ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-4954/2021 от 23.09.2021 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина, 44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело №А18-4954/2021

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аушевой З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании не законным решения о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения;

обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия ликвидировать Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий путем присоединения к Отделению ПФР по Республике Ингушетия с 30 сентября 2021г

при участии: от заявителя – ФИО1.(доверенность от 13.12.2019);от ответчика –ФИО2.(доверенность от 26.08.2021);

установил:

ГУ—ОПФ РФ по РИ (далее –Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к УФНС по РИ о признании не законным решения о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия ликвидировать Центр по назначению путем присоединения к Отделению ПФР по Республике Ингушетия 30 сентября 2021г.

Представитель Заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. О административного органа, в судебном заседании, заявленные требования, не признавал.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив и исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела;В соответствии с Постановлением от 18 мая 2021г. за №192п, «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия», подведомственное Отделению государственное учреждение - Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий (далее - Центр по назначению) подлежит реорганизации в форме присоединения к Отделению ПФР по Республике Ингушетия с 01 октября 2021года.

Во исполнение данного Постановления, все необходимые документы о реорганизации были переданы в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия.

14 сентября 2021года, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия, выдан лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.

С данным решением Налогового органа о прекращении юридического лица с 14 сентября 2021года, Заявитель не согласен, по следующим основаниям:

1.Согласно Распоряжению от 26 марта 2021года за № 176р «О централизации финансово-хозяйственной деятельности», в целях реализации пункта 10 Плана реализации централизации финансово-хозяйственной деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Министром труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО3 20 августа 2020года, Отделение ПФР реорганизуется и осуществляет ведение бухгалтерского и кадрового учета централизованно с 01 октября 2021 года.

2.Согласно Постановлению от 18.05.2021 за №192п Центр по назначению обязан осуществить передачу прав и обязанностей Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Ингушетия в соответствии с законодательством РФ и передаточным актом до 01 октября 2021г.

3. В Федеральном законе от 08.08.2001 за №129-ФЗ ст.21, указан перечень документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, а именно:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Заявителем среди документов, переданных в Налоговую службу документы, указанные в п.п. «а», «б» и «г», не были представлены.

Соответственно, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия, не могли завершить ликвидацию до момента предоставления им полного пакета документов, то есть до 30 сентября 2021г.

4.Центр по назначению до конца сентября текущего года должен направить ежемесячные отчеты в Налоговый орган и отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд Республики Ингушетия.

5.Не завершен процесс выплаты пенсии и социальных выплат за сентябрь пенсионерам Республики Ингушетия (выплатной период завершается 25 числа).

6. Не выплачена заработная плата за сентябрь, а также компенсационные выплаты увольняемым работникам.

В связи с выше изложенным Заявитель считает, что решение Управления Федерального налогового органа о ликвидации юридического лица Центра по назначению от 14 сентября 2021года № 618381333 признать незаконным.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о доказанности заявителем, что ликвидация ГУ-ОПФ РФ по РИ не завершена, из единого государственного реестра юридических лиц не исключено, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и разъяснений п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Порядок исключения из Единого государственного реестра по решению регистрирующего органа определены статьями 22.3 и 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно пункту 2 статьи 22.4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи условий признания недействующим юридическим лицом регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что заявления, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем один месяц со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 5 статьи 22.4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Согласно пункту 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В силу приведенной нормы закона к вопросу об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ применимы правовые подходы, сформулированные в судебно-арбитражной практике применительно к исключению из ЕГРЮЛ коммерческих организаций.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П указано следующее. Решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 1541).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.

Таким образом, у ответчика имелось основание обратиться в суд с заявлением о признании не законным решения о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения;поскольку не наступил указанный срок, не представлены исчерпывающий пакет документов, не завершен процесс выплаты пенсии и социальных выплат за сентябрь пенсионерам Республики Ингушетия (выплатной период завершается 25 числа), не выплачена заработная плата за сентябрь работникам центра, а также компенсационные выплаты увольняемым работникам, при таких обстоятельствах решение Управления Федерального налогового органа о ликвидации юридического лица Центра по назначению от 14 сентября 2021года № 618381333 незаконное и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 137, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Ингушетия

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать решение Управления Федерального налогового органа о ликвидации юридического лица Центра по назначению, перерасчету и выплаты пенсии от 14 сентября 2021года № 618381333 незаконным.

В остальной части отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в установленном порядке.

Судья Р.З.Гелисханова