ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-655/08 от 12.09.2008 АС Республики Ингушетия

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Назрань

12 сентября 2008 года Дело №А18-655/08

(дата объявления резолютивной части решения)

17 сентября 2008 года

( дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальсаговой Л.М-.Б.

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим»

123557, , <...>

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия

386202, РИ, ст. Орджоникидзевская , ул. Сейнароева, 122

Третье лицо: Управление по недропользованию по Республике Ингушетия

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

истец – ФИО1 представитель по доверенности

ответчик - ФИО2 представитель по доверенности

от третьего лица- ФИО3 представитель по доверенности

установил:

Истец – Общество с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия о признании недействительными Постановлений №10-Н и №11-Н от 31.07.2008г. по материалам проверки Росприроднадзора по РИ (Акты проверки №10-Н и №11-Н от 29.07.2008г и Протокол №10-Н и №11-Н от 29.07.2008г.)

Из искового заявления следует, что в соответствии с планом контрольно-надзорных мероприятий Управлением Росприроднадзора по РИ проведена плановая проверка по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и условий лицензирования . Проверка, проведенная Управлением Росприроднадзора по РИ в отношении ООО ТД «РегионНефтеХим», по мнению заявителя , имела предвзятый характер. Проведена с нарушениями «Административного регламента по надзору», в частности в нарушении пункта 29, в соответствии с положением которого пользователь недр уведомляется в письменной форме не позднее, чем за 7 календарных дней до начала контрольно-надзорных мероприятий. Приказ о проведении контрольно-надзорных мероприятий издается после получения подтверждения об уведомлении недропользователя.

Проверка ООО ТД «РегионНефтеХим» началась, в соответствии с Приказами Росприроднадзора по РИ 02.06.08г. без получения подтверждения об уведомлении недропользователя. Телеграмма об уведомлении недропользователя, о начале проверки была отправлена проверяющей стороной по юридическому адресу, а не по фактическому адресу недропользователя, сознательно, причем одновременно с изданием Приказов №№13/47; №; 13/48 02.06.08г. Из 90 дней второго квартала по Плану контрольно-надзорных мероприятий Управления Росприроднадзора РИ на 2008 год Приказы о начале проверки преднамеренно издаются за 28 дней до истечения установленного срока проверки. Кроме того, реквизиты ООО ТД «РегионНефтеХим» имеются в Управлении по недропользованию по РИ, в МИ ФНС России №3 по РИ и в Управлении Югнедра.

При правильном подходе и соблюдении действующих норм законодательства не составляло труда выяснить точные реквизиты ООО ТД «РегионНефтеХим» и соблюсти условия собственного регламента проверки.

Не останавливаясь на достигнутом Управление Росприроднадзора по РИ 02. 06.2008 года издает Приказ №13/58 «о внесении изменений в Приказы №№13/47; №; 13/48 02.06.08г.», на основании которого изменяет состав проверяющей комиссии путем добавления сотрудников УНП МВД РИ.

В соответствии с п. 30, 31, 32 Административного Регламента внесение в Приказ является очередным грубым нарушением, по которому новые проверки проводятся Росприроднадзором и его территориальными органами в соответствии с годовым планом проверки, в котором указывается участие в проверке других государственных органов,   объединений, граждан». В утвержденном Приказом Росприроднадзора по ЮФО от 17.12.2007г. №126 плане государственные органы, а именно, работники УНП МВД по РИ не включены.

Участие работников УНП МВД по РИ является также грубым нарушением Приказа Министра МВД РФ №636 от 2 августа 2005 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и

также Приказа Министра МВД РФ от 13.09.2007г.№796 проверка, работниками УНП МВД проводится при наличии данных, влекущих уголовную ответственность нарушений закона , регулирующего финансовую, хозяйственную предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела».

На наш запрос от 09.07.08г. №049/0 на имя руководителя Управление Росприроднадзора по РИ дать подтверждение содержит ли Приказ№126 от 17.12.2007г.. Департамента Федеральной службы по недропользованию в сфере природопользования по ЮФО указание о привлечении к плановой проверке работников УНП МВД по РИ ответ не последовал.

Как бы пристрастно не выглядели эти выводы с нашей стороны, они логично объясняются Протоколом заседания Президиума Правительства Республики Ингушетия от 05.07.2008г. №3 за подписью Председателя Правительства г-на ФИО4, где п.12 гласит: «Начальнику Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РИ (ФИО5), Руководителю агентства недропользования по РИ (Ш.М.ИА.) подготовить и представить в Правительство РИ предложения по отзыву лицензий выданных частным компаниям на разработку нефтяных месторождений республики (срок до 10 июля 2008г.).

Своевременно указали руководителю Управления Росприроднадзора по РИ на нарушение Регламента , подготовили и передали документы в соответствии с требованием к Приказам №№13/47 и
 13/48 от 02.06.08г. Документы были направлены в адрес Управления
 Росприроднадзора заказным письмом от 24.06.08г. Одновременно 23.06.08г.
 г-ну ФИО5 было направлено письмо с пояснениями относительно
п.п.6,13, 14, 15,19  содержащихся в требовании к Приказам.

