АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Назрань Дело №А18-490/21
Резолютивная часть решения оглашена 30 апреля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2021 года
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ужаховой И.А. рассмотрев в судебном заседании заявление по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации «Городского округа г. Сунжа»
3-е лицо: Министерство промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия
о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО2 (представитель по доверенности № 06АА0266593 от 28.12.2018 г. )
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
в Арбитражный суд Республики Ингушетия обратился ИП ФИО1 к Администрации «Городского округа города Сунжа» выраженные в не направлении обращения в Министерство промышлености, торговли и туризма Республики Ингушетия о внесении изменений в сводный перечень мест проведения ярмарок земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000008:66, расположенного по адресу: <...> б/н, принадлежащего ИП ФИО3 на праве собственности, а также признать незаконным отказ Администрации МО « Городской округ г. Сунжа» в организации ярмарки на территории МО « Городской округ г. Сунжа» на земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000008:66, расположенном по адресу: <...> б/н, принадлежащий ИП ФИО3 на праве собственности; обязать Администрации МО « Городской округ г. Сунжа» направить в Министерство экономики, промышлености, торговли и туризма Республики Ингушетия соответствующее обращение о внесении изменений в сводный перечень мест проведения ярмарок земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000008:66, расположенный по адресу: <...> б/н, принадлежащий ИП ФИО3 на праве собственности; обязать Администрации МО « Городской округ г. Сунжа» издать постановление (Распоряжение) об организации «ярмарки выходного дня» каждую субботу месяца с 9-00 часов до 13-00 часов, на территории МО « Городской округ города Сунжа», на земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000008:66, расположенном по адресу: <...> б/н, находящемся в собственности ФИО1.
В обоснованность заявленных требований заявитель указал, что обращался в Администрацию МО «Городской округ г. Сунжа» 06 марта 2020 года с заявкой о даче разрешения на организацию и проведение «ярмарки выходного дня» для реализации продовольственной продукции, товаров и услуг. На данную заявку в проведении «Ярмарки выходного дня» Администрацией ему было отказано письмом от 23.04.2020 года за исх. №268 которое им было получено лишь 15 январе 2021 года после его повторных обращений от 25.11.2020 года и 13.01.2021 года. Основанием для отказа послужило то, что земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, на котором планировалось проведение ярмарки, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования-сельскохозяйственное назначение и одновременно рекомендовано обратиться в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «Выставочно-ярмарочная деятельность». С указанным решением Администрации г. Сунжа он не согласен по причине чего обратился с заявлением в суд.
Определением суда от 22 марта 2021 года в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика было привлечено Министерство промышлености и цифрового развития республики Ингушетия.
Представитель истца в судебном заседании, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, возражение на исковое заявление не представили.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела выслушав, пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
В силу пункта 2 Настоящего Закона организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Республики Ингушетия № 43 от 26 марта 2019 года Министерство экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия ежегодно до 15 декабря обеспечивает формирование сводного перечня мест проведения ярмарок на территории Республики Ингушетия, а согласно подпункту «б» настоящего пункта утвержденный перечень размещается на официальном сайте Министерства.
Согласно п. 5 Положения «О порядке организации и проведении ярмарок на территории Республики Ингушетия и продажи товаров на них» внесение изменений в сводный перечень мест проведения ярмарок осуществляется Министерством не чаще трех раз в год.
В соответствии с п. 3 Положения организатором ярмарки в том числе может выступать и индивидуальный предприниматель.
В силу п. 5 Настоящего положения организатор, желающий провести ярмарку, не позднее 1 ноября направляет в орган местного самоуправления или Министерство заявку по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку для последующего включения в сводный перечень мест проведения ярмарок.
В п. 7 Настоящего положения перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении места проведения ярмарки в сводный перечень мест проведения ярмарок, к которым относятся:
А) представление организатором неполного комплекта документов
Б) не соответствие места проведения ярмарки противопожарным, санитарно-эпидемиологическим и градостроительным требованиям.
Указанный перечень является исчерпывающим и не содержит требований, связанных с видом разрешенного использования земельных участков, на которых планируется проведение ярмарки.
