователя недр, в частности, право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (подпункт 1 ч. 1); самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству (пп. 2 ч. 1).

Таким образом, суд констатирует несоответствие оспариваемых предписаний №№07-Н, 08-Н, 09-Н части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, статье 22 Закона РФ «О недрах», поскольку они создают препятствия для осуществления экономической деятельности.

Судом документально исследованы и установлены вышеназванные обстоятельства, письменные доказательства, в том числе обжалуемые предписания, акт проверки от 29.02.2012 и другие документы и письменные доказательства, указанные в решении суда, обозревались в судебном заседании.

Требования заявителя правомерны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными полностью, выданные в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Алнедра»

предписание № 07-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия от 15.03.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,

предписание № 08-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия от 15.03.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,

предписание № 09-Н Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия от 15.03.2012 г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней с момента принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Р.З.Гелисханова