ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-56/08 от 18.06.2008 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

  Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Назрань

18 июня 2008 года Дело №А18- 56 /08

( дата оглашения резолютивной части решения)

20 июня 2008 года

( дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Цечоева Р.Ш.

при ведении протокола судебного заседания судьей Цечоевым Р.Ш.

рассматривает в судебном заседании арбитражного суда

дело по иску Государственного учреждения «Джейрахско - Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»

386128, РИ, <...>

к Войсковой части 29483

386245, РИ, Сунженский район, ст. Троицкая

соответчик: Министерство обороны Российской Федерации

о возмещении убытков, причиненных повреждением памятников истории, архитектуры и культуры

В судебном заседании участвуют:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности, ФИО2 директор

от ответчика – ФИО3 представитель по доверенности от 03.12.07г.

от Министерства обороны РФ – ФИО3 представитель по доверенности от 16.05.08г. №458а

установил:

Государственное учреждение «Джейрахско - Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»

обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Войсковой части 29483 и Министерству обороны о взыскании материального ущерба .

Из искового заявления следует, что в ноябре 2006 года, а также в июле и августе 2007 года военнослужащие войсковой части 29483 проводили учения на территории Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (далее - Заповедник). В ходе проведения этих учений военнослужащими причинен существенный материальный ущерб памятникам истории, архитектуры, культуры, а также природным объектам Заповедника.

В связи с проведением названных учений Министерство культуры
 Республики Ингушетия обращалось в органы военной прокуратуры о
 проверке законности действий должностных лиц органов военного
 управления и военнослужащих войсковой части 29483. Из сообщения
военного прокурора - войсковая часть 04062 от 24.08.2007г. № 3361 следует,
что военной прокуратурой в/ч 04062 проведена проверка и установлено, что
военные учения на территории Заповедника проводились военнослужащими
в/ч 29483 и их проведение противоречит требованиям федерального
законодательства. Военный прокурор ОГВ (с) ФИО4 в письме от
19.09.2007г. № 2/7059 сообщил, что по факту незаконного проведения учений
на территории Заповедника, повлекших причинение ущерба входящим в его
 состав памятникам и природным объектам, военным прокурором - войсковая
часть 04062 внесено представление в адрес командира в/ч 29483 об
устранении допущенных нарушений закона. Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 года Заповедник отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Пунктом 1. ст. 35 данного федерального закона установлен запрет на осуществление любых работ на территории памятника или ансамбля, кроме работ, связанных с сохранением данного памятника или ансамбля. Проведение военных учений на территории Заповедника, исходя из требований указанных законодательных норм, является незаконным.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пунктом 21 Положения о Заповеднике, утвержденного Указом Президента Республики Ингушетия № 275 от 18.11.1998г., запрещено строительство на территории Заповедника любых коммуникаций, кроме необходимых для его функционирования, снос, перемещение или изменение недвижимых памятников истории и культуры, входящих в состав Заповедника, и их охранных зон, изменение ландшафта в границах охраняемого природного ландшафта, а также всякая иная деятельность, нарушающая природные комплексы, флору Заповедника и угрожающая состоянию природных объектов.

Следовательно, проведение военнослужащими учений, в ходе которых ими нарушены охранные зоны и разрушены отдельные памятники истории и культуры, были вырыты окопы и устроены блиндажи в охранных зонах памятников, изменены облик и интерьер памятников, является незаконным. Этими действиями военнослужащих причинен значительный материальный ущерб отдельным памятникам истории и культуры, а также природным объектам Заповедника. Факт причинения такого ущерба подтверждается актом комиссии от 15.11.2006г., образованной приказом Министерства культуры Республики Ингушетия от 14.11.2006г. С целью определения размера причиненного ущерба дирекцией Заповедника была привлечена специализированная организация - ООО «АрхСтройПроект», имеющая лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Согласно смете, составленной специалистами указанной организации, затраты на

восстановление поврежденных памятников и природных объектов составят 4 024 484 рублей.

