ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-730/11 от 28.06.2011 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Назрань

28 июня 2011 года Дело № А18-730/11

(дата объявления резолютивной части решения)

29 июня 2011 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальсаговой Л.М.

рассмотрел в судебном заседании дело № А18-730/11 по заявлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Южного Межрегионального территориального управления (ЮМТУ Росстандарта) территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по республикам ЮФО и СКФО (386102, <...>)

к Открытому акционерному обществу «Ингушэнерго»  (386102, <...>)

о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1-М. С. представитель по доверенности №37 от 13.09.2010г.;

от ответчика- не явился, ходатайство об отложении судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Южного Межрегионального территориального управления (ЮМТУ Росстандарта) территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по республикам ЮФО и СКФО (далее -Отдел госнадзора республик ЮФО и СКФО) обратился в арбитражный суд с заявлением к Открытому акционерному обществу «Ингушэнерго» (далее- ОАО «Ингушэнерго»)  о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из заявления видно, что в отношении ОАО «Ингушэнерго» составлен протокол №01-30/708 от 03.05.2011 года об уклонении ОАО «Ингушэнерго» от предоставления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

По доводам, приведенным в заявлении, административный орган просит привлечь ОАО «Ингушэнерго» к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал полностью и представил отзыв на заявление, из которого следует, что ОАО «Ингушэнерго» считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Материал по проведенной заявителем внеплановой проверке Общества направлен в Управление Роспотребнадзора по РИ (далее -Управление). В приложении в данном материале указан акт внеплановой выездной проверки №01-30/708 от 20.05.2011г. В п.1 исходные данные о проверяемом субъекте хозяйственной деятельности данного акта указаны ИНН, КПП, свидетельство о внесении записи в ЕГР Общества.

Указанные данные свидетельствуют о том, что по требованию заявителя о предоставлении информации Обществом была предоставлена информация в рамках своих правомочий. Обществом в соответствии с требованием №41 от 27.04.2011 г были представлены свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, ИНН,КПП, копия приказа о назначении руководителя и копия паспортных данных, копии договоров энергоснабжения с юридическими лицами и публичный договор энергоснабжения. Остальные документы, указанные в требовании №41 от 27.04.2011г в Обществе отсутствуют.

В соответствии со ст.6. ФЗ «Об электроэнергетике» с 1 апреля 2006г юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по сбыту, купле-продаже электроэнергии.

ОАО «Ингушэнерго» является гарантирующим поставщиком электроэнергии, занимается сбытом электроэнергии.

Все электросетевое хозяйство на территории РИ на праве аренды принадлежит ОАО «Ингушэнергосеть», самостоятельному юридическому лицу.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдения.

В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Норма ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ устанавливает ответственность для юридических и физических лиц за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

ОАО «Ингушэнерго» не имело возможности предоставить техническую документацию, указанную в требовании заявителя.

Заявитель в своем заявлении указывает на то, что Общество 28 апреля 2011 г  уклонилось от предоставления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. Протокол об административном правонарушении заявителем составлен 03 мая 2011 года.  В соответствии со ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

По мнению представителя ответчика, протокол об административном правонарушении составлен заявителем за пределами срока, установленного законодателем.

В связи с вышеизложенным просит суд в заявлении Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФОо привлечении ОАО «Ингушэнерго» к административной ответственности отказать полностью.

Кроме того, представитель ОАО «Ингушэнерго» пояснил, что в Управлении Роспотребнадзора по РИ рассматривается дело по ч.1 ст.19.19. КоАП РФ за то же административное правонарушение.

Судом в судебном заседании 21.06.2011г. объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 28 июня 2011 года, в связи с тем, что не представлены документы о том, что в отношении ОАО «Ингушэнерго» в Управлении Роспотребнадзора по РИ рассматривается еще одно административное дело и доказательства принадлежности электрических сетей сетевой организации, акты о разделении баланса и иной документации.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе объявить перерыв в судебном заседании как по ходатайству лиц, участвующих в деле, так и по своей инициативе. Лица, присутствующие в судебном заседании до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

После перерыва представитель ответчика в судебное заседание не явился, поступило (посредством факсимильной связи) ходатайство от «ОАО «Ингушэнерго» об отложении судебного разбирательства на более поздний срок в связи с тем, что юрисконсульт ОАО «Ингушэнерго» находится в служебной командировке. В подтверждение данного обстоятельства представлена копия приказа о направлении работника в командировку от 24.06.2011 N 25-км (направлена также посредством факсимильной связи).

Представитель ОАО «Ингушэнерго» присутствовала в зале судебного заседания до объявления перерыва, следовательно, они считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, назначенного на 28.06.2011г. (то есть после перерыва).

Представитель заявителя возражает в отношении данного ходатайства, так как нахождение представителя ответчика в командировке не может рассматриваться уважительной причиной для отложения судебного заседания для юридического лица. Ответчик имел возможность направить другого представителя либо руководителя организации или направить свои письменные пояснения с приложением дополнительных доказательств по делу.