Однако, 01.07.08г. Управление Росприроднадзора по РИ за подписью руководителя ФИО5 издает Приказ 13/61 о продлении сроков проведения проверки до 29.07.08г.т.е. нарушает Приказ №126 Департамента Росприроднадзора по ЮФО устанавливающий срок проверки - 2-й квартал 2008г. Кроме того, однозначно нарушены условия «Административного Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования...», утвержденного Приказом МНР России от 03.12.2007 г.№ 319, в части нарушения пункта 35 «обоснованный перенос сроков проведения проверки); и части 2 пункта 52 «в случае, если требуется дополнительное изучение документов, рассмотренных в ходе проведения контрольной проверки, акт проверки составляется в недельный срок со дня скончания контрольной проверки».

По окончании контрольной проверки с учетом всех внесенных изменений в Приказы об изменении состава комиссии и сроков проведения, комиссия Управление Росприроднадзора по РИ допустила грубое нарушение «Административного регламента», составив по итогам проверки не один, а два акта проверки  соблюдения требований законодательства в сфере природопользования №10~Н и 11-Н от 29.07.2008г., на основании которых были составлены два протокола об административном правонарушении №№ 10 -Н и 31 - Н от 29.07.2008г.

Данный факт является прямым нарушением пункта 52 вышеуказанного «Административного регламента», в   соответствии с которым «Акт проверки составляется в   двух экземплярах в пределах срока контрольной проверки, установленного приказом о проведении контрольной проверки».

Кроме того, оба акта, в нарушение пунктов 53, 54 «Административного регламента» не подписаны «привлеченными к участию представителями и х государственных органов».

По существу выявленных в ходе проведения контрольной проверки нарушений сообщаем следующее

1. Комментарии по нарушениям, выявленным в ходе проверки по Южно-Малгобекской площади по Акту проверки № 10-Н от 29.07.08г. :

Претензия №;1 - ООО ТД «РегионНефтеХим» не представил комиссии отчет или другой документ, подтверждающий о выполнении сейсморазведочных работ МОГТ-2Д - нарушение п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ

«О недрах».

В соответствии с п.4 ч.2.ст.22 ФЗ «О недрах» недропользователь обязан представить геологическую информацию в соответствующие территориальные фонды геологической информации.

В соответствии с условиями лицензионного соглашения об условиях
пользования Южно-Малгобекской площади, подписанного 31 декабря

2007г.. сейсморазведочные работы (2ДилиЗД) в первые пять лет действия
 лицензии не предусмотрены.. Проведение сейсморазведочных работ (2Д или
ЗД) предусмотрены после выполнения в первые пять лет действия лицензии «Программы поисково-оценочных работ на Южно-Малгобекском участке недр» и только в случае открытия месторождения Владелец лицензии не позднее второго года с даты проведения гос. экспертизы запасов открытого месторождения (лицензионное соглашение п. 4.4.1.) приступает к проведению сейсморазведочных работ (лицензионное соглашение п. 4.4.3). Проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д внесено в «Программу поисково-оценочных работ на Ю-М участке недр гораздо раньше, чем это предусматривает лицензионное соглашение по инициативе ООО ТД «РегионНефтеХим».

В соответствии с п.4.2.4 и п.4.2.5. окончательный отчет о результатах проведения поисково-оценочных работ должен быть представлен в Федеральный и соответствующий территориальный фонд геологической информации, а также в территориальный орган Роснедра не позднее пяти лет с даты государственной регистрации лицензии, т.е. не позднее 31.01.2012г.

В соответствии с «Программой поисково-оценочных работ на Ю-М
 площади», в Региональном Управлении по недропользованию по РИ
 (Ингушнедра) зарегистрирован Проект на проведение сейсморазведочных
 работ МОГТ-2Д, который в соответствии с Договором № 62 от 07.02.07г.
 подготовило ОАО «Ставропольнефтегеофизика». Первоначальные сроки
 окончания работ, внесенные в «Программу поисково-оценочных работ на Ю-
 М площади» намечались на 11.03.2008г. В Управление по недропользованию
 по РИ (Ингушнедра), г-ну ФИО6, ООО ТД «РегионНефтехим»
 письмо с просьбой о внесении изменения в «Программу поисково-
оценочных работ на Ю-М площади». В соответствии с п.4.2.1 лицензионного соглашения Программа работ может уточняться соответствующими подпрограммами, конкретных видов работ, которые для пункта 4.2.4. настоящего Соглашения признаются неотъемлемыми составными частями «Программы».

ООО ТД «РегионНефтехим» в письме №014/0 от 11.03.2008 г. обратилось в Управление по недропользованию по РИ (Ингушнедра) с просьбой внести изменения в пункт №1 «сейсморазведочные работы 2Д» раздел №11 «Этап поисковая стадия геологического изучения» в раздел: начало работ, окончание работ. Срок окончания работ определить до 01.03.2009г. Увеличение сроков вызвано необходимостью обработки дополнительного архивного материала. Из всего выше изложенного следует, отчет может быть представлен только после выполнения работ после .03.2009г., что не нарушает условий лицензионного соглашения. Ответ от Управления по недропользованию по РИ (Ингушнедра) не был получен своевременно и было направлено повторное письмо № 064/О от 29.07.08г.

Претензия №2 отсутствует  заключение Государственной геологической экспертизы на «Проект на проведение сейсморазведочных работ М.ОГТ-2Д на Ю-М лицензионном участке» - нарушение спиЗб.1 ФЗ «О недрах»

В ст. 36.1 ФЗ «О недрах» в части 2 говорится: «Работы по геологическому изучению недр, поиску, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляется за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальным органом за счет средств недропользователя». В данной статье идет речь о проведении гос.экспертизы за счет недропользователя, от чего ООО ТД «РегионНефтехим» не отказывается, но не говорится о временных рамках установленных для проведения экспертизы проектов.

