ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А18-985/22 от 01.08.2022 АС Республики Ингушетия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Республика Ингушетия, город Назрань, проспект имени Идриса Базоркина ,44

телефон: (8732) 22-40-77, факс: (8732) 22-40-8, http://ingushetia.arbitr.ru/, info@ingushetia.mail

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Назрань

08 августа 2022 года Дело №А18-985/22

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 08 августа 2022 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Тутаева Х.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Торшхоевым М.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ОГИС ТРЕЙД» (ОГРН: 1187746914541, Дата присвоения ОГРН: 06.11.2018, ИНН: 7724459031)

к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Ингушетия (ОГРН: 1020600984854, Дата присвоения ОГРН: 10.11.2002, ИНН: 0603015367), о взыскании убытков,

при участии:

от истца – Емелина Е.С., по доверенности б/н от 31.12.2021 г.

от ответчика – не явился, надлежаще извещен,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Ингушетия обратилось Общества с ограниченной ответственностью «ОГИС ТРЕЙД» (далее – истец, Общество) с исковым заявлением к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Ингушетия (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании убытков в связи с непредставлением преференций по государственному контракту 62-6/19 от 06.01.2019г. в размере 1 011 490,43 рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства не обеспечил участие представителя в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на иск от 23.06.2022 г. Учреждение просило отказать в иске, поскольку в данном случае Общество, являющееся областной, а не общероссийской организацией инвалидов в связи с чем, не имела право на преференции в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства по делу.

Судом установлено, что Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Ингушетия на электронной площадке в сети «Интернет» httrs//zakupki.gov.ru разместило объявление (извещение №0214100000119000094) о проведении аукциона в электронной форме на поставку подгузников с целью обеспечения детей-инвалидов.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 10 705 230,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок - 06.12.2019г., дата проведения аукциона в электронной форме - 11.12.2019.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2019 №0214100000119000094 аукционная комиссия заказчика допустила к участию в аукционе 3 участников, в том числе ООО «ОГИС ТРЕЙД» из которых победителем признано ООО «ОГИС ТРЕЙД» предложение о цене контракта которой составило 6 743 269,50 руб.

25.12.2019 ООО «ОГИС ТРЕЙД» на ЭТП ООО «РТС - тендер». в протоколе разногласий размещено требование о предоставлении преференции в размере 15%, повторно подтверждающие документы и проект госконтракта с учетом разногласий, что подтверждается скриншотом сайта.

Письмом от 26.12.2019 за исх № 02-10/068-1632 Учреждение (ответчик) отказал в предоставлении преференций без нормативно-правового обоснования.

06.01.2020 г. между истцом и ответчиком был заключен государственный контракт №62-6/19 на поставку подгузников с целью обеспечения детей-инвалидов по цене контракта в 6 743 269 рублей 50 копеек, без учета преимуществ общественной организации инвалидов, предусмотренных статьей 29 Закона о контрактной системе в виде увеличения предложенной цены контракта до 15%.

В настоящее время контракт исполнен.

07.04.2020 г. (исходящим №07/04) Общество направило ответчику претензию с требованием возместить причиненные убытки в размере 1 011 490 рублей 35 копеек. Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО «ОГИС ТРЕЙД» с настоящим иском.

Согласно представленной заявителем в составе заявки декларациии представленных в материалы дела документов, ООО «ОГИС ТРЕЙД» является организацией инвалидов и соответствует всем критериям, предусмотренным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе..

Как следует из материалов дела, 06.01.2020 г. между ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Ингушетия и ООО «ОГИС ТРЕЙД» был заключен государственный контракт № 62-06/19, цена которого составила 6 743 269 рублей 50 копеек, без учета преимуществ общественной организации инвалидов, предусмотренных статьей 29 Закона N 44-ФЗ в отношении предлагаемой цены контракта до 15%.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов.

В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия документов и информации, предусмотренных, в том числе частью 5 статьи 66 Закона, требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Статьей 29 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи (часть 1). Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2).

