ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-5147/2021 от 18.01.2021 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина, 44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

http://ingushetia.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело №А18-5147/2021

Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аушевой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аушевой З.А., рассмотрев в судебном заседании дело исковое заявление Акционерного общества «Газпром газораспределение Назрань» к ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Ингушетия, о признании недействительным заключения судебно-пожарной экспертизы.

При участии от истца –не явился, от ответчика –Дакиев Б.М. (доверенность от 18.01.2022);

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением к ответчику о признании недействительным заключения судебно-пожарной экспертизы.

Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечил участие своих представителей в судебном заседании, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело проводится в соответствии со статьей 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся сторон.

Как следует из материалов дела Истец считает, что Ответчиком нарушено требование ст.12 Федерального Закона от 31 марта 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ, согласно которой государственным судебным экспертом является работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Дакиев Башир Мусаевич не является аттестованным государственным экспертом и не имеет права для производства судебных экспертиз и просит признать заключение эксперта №2 от 10 июня 2021 года Федерального бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Ингушетия» по результатам проведения судебной пожрано-технической экспертизы по постановлению от 04 июня 2021 год, вынесенному старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Назрань и Назрановскому району ГУ МЧС России по Республике Ингушетия майором внутренней службы Дахкильговым М.С. не соответствующим действующему законодательству.

Из содержания ст.12 ФЗ-73 от 31.05.2001г. следует, что для того, чтобы лицо имело статус государственного судебного эксперта, необходимо выполнение следующих условий:

1.Эксперт должен работать в государственном судебно-экспертном учреждении, соответствующем и функционирующем в соответствии с требованиями ст.11 Закона.

2.Эксперт должен пройти аттестацию по определенной экспертной специальности в соответствии с процедурой, предусмотренной нормативными документами ведомства, в котором он работает.

3.Производство экспертиз является должностной обязанностью эксперта, то есть лицо, производящее судебные экспертизы и подписывающее заключение эксперта, должно работать на соответствующей должности.

В соответствии со ст.13 ФЗ №73-ФЗ – профессиональные и квалифицированные требования, предъявляемых к эксперту.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке (имеются свидетельства о прохождении первоначальной и предаттестационной подготовки №000784, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченному федерального государственного органа).

Определение уровня квалификации экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 09.06.2006 №351 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы на право самостоятельного производства судебных экспертиз" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2006 N 8278) определен порядок проведения аттестации сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений федеральной противопожарной службы, а также требований предъявляемых к предоставленным материалам для аттестации.

В соответствии с пп. б) п.21 Приказа МЧС 351 – для проведения аттестации в экспертно-квалификационную комиссию одним из требований, является представление копий экспертных заключений сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений или экспертных подразделений ФПС по различным видам исследуемых объектов с использованием различных методик, но не менее пяти заключений по каждому виду судебных экспертиз, на право производства которых он претендует.

Таким образом из содержания этого подпункта для прохождения аттестации должно быть предоставлено именно заключения эксперта, т.е. каким образом сотрудники или работники судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений ФПС могут аттестоваться не подготавливая экспертного заключения.

Но при этом следует отметить, что в п.20 Приказа МЧС России №351 – аттестация на право самостоятельно производства судебных экспертиз может проводиться в отсутствие сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, если обучение (стажировка) сотрудника или работника или работника по производству судебных экспертиз проводилось под руководством сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, которому предоставлено право самостоятельного производства судебных экспертиз, экспертно-квалификационная комиссия которого рассматривает вопрос о его аттестации.

Фактически обучение экспертов по специальностям в государственных судебно-экспертных учреждениях осуществляется посредством наставничества и следовательно эксперт, желавший пройти аттестацию на право производства судебных экспертиз, участвует при проведении исследований и оформления заключения пожарно-технической экспертизы как эксперт (стажер), под руководством сотрудника или работника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, которому предоставлено право самостоятельного производства судебных экспертиз.

После окончания стажировки, эксперт получает возможность сдать квалификационный экзамен экспертно-квалификационной комиссии, на который представляет заключение эксперта под руководством аттестационного эксперта. После успешной сдачи квалификационного экзамена эксперт получает свидетельство на право производства экспертиз и может самостоятельно производить экспертизы по специальности. На сегодняшний день имеется положительная аттестация на право производства судебной пожарно-технической экспертизы по специализации «Реконструкция процесса возникновения и развития пожара (СПТЭ-1) №000784. В экспертном заключении указан, как начальник сектора судебных экспертиз, согласно выписки из приказа № 84-НС от 01.10.2020.

Фактическим требованием административного искового заявления является обжалование экспертного заключения, что является ненадлежащим способом защиты гражданских прав.

В статье 12 Гражданского кодекса РФ указан перечень способов защиты гражданских прав. К числу способов защиты гражданских приведенных в данной статье не относится оспаривание результатов экспертного заключения.

Данное требование может быть рассмотрено в качестве требования относительно допустимости и относительности доказательства в рамках судебного разбирательства, где в качестве доказательства будет фигурировать заключение эксперта №2 от 10 июня 2021 года Федерального бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Ингушетия».

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что:

1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд признает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В заявленных требованиях отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Ингушетия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья Р.З. Гелисханова