ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-5581/21 от 08.04.2022 АС Республики Ингушетия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Назрань                                                                        Дело № А18-5581/21

11 апреля  2022 года.

Резолютивная часть решения оглашена  08 апреля 2022 года         

Полный текст решения изготовлен  11 апреля 2022 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш., при  ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Мержоевым И.В.  рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению  Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №8 с. Сагопши» к Отделу надзорной деятельности и ПР по г. Малгобек и Малгобекскому району об оспаривании постановления №77 от 06.10.2021г. о назначении административного наказания

третье лицо-  Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия.

в отсутствие в судебном  заседании  представителей заявителя, ответчика и третьего лица,   извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в открытом доступе,

установил:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8 с. Сагопши» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением об отмене постановления Отдела надзорной деятельности и ПР по г. Малгобек и Малгобекскому району №77 от 06.10.2021г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено  Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия.

 Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.  

Информация о движении дела, времени и месте судебного заседаниях размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Ингушетия в сети Интернет по веб-адресу: http://ingushetia.arbitr.ru/ в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела,  в связи с выполнением утвержденного Ежегодного плана проведения проверок Главного управления МЧС России по Республики Ингушетия принято решение на основании пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 года  №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»  о проведении выездной плановой проверки, о чем было принято Решение начальником Отдела надзорной деятельности и ПР по г. Малгобек и Малгобекскому району от 07 сентября 2021 года.

Выездная проверка проводилась в рамках федерального государственного пожарного надзора.

Выездная проверка проводилась по адресу нахождения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №8 с. Сагопши», 386 340, РИ, с. Сагопши, ул. Школьная,61

Предметом выездной проверки является: соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности: Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. №123 –ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.09.2020г.  №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Решение о проведении выездной проверки вручено нарочным 13.09.2021г. директору школы Бузуртановой З.Х.

23 сентября 2021 года составлен акт №96  выездной внеплановой проверки, в ходе проверки установлено, что выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно нарушение п.54 ППРФ №1479 от 16.09.2020г., п.30 ППРФ №1479 от 16.09.20202г., ч.2 ст. 52, ст.53 ФЗ №123 от 22.07.2008г., п. 23 ППРФ №1479 от 16.09.2020г., п. 4.2.1 СП 1.13130.2009, п. 23 ППРФ №1479 от 16.09.2020г., п.48 ППРФ №1479 от 16.09.2020г., ч.1 ст. 52, ст.59, ч.13 ст. 88, п.2 ч.1 ст. 90 ФЗ №123 от 22.07.2008г., п. 7.7 СП 4.13130.2013.

К настоящему акту прилагается Предписание по устранению нарушения обязательных требований пожарной безопасности №96/3 от 23.0.2021г.

Акт проверки направлен в адрес учреждения по средствам почтовой связи.

24 сентября 2021 года в адрес учреждения направлено  письмо–уведомление о необходимости явки в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Малгобек и Малгобекскому району УНД и ПР МЧС России по Республики Ингушетия для составления в отношении ГБОУ ООШ №8 с.п. Сагопши административного материала по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

01 октября 2021г. административным органом вынесен протокол №122       об административном правонарушении в области пожарной безопасности в присутствии  законного представителя  и.о. директора ГБДОУ «ООШ №8 с.п. Сагопши» Аушевой М.С..

06 октября 2021 года начальник  Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Малгобек и Малгобекскому району УНД и ПР ГУ  МЧС России по Республики Ингушетия Ахриев И.А. в присутствии законного представителя  и.о. директора ГБДОУ «ООШ №8 с.п. Сагопши» Аушевой М.С. вынес постановление  №77  о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и  назначении административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого  решения,  устанавливает  наличие  соответствующих  полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При  рассмотрении  дела  об  оспаривании  решения  административного  органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Так, сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Малгобек и Малгобекскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Ингушетия в рамках исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 г была проведена плановая выездная проверка ГБОУ ООШ №8 с.п.Сагопши по адресу: Республика Ингушетия, с.п. Сагопши ул. Гарданова №61

Решение о проведении плановой выездной проверки №96 от 07.09.2021 г было вручено законному представителю юридического лица Бузуртановой З.Х. о чем свидетельствует расписка, о получении документа (13.09.2021г в 10ч56м)

В соответствии с ч.б ст.73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" - о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала.

В период с 21 по 23 сентября 2021 г в ходе контрольно-надзорного мероприятия были выявлены нарушения действующих требований законодательства РФ в области пожарной безопасности, по результатам которой был составлен акт проверки №96 от 23.09.2021г, а также посредством почтовой связи в адрес юридического лица было направлено уведомление о необходимости явки законного представителя юридического лица для составления административного протокола по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.

Административный протокол №122 от 01.10.2021г по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (с рассмотрением дела на 06.10.2021 г) были вручен представителю юридического лица, о чем свидетельствует расписка в административном материале.

06.10.2021 г Главным Государственным инспектором по г.Малгобек и Малгобекскому району Республики Ингушетия по пожарному надзору -начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Малгобек и Малгобекскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Ингушетия подполковником внутренней службы Котиевым A.M. было принято решение о привлечении юридического лица ГБОУ ООШ №8 с.п. Сагопши к административной ответственности с вынесением постановления о назначении административного наказания №77 от 06.10.2021 г на сумму 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность -предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст.1 Федерального закона №69 от 21.12.1994г «О пожарной безопасности», нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Административное правонарушение ответственность, за которой предусмотрено ст.20.4 КоАП РФ посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ - административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 1.4 КоАП РФ - Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности     к     общественным     объединениям,     а     также     других

обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст.37 Федерального закона №69 от 21.12.1994г «О пожарной безопасности»

Руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.38 Федерального закона №69 от 21.12.1994г «О пожарной безопасности» Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Арбитражное процессуальное законодательство обязывает лиц, участвующих в деле, раскрыть доказательства перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания (часть 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нормы статей 9, 10, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации призваны обеспечить состязательность и равноправие сторон и их право  знать заблаговременно об аргументах и доказательствах друг друга до начала судебного разбирательства, которое осуществляет суд первой инстанции. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях  в  рамках  административного  судопроизводства подлежат  выяснению  наличие  события  административного  правонарушения,  лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами Кодекса или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

На административный орган возлагается обязанность доказывания обстоятельств правонарушения, вменяемого заявителю, обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и свидетельствующих о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины лица в совершении правонарушения.

Факты, установленные постановлением, подтверждены документально, в материалы дела представлено подлинное административное дело,  суд   определил  наличие  события административного правонарушения, равно как и места его совершения, соблюдение процедуры привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Вопросы, связанные с государственной пошлиной, судом не рассматриваются, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В заявление  Государственному  бюджетному  общеобразовательному  учреждению  «Основная общеобразовательная школа № 8 с. Сагопши» (ОРГРН 1020600509269 ИНН 0601017601)  о признании незаконным постановления №77 от 06 октября 2021 года отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья                                                                                                                         Р.Ш. Цечоев