Согласно п. 1.1. приложения к Письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 марта 2015 года № ЕВ-3949/08 ярмарка- самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте, с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью, на котором множество продавцов предлагают покупателям товары, работы и услуги в соответствии с типом (специализацией) ярмарки. В силу п. 1.2 указанного приложения ярмарочная торговля является важнейшим элементом нормальной экономики и комфортной среды (как для предпринимателей, включая производителей, так и для граждан).
Ярмарки являются эффективным бизнес-инкубатором - то есть инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающему предпринимателю открыть торговое дело, а небольшому производителю - открыть или расширить производство с гарантированным сбытом. В этой связи ярмарки являются важной инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно указанному пункту для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, так как ярмарка может быть организована на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования - площадях, улицах, скверах, бульварах, парках и т.д.
Каждая новая ярмарка позволяет вовлечь в торговлю продукты, производимые недалеко от населенного пункта. Это позволяет небольшим производителям в меньшей степени применять технологии, увеличивающие сроки годности продуктов. Соответственно, улучшается качество продуктов питания. Ярмарки формируют определенную социокультурную среду и увеличивают привлекательность и комфортность города как для туристов, так и для его жителей. Развитая уличная торговля и ярмарки в том числе - неотъемлемый элемент современного комфортного города, в том числе крупных городов и мегаполисов. Ряд товаров, прежде всего свежие овощи, фрукты, ягоды, традиционно лучше продаются на открытом воздухе (за исключением территорий с совсем неблагоприятными климатическими условиями). В европейской части и на юге России потребители традиционно предпочитают приобретать свежую плодоовощную продукцию на ярмарках, открытых площадках рынков и с лотков. На ярмарках, особенно в части сельскохозяйственной продукции, товар, как правило, реализуется без упаковки, вразвес. Это снижает себестоимость товара, уменьшает затраты производителя, но также позволяет не использовать различные средства и консерванты для увеличения срока реализации продукции и довести продукты до покупателя максимально свежими. Деньги, заработанные торговцами на ярмарках, не выводятся из страны или региона, а тратятся в местах их проживания и работы. Закупка товара производится, в большинстве случаев, у местных производителей или оптовых организаций. То есть деньги, генерируемые ярмарочной торговлей, остаются в экономике города или региона, совершая в ней несколько оборотов, благодаря чему достигается максимальных стимулирующий эффект. Деньги, заработанные крупными торговыми структурами, особенно интернациональными, выводятся из экономики региона и работают на экономику других регионов или стран.
Согласно п. 1.3 Приложения в зависимости от периодичности проведения ярмарки подразделяются на регулярные ярмарки и разовые.
Под регулярными ярмарками понимаются ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке. Ввиду регулярного характера размещения на определенной площадке в течение достаточно длительного времени регулярные ярмарки являются важным элементом местной торговой инфраструктуры.
К регулярным ярмаркам относятся: ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки.
Регулярные ярмарки являются постоянным стабильным каналом сбыта для производителей, а также предоставляют стабильную возможность для занятия малым торговым предпринимательством. Еженедельная ярмарка, в том числе ярмарка выходного дня - ярмарка, проводимая еженедельно, например по пятницам - воскресеньям, либо иному графику.
Согласно п 1.4. Приложения в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными. На универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки. Специализированная ярмарка - ярмарка, проводимая, как правило, регулярно через равные промежутки времени, либо разово, на которой множество продавцов предлагают покупателям товары (работы, услуги), определяемые специализацией ярмарки.
В силу п. 1.5 Приложения ярмарочная торговля обладает уникальными особенностями, отличающими ее от других торговых форматов. Нестационарный, легковозводимый характер размещения торговых объектов (лотков), образующих ярмарку, позволяет организовывать торговлю практически на любых площадках и освобождать их, в случае необходимости, в кратчайшие сроки.
Благодаря низким затратам на проведение ярмарки создается возможность максимально быстро задействовать значительное количество организаторов и участников торговой деятельности и обеспечить значительное увеличение каналов сбыта продовольственных товаров, прежде всего отечественных и местных производителей.
