АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-10315/09-67
06.08.2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 06.08.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сураевой О.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Фрунзенский Лестранхоз» о признании незаконными действий Управления Федеральной Миграционной службы по Иркутской области, выразившихся в отказе принять заявление от 27.03.2009г. ЗАО «Фрунзенский Лестранхоз» о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек и признании незаконными действий Управления Федеральной Миграционной службы по Иркутской области, выразившихся в отказе выдать разрешения на работу гражданам КНР в количестве 26 человек согласно заявлению ЗАО «Фрунзенский Лестранхоз» от 27.03.2009г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился,
от УФМС по Иркутской области – представителя по доверенности ФИО1, удостоверение,
установил:
Закрытое акционерное общество «Фрунзенский Лестранхоз» (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной Миграционной службы по Иркутской области, выразившихся в отказе принять заявление от 27.03.2009г. ЗАО «Фрунзенский Лестранхоз» о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек и признании незаконными действий Управления Федеральной Миграционной службы по Иркутской области, выразившихся в отказе выдать разрешения на работу гражданам КНР в количестве 26 человек согласно заявлению ЗАО «Фрунзенский Лестранхоз» от 27.03.2009г
В судебном заседании 23 июля 2009г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30 июля 2009г.
Заявитель о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом 13.07.09г. (уведомление № 96757), в заседание суда не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В обосновании заявленных требований Общество указало следующее.
Общество на основании разрешения от 04.12.2008г. №33942 на привлечение и использование иностранных работников в количестве 28 человек, выданное Федеральной миграционной службой России, обратилось в УФМС по Иркутской области с заявлением от 27.03.09г. о выдаче разрешений на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек с приложением необходимого пакета документов.
Письмом от 13.04.09г. исх.№ 11/12/-3081 УФМС по Иркутской области сообщило, что представленные Заявителем документы не могут быть приняты к рассмотрению, так как документы поданы в нарушение порядка, установленного п.107 Административного регламента от 11.01.08г. № 1/4/1/2.
После повторного обращения Заявителя УФМС по Иркутской области был дан ответ от 20.04.2009г. исх. №11/12-3280, из которого следует, что оформление разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, должно происходить с учетом квоты на привлечение и использование иностранных работников 2009г. В связи с тем, что полученное разрешение на привлечение иностранных работников №33942 от 04.12.2008г., оформлено с учетом квоты 2008г., рассмотрения заявления о выдаче иностранным гражданам разрешений на работу невозможно.
Общество считает вышеуказанные действия УФМС по Иркутской области незаконными, так как к заявлению о выдаче разрешения на работу был приложен полный пакет документов, предусмотренных п.45 Административного регламента для получения разрешений на работу иностранным гражданам.
По мнению Общества, оспариваемые действия по отказу в выдаче разрешений на работу не соответствуют п. 29 Административного регламента.
Представитель УФМС по Иркутской области ФИО1 с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
В отзыве УФМС по Иркутской области указало, что рассмотрение заявления ЗАО «Фрунзенский Лестранхоз» не представлялось возможным в связи с тем, что квота на выдачу разрешений на работу к моменту обращения Общества была исчерпана, а выдача разрешений на работу в счет квоты 2009г. законом не предусмотрено.
Выслушав представителя УФМС по Иркутской области, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно заявленным требованиям, Общество оспаривает и отказ в принятии заявления от 27.03.09г. о выдаче разрешений на работу и отказ в выдаче разрешений на работу.
Суд полагает, что действия по непринятию заявления к рассмотрению и по принятию решения об отказе в выдаче разрешений по рассмотренному заявлению не могут быть произведены УФМС по Иркутской области одновременно.
В связи с указанным, определением от 07.07.09г. суд предлагал Заявителю представить пояснения в отношении требования о признании незаконным отказа в принятии заявления.
Во исполнение определения суда от 07.07.09г. Заявитель представил письменные пояснения (ходатайство), в которых указал, что в качестве оспариваемых действий, выразившихся в отказе принять заявление о выдаче разрешений на работу, следует рассматривать письмо УФМС по Иркутской области от 13.04.09г. № 11/12/-3081.
Как следует из материалов дела, Общество 27.03.2009г. с необходимым пакетом документов обратилось в УФМС по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешений на работу иностранным гражданам в количестве 26 человек. При этом заявление с приложенным к нему пакетом документов было направлено в УФМС России по Иркутской области почтой, что подтверждается квитанцией на отправку ценной бандероли от 27.03.09г. № 03054 и описью вложения, заверенной календарным штемпелем органа почтовой связи.
