ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10037/10 от 29.06.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-10037/1010-33

29.06.2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.201010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29.06.201010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Муниципального образования г. Усолье-Сибирское

об освобождении Администрации Муниципального образования г. Усолье-Сибирское от исполнительского сбора, в случае отказа от освобождения – уменьшении исполнительского сбора, взыскиваемого в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – паспорт, доверенность,

судебный пристав-исполнитель ФИО2: не явилась,

от третьего лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области: не явились,

от третьего лица – ЗАО «Восточно-Сибирская факторинговая компания»: не явились,

установил:

Администрация Муниципального образования г. Усолье-Сибирское (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об освобождении Администрации Муниципального образования г. Усолье-Сибирское от исполнительского сбора, в случае отказа от освобождения – уменьшении исполнительского сбора, взыскиваемого в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58.

В судебном заседании представитель Администрации заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнении к заявлению.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – Управление) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве заявленные требования не признал.

Судебный пристав-исполнитель ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила отзыв, заявленные требования полагает необоснованными, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо ЗАО «Восточно-Сибирская факторинговая компания, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, о рассмотрении дела в его отсутствие не известило, отзыв не представило.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.06.2010г. объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 22.06.2010г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58 с Муниципального образования города Усолье-Сибирское в пользу ООО «Жилсервис» взыскано 4 609 346 руб. убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, в удовлетворении заявленных требований к Иркутской области и Российской Федерации отказано. Определением суда от 02.10.2008г. произведена замена ООО «Жилсервис» на правопреемника - ЗАО «Восточно-Сибирская факторинговая компания».

На основании указанного решения от 23.06.2008г. судом выдан исполнительный лист № 15192 от 06.10.2008г., направленный для принудительного исполнения в отдел судебных приставов.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2010г. Администрации Муниципального образования города Усолье-Сибирское предоставлена рассрочка исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58 по погашению задолженности сроком на 4 месяца, начиная с февраля 2010г. по май 2010г.

Судебным приставом-исполнителем ФИО2 04.08.2009г. в отношении Администрации Муниципального образования города Усолье-Сибирское возбуждено исполнительное производство №25/36/8824/26/2009.

10.02.2010г. судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление «о взыскании исполнительского сбора», которым с Администрации Муниципального образования города Усолье-Сибирское взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы – 322 654,22 руб.

Администрация Муниципального образования г. Усолье-Сибирское обратилась с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области об освобождении Администрации Муниципального образования г. Усолье-Сибирское от исполнительского сбора, в случае отказа от освобождения – уменьшении исполнительского сбора, взыскиваемого в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58.

В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что Администрация не исполнила судебный акт по независящим от нее причинам, постановление вынесено без учета вины должника, его имущественного положения, и иных существенных обстоятельств.

Судебный пристав-исполнитель Усольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 в отзыве указала на необоснованность требований заявителя.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из представленных документов, на исполнение в Усольский районный отдел судебных приставов поступил исполнительный лист Арбитражного суда Иркутской области № 15192 на основании которого 04.08.2009г. было возбуждено исполнительное производство № 25/36/46521/26-09 в отношении должника Муниципального образования г.Усолье-Сибирское в лице Администрации Муниципального образования г.Усолье –Сибирское.

Поскольку должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены требования исполнительного документа, 10.02.2010г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 

В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как следует из части 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Исполнительский сбор установлен постановлением о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2010г. в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы – 322 654,22 руб.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2); если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт3).

Таким образом, суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить размер исполнительского сбора или освободить от взыскания исполнительского сбора.

При этом законодатель установил открытый перечень оснований для указанных действий и отнес установление данных оснований к полномочиям суда.

Суд, исследовав представленные документы, и учитывая, что суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств установить наличие оснований для отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, уменьшения размера исполнительского сбора или освобождения от взыскания исполнительского сбора, приходит к следующему.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58 с Муниципального образования города Усолье-Сибирское в пользу ООО «Жилсервис» взыскано 4 609 346 руб. убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

12.03.2009г. Администрация Муниципального образования г.Усолье-Сибирское обращалась в городскую думу Муниципального образования г.Усолье-Сибирское для принятия мер по погашению задолженности перед взыскателем ООО «ВСФК» с проектом для внесения изменений в расходную часть бюджета. В связи с тяжелым материальным положением проект был отклонен.

В Усольский районный отдел судебных приставов поступил исполнительный лист Арбитражного суда Иркутской области № 15192 на основании которого 04.08.2009г. было возбуждено исполнительное производство № 25/36/46521/26-09 в отношении должника - Муниципального образования г.Усолье-Сибирское в лице Администрации Муниципального образования г.Усолье –Сибирское.