- для торговцев и организаторов ярмарок - возможность открывать и развивать свой бизнес. Причем, в ярмарочной торговле иногда производитель и продавец - это одно лицо, что особенно свойственно представителям фермерских и личных подсобных хозяйств, а также при реализации изделий народных художественных промыслов и ремесленничества. В этом случае, успешная реализация произведенной продукции мотивирует к увеличению производства, что позитивно влияет на повышение уровня предпринимательской активности среди населения.
Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать максимальное содействие для расширения ярмарочной торговли, особенно регулярных ярмарок, как способа вовлечения в оборот продукции мелких производителей и хозяйств, обеспечения роста предпринимательской активности и самозанятости населения, а также действенного фактора для оптимизации и сдерживания розничных цен.
Для мелких производителей реальная возможность гарантированного и удобного сбыта продукции является основополагающим фактором, необходимым для функционирования и роста. Только при наличии этого фактора гораздо большее, чем сегодня, количество мелких производителей будет переходить в разряд средних, а средних - в разряд крупных.
Расширение ярмарочной торговли приведет к значительному ослаблению зависимости продовольственного рынка от импортных товаров, а значит, к большей защищенности населения от негативных экономических изменений, таких, как падение курса рубля.
В силу п. 2.2 Приложения основной деятельностью профессиональных организаторов ярмарок должна быть организация разнообразных, востребованных и интересных ярмарочных мероприятий и привлечение для участия в ярмарках максимального количества мелких субъектов торговли, а также производителей продуктов питания и сельскохозяйственных производителей. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны оказывать содействие профессиональным организаторам ярмарок в их желании самостоятельно организовывать ярмарки для своих членов и других желающих.
В силу п 3.3. Приложения органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют справочную общедоступную систему ярмарочных площадок, в которую включаются все площадки, на которых проводятся либо ранее проводились ярмарки, а также новые ярмарочные площадки, согласованные органом местного самоуправления по заявлению организатора ярмарки.
В соответствии с п 3.5. ярмарки, организаторами которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводятся на основе следующих принципов:
Организатор обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации и/или местного самоуправления с заявлением о намерении провести разовую или проводить регулярную ярмарку. Организатор подбирает ярмарочную площадку для проведения ярмарки из системы ярмарочных площадок либо предлагает новую площадку, отвечающую его требованиям и пригодную для проведения ярмарки.
Заявки организаторов ярмарок и их параметры (включая место и размер площадки, количество торговых мест, электроснабжение и т.д.) должны удовлетворяться в полном объеме, если заявление организатора соответствует условиям использования площадки, указанной в Системе ярмарочных площадок.
О возможности или невозможности проведения ярмарки с заявленными параметрами на новой площадке, не включенной в систему ярмарочных площадок, организатору должно быть сообщено заблаговременно, с указанием причин отказа и предложениями иного места, схожего по своей привлекательности с заявленным (при невозможности проведения).
В вышеуказанном пункте Приложения указано на недопустимо необоснованного отказа заявителю в организации ярмарок в предложенных местах или предложение взамен заведомо непривлекательные для осуществления торговли (непроходные, "мертвые") места. Такими действиями перекрываются каналы сбыта товаров отечественным производителям, сокращается предложение товаров потребителю и, как следствие, нарушается конкуренция и ухудшается ценовая ситуация. Отказано в организации ярмарки может быть исключительно в случаях объективной невозможности размещения ярмарки в заявленном месте (обременение земельного участка, особые требования безопасности на данной территории и т.д.).
При наличии прав на земельный участок (собственность, аренда) и соответствующей категории и разрешенного использования земельного участка (не исключающих осуществление торговли) организаторы ярмарок организовывают их с согласия правообладателя земельного участка в установленном порядке.
Согласно пункту 5 Приложения уполномоченные в соответствии с законодательством органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальные управления федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляют контроль соблюдения на ярмарках санитарных, ветеринарных и противопожарных норм, а также требований в сфере защиты прав потребителей.
Организаторы ярмарки, в том числе органы местного самоуправления, органы власти субъектов Российской Федерации и профессиональные организаторы ярмарок, должны обеспечить проведение ветеринарного и фитосанитарного контроля продукции, которая в соответствии с действующим законодательством должна проходить соответствующий контроль.
