АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Республика Ингушетия, город Назрань, пр.им. Базоркина, 44
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Назрань Дело №А18-561/09
29 мая 2009 года
26 мая 2009 года, (дата объявления резолютивной части решения).
29 мая 2009 года, (дата изготовления решения в полном объеме).
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Колоевой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балаевым Р.И., рассмотрев административное дело по заявлению Управления Росздравнадзора по РИ, (386101, <...>),
о привлечении к административной ответственности Негосударственного общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа «Эллин» (386101 <...>),
при участии в судебном заседании
от заявителя – ФИО1, (доверенность от 20.05.2009 г.), ФИО2,
( доверенность от 26 .05.09 года);
от ответчика – ФИО3 учредитель, директор попечительского совета и ФИО4 фельдшер,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Росздравнадзора по РИ обратилось в арбитражный суд с заявлением от 29.04.2009 г. №238/04/09 о привлечении Негосударственного общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа «Эллин»(далее учреждение), к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из заявления видно, что комиссией Управления Росздравнадзора по РИ на основании приказа управления от 13 апреля 2009 г. №59-Пр/09 в рамках исполнения поручения Прокуратуры Республики Ингушетия и в соответствии с пп 6.5.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, была проведана внеплановая проверка в Негосударственном общеобразовательном учреждении - Средняя общеобразовательная школа «Эллин» <...>, в целях контроля
законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, в образовательных учреждениях всех форм собственности.
В ходе проверки установлен факт осуществления медицинской помощи без соответствующего разрешения (лицензии), что является нарушением п.96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании изложенного, заявителем направлены материалы административного дела о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса в порядке ст. 23.1 Кодекса в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В ходе рассмотрении дела представители заявителя ФИО1 и, ФИО2 поддержали заявленные требования и пояснили суду, что проверка была внеплановая и проведена во исполнение поручения прокуратуры РИ. Как пояснили представители административного органа при проверке ими осмотрен кабинет с медицинским оборудованием, в котором оказывается медпомощь детям, штатным работником школы фельдшером - ФИО5. При проверке принимали участие со стороны образовательного учреждения «Эллин» директор школы ФИО6 и фельдшер ФИО4. Проверяющими работниками Росздравнадзора были затребованы документы, а именно: лицензия на осуществление медицинской деятельности, тех. паспорт помещений, свидетельство о государственной регистрации, сертификат специалиста, которые, не были им представлены, так как якобы они находятся у учредителя. Получает ли прибыль за данную деятельность ответчик ,административный орган не знает. Какую медицинскую деятельность осуществляет данный медработник, заявитель не может пояснить. Единственным определяющим критерием привлечения к административной ответственности учреждения является нахождение медицинского работника ФИО4(фельдшера) в штатном расписании и наличие контракта, заключенного с нею на оказание медицинских услуг.
Представитель ответчика учредитель и директор попечительского совета ФИО3. пояснил суду, что образовательное учреждение «Эллин» по своим уставным и учредительным документам является некоммерческим образовательным учреждением и медицинская деятельность по смыслу статьи 14.1 КОАП РФ им не осуществляется.
Кроме того, сам Ахильгов Х..Х. который является единственным законным представителем учреждения, не участвовал при установлении административного правонарушения. Проверка и рассмотрение административного правонарушения проведены без его надлежащего уведомления и участия, в связи с чем, не могут являться надлежащим основанием для привлечения учреждения к административной ответственности.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы для обеспечения явки сторон и представления ими доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд считает заявление подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении суд обязан выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные процессуальные документы по оформлении нарушения.
Административный кодекс обязывает соблюдать предусмотренные в нем требования к содержанию протокола об административном правонарушении, поскольку постановления об административном правонарушении рассматриваются как равнозначные по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.
Процессуальные документы, представленные заявителем Управлением Росздравнадзора по РИ , не могут быть приняты судом, по смыслу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как достаточное основание и доказательства совершения административного нарушения поскольку обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут быть подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно п.3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, или лицом осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 28.2 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о совершении административного нарушения надзорным органом, составляется протокол административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилия, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, разъясняются права, обязанности, вручается копия протокола.
Как усматривается из материалов дела Управлением нарушены требования КоАП РФ, предъявляемые к составлению протокола, и допущены процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном нарушении.
Как установлено в судебном заседании, протокол об административном нарушении составлен в отсутствии законного представителя Негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Эллин» или его надлежащего представителя и ему не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение .
В данном случае участие при фиксации административного правонарушения должно было быть осуществлено с участием учредителей ФИО3, являющегося кроме того, Директором попечительского Совета или же его представителя с надлежаще оформленной доверенностью.
О рассмотрении административного правонарушения законный представитель -Ахильгов Х..Х. не был уведомлен. Вручение копии протокола, в котором имеются сведения о времени и месте рассмотрения административного правонарушения Управлением Росздравнадзора не подтверждено.
В соответствии со ст.25.1 законному представителю его права и обязанности не разъяснены, и проверка проведена без его участия и без его надлежаще уполномоченного представителя.
Привлеченные в составлении актов проверки ФИО7 (исполнительный директор по учебно-воспитательной работе) и ФИО4 (фельдшер) законными представителями образовательного учреждения не являются.
В протоколах об административном правонарушении №16 от 16.04.09 года сведения такого уведомления и ознакомления законного представителя отсутствуют.
При таких обстоятельствах, Управлением Росздравнадзор допущены существенные нарушения установленного Кодексом порядка производства по делу об административном правонарушении, выразившееся в лишении законного представителя учреждения «Эллин» предоставленных ему Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ гарантий защиты.
Суд, исследовал материалы дела, и оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях, пришел к выводу, что изложенные требования действующего федерального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении НОУ «Эллин» не были соблюдены.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение».