По доводам, приведенным в исковом заявлении истец просит суд взыскать с Войсковой части 29483 в пользу Государственного учреждения «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» реальный ущерб в сумме 4 024 484 рублей и расходы по оплате юридических услуг и представительство в суде в сумме 50 000 рублей, всего 4 074 484 (четыре миллиона семьдесят четыре тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей.

Войсковой частью №29483 представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что обращение в суд ГУ «Джейрахско-Ассинский Государственный историко-архитектурныи и природный музей заповедник» с исковым заявлением к войсковой части 29483 с вышеизложенными требованиями не обоснованным и не законным по следующим основаниям:

Помимо военнослужащих войсковой части 29483 в даном районе находилась военослужащие пограничных войск РФ. Так согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, Пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во Внутренних войсках министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

Военнослужащие этих министерств и ведомств носят военную форму и имеют военную технику. Военнослужащие пограничных войск могли быть причинителями вреда заявителю.

Ссылка истца на тот факт, что учения войсковой частью 29483 проводились незаконно противоречит действительности. Данные учения проводились в соответствии с планом боевой подготовки 58 Армии, что подтверждается прокурорской проверкой.

Акт комиссии об определении ущерба, нанесенного военнослужащими войсковой части 29483 в результате военных учений на территории ГУ «Джейрахско-Ассинского Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника» от 15 ноября 2006 года составлен в одностороннем порядке, представители войсковой части 29483 при составлении данного акта не присутствовали, подписи их отсутствуют (отметки об отказе представителей войсковой части 29483 от подписи отсутствуют). В данном акте не установлены личности военнослужащих, принадлежность их к войсковой части 29483.

В деле имеет представление прокуратуры -войсковой части 04062 об устранении нарушении закона, в котором отражено, что в период с 07 по 12 ноября 2006 года, с 12 по 19 июля 2007 года и с 31 июля по 04 августа 2007 года войсковая части 29483 на территории «Джейрахско-Ассинского Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника» проводила учения.

В данном акте также нет сведений о конкретных нарушениях и принадлежности военнослужащих войсковой части 29483 к причинению вреда.

По доводам, представленным в отзыве на исковое заявление, ответчик просит суд в иске отказать .

Министерство обороны Российской Федерации представило отзыв на данное исковое из которого следует , что достаточных доказательств причастности военнослужащих войсковой части 29483 к причинению вреда «Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника» истцом не представлено.В удовлетворении искового заявления просит отказать. Требования истца о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации убытков, причиненных повреждением памятников истории, архитектуры и культуры в сумме 4 024 484 рублей 00 копеек не признает.

Министерство обороны Российской Федерации (самостоятельное юридическое лицо) по данному иску не может нести ответственность и выступать в качестве ответчика, так как своими действиями либо бездействием не причинило вред истцу.

Ответчиком по данному спору должно выступать исключительно Управление Северо-Кавказского военного округа, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица, так как войсковая часть 29483 входит в состав войск указанного военного округа и находится на всех видах обеспечения в данном военном округе.

Таким образом, в соответствии со ст. 47 АПК РФ Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

По доводам, приведенным в отзыве на исковое заявление к Министерству обороны России ответчик просит суд в иске отказать полностью .

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении к Войсковой части № 29483 в полном объеме, а в отношении Министерства обороны Российской Федерации просит производство по делу прекратить, так как Войсковая часть № 29483 является юридическим лицом . Кроме того истец уточнил исковые требования и просит взыскать сумму ущерба 4 042 484 (четыре миллиона сорок две тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, так как в исковом заявлении ошибочно указана сумма 4 024 484 рублей.

Представитель Войсковой части № 29483 и Министерства обороны Российской Федерации иск не признал по доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление .

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения истца и ответчиков , суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле , должно доказать обстоятельства , на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений .

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Пунктом 1 статьи 35 данного федерального закона установлен запрет на осуществление любых работ на территории памятника или ансамбля, кроме работ, связанных с сохранением данного памятника или ансамбля. Проведение военных учений на территории Заповедника, исходя из требований указанных законодательных норм, является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике..