В случае, если победителем электронного аукциона признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона.

Также Информационная карта аукциона включала требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению - документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов: декларация (заявление, информационное письмо и пр.) участника закупки, являющегося организацией инвалидов, составленная в произвольной форме, о своем соответствии критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.

Согласно сведениям, представленным в составе заявки ООО «ОГИС ТРЕЙД», истец является организацией инвалидов и соответствует всем критериям, предусмотренным частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление убытков, противоправность поведения, вину причинителя убытков и причинно-следственную связь между его действиями и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков. При этом требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех перечисленных элементов ответственности. При недоказанности хотя бы одного из них в удовлетворении требования должно быть отказано.

Согласно части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 данного Закона, или копии этих документов.

Частью 1 статьи 29 Закона N 44-ФЗ установлено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 данной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила N 341).

В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона N 44-ФЗ и пунктом 5 Правил N 341 контракт с организацией инвалидов, признанной победителем закупки, заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Согласно подпункту "ж" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, пункту 3 Правил N 341 для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно- следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления преимуществ организаций инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой им цены контракта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №341, контракт с организацией инвалидов, признанной победетелемопределения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Следовательно, сумма контракта с учетом преимущества в соответствии со ст. 29 Закона №44-ФЗ составила бы 10 705 230 руб.

Таким образом, убытки истца составят 1 011 490 руб. 43 коп. (10 705 230 руб. – 6 743 269 руб. 50 коп. = 1 011 490 руб. 43 коп.).

Ответчик возражений в отношении цифрового расчета, представленного истцом, не представил.

Доводы ответчик, изложенные в отзыве на иск от 24.04.2022 о том, что истец не является организацией инвалидов в связи с чем, не обладает преимуществом, предусмотренном статьи 29 Закона о контрактной системе суд считает необоснованными в виду следующего.

Согласно информации, отраженной в Едином государственном реестре юридических лиц, а также во второй части заявки на участие в электронном аукционе ООО "ОГИС ТРЕЙД", учредителем общества является Сергиево-Посадская районная организация Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ИНН 5042042844) с долей участия в уставном капитале 100%.

В соответствии с абзацем 2 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Согласно статье 5.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-Ф "О некоммерческих организациях" общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами, если иное не установлено федеральными законами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ОГИС ТРЕЙД", выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Сергиево-Посадской районной организации Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", устав общественной организации "Московская областная организация всероссийского общества инвалидов", устав общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".

Так, уставом общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", утвержденным в новой редакции VI съездом ВОИ 11.11.2016, определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (далее - организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ.

В структуре ВОИ региональные организации ВОИ являются вышестоящими организациями для местных организаций ВОИ и нижестоящими по отношению к ВОИ (статья 1).

Структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Организации ВОИ обязаны в своей деятельности соблюдать Устав ВОИ. Решения органов вышестоящих организаций ВОИ обязательны для исполнения органами нижестоящих организаций ВОИ. Вышестоящие органы ВОИ могут передавать рассмотрение отдельных вопросов на решение нижестоящим организациям ВОИ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации. Решение о создании новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ (статья 16).

Для обеспечения совместных нужд и программ местные организации ВОИ производят ежеквартальные отчисления на расчетный счет вышестоящей региональной организации ВОИ, региональные организации ВОИ производят ежеквартальные отчисления на расчетный счет ВОИ. Перечисления производятся в размере 10% от дохода организации (статья 60 Устава ВОИ).

Статьей 5 (пункт 5.14) Устава ВОИ предусмотрено, что ВОИ для достижения уставных целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующую деятельность: создание (учреждение) коммерческих и некоммерческих организаций и участие в их деятельности, участие во внешнеэкономической и иной, приносящей доход деятельности, для финансового обеспечения уставной деятельности ВОИ.

