ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-52/13 от 22.03.2013 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Назрань Дело №А18-52/13

25 марта 2013 года

22 марта 2013 года дата объявления резолютивной части решения.

25 марта 2013 года дата изготовления решения в полном объеме.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балаевым Р.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бешлоам» о признании незаконным и отмене постановления Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам №01-01 от 13.01.2012г. о назначении административного наказания, в отсутствии представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Бешлоам» (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам (далее Комитет, административный орган) от 13.01.2012г. №01-01 о назначении административного наказания. Одновременно заявитель просит восстановить процессуальный срок обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявление мотивировано тем, что Комитет РИ по экологии и природным ресурсам не обладает полномочиями по вынесению оспариваемого постановления и что при привлечении общества к административной ответственности нарушены процессуальные требования, установленные КоАП РФ, в связи с чем, заявитель был лишен возможности пользоваться своими правами.

Административный орган направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

В отзыве на заявление Комитет считает доводы заявителя о нарушении процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности необоснованными и просит суд в соответствии со ст.30.7 Кодекса оставить оспариваемое постановление без изменения, а заявление общества без удовлетворения.

По делу объявлялся перерыв согласно ст.163 АПК РФ до 22.03.2013 г. 11 часов 00 минут для представления обществом дополнительных доказательств.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд находит требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.12.2011 г., прокурором г.Карабулак, по коллективному обращению жителей г.Карабулак, о нарушениях экологического законодательства при функционировании завода по добыче и розливу питьевой воды (ООО «Бешлоам»), расположенного в 270 метрах к юго-западу от пересечения улиц Кирова и Балкоева, с привлечением специалистов Комитета проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований экологического законодательства, а именно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В нарушение указанной нормы Обществом не представлено свидетельство о постановке на учет в качестве объекта хозяйственной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также отсутствовали расчеты суммы платы по объекту за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и три квартала 2011 года. Тем самым общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 Кодекса.

Указанное постановление о возбуждении административного дела прокуратурой направлено в Комитет для рассмотрения.

По материалам проверки административным органом вынесено постановление от 13.01.2012г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Данное постановление обжаловано Обществом в арбитражный суд.

Предусмотренное диспозицией части 1 статьи 8.41 Кодекса правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Постановление Правительства № 632) и Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее - Постановление Правительства № 344).

В пункте 1 Постановления Правительства № 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.

В Приложении № 1 к Постановлению Правительства № 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации. Пунктом 9 Постановления Правительства № 632 предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Приказ № 557) установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.

Из материалов дела следует и не отрицается заявителем, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 и три квартала 2011 года общество внесло платежными поручениями N007 от 21.02.2011 и N 001 от 18.01.2012,   то есть с нарушением срока предусмотренного пунктом 1 Приказа № 557. Из изложенного следует, что Комитет правильно квалифицировал действия общества по статье 8.41 Кодекса.

В материалы дела представлены платежные поручения N007 от 21.02.2011 и N 001 от 18.01.2012 из которых видно, что общество внесло плату за 2010 год и три квартала 2011 года с нарушением установленного срока.

Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Поскольку принцип платности за негативное воздействие на окружающую среду установлен Законом, срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса составляет один год.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за несвоевременное внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 и три квартала 2011 года вынесено 13.01.2012, то есть в установленный законом срок относительно неуплаты платежа за 2011 год.

Однако, Комитет не уполномочен на проведение проверки в отношении общества и привлечения его к административной ответственности, поскольку это прерогатива Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно положению о Комитете РИ по экологии и природным ресурсам, утвержденного постановлением Правительства РИ от 28.04.2009 г. №136, Комитет в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции и полномочия:

осуществляет государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха (за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) (п.4.6);

осуществляет государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) (п.4.8);

осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Ингушетия, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.(п.4.14);

ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых находится в ведении Республики Ингушетия (п.4.15);

осуществляет контроль в установленном федеральным законодательством порядке взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (п.4.16);

В силу части 1 статьи 23.29 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;

2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

3) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

4) главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;

5) старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

6) государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;

8) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

9) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

10) главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

11) государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Закона государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400.

В республике таким правом наделано Управление Федеральной служба по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия.

В соответствии с абзацем 14 статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены полномочия по контролю в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, кроме объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изменениями от 21.01, 29.05 и 14.12.2006) нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие осуществляет Ростехнадзор.

Данным органом были изданы приказы от 24.08.2005 № 604, от 26.01.2006 № 47 «О возложении функций администраторов», приказ от 29.03.2006 № 251 «О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду». В соответствии с данными приказами функции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие, оформлению актов сверок с плательщиками, выставлению требований об уплате и принудительному взысканию неуплаченных платежей, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм возложены на территориальные управления Ростехнадзора.

Подпунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, установлено, что к полномочиям Росприроднадзора отнесен контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

До внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляла полномочия по надзору: за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль); за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункту 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно списку, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.08.2011 г. №665, ООО «Бешлоам» является одним из объектов хозяйственной деятельности по территории Республики Ингушетия, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285.

Списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждаются приказом Минприроды России в соответствии с пунктом 2 названного постановления Правительства Российской Федерации.

Таким образом, государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, включенных в указанные списки, должен осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из смысла приведенных норм видно, что Комитет не полномочен проводить проверки и составлять административный материал в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Таким органом является Управление Федеральной службы по экологии и природным ресурсам по Республике Ингушетия.

Следовательно, оспариваемое Обществом постановление административного органа вынесено не уполномоченным на то лицом.

Поскольку постановление органа экологического надзора о привлечении к административной ответственности принято неправомочным органом, привлечение общества к ответственности следует признать незаконным, что является основанием для отмены этого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Бешлоам» удовлетворить.

2.Признать незаконным и отменить полностью постановление Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам от 13.01.2012г. №01-01 о назначении административного наказания Обществу с ограниченной ответственностью «Бешлоам» (место нахождения:386100, Республика Ингушетия, <...>, зарегистрированного в МИФНС РФ №1 по РИ 06.07.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 1060608012574).

3.Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ.

Апелляционная жалоба на решение суда подается чрез арбитражный суд первой инстанции.

Судья: Р.Ш.Цечоев