Из положении о Государственном учреждении «Джейрахско - Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» создан на основании Постановления Совета министров РСФСР от 02 июня 1998 года №220 и Приказа Министра культуры РСФСР от 22 июня 1998 года №234 , Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года №176 музей –заповедник признан объектом исторического и культурного наследия федерального ( общероссийского ) значения ( л.д. 10-14).

Пунктом 21 Положения о Заповеднике, утвержденного Указом Президента Республики Ингушетия № 275 от 18.11.1998г., запрещено строительство на территории Заповедника любых коммуникаций, кроме необходимых для его функционирования, снос, перемещение или изменение недвижимых памятников истории и культуры, входящих в состав Заповедника, и их охранных зон, изменение ландшафта в границах охраняемого природного ландшафта, а также всякая иная деятельность, нарушающая природные комплексы, флору Заповедника и угрожающая состоянию природных объектов .

Для наступления деликтной ответственности , о чем заявлен иск в этой части , истцу необходимо доказать наличие следующих условий : вины, доказанности размера убытков, а также причинно-следственной связи между убытками и незаконными действиями причинителя вреда.

Из представления Военного прокурора – войсковая часть 04062 ФИО5 «Об устранении нарушений закона» исх.№3360 от 24 августа 2007 года на имя Командира воинской части 29483 (л.д.47-49) усматривается , что причинителями вреда Государственному учреждению «Джейрахско - Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник » являются служащие войсковой части 29483 .

Размер убытков на восстановительные работы в Государственном учреждении «Джейрахско - Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» подтверждается сметой расходов на восстановительные работы ( л.д.15-21) а также фотографиями актом комиссии ( 25-26)

Истцом представлены суду доказательства о причинении материального ущерба военнослужащими войсковой части 29483 в размере 4 042 484 (четыре миллиона сорок две тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей.

Производство по делу в отношении Министерства обороны Российской Федерации следует прекратить. В материалах дела имеется подтверждение того , что войсковая часть 29483 является юридическим лицом ( л.д.51-51)

На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Иск Государственного учреждения «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» удовлетворить полностью.

2.Взыскать с войсковой части 29483 в пользу Государственного учреждения «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» сумму ущерба 4 042 484 (четыре миллиона сорок две тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, а всего 4 092 484 (четыре миллиона девяносто две тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей.

3.Принять отказ от иска в отношении Министерства обороны Российской Федерации, в этой части производство по делу прекратить.

4. Решение вступает в законную силу 21 июля 2008 года .

5.Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки предусмотренные статьями 259, 260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .

Судья Р.Ш.Цечоев

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

  Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

г. Назрань

18 июня 2008 года Дело №А18- 56 /08

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе

председательствующего судьи Цечоева Р.Ш.

при ведении протокола судебного заседания судьей Цечоевым Р.Ш.

рассматривает в судебном заседании арбитражного суда

дело по иску ГУ «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»

386128, РИ, <...>

к Войсковой части 29483

386245, РИ, Сунженский район, ст. Троицкая

соответчик: Министерство обороны Российской Федерации

о возмещении убытков, причиненных повреждением памятников истории, архитектуры и культуры

В судебном заседании участвуют:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности, ФИО2 директор

от ответчика – ФИО3 представитель по доверенности от 03.12.07г.

от Министерства обороны РФ – ФИО3 представитель по доверенности от 16.05.08г. №458а

На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Иск Государственного учреждения «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» удовлетворить полностью.

2.Взыскать с войсковой части 29483 в пользу Государственного учреждения «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» сумму ущерба 4 042 484 (четыре миллиона сорок две тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, а всего 4 092 484 (четыре миллиона девяносто две тысячи четыреста восемьдесят четыре) рублей.

3.Принять отказ от иска в отношении Министерства обороны Российской Федерации, в этой части производство по делу прекратить.

4. Решение вступает в законную силу 21 июля 2008 года .

5.Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки предусмотренные статьями 259, 260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .

Судья Р.Ш. Цечоев