06.08.2009г. Администрация Муниципального образования г.Усолье-Сибирское обращалась в службу судебных приставов, 10.08.2009г. в Арбитражный суд с ходатайством о приостановлении исполнительного производства.

31.08.2009г. определением Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-16643/09-50 отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства.

01.09.2009г. направлен запрос Депутату Законодательного собрания Иркутской области о финансировании Муниципального образования г.Усолье-Сибирское.

27.09.2009г. Администрация Муниципального образования г.Усолье-Сибирское обратилась к судебному приставу-исполнителю и в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2010г. Администрации Муниципального образования города Усолье-Сибирское предоставлена рассрочка исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58 по погашению задолженности сроком на 4 месяца, начиная с февраля 2010г. по май 2010г.

В настоящее время, согласно информации заявителя, решение суда от 23.06.2008г. исполнено в полном объеме.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие объективных обстоятельств в связи с которыми требование исполнительного документа не было исполнено в установленный срок.

При этом суд учитывает, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58, взысканы убытки в пользу ООО «Жилсервис», однако данные убытки были образованы не в связи с ненадлежащим исполнением перед кредитором взятых обязательств, а напротив, это убытки, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. В  результате стихийного бедствия был причинен значительный материальный ущерб коммунальному, энергетическому хозяйству города, зданиям и сооружениям жилищного фонда и фонда социально-культурного назначения.

Кроме того, Администрация Муниципального образования города Усолье-Сибирское не является коммерческой структурой, не ведет предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, а относится к органам бюджетной системы осуществляющей социально значимую деятельность в интересах населения города. В деятельности муниципального образования города приоритетное значение придается создание благоприятных условий проживания граждан, охране их здоровья, доступу к образованию и культуре, социальной защите и личной безопасности населения. Доходы, получаемые Администрацией, используются по их целевому назначению, производятся выплаты только по направлениям обеспечивающие жизнедеятельность муниципального образования.

Администрация Муниципального образования города Усолье-Сибирское на дату необходимости исполнения решения суда находилась в тяжелом финансовом положении. По итогам исполнения доходной части бюджета города Усолье-Сибирское за 1 полугодие 2009 года исполнение составило 475 253 тыс.руб.,  по сравнению с поступлениями за аналогичный период 2008 года (542 584 тыс.руб.) снижение поступлений доходов составило 67 331 тыс.руб. или на 12,4%. При этом снижение налоговых и неналоговых доходов составило на 24% (1 полугодие 2008г. -288 258 т.р., 1 полугодие 2009г. - 219 656т.р.) или 68 602 тыс. рублей.

В бюджет города за 9 месяцев 2009 года поступило 815 752 тыс. руб., расходы произведены на сумму 818 025 тыс. руб. Отсутствие денежных средств в казне города повлекло за собой возникновение незапланированного дефицита бюджета города в размере 2 273 тыс. руб. и значительные кассовые разрывы, что подтверждает тяжелое финансовое положение должника.

Кредиторская задолженность муниципального образования составляет 365 743 Тыс. рублей, в том числе текущая - 50 741 тыс.руб., просроченная - 315 002 тыс.руб. В 1 полугодии 2009 года произошел рост кредиторской задолженности на 31,7 млн.рублей, по отношению к периоду 01.01.2009 года. Кредиторская задолженность по долговым обязательствам составляет - 27 418 тыс. рублей.

В связи с отсутствием финансирования, неполучением запланированных доходов в 2008-2009 гг. были сокращены все расходы администрации города, что привело к неисполнению большинства муниципальных контрактов, невыполнению муниципальных целевых программ.

Муниципальное образование города Усолье-Сибирское было фактически лишено возможности исполнять возложенные на него Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Уставом муниципального образования города Усолье-Сибирское полномочия по решению вопросов местного значения.

Суд полагает, что совокупность обстоятельств, характеризующих сложившуюся у должника ситуацию – совершение действий направленных на получение рассрочки по уплате задолженности, отсутствие денежных средств на лицевом счете, дефицит бюджета, наличие социальных обязательств (заработная плата, коммунальные услуги, пособия по социальной помощи населению) указывает на чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.

При этом суд считает, что заявителем проявлена та степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, и Администрация приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, Администрацией Муниципального образования города Усолье-Сибирское предпринимались все меры для исполнения решения суда, но в связи с наличием вышеизложенных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, решение суда в установленный срок не исполнено по объективным причинам.

В связи с чем имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Администрации следует удовлетворить, и освободить от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58, и установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от 10.02.2010г.

В силу части 8 статьи 112  Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящее решение обращается к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные требования Администрации Муниципального образования г. Усолье-Сибирское удовлетворить.

Освободить от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением от 10.02.2010г. судебного пристава-исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу №А19-13369/07-58.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья: Мусихина Т.Ю.