Административным органом не представлено надлежащих доказательств того, что законному представителю образовательного учреждения или его надлежаще уполномоченному представителю была дана возможность участия при составлении протокола и рассмотрение административного правонарушения.
При таких обстоятельствах законный представитель НОУ «Эллин», не мог реализовать свое право участия при установлении административного правонарушения, при составлении протокола, так как, не разъяснены его права и обязанности, не предоставлено право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола и которые должны быть указаны в протоколе, протокол не подписан законным представителем.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
В связи с чем, суд оценивает протокол от 16.04.09 года не обоснованным и незаконным основанием для привлечения НОУ «Эллин» к административной ответственности.
Суд считает неправомерным проведение самой внеплановой проверки в образовательном учреждении, не имея на то оснований предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изменениями от 28 апреля 2009 г.)(Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года) основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таких оснований в проведении внеплановой проверки административным органом не представлено.
Представленные приказ №59 ПР/09 от 13.04.09 года и поручение прокуратуры РИ не содержат указания на предмет проверки НОУ «Эллин».
Кроме того, в приказе не указан перечень вопросов обозначенных для проверки, состав комиссии указанный в приказе не полностью участвовал в проведении проверки.
Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 13.04.09 года N 59-Пр/09 проведена внеплановая проверка в рамках исполнения поручения Прокуратуры Республики Ингушетия в целях контроля за исполнением законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях всех форм собственности.
При проведении проверки управлением не было выявлено, случаев оказания платных медицинских услуг в учреждении.
Контракт с медицинской сестрой (фельдшером) ФИО4, не содержит информации об оказываемой медицинской деятельности .
Результаты проверки отражены в акте от 15.04.09 года (л.д.12) по проверке соблюдения осуществления медицинской деятельности в НОУ «Эллин».
По результатам проверки управлением составлен в отношении учреждения протокол от 16.04.09 года об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, выразившегося в осуществлении медицинской деятельности без наличия специального разрешения (лицензии).
Суд делает вывод о недоказанности управлением в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499, определено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно заключенного между образовательным учреждением и медицинской сестрой ФИО4 оказание платных медицинских услуг не предусмотрено .
При этом, доказательств осуществления образовательным учреждением непосредственно медицинской деятельности управлением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности управлением в действиях образовательного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности медицинская деятельность осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
Судом установлено, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления образовательной деятельности.
Для осуществления медицинской деятельности учреждение не имеет никакого оборудования и не оказывает платных услуг.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 17 указанного Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
И соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Пунктом 5 указанного Положения определено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе: наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (подпункт "а"); соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (подпункт "ж").
Как видно из материалов дела, административным органом издан приказ от 13.04.2009 г. №59-Пр/09 о проведении внеплановой проверки в рамках исполнения поручения Прокуратуры Республики Ингушетия и в соответствии с пп 6.5.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, в Негосударственном общеобразовательном учреждении - Средняя общеобразовательная школа «Эллин», в целях контроля законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, в образовательных учреждениях всех форм собственности.
В этой связи работники административного органа выехав на место нахождения учреждения составили акт от 15.04.2009 года в присутствии директора школы ФИО6 и фельдшера – ФИО4, на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проверки 16.04.2009 года, административным органом составлен протокол №16 об административном правонарушении, квалифицировав действия учреждения по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако по смыслу части 2 ст.14.1 КоАП РФ под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане -индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Определение понятия предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
Признаками предпринимательской деятельности являются: предпринимательская деятельность - это деятельность экономическая; предпринимательская деятельность - это деятельность самостоятельная личная (или коллективная - корпоративная) и инициативная; предпринимательская деятельность - это законная деятельность субъектов, зарегистрированных государством в качестве субъектов предпринимательской деятельности либо субъектов, предпринимательская деятельность которых санкционирована государством; это деятельность, осуществляемая на основе использования имущества, находящегося на титуле собственности либо на ином законном праве; это деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность (полную или ограниченную законом); это деятельность, осуществляемая в целях систематического извлечения прибыли от производства и/или продажи товаров, выполнения работ, реализации услуг на рынке (рынках) различных масштабов.
Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Согласно статье 17 п.96 Федерального закона от 08.08. 2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления медицинской деятельности требуется специальное разрешение (Лицензия).
Положение о лицензировании медицинской деятельности(утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 устанавливает, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.
Административный орган не доказал, что ответчик осуществляет медицинскую практику в школьном учреждении, которая подлежит обязательному лицензированию и что учреждение совершило правонарушение, которое посягает на здоровье детей.
В соответствии со статьями 54 и 56 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ, для занятия частной медицинской и фармацевтической деятельностью требуется лицензия. Лицензирование медицинской деятельности предусмотрено статьей 17 Закона.
Негосударственное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа «Эллин» является по своему статусу частной оплачиваемой школой, где открыт медкабинет для оказания первой медицинской помощи для учащихся детей.
Осуществление деятельности по оказанию медицинской помощи учредительными документами учреждения не предусмотрено.
Таким образом, по основаниям процессуального нарушения, допущенного административным органом при составлении процессуальных документов, а также недоказанности в совершении административного правонарушения образовательным учреждением суд отказывает в удовлетворении заявления Управления «Росздравнадзор».
На основании изложенного и руководствуясь, статьями 167-170, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1.Отказать в удовлетворении заявления управления «Росздравнадзора» по Республике Ингушетия о привлечении Негосударственного общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа «Эллин» к административной ответственности
2.Решение может быть обжаловано в порядке и сроки ,установленные статьями 181,257 ,259 ,275,276 АПК РФ.
Судья: Колоева Л.А.