Предъявление излишних требований к организаторам и участникам ярмарок, не предусмотренных действующим законодательством, не допускается.
В соответствии с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.03.2020 г. № 18936/15, адресованного органам исполнительной власти субъектов РФ Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России руководствуясь пунктами 12 и 13 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от 16.03.2020 N ММ-П9-1861, с учетом существующей экономической ситуации, в целях стимулирования конкуренции, обеспечения спроса населения на товары и реализации товаров локальных и иных товаропроизводителей, развития малого торгового и производственного бизнеса направляет следующие указания по вопросу проведения в субъектах Российской Федерации ярмарок.
1. Незамедлительно принять меры по серьезному увеличению количества ярмарок как временных или периодических мероприятий, в первую очередь ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, допуская реализацию одежды, обуви, кустарных изделий и продукции ремесленничества, других непродовольственных товаров, допускаемых к обороту и востребованных гражданами.
2. В первую очередь организовывать ярмарки в местах повышенного сосредоточения покупателей, в том числе на площадках у гипермаркетов, супермаркетов, крупных торговых центров, а также на улицах и площадях городов.
3. Не предъявлять завышенных требований к внешнему виду ярмарок и торговых мест на них, преимущественно применяя стандартные сборно-разборные палатки и лотки, а также допуская торговлю с автотранспортных средств, в том числе грузовых, а также мобильных торговых объектов.
Согласно п. 5 указанного Письма обращается внимание органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, что ярмарка как мероприятие в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", проводимая на публичных пространствах (например, улицы, площади городов) не требует оформления земельно-правовых отношений.
Как видно из вышеперечисленных требований, предъявляемых к организации и проведению регулярных периодичных ярмарок в том числе «ярмарки выходного дня» не содержится требование о необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка на специальный - «Выставочно-ярмарочная деятельность» как указано в письме администрации города Сунжа за исх. № 268 от 23 апреля 2020 года.
Из представленных материалов усматривается, что заявка на проведение ярмарки подана заявителем 06.03.2020 года, затем последовали обращения в адрес ответчика от 25.11.2020 года и 13.01.2021 года. Со слов представителя заявителя, письмо ответчика в адрес заявителя за исх. №268 от 23.04.2020 года об отказе в проведении ярмарки, ФИО1 получил лишь 15.01.2021 года. Другими сведениями относительно получения письма заявителем в другой срок суд не располагает, по причине чего считает, что трехмесячный процессуальный срок для обращения в суд с заявлением заявителем не нарушен.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями руководствуясь статьями 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Восстановить процессуальный срок для обращения в арбитражный суд, с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления, выраженного в отказе проведения ярмарки выходного дня.
Признать незаконными бездействиея Администрации МО «Городской округ город Сунжа» выраженное в не направлении обращения в Министерство промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия о внесении изменений в сводный перечень мест проведения ярмарок земельного участка с кадастровым номером 06:02; 0000008:66, расположенного по адресу <...> б/н, принадлежащий ФИО1 на праве собственности.
Признать незаконным отказ Администрации МО «Городской округ город Сунжа» в организации ярмарки на территории МО «Городской округ город Сунжа»на земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000008:66, расположенном по адресу <...> б/н, принадлежащем ФИО1 на праве собственности.
Обязать Администрации МО «Городской округ город Сунжа» направить в Министерство промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия соответствующее обращение о внесении изменений в сводный перечень мест проведении ярмарок земельный участок с кадастровым номером 06:02: 0000008:66, расположенный но адресу <...> б/н, принадлежащий ФИО1 на праве собственности.
Обязать Администрации МО «Городской округ город Сунжа» издать постановление (распоряжение) об организации «ярмарки выходного дня» каждую субботу месяца с 9-00 часов до 13-00 часов, на территории МО «Городской округ город Сунжа», на земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000008:66, расположенном по адресу <...> б/н, находящийся в собственности ФИО1.
Согласно части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит немедленному исполнению .
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259, 260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Р.Ш. Цечоев