АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44
телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80
http://ingushetia.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Назрань Дело №А18-790/2020
02 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Мержоева М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чемурзиевой Ф.И., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОРГН <***>, ИНН <***>) к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №8 с.п. Сагопши» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) (далее-ответчик) о взыскании 38 000 рублей штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май 2019 годапо требованию №089S01190002344 от 04.12.2019г.,
при участии:
от истца – ФИО1, по доверенности от 13.01.2020г.;
от ответчика – не явились, уведомлены,
установил:
Государственное учреждение – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – истец) обратилось в арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №8 с.п. Сагопши» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) (далее-ответчик) о взысканиио взыскании финансовой санкции в размере 38 000 рублей.
Ранее пенсионный фонд обращался с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа, в размере 38 000 рублей за несвоевременное предоставление страхователем сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
29 апреля 2020 года Арбитражным судом вынесено определение делу №А18-458/2020об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с тем, что ответчик, по сведениям из выписки ЕГРЮЛ, является бюджетным учреждением, и требования истца не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного и приказного производства и подлежат разрешению по общим правилам Арбитражного судопроизводства.
В судебном заседании 21.10.2020г. судом объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 27.10.2020г. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Ингушетия http:ingushetia.arbitr.ru.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени проведения судебного разбирательства, не явился. В представленном отзыве, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока на обращение в суд с исковыми требованиями и ссылается на то, что в адрес ответчика акт, решение и требование Пенсионного фонда не поступали.
Представитель истца в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объеме, представил суду и просил приобщить к материалам дела копии следующих документов: списки внутренних почтовых отправлений, квитанции и отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, подтверждавший факт направления и получения ответчикам Акта о выявлении правонарушения от 01.10.2019г. №089S18190002136, Решения о привлечении страхователя к ответственности от 30.10.2019г. №089S19190002221 и Требование об уплате финансовых санкции от 04.12.2019г. №089S01190002344.
Суд, исследовав представленные документы, приобщил их к материалам дела в порядке ст.66 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
25.06.2019 учреждение представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2019 года в отношении 76 застрахованных лиц.
Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, в ходе которых Управление установило факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года в отношении 76 застрахованных лиц.
Результат проверки оформлен актом от 01.10.2019г. №089S18190002136.
И.О. Руководителя Управления по результатам рассмотрения акта от 01.10.2019г. №089S18190002136 вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.10.2019г. №089S19190002221. Данным решением учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2019 года в виде штрафа в размере 38 000 рублей.
На основании решения от 30.10.2019г. №089S19190002221 Управление направило учреждению требование от 04.12.2019г. №089S01190002344, предложив учреждению в срок до 24.12.2019 уплатить штраф в размере 38 000 рублей.
Учреждение в срок, указанный в требовании, уплату штрафа не произвело.
В связи с неуплатой учреждением штрафа в добровольном порядке, Управление обратилось в суд за его взысканием.
Ранее пенсионный фонд обращался с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа, в размере 38 000 рублей за несвоевременное предоставление страхователем сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
Определением 29 апреля 2020 года по делу №А18-458/2020 Арбитражным судом Республики Ингушетия отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с тем, что ответчик, по сведениям из выписки ЕГРЮЛ, является бюджетным учреждением, и требования истца не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного и приказного производства и подлежат разрешению по общим правилам Арбитражного судопроизводства.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов данного дела следует, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о 76 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2019 года представлены учреждением в Управление 25.06.2019, то есть с нарушением установленного срока (15.06.2019).
Учреждением не оспаривается факт нарушения срока представления указанных сведений.
Таким образом, учреждением допущено нарушение срока представления сведений, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, исключающих привлечение учреждения к ответственности и его вину в совершении правонарушений, в материалах делах не имеется.
В соответствии с абзацем 6 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
В абзаце 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ указано, что акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений (абзац 8 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (абзац 9 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Остальные, не предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, сроки совершения мероприятий по контролю за уплатой финансовых санкций подлежат применению к правоотношениям по их взысканию в той продолжительности, которая установлена положениями НК РФ, в том числе статьями 46, 70, 88, 100, 101, 101.4.
Из материалов дела следует, что решения ответчиком не оспорены, недействительными не признано.
Факт нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.
При указанных обстоятельствах требование о взыскании штрафных санкций признается обоснованным.
Доводы ответчика о пропуске заявителем срока на обращение с заявлением в суд отклоняются судом по следующим основаниям Положениями Закона N 27-ФЗ до 20.07.2020 (то есть до внесения изменений на основании Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") не были предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, изложенным в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос N 1), требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 рублей, но не превышает 100 000 рублей.
При несоблюдении данных условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 АПК РФ.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" при обращении с исковым заявлением (заявлением) по требованию, подлежащему рассмотрению или рассмотренному в порядке приказного производства, истец или заявитель должен указать в исковом заявлении (заявлении) об отказе в принятии заявления о вынесении (выдаче) судебного приказа или об отмене судебного приказа и приложить копии соответствующих определений.
Если указанные требования не рассматривались в порядке приказного производства, то исковое заявление (заявление) подлежит возвращению (пункт 2.1 части 1 статьи 129 АПК РФ).
В данном случае заявление управления о взыскании финансовой санкции содержит требование, подлежащее рассмотрению в порядке приказного производства, таким образом, заявитель был лишен права на подачу искового заявления в суд, минуя стадию подачи заявления о выдаче судебного приказа.
На момент обращения в суд с первоначальным заявлением о выдаче судебного приказа пенсионным фондом шестимесячный срок, установленный положениями п. 3 ст. 46 НК РФ для взыскания в судебном порядке спорной задолженности после истечения срока исполнения требования об уплате спорной финансовой санкции не был пропущен, реализация процедуры судебного взыскания с общества финансовой санкций путем обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа начата управлением 28.04.2020г., т.е. до истечения шестимесячного срока.
Определением суда от 29.04.2020г. заявителю было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с тем, что ответчик, по сведениям из выписки ЕГРЮЛ, является бюджетным учреждением, и требования истца не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного и приказного производства и подлежат разрешению по общим правилам Арбитражного судопроизводства.
В абзаце 2 подпункта 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" разъяснено, что отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей, арбитражным судом по основаниям, указанным в части третьей статьи 125 ГПК РФ, части 3 статьи 229.4 АПК РФ, препятствует повторному обращению с таким же заявлением о выдаче судебного приказа (часть третья статьи 134 ГПК РФ, часть 4 статьи 127.1 АПК РФ). В этих случаях лицо вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано.
С исковым заявлением в суд управление обратилось 29.06.2020, следовательно, учитывая, что ранее заявитель уже инициировал процедуру взыскания в приказном порядке, срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
На основании изложенного заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 38 000 руб.
Заявитель, не оспаривая факт совершения указанного правонарушения, на наличие смягчающих обстоятельств суду не указал.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия удовлетворить.
Взыскать с должника – Государственного бюджетного общеобразовательного учрежденя «Основная общеобразовательная школа №8 с.п. Сагопши» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу взыскателя – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОГРН <***>, ИНН <***>, 386001, <...>) финансовую санкцию в размере 38 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Ингушетия
Судья М.М. Мержоев