Как упомянуто выше в Управление по недропользованию по РИ (Ингушнедра), г-ну ФИО6, ООО ТД «РегионНефтехим» направил письмо с просьбой о внесении изменения в «Программу поисково-оценочных работ на Ю-М площади». В соответствии с п.4.2.1 лицензионного соглашения, Программа работ может уточняться соответствующими подпрограммами, конкретных видов работ, которые для пункта 4.2.4. настоящего Соглашения признаются неотъемлемыми составными частями «Программы».

ООО ТД «РегионНефтехим» в письме №014/0 от 11.03.2008 г. обратилось в Управление по недропользованию по РИ (Ингушнедра) с просьбой внести изменения в пункт №1 «сейсморазведочные работы 2Д» раздел №11 «Этап поисковая стадия геологического изучения» в раздел: начало работ, окончание работ. Срок окончания работ определить до 01.03.2009г. Увеличение сроков вызвано необходимостью обработки дополнительного архивного материала. Из всего выше изложенного следует, что отчет может быть представлен только после выполнения работ после 01.03.2009г., что не нарушает условий лицензионного соглашения. Ответ от Управления по недропользованию по РИ (Ингушнедра) не был получен своевременно и было направлено повторное письмо № 064/О от 29.07.08г.

Заключение Государственной геологической экспертизы на «Проект» отсутствует, документ находится в стадии доработки по объективным причинам. Соответственно Государственная геологическая экспертиза на ценный материал проводиться не может.

Кроме того, в Требовании к Приказам №№13/47 и 13/48 от 02.06.2008г
пункт с наименованием документа; «Заключение Государственной геологической экспертизы на «Проект на проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Ю-М площади» - отсутствует.

В ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах» обязывают недропользователя, полученную им геологическую и иную информацию о недрах за счет государственных или собственных средств, представлять   по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, без указания сроков представления последней. Лицензионное соглашение Лицензии НЗР 00130 HP составленное в соответствии с нормами законодательства в сфере природопользования, в частности ФЗ «О недрах», в том числе и п.9.1.1. лицензионного соглашения обязывает «обеспечить своевременное представление в соответствующие органы государственной власти достоверной отчетности, предусмотренной законодательством РФ, о результатах своей деятельности на участке недр»

На основании абзаца 2 пункт 4.2.1. лицензионного соглашения Лицензии НЗР ООЗЗО HP, условия которого позволяют регулировать сроки и условия выполнения намеченных работ без нарушения Закона путем согласования и корректирования «Программы» за счет уточнения последней соответствующими подпрограммами конкретных видов работ ООО ТД «РегионНефтехим» в письме №014/О от 11.03.2008 г. обратилось в Управление по недропользованию по РИ (Ингушнедра) с просьбой внести изменения в пункт №1 «сейсморазведочные работы 2Д» раздел №11 «Этап -исковая стадия геологического изучения» в   раздел: начало работ, окончание работ. Срок окончания работ определить до 01.03.2009г.

Кроме того, этот факт свидетельствует, что геолого-разведочные работы (ГРР), предусмотренные «Программой» на участке недр не проводились.

В Управлении по недропользованию по РИ при заслушивании, ООО ТД «РегионНефтеХим» проинформировало государственный орган по управлению пользованием недр о непредставлении нулевой отчетности ввиду того, что ГРР в течение 2007 года не проводились.

Между тем, по установленным формам распорядителю недр -Ингушнедра были представлены отчеты по затребованным формам.

Отчет по форме 2ГРР и 7ГРР будет направлен в Управление по недропользованию после завершения работ и получения отчета от ОАО «Ставропольнефтегеофизика».

«Нулевые» отчеты по формам 2ГРР и 7ГРР за 6 мес. 2008г., по установленной форме поступают в Ингушнедра после 10-го июля 2008г. Требование к Приказу №13/48 было подписано 02.06.08г. т. е. до наступления срока подачи отчетности.

Проверка выполнения условий п.4.8. Лицензионного соглашения проводилась, комиссией Росприроднадзора, с нарушением п. 13   «Административного Регламента», утвержденного Приказом МПР России от 03.12.2007г. № 319 и, гласящего - «При проведении проверки выполнения условий лицензии на пользование недрами по вопросам, не относящимся к компетенции Росприроднадзора, к проверке привлекаются представители соответствующих государственных органов РФ или используются их материалы контрольных проверок».

В целях проведения контроля за выполнением пункта 4.8. лицензионного соглашения Лицензии НЗР 00130 HP  необходимо было, руководствуясь ст.8 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», включить в состав комиссии представителей Госгортехнадзора, осуществляющего, в соответствии со своим Положением, учет и контроль законсервированных и ликвидированных скважин. При этом, руководствуясь положениями и условиями действующего «Административного регламента», необходимо было внести соответствующие изменения в приказ о проведении проверки, подкрепленные мотивированным обоснованием вносимых изменений.

Кроме того, не понятно, о каких скважинах идее речь. На период подписания Лицензионного соглашения на Ю-М площади не было ликвидированных скважин.

Была поисковая скважина №1, федерального значения, на которой ОАО «Ингушнефтегазпром» незаконно вело работу. Судьба этой скважины нам не известна, так-так ОАО «Ингушнефтегазпром» не извещало нас, как недропользователей, хотя это входит в его обязанности и предписано Регламентом, о какой либо проделанной работе и об изменении статуса поисковой скважины №1.