Ходатайство ОАО «Ингушэнерго» рассмотрено и отклонено судом на основании статей 159, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Наличие изложенных в ходатайстве обстоятельств, принимая во внимание факт надлежащего извещения заявителя о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Кроме того, 03 июля 2011 года истекает срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ.

Дело рассматривается в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя представил свои возражения на отзыв ОАО «Ингушэнерго», из которого следует, что в  отзыве на заявление ЮМТУ Росстандарта о привлечении ОАО «Ингушэнерго» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ Общество указывает, что требование о предоставлении документов от 27.04.2011 №41 выполнено в части, поскольку данное Общество является гарантирующим поставщиком, у которого запрашиваемые отделом госнадзора документы отсутствуют ввиду специфики деятельности, что неправомерно ввиду следующего.

Обществом представлены документы, характеризующие его юридический статус.

В вышеуказанном требовании указано о необходимости представления, в том числе копии договора с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля; копии сертификатов соответствия, накладных проверяемой продукции; копии протоколов испытаний за последние 3 месяца.

Данные документы необходимы для проведения проверки документального подтверждения качества электроэнергии, поставляемой ОАО «Ингушэнерго», и проведения обществом необходимых для поддержания качества мероприятий.

Обязательность наличия данных документов у ОАО «Ингушэнерго» следует из содержания ст. 38 «Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией» Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "Об электроэнергетике" и раздела VIII «Обеспечение надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества» Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", предусматривающего, что гарантирующий поставщик без наличия вышеуказанных документов не вправе осуществлять свою деятельность.

Законодательством установлена ответственность гарантирующего поставщика за качество электроэнергии, которое в том числе должно быть подтверждено документально.

Обществом в отзыве указано о том, что «все электросетевое хозяйство принадлежит на праве аренды ОАО «Ингушэнергосеть».

Данное указание не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку как гарантирующий поставщик ОАО «Ингушэнерго» несет ответственность за качество электроэнергии, так как закон устанавливает ответственность субъектов электроэнергетики: сетевых организаций, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций (ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3).

Данная норма корреспондируется с п. 65, 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, в соответствии с которыми качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

Более того, в нарушение ст. 65 АПК РФ Обществом не представлено доказательства принадлежности электрических сетей сетевой организации, акты о разделении баланса и иной документации, в подтверждение факта отсутствия на балансе Общества имущества, посредством которого совершено вменяемое административное правонарушение.

Таким образом, испрашиваемые отделом госнадзора документы являются обязательными при осуществлении деятельности Общества как гарантирующего поставщика, в связи с чем их отсутствие и непредставление по требованию органа государственного контроля и надзора является нарушением, ст. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Также, ОАО «Ингушэнерго» ссылается на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении.

Однако, отделом госнадзора срок для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ соблюден: срок предоставления документов в соответствии с требованием от 27.04.2011 №41 составил 28.04.2011; с учетом предусмотренного двухдневного срока для составления протокола, ввиду выходных и праздничных дней в период с 29.04. по 02.05., дата составления протокола 03.05.2011 является легитимной, и не является грубым нарушением.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В нарушение ст. 65 АПК РФ Обществом не представлено надлежащих доказательств принятия мер, направленных на обеспечение передаваемой потребителям электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-97.

В соответствии с частью 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Указанные обстоятельства и условия для применения мер административной ответственности установлены и подтверждены материалами дела.

ЮМТУ Росстандарта считает необоснованными доводы ОАО «Ингушэнерго», изложенные в отзыве, и просит суд удовлетворить заявленные требования.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы заявителя, суд считает требование административного органа подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: согласно абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частями 1 и 2 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 66 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Ростехрегулирования помимо протоколов об административных правонарушениях, указанной статьи, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 1 и 2 ст. 19.19 Кодекса.

Как видно из материалов дела, административным органом издано распоряжение за №01-30/708 от 19 апреля 2011 года (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 .10.2009 года) с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений Федеральных законов «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», с законами Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, мероприятие по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований к продукции, метрологических правил и норм, а также за соблюдением требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечения единства измерений, защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

По результатам проверки , административным органом составлен протокол №01-30/708 от 03.05.2011 года об уклонении ОАО «Ингушэнерго» от предоставления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора(л.д.11), уведомление (л.д.9-10).

Материал об административном правонарушении направлен в арбитражный суд для привлечения к административной ответственности ОАО «Ингушэнерго» по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.1 ,8.23, 9.4. статьей 13.8., частью1 статьи 14.4., статьей 20.4., настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное суд пришел к выводу , что заявление о привлечении к административной ответственности ОАО «Ингушэнерго» по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и подлежащим удовлетворению .

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Заявление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Южного Межрегионального территориального управления (ЮМТУ Росстандарта» территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по республикам ЮФО и СКФО удовлетворить.

2.Привлечь к административной ответственности Открытое акционерное общество «Ингушэнерго»  по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

3. Взыскать с Открытого акционерного общества «Ингушэнерго»  административный штраф в размере 40 000 ( сорок тысяч ) рублей в бюджетную систему Российской Федерации .

4. Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ч.4 ст.206, ст.259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья Р.З. Гелисханова