ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-6232/2021 от 13.05.2022 АС Республики Ингушетия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Назрань                                                                              

         18 мая  2022 года                                                                                 Дело №А18-6232/2021

            Резолютивная часть решения объявлена 13 мая  2022 года.

            В полном объеме текст решения изготовлен 18 мая  2022 года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Мержоева М.М., при ведении протокола  судебного заседания  секретарем судебного заседания Чемурзиевой Ф.И. рассмотрев в судебном заседании  исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Экосистема» (ОГРН: 1160608053100, ИНН: 0608043230) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (ОГРН: 1102650002212, ИНН: 2626042723) о признании незаконным бездействие и обязании должностных лиц Северокавказского Управления Росприроднадзора принять декларацию  и произвести перерасчет о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019год,

при  участии в судебном заседании представителей:

от истца: не явились, уведомлены;

от ответчика: Балаев И.М., по доверенности от 10.01.22г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Экосистема» обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Росприроднадзора где просит:

            Признать незаконным бездействие должностных лиц Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по отказу в принятии корректирующей декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и перерасчету суммы начислений;

  Обязать должностных лиц Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принять корректирующую декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 года и произвести перерасчет начислений в соответствии с фактическими данными.

Истец также просил приостановить решение Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу А18-1799/2020 до рассмотрения настоящего спора по существу. Определением суда требования о принятии обеспечительных мер в виде приостановления решения суда оставлены без удовлетворения.

Истец явку своего представителя на судебное заседание не обеспечили, извещен о проведении судебного заседания. Возражение на рассмотрение дела без своего участия не представил.  Направил ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора  (далее -Управление) на основании предоставленных данных обществом с ограниченной ответственностью «Экосистема» (далее - ООО «Экосистема») декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 произведен расчет платы за размещение отходов в сумме 5 719 285 руб.

Управлением в адрес ООО «Экосистема» направлено требование о внесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени исх. № СГ-11/567 от 06.10.2020 года, а также приняты меры по взысканию задолженности в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу А18-1799/2020 от 01.04.2021г. с ООО «Экосистема» взыскана  задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019год в размере 5 719 285 руб., пени в размере 178 251,05 руб. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.

Как указывает истец и подтверждается материалами дела, в адрес ООО «Экосистема» прокуратурой Сунженского района Республики Ингушетия и Управлением вынесены  представления «об устранении нарушений Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в связи с наличием технических и арифметических ошибок в отчетности 2019 и 2020 годов.

По утверждению Общества в адрес Управления направлялись  скорректированные формы отчетности за 2019 и 2020 года.

         Общество обращалось с заявлением о перерасчете суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с фактическими данными за 2019 и 2020г.

В связи с тем, что решения по принятию либо отклонению указанных отчетов и решений о перерасчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в адрес ООО «Экосистема» не поступало, истец обратился с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований полностью по следующим основаниям.

Статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность  органов  государственной  власти  Российской  Федерации,  органов государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьёй 16 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Субъектами внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу названного Федерального закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В пункте 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую  среду,  за  исключением  юридических  лиц  и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами,  операторы  по  обращению  с  твёрдыми  коммунальными  отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Аналогичные положения относительно плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду закреплены в пункте 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению  с  твёрдыми  коммунальными  отходами  с  собственником  твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

ООО «Экосистема» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с соответствующей обязанностью исчисления и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в статье 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

В частности, плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (пункт 1).

Отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признаётся календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом (пункты 2, 3).

Согласно пункту 8 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путём умножения величины платёжной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включённому в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением № 913 с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Пунктом 7 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечёт за собой уплату пеней в размере одной трёхсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определённого пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что ответчиком представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год при осуществлении деятельности Общества.

По результатам проверки представленной декларации истцом составлен Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 06.10.2020 г. №01 и в адрес ответчика направлено требование за №2 от 06.10.2020 о необходимости в течение 10 календарных дней внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 5 719 285 руб.00 коп.

Как указывалось выше решением Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу А18-1799/2020 с ООО «Экосистема» взыскана  задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019год в размере 5 719 285 руб., пени в размере 178 251,05 руб. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.

Как следует из материалов дела, что не оспаривается истцом и ответчиком указанная сумма в размере 5 719 285 руб., пени в размере 178 251,05 руб. заявлена Управлением и взыскана судом на основании декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год при осуществлении деятельности ООО «Экосистема.

При этом доказательств о направлении в адрес Управления скорректированных форм отчетности за 2019 и 2020 годы, в соответствии с которыми Управлением был бы произведен перерасчет размера платы за спорные периоды, в материалы дела истцом не представлены.

Как пояснил в судебном заседании представитель Управления, направленные корректировочные материалы содержат лишь часть декларации, а именно представлен раздел 3.1.  То есть, как указывает представитель ответчика произвести перерасчет размера платы или принять скорректированный отчет не представляется возможным в виду  не соответствия,  форме утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020г.

В соответствии с п.3 порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №1043 от 10.12.2021г.  к декларации о плате прилагаются следующие документы:

а) документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате, - в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

б) перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) (далее - перечень документов) - в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;

в) копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.

Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица либо индивидуального предпринимателя (при ее наличии).

Декларация о плате имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Согласно п.11 вышеназванного порядка при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате в срок, указанный в пункте 2 настоящего Порядка.

В нарушении требований статьи 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства о направлении в адрес ответчика декларации, в том числе и скорректированной, составленной в соответствии с требованиями порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043).

        Обществом также не оспорен акт проверки  контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 06.10.2020 г. №01 и  требование за №2 от 06.10.2020 о необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 5 719 285 руб.00 коп. Не оспорено и решение суда от 01.04.2021г. по делу А18-1799/2021г.

Таким образом, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Экосистема» не имеются.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в  связи с отказом в удовлетворении исковых требований  с истца следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение иска и 3 000 рублей за рассмотрение заявления о применении обеспечительных мер.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Экосистема» об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований ООО «Экосистема» отказать в полном объеме.

Взыскать с ООО «Экосистема» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Ингушетия

 Судья                                                                                                                    М.М.Мержоев