За разъяснением порядка выполнения условий пункта 4.8 Лицензионного соглашения мы неоднократно обращались в различные инстанции. Управление по недропользованию по РИ (Ингушнедра) порекомендовало обращаться по этому вопросу в «Росимущество и «Ингушнефтегазпром». После нашего запроса, нам была предоставлена копия письма Территориального Управления Федерального Агентства по управлению имуществом по РИ от 09.02.07г за №109 на имя генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» г-на ФИО7 ,за подписью ФИО8, в котором говорится: «В реестре Федерального имущества

числится 17 скважин, пробуренных за счет средств СССР и РФ, Предлагаю заключить договор аренды на вышеуказанные скважины». К письму прилагается перечень скважин.

Таким образом, выяснилось, что поисковая скважина №1 на Ю-М площади является федеральной скважиной. Поисковая скважина №1 должна была быть ликвидирована, в соответствии с гос. Контрактом еще в 2004г., но почему-то ОАО «Ингушнефтегазпром» вело на ней работы.

Выяснив, что 1-я поисковая скважина федеральная и на нее затрачены государственные средства, ООО ТД «РегионНефтехим» провело целый ряд консультаций по этому вопросу. В рузультате чего установлено следующее:

Передача скважин организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью осуществления мониторинга экологического состояния окружающей среды осуществляется на основании решения Государственного комитета по Управлению Государственным имуществом РФ или комитета по управлению имуществом наделенного правами территориального Агентства Госкомимуществом России.

Вопросы, связанные с приемом-передачей скважин, решаются и согласовываются комиссией, создаваемой решением Госкомимуществом России с обязательным включением в ее состав представителей Комитета РФ по геологии и использованию недр,. Министерства топлива и энергетики РФ, Федерального горного и промышленного надзора РФ и представителей Администрации субъекта РФ, на территории которого расположены передаваемые скважины.

На сегодняшний день, как сообщили в МПР России, комиссия, которая решает и согласовывает вопросы, связанные с приемом-передачей скважин, не создана, а также отсутствует порядок определения стоимости скважин.

До сегодняшнего дня вопрос о приеме -передаче скважины находится на стадии поиска путей решения в рамках правового поля.

Как выяснилось, заказчиком работ по ликвидации первой поисковой скважины Южно-Мал гобекской площади являлось Управление природных ресурсов по РИ в лице ФИО5

В   этой связи ООО ТД «РегионНефтеХим» обратилось в Управление
 Росприроднадзора по РИ, как правопреемнику предыдущей организации, с
 просьбой направить в наш адрес копии документов (акт о ликвидации ) о
 ликвидации первой поисковой скважины Южно-Малгобекской площади.
  Выводы комиссии Управления Росприроднадзора по РИ на предмет выполнения условий пункта 4.9. лицензионного соглашения Лицензии НЗР 00129 HP (также как и выполнение условий пункта 4.8. лицензионного соглашения Лицензии НЗР 00130 HP по Акту №10-Н), были сделаны без учета положения ст.8 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также п. 13 «Административного Регламента», утвержденного Приказом МПР России от 13.12. 2007г. №319, предписывающих включать в состав комиссии представителей государственного органа, в компетенции которого находится проведение подобного рода надзорных мероприятий, в данном случае «Госгортехнадзор». На запрос в Управление по недропользованию по РИ «Ингушнедра», разъяснить порядок выполнения пункта 4.9. данного лицензионного соглашения, было рекомендовано обратиться в ОАО «Ингушнефтегазпром».

Ответ на все запросы и письма в ОАО «Ингушнефтегазпром» получен только 09.07.2008г. за № 863/01.

В ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах» обязывают недропользователя, полученную им геологическую и иную информацию о недрах за счет государственных или собственных средств, представлять по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, без указания сроков представления последней. Лицензионное соглашение Лицензии НЗР 00130 HP составленное в соответствии с нормами законодательства в сфере природопользования, в частности ФЗ «О недрах», в том числе и п.9.1.1. лицензионного соглашения обязывает «обеспечить своевременное представление в соответствующие органы государственной власти достоверной отчетности, предусмотренной законодательством РФ, о результатах своей деятельности на участке недр»

Несмотря на это, а также с учетом того, что в течение 2007 года на части Харбижинского месторождения не проводились геолого-разведочные работы, распорядителю недр - Ингушнедра были представлены отчеты по затребованным формам.

«Нулевые» отчеты по формам 2ГРР и 7ГРР за 6 мес. 2008г., по установленной форме поступают в Ингушнедра после 10-го июля 2008г. Требование к Приказу № 13/47 было подписано 02.06.08г. т. е. до наступления срока подачи отчетности.

С учетом того, что частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, то его датирование 31.07.08 свидетельствует о том, что рассмотрение дела происходило именно 31.07.08.

Однако, в этот день 29.07.08 г., рассмотрение дела об административном правонарушении не состоялось. О дате рассмотрения должны были проинформировать дополнительно в установленном порядке, как того требует статья 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответствующее определение вынесено и направлено нам не было. Это свидетельствует о том, что Управлением Росприроднадзора по РИ не были приняты меры по подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренные статьей 29.1 КоАП РФ.

