ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-845/12 от 18.06.2013 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-80

РЕШЕНИЕ

город Назрань Дело №А18-845/12

18 июня 2013 года

(дата объявления резолютивной части решения)

24 июня 2013 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Нальгиева Б.Х., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Шадиевым М.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ГсадБмпэр», 386150, РИ, с.п. Экажево, ул. Осканова д.51,

к Министерству финансов Республики Ингушетия, 386000, РИ, г. Магас, пр. Зязикова, д.14;

Министру финансов Республики Ингушетия, 386000, РИ, г. Магас, пр. Зязикова, д.14;

Управлению федерального казначейства по Республике Ингушетия, 386001, РИ, г. Магас, ул. Горчханова, д.7

о признании действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должностного лица незаконными,

при участии в заседании:

от заявителя – Дзауров Ж.А., представитель по доверенности;

от государственных органов - Чапанов М.Р., Евлоев М.Я. (представители по доверенности), суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ГсадБмпэр»» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству финансов Республики Ингушетия (далее – Минфин Республики, министерство), Министру финансов Республики Ингушетия (далее – должностное лицо), Управлению федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее – УФК по РИ, управление), о признании действия (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должностного лица, незаконными.

От Минфина Республики поступил отзыв на заявление общества с возражениями против его удовлетворения. По мнению министерства, доводы общества несостоятельны, и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), главный распорядитель бюджетных средств, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, в соответствии со статьей 158 БК РФ, обладает полномочиями по внесению предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, а также по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

Статьей 217 БК РФ установлено, что порядок составления и ведения бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

На основании статьи 217 БК РФ, Министерством финансов Республики Ингушетия (Приказом № 481-п от 24 октября 2012) утвержден порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и бюджетных росписей главных распределителей средств республиканского бюджета (далее – Приказ Минфина Республики). На федеральном уровне действует аналогичный порядок утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 года № 114 н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета.

В соответствии с приказом Министерства финансов Республики Ингушетия, изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Министерство финансов Республики Ингушетия посредством внесения изменений в показатели сводной росписи и лимиты бюджетных обязательств.

Как следует из пункта 3 статьи 217 БК РФ, при изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

В силу пункта 2 статьи 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 18 июня 2013 года.

После перерыва представитель ООО «ГасдБмпэр» отказался от требований к УФК по РИ, суд отказ принял.

Суд с учетом уточнений установил следующее.

Решением арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу № А18-1485/11 в пользу общества взысканы в порядке субсидиарной ответственности с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия 6 752 407 рублей 98 копеек суммы задолженности Министерства по физической культуре и спорту Республики Ингушетия (далее –Минспорта), присужденной обществу определением арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.05.2009 по делу №А18-116/08.

На основании данного судебного акта выдан исполнительный лист от 20.07.2012 серии АС 000114568, предъявленный на исполнение в УФК по РИ 13.08.2012.

Поскольку исполнительный лист не исполнен, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу постановления судов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии

с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 5 названной статьи установлена возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным

судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 года № 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными

органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Как указал Конституционный суд, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.

Пунктами 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ определено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Согласно ст.217 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - в пределах объема бюджетных) ассигнований.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ предусматривает механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом субъекта организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих структур субъекта и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в Определении от 01.10.2009 №1312-0-0, в силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ такое полномочие руководителя финансового органа как внесение изменений в сводную бюджетную роспись - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно - технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

При проверке доводов общества по исчислению периода, в течение которого имело место нарушение права на исполнение судебного акта, суд приходит к следующему выводу.

Исполнительный лист серии 000114568 от 20.07.2012 был предъявлен на исполнение в УФК по РИ 13.08.2012.

14 ноября 2012 УФК по РИ за исх. № УБЛ-12-5601/14-06-03/1367 в адрес Министерства финансов Республики Ингушетия направило уведомление о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 000114568 по делу А18-1485/11.

15.11.2012 УФК по РИ в адрес ООО «ГсадБмпэр» направлено уведомление № УНЛ-12-5527 о неисполнении должником требований исполнительного документа.

17.12.2012 за исх. №2976/13 министерством финансов Республики Ингушетия в адрес руководителя УФК по РИ направлено письмо с приложением Определения суда Республики Ингушетия от 14.12.2012 о предоставлении министерству финансов Республики Ингушетия отсрочки исполнения решения суда от 21.03.2012 по делу А18-1485/11 до 15.01.2013.

17.12.2012, в связи с поступившим в УФК по РИ определения арбитражного суда РИ от 14.12.2012 об отсрочке исполнения исполнительного документа, в адрес министерства финансов Республики Ингушетия направлено уведомление о возобновлении операций по расходованию средств министерства финансов Республики Ингушетия от 17.12.2012 за исх. №УВР-12-8721/14-06-03/1500.

Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами (статья 16 Арбитражного процессуального Кодекса).

В проекте республиканского бюджета на 2013 год предусмотрены денежные средства, предназначенные для исполнения судебных актов на сумму 25 млн. рублей.

Поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока возможно только при соблюдении правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в статье 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что управлением при поступлении исполнительного листа осуществлялись все необходимые действия для его исполнения, предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерство финансов РИ и министр финансов РИ выполнили возложенную на них бюджетным законодательством обязанность по исполнению исполнительного документа серии АС № 000114568 выданного 20 июля 2012 года по делу №А18-1485/12. Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказ Общества с ограниченной ответственностью «ГсадБмпэР» от требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия, принять. Производство по делу в этой части прекратить.

В требованиях Общества с ограниченной ответственностью «ГсадБмпэР» к Министерству финансов Республики Ингушетия и Министру финансов Республики Ингушетия отказать полностью.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГсадБмпэР» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.

Судья Б.Х. Нальгиев