Согласно статьей 61 Устава ВОИ и организации ВОИ, являющиеся юридическими лицами, могут осуществлять приносящую доход деятельность без учреждения других юридических лиц и через учреждение юридических лиц в форме коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений ВОИ.

13.03.1997 Пленумом правления Московской областной организации ВОИ утвержден Устав общественной организации "Московская областная организация всероссийского общества инвалидов". Данный Устав заверен 02.06.1997 председателем Всероссийского общества инвалидов.

В соответствии с Уставом Московская областная организация ВОИ является региональной организацией ВОИ (далее - МОО ВОИ), действует на территории Московской области (пункт 1 Устава).

Согласно пункту 14 Устава Московская областная организация Всероссийского общества инвалидов строится по территориальному принципу. Территориальное строение МОО ВОИ соответствует делению Московской области на административно-территориальные единицы. В состав МОО ВОИ входят городские и районные организации ВОИ на правах отделений со статусом юридических лиц.

В соответствии с пунктом 15 Устава МОО ВОИ районная (городская) организация МОО ВОИ создается путем проведения учредительной конференции (собрания). Протокол о создании организации ВОИ Протокол о создании ВОИ утверждается президиумом правления (правлением) непосредственно вышестоящей организации ВОИ. Районная (городская) организация МОО ВОИ со статусом юридического лица действуют в соответствии с Уставом МОО ВОИ либо может принимать свои Уставы, не противоречащие Уставам вышестоящих организаций.

Пунктом 17 Устава МОО ВОИ предусмотрено, что в соответствии с законодательством в составе МОО ВОИ и рай(гор) организаций могут находиться другие юридические лица - некоммерческие и коммерческие организации, учрежденные соответствующим органом МОО ВОИ либо рай(гор) организацией ВОИ.

В силу пункта 52 Устава МОО ВОИ, районные (городские) и первичные организации, являющиеся юридическими лицами, могут осуществлять свою предпринимательскую и иную деятельность непосредственно, без учреждения других юридических лиц, а также путем создания в установленном порядке юридических лиц в форме коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе хозяйственных обществ, потребительских кооперативов, фондов, предприятий и учреждений.

Согласно положениям пункта 51 Устава МОО ВОИ для обеспечения совместных нужд и программ рай (гор) организации в составе МОО ВОИ производят отчисления в централизованные фонды непосредственно вышестоящей организации ВОИ в размере до 10% от своих доходов, за исключением вступительных и членских взносов, доходов от благотворительных акций, добровольных пожертвований и дарений, целевых дотаций и перечислений.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе МОО ВОИ в редакции изменений и дополнений от 05.08.2003.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Сергиево-Посадской районной организации Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Сергиево-Посадская районная организация действует на основании устава МОО ВОИ.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Уставов ВОИ, МОО ВОИ, суд соглашается с обществом, что Сергиево-Посадская районная организация действует в соответствии с Уставом МОО ВОИ как структурное подразделение ВОИ.

В силу пункта 2 Устава МОО ВОИ, МОО ВОИ и организации в ее составе пользуются льготами и преимуществами, предусмотренными федеральным законодательством, а также областными и местными законодательными актами для всероссийских общественных организаций.

Обществом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что общество относится к организациям инвалидов, поскольку уставный капитал общества 100% состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет 67%, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - 88%.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что общество относится к организациям инвалидов, которым в соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.

Выводы суда по настоящему делу подтверждаются позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15772.

С учетом изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по делу судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 110,167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить полностью.

Взыскать с государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Ингушетия (ОГРН: 1020600984854, Дата присвоения ОГРН: 10.11.2002, ИНН: 0603015367) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ОГИС ТРЕЙД» (ОГРН: 1187746914541, Дата присвоения ОГРН: 06.11.2018, ИНН: 7724459031) убытки в размере 1 011 490 рублей 43 копейки.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения (изготовления в полном объеме).

Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев при условии, что решение суда первой инстанции было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы на решение суда первой инстанции подаются через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья Х.А. Тутаев