Соответствующее уведомление направлено не было, рассмотрение дела происходило в отсутствие представителя ООО ТД «РегионНефтеХим», как лица, привлекаемого к административной ответственности. В постановлении по делу об административном правонарушении указано на то, что при рассмотрении дела присутствовал представитель ООО ТД «РегионНефтеХим» ФИО9 Он не мог присутствовать при рассмотрении дела, так как не был уведомлен о дате и месте рассмотрения дел.

Оспариваемые Постановления №10- Н от 31.07.2008 г и 11-Н от

31.07.2008 г могут быть обращены к исполнению, в связи с чем в отношении ООО ТД «РегионНефтеХим» могут быть применены меры принудительного исполнения, в том числе причинения материальных убытков. Данное обстоятельство может затруднить исполнение судебного решения в случае признания указанных Постановлений недействительными.

По доводам, приведенным в заявлении истец просит суд признать недействительными Постановления №10-Н и №11-Н от 31.07.2008г. по материалам проверки Росприроднадзора по РИ (Акты проверки №10-Н и №П-Н от 29.07.2008г и Протокол №10-Н и №11-Н от 29.07.2008г.)

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия на данное заявление представило отзыв , из которого следует , что на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Положения об Управлении Росприроднадзора по Республике Ингушетия, утвержденного приказом Росприроднадзора РФ от 11.12.2007 №509 и во исполнение приказов Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия, от 02.06.2008 № 13/48 и № 13/47 в период с 02 июня по 29 июля 2008г. комиссией Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия (далее Управление) были проведены плановые проверки на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования Общества с ограниченной ответственности Торговый Дом «РегионНефтеХим» по двум лицензиям (лицензия НЗР 00129 HP на части Харбижинского месторождения и лицензия НЗР 00130 HP на Южно-Малгобекской площади).

В результате проведения двух плановых проверок, по выявленным нарушениям по каждому были составлены протокола об административном правонарушении: Протокол 10-Н от 29.07.2008; ООО Торговый Дом «РегионНефтеХим» (Южно-Малгобекская площадь лицензия НЗР 00130 HP):

1. Не представлен комиссии отчет или другой документ, подтверждающий
 о выполнении сейсморазведочных работ МОГТ-2Д (начало работ - 01.03.2007,
 окончание работ - 01.04.2008) - нарушение п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах».

2. Отсутствует заключение Государственной геологической экспертизы на «Проект на проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Южно-Малгобекском лицензионном участке на территории Республики Ингушетия» -нарушение ст.36.1 ФЗ «О недрах».

3. Не представлены отчеты о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев, 2007 год и за 6 месяцев 2008 года - нарушение п.9.1.1. лицензионного соглашения, п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах».

4. Не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных - нарушение п.4.8. лицензионного соглашения.

Нарушены п.п. 4.8, 9.1.1. лицензионного соглашения лицензии НЗР 00130 HP, п.4 ч.2 ст.22, ст.27, ст.36.1 ФЗ «О недрах». Протокол № 11-Н от 29.07.2008;

ООО Торговый Дом «РегионНефтеХим» лицензия НЗР 00129 HP на часть Харбижинского месторождения:

1. Не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка
 недр, в том числе ликвидированных и законсервированных - нарушение п.4.9. лицензионного соглашения.

2. Не представлены отчеты о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев,
 2007 год и за 6 месяцев 2008 года - нарушение п.9.1.1. лицензионного
 соглашения, п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах».

Нарушены п.п. 4.9, 9.1.1. лицензионного соглашения лицензии НЗР 00129 HP, п.4 ч.2 ст.22, ст.27 ФЗ «О недрах».

С учетом требований пунктов 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протоколов об административном правонарушении законному представителю юридического лица были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2-24.4, 25.1, 30.1.КоАП РФ, о чем сделаны записи в протоколах, а также была предоставлена возможность ознакомления с протоколами.

Представителю юридического лица была предоставлена возможность дать объяснение и сделать замечание по содержанию протоколов.

Представитель по доверенности (ФИО9) выданной ООО Торговый Дом «РегионНефтиХим» от 01.06.2008 в части «объяснение лица в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении» обратился с ходатайством отраженным в Протоколах об административном правонарушении №10-Н и №11-Н от 29.07.2008:

«В связи с тем, что выводы комиссии на наш взгляд продиктованы указанием Правительства РИ протокол №3, п. 12, от 05.07.08г. прошу предоставить время до 01.08.08г. для возражений, подтвержденных документально».

Согласно ст. 24.4 КоАП РФ «Заявляемое ходатайство подлежит немедленному рассмотрению, решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения»

Согласно чего Управлением были вынесены определения (№ 10-Н и № 11 -Н от 29.07.2008) об отказе в заявлении ООО Торговый Дом «РегионНефтеХим» в части назначения рассмотрения дела об административном правонарушении на 01 августа 2008 года. Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 31 июля 2008 года на 17 часов 00 минут в помещении Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, ст. Орджоникидзевская, ул. Сейнароева, 122 тел: 72-22-75

31.07.2008 между старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия ФИО10 и генеральным директором ООО Торговый Дом «РегионНефтиХим» ФИО11 состоялся телефонный разговор где ему напомнили о том, что в 17 часов 00 минут этого дня состоится рассмотрение данного дела, после чего ФИО11 в адрес Управления было направлено по факсимильной связи письмо (Исх. №066/0 от 31.07.2008).

С учетом смысла статьи 24.1 КоАП РФ Управлением вынесены два Постановления о назначении административного наказания по статье 7.3. КоАП РФ (№10-Н от 31.07.2008, №11-Н от 31.07.2008) и наложен административный штраф в размере по 40 000 рублей.

Ввиду обращения Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу по мере получения Управлением дополнительных материалов и доказательств, с целью объективного рассмотрения данного дела Арбитражным Судом Республики Ингушетия.

Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия представило дополнение к исковому заявлению 20.08.2008 из которого следует . что в Управление поступила копия искового заявления (жалоба) от Общества с просьбой признать недействительными и приостановить действия Постановлений (№10-Н от 31.07.2008) и (№11-Н от 31.07.2008) и что ими не нарушен не один из пунктов лицензионных соглашений (лицензии НЗР 00129 HP на части Харбижинского месторождения и лицензии НЗР 00130 HP на Южно-Малгобекской площади).

В исковом заявлении Общество выражает свое несогласие с выявленными Управлением правонарушениями, и отражает их в виде четырех претензий по лицензии НЗР 00130 HP на Южно-Малгобекской площади и двух претензий по лицензии НЗР 00129 HP на части Харбижинского месторождения: По протоколу №10-Н от 29.07.2008г №1. Не представлен комиссии отчет или другой документ, подтверждающий о выполнении сейсморазведочных работ МОГТ-2Д (начало работ - 1.03.2007 г., окончание работ - 01.04.2008 г.)

Речь идет о том, что комиссии не были представлены документы, то есть акты выполненных работ, договора или трудовые соглашения подтверждающие, проведение вышеуказанных работ, и представление их в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; отсутствует заключение Государственной геологической экспертизы на «Проект на проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Южно-Малгобекском лицензионном участке на территории Республики Ингушетия»

Обществом нарушена ст.36.1 ФЗ «О недрах» (Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр).

Кроме того, в п.4.5. в лицензионного соглашения указано, что проведение полевых геологоразведочных работ на участке недр разрешается при наличии, утвержденного в установленном порядке проектов соответствующих видов работ, прошедшего необходимые согласования и экспертизы;

Не представлены отчеты о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев, 2007 год и за 6 месяцев 2008 года Обществом нарушен п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах», и п.9.1.1. , 9.1.2. лицензионного соглашения, то есть пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Согласно ст. 32 ФЗ «О недрах» Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 215 .

Кроме того, в п. 17 лицензионного паспорта к лицензии НЗР -№00130 HP указаны сроки и форма предоставления отчетности о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев, годовой

№ 4. Не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр в том числе ликвидированных  и законсервированных

Обществом нарушен п.4.8. лицензионного соглашения, из чего следует, что в течение одного года с даты государственной регистрации лицензии Владелец лицензии принимает в установленном порядке фонд скважин, пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных, обращаем Ваше внимание, что лицензия НЗР -№00130 HP зарегистрирована 31.01.2007, то есть в момент проведение проверки Управлением прошел 1 год и 7 месяцев.

По протоколу №11-Н от 29.07.2008:

1. Не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных

Общество нарушило п.4.9. лицензионного соглашения, согласно которого в течение одного года с даты государственной регистрации лицензии Владелец лицензии принимает в установленном порядке фонд скважин, пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных» лицензия НЗР -№00129 HP зарегистрирована 31.01.2007 то есть в момент проведение проверки Управлением прошел 1 год и 7 месяцев.

2. Не представлены отчеты о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев, 2007 год и за 6 месяцев 2008 года

Обществом нарушен п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах», п.9.1.1. и 9.1.2. лицензионного соглашения, согласно которого пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонд геологической информации, а в п. 17 лицензионного паспорта к лицензии НЗР -№00129 HP указаны сроки и форма предоставления отчетов о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев, годовой.

Согласно ст. 11 ФЗ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами , а согласно п.1.ч.2 ст.22 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Исходя из вышеизложенного Управление Росприроднадзора по Республике Ингушетия считает, что просьба, изложенная в исковом заявлении ООО Торговый Дом «РегионНефтеХим» не обоснованна и не подлежит удовлетворению.

По доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и в дополнении к нему Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия считает заявление ООО Торговый Дом «РегионНефтеХим» не обоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Третье лицо - Управление по недропользованию по Республике Ингушетия, также представило отзыв на исковое заявление ООО ТД «РегионНефтеХим» об отмене Постановлений об административном наказании №10- Н от 31.07.2008 г и 11-Н от 31.07.2008 г и признании недействительными протоколов об административном правонарушении №10- Н от 29.07.2008 г., 11-Н от 29.07.2008 г. и актов проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды №10- Н от 29.07.2008 г., 11-Н от 29.07.2008 г.В соответствии с Положением Управление по недропользованию в пределах своей компетенции осуществляет функции территориального органа Федерального агентства по недропользованию по управлению государственным фондом недр, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, правоприменительные функции.

Региональное агентство по недропользованию по Южному федеральному округу в лице Руководителя ФИО12 и ООО ТД «РегионНефтеХим» в лице генерального директора ФИО11, заключили лицензионное соглашение об условиях пользования недрами Южно-Малгобекской площади, расположенной на территории Республики Ингушетия. (Лицензия НЗР 00129 HP на части Харбижинского месторождения и лицензия НЗР 00130 на Южно-Малгобекской площади) Разъяснения по выявленным нарушениям в ходе проверки по Южно-Малгобекской площади по Акту проверки:

1. О не предоставлении отчета, подтверждающий о выполнении сейсморазведочных работ МОГТ-Д.

Ингушнедра не заявляет, что отчеты не должны предоставляться. В соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ «О недрах» недропользователь обязан предоставить геологическую информацию в Федеральные и соответствующие территориальные фонды геологической информации»,   но в соответствии с условиями лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Южно-Малгобекской площади выше названные работы в первые пять лет действия лицензии не предусмотрены. Проведение сейсморазведочных работ предусмотрено после выполнения «Программы поисково-оценочных работ на Южно-Малгобекском участке недр» и только после открытия месторождения Владелец лицензии не позднее второго года с даты проведения гос. экспертизы запасов открытого месторождения, в соответствии, с п. 4.4.1 лицензионного соглашения, приступает к проведению сейсморазведочных работ МОГТ-2Д.

Окончательный отчет о результатах проведения поисково-оценочных работ должен быть представлен в соответствующие органы не позднее пяти лет с даты государственной регистрации лицензии, (п.4.2.4 и 4.2.5. лицензионного соглашения).

2. Об отсутствии заключения Государственной геологической
 экспертизы на «Проект на проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д
 на Ю-М лицензионном участке» - нарушение ст.36.1 ФЗ «О недрах» ООО ТД «РегинНефтеХим» обращалось в «Ингушнедра» с просьбой внести изменения в пункт №1 «Сейсморазведочные работы 2Д» раздел №2 «Этап - поисковая стадия геологического изучения» в раздел: начало работ, окончание работ. Срок окончания работ определить до 01.03.2009г.

В соответствии с условиями лицензионного соглашения Лицензии НЗР 00130 HP пункт 4.2.1. абзац 2 программа работ может уточняться соответствующими подпрограммами конкретных видов, которые для пункта 4.2.4. настоящего соглашения признаются неотъемлемыми составными частями «Программы поисково-оценочных работ на Южно-Малгобекском участке недр.

Следовательно, закон позволяет регулировать сроки и условия выполнения намеченных работ путем согласования и корректирования.

«Ингушнедра» не раз созванивались с руководством ООО ТД «РегионНефтеХим» о не возражении с нашей стороны изменения сроков окончания работ при обоснованном основании. Вопрос находится на стадии рассмотрения в установленном порядке. В связи с тем, что председатель НТС ФИО6 находится в отпуске, в настоящее время мы не можем созвать комиссию НТС. В дальнейшем вопрос будет решен.

При предоставлении геологической информации, в соответствии с законом ФЗ «О недрах», недропользователь должен представлять отчеты в установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, без указания сроков. В соответствии со ст. 9.1.1. недропользователь обязан представить достоверную отчетность о результатах своей деятельности на участке недр.

ООО ТД «РегионНефтеХим» проинформировало нас, что ГРР работы в
 2007 году не проводились. Затребованные нами отчеты по установленным
 формам недропользователем были представлены в «Ингушнедра».

Недропользователь не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных 4.8 Лицензионного соглашения Передача скважин организациям, получившим лицензию на право пользования недрами осуществляется на основании решения Государственного комитета по Управлению Государственным имуществом РФ или комитета по управлению имуществом наделенного правами территориального Агентства Госкомимуществом России. Правопреемником предыдущей организации (УПР по РИ) , является Управление Росприроднадзора по РИ.. Документация по скважине не была передана. В настоящее время вопрос о приеме -передаче скважины не решен.

Недропользователь не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр, в  том числе ликвидированных и законсервированных. Передача скважин организациям, получившим лицензию на право пользования недрами осуществляется на основании решения Государственного комитета по Управлению Государственным имуществом РФ или комитета по управлению имуществом наделенного правами территориального Агентства Госкомимуществом России.

По имеющейся информации от недропользавателя в   настоящее время, решение этого вопроса находится в рабочей стадии.

В соответствии со ст. 9.1.1. недропользователь обязан представить достоверную отчетность о результатах своей деятельности на участке недр. ООО ТД «РегионНефтеХим» проинформировало нас, что ГРР работы в 2007 году не проводились. Затребованные нами отчеты по установленным формам недропользователем были представлены в «Ингушнедра».

В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании представитель третьего лица требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает дело подлежащим прекращению в части требований о признании незаконными и отмене протоколов об административных правонарушениях, в остальной части заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее Росприроднадзор) на основании приказов: № 13/48 от 02.06. 2008 г.; № 13/58 от 17.06. 2008г; № 13/61 от 01.07. 2008г; была начата плановая проверка деятельности Общества по вопросам соблюдения условий лицензионного соглашения и ФЗ «О недрах» ( Т-1 л.д. 74-82 ).

В ходе проверки составлены акты №10-Н от 29.07.2008 года (Т.1, л.д. 25-30), № 11-Н от 29.07.2008 года (Т.1, л.д.37-41), протоколы об административном правонарушении № 10-Н от 29.07.2008 года (Т.1, л.д.31-33), № 11-Н от 29.07.2008 года (Т.1, л.д. 43-45). Указанные акты и протоколы заявитель просит признать незаконными и отменить.

Акты и протоколы об административном правонарушении не относятся к ненормативным актам, обжалование которых в арбитражный суд предусмотрено статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку сам по себе не влечет правовых последствий, следовательно, не затрагивает права и законные интересы заявителя. Поэтому производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно протоколу №10-Н от 29.07.2008 года ООО ТД «РегионНефтеХим» не представлен своевременно отчет или другой документ, подтверждающий о выполнении сейсморазведочных работ МОГТ-2Д (начало работ -01.03.2007г., окончание работ- 01.04.2008г.) – нарушение п.4 ч.2 ст.22 и ст. 27 ФЗ «О недрах»; отсутствует заключение Государственной геологической экспертизы на «Проект на проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Южно-Малгобекском лицензионном участке на территории Республики Ингушетия» - нарушение ст.36.1 ФЗ «О недрах».

На основании протокола №10-Н от 29.07.2008 года главным государственным инспектором Росприроднадзора по Республике Ингушетия ФИО5 в отношении ООО ТД «РегионНефтеХим» вынесено постановление №10-Н от 31 июля 2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д.34-36).

Согласно протоколу №11-Н от 29.07.2008 года ООО ТД «РегионНефтеХим» не принял на баланс фонд скважин пробуренных в границах участка недр, в том числе ликвидированных и законсервированных – нарушение п.4.9 лицензионного соглашения; не представлены отчеты о результатах ГРР за 6 месяцев, 9 месяцев 2007 года и за 6 месяцев 2008 года- нарушение п.9.1.1. лицензионного соглашения, п.4 ч.2 ст.22 и ст.27 ФЗ «О недрах».

На основании протокола №11-Н от 29.07.2008 года главным государственным инспектором Росприроднадзора по Республике Ингушетия ФИО5 в отношении ООО ТД «РегионНефтеХим» вынесено постановление №11-Н от 31 июля 2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д.46-48).

Заявитель с данными постановлениями не согласился, что и послужило для него основанием обращения в суд с заявлением об оспаривании решения административного органа.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статья 7.3 КоАП РФ устанавливает, что пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В силу статьи 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный геологический контроль, рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 Кодекса.

Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Пункт 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.05 N 293, устанавливает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по вопросам: соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 данного Кодекса.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

Суду, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Вместе с тем, согласно пункту 13 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 293 от 12.05.2005 года, порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок устанавливаются министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что представитель ООО Торговый Дом «РегионНефтеХим» не извещен надлежащим образом, следует признать обоснованным. Из протоколов Росприроднадзора №10-Н и 11-Н от 29 июля 2008 года указано, что рассмотрение материалов по фактам нарушения законодательства назначено в 16 часов 29 июля 2008 года , но Росприроднадзором Постановления о привлечении к административной ответственности №10-Н и 11-Н вынесены 31 июля 2008 года, кроме того в указанных протоколах подпись лица в отношении которого возбуждено дело указано физическое лицо , тогда как в постановлениях о привлечении к административной ответственности указано юридическое лицо, что не может быть расценено судом как соблюдения порядка составления протокола об административном правонарушении , вследствие чего оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

Довод ответчика о том, что заявитель не предоставлял отчеты , необоснован, ООО ТД «РегионНефтеХим» проинформировало «Ингушнедра», что ГРР работы в 2007 году не проводились. Затребованные отчеты по установленным формам недропользователем были представлены в «Ингушнедра» ( Т-1 л.д.126- 150 , Т-2 л.д. 1-26) .

Довод заявителя о том , что проверка проведена с нарушениями «Административного регламента по надзору», в частности в нарушении пункта 29, в соответствии с положением которого пользователь недр уведомляется в письменной форме не позднее, чем за 7 календарных дней до начала контрольно-надзорных мероприятий и приказ о проведении контрольно-надзорных мероприятий издается после получения подтверждения об уведомлении недропользователя и что проверка ООО ТД «РегионНефтеХим» началась, в соответствии с Приказами Росприроднадзора по РИ 02.06.08г. без получения подтверждения об уведомлении недропользователя следует признать обоснованным .

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 29, 150, 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим» удовлетворить частично.

2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия №10-Н от 31.07.2008г. и №11-Н от 31.07.2008г. о назначении административного наказания.

3. В части признания недействительными протоколов об административном правонарушении №10-Н от 29.07.2008г и №11-Н от 29.07.2008г., актов проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды №10-Н от 29.07.2008г. №11-Н от 29.07.2008г. отказать.

4.Выдать Общества с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим» справку на возврат государственной пошлины, уплаченной им при подаче искового заявления.

4. Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ч.5 ст.211, ст.259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья Р.Ш. Цечоев

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Назрань

12 сентября 2008 года Дело №А18-655/08

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальсаговой Л.М-.Б.

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим»

123557, , <...>

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия

386202, РИ, ст. Орджоникидзевская , ул. Сейнароева, 122

Третье лицо: Управление по недропльзованию по Республике Ингушетия

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

истец – ФИО1 представитель по доверенности

ответчик - ФИО2 представитель по доверенности

На основании изложенного и руководствуясь статьями 210,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим» удовлетворить частично.

2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия №10-Н от 31.07.2008г. и №11-Н от 31.07.2008г. о назначении административного наказания.

3. В части признания недействительными протоколов об административном правонарушении №10-Н от 29.07.2008г и №11-Н от 29.07.2008г., актов проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды №10-Н от 29.07.2008г. №11-Н от 29.07.2008г. отказать.

4.Выдать Общества с ограниченной ответственностью ТД «РегионНефтеХим» справку на возврат государственной пошлины, уплаченной им при подаче искового заявления.

4. Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ч.5 ст.211, ст.259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья Р.Ш. Цечоев