Письмом от 13.04.09г. № 11/12-3081 УФМС по Иркутской области возвратила направленные Заявителем документы (приложения на 136 листах), сославшись при этом на нарушение п.107 Административного регламента от 11.01.08г. № 1/4/1/2, которым установлено, что заявление на получение разрешения на работу с пакетом документов должно быть подано работодателем непосредственно в ФМС России или в территориальный орган.
Заявитель полагает, что понятие слова «непосредственно» УФМС по Иркутской области толкует неверно, так как «непосредственно», по мнению заявителя, означает лишь конкретного адресата, а не способ передачи документов.
Суд не может согласиться с указанным доводом Заявителя по следующим основаниям.
Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регулируется статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 18 Закона работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор, обязан обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу.
Согласно пункту 6 статьи 18 Закона порядок выдачи разрешения на работу утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением от 15.11.2006г. № 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 34 раздела IIIПравил, содержащем положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в \российскую Федерацию в порядке, требующем получении визы, установлено, что разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель.
Пунктом 22 раздела III Правил предусмотрено, что для получения разрешения на работу заявитель представляет в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой.
Согласно п.23 раздела III Правил при подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления.
Аналогичное требование содержит и п. 107 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ и Федерального агентства по рыболовству от 11.01.08г. № 1/4/1/2 (далее – Регламент).
В соответствии с п.107 Регламента для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.
Согласно п.109 указанного Регламента сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, осуществляет проверку комплектности документов, сверяет заявление на каждого иностранного гражданина с копией документа, удостоверяющего его личность, заносит паспортные данные работодателя, заказчика работ (услуг) или его представителя, уполномоченного по доверенности, в автоматизированную подсистему «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан.
При этом юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных работодателем, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе (п.108 Регламента).
Таким образом, указанные требования предусматривают сдачу заявления на выдачу разрешения на работу и соответствующего пакета документов в ФМС России или ее территориальный орган работодателем лично с предъявлением паспорта или его представителем, уполномоченным по доверенности. Следовательно, направление заявления с соответствующим пакетом документов посредством почты не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что у УФМС по Иркутской области имелись законные основания для отказа в принятии заявления Общества о выдаче разрешений на работу.
Заявитель просит суд признать незаконными действия УФМС по Иркутской области, выразившиеся в отказе выдать разрешение на работу. В обоснование указанного требования Заявитель ссылается на письмо УФМС по Иркутской области от 20.04.09г. № 11/12-3280.
Письмом УФМС по Иркутской области от 20.04.2009г. №11/12-3280 в рассмотрении заявления Обществу было отказано в связи с тем, что разрешение на привлечение иностранных работников от 04.12.2008г. №33942, оформлено с учетом квоты 2008г., оформление разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, должно происходить с учетом квоты на привлечение и использование иностранных работников 2009г.
В данном письме указано, что с учетом изложенных в письме обстоятельств «рассмотрение заявлений о выдаче иностранным гражданам разрешений на работу невозможно».
Однако, учитывая, что в письме по существу указаны причины невозможности выдать разрешения на работу, суд считает необходимым дать оценку доводам, содержащимся в письме УФМС по Иркутской области от 20.04.09г. № 11/12-3280.
В соответствии с п.29 раздела III Правил решение о выдаче разрешения на работу принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявителем документов, и не позднее 45 дней с момента подачи документов, если для принятия решения о выдаче разрешения на работу требуется проведение экспертизы документов.
Пунктом 30 раздела III Правил установлено, что орган миграционной службы обязан в 10-дневный срок со дня принятия решения выдать разрешение на работу, а в случае отказа в выдаче разрешения на работу – проинформировать заявителя в письменной форме с указанием причины отказа.
При этом в Правилах не содержится конкретных оснований, по которым миграционная служба вправе отказать в выдаче разрешений на работу.
Суд считает несостоятельной ссылку Заявителя на п. 29 Регламента, в котором установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, в данном же случае заявитель оспаривает отказ в выдаче разрешений на работу.
В соответствии с п/п.б п.31 Правил разрешение на работу выдается при условии привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым и гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.
Как следует из материалов дела, Федеральной миграционной службой РФ 04.12.08г. заявителю выдано разрешение на привлечение и использование иностранных работников, численностью 28 человек с указанием специальностей, сроком действия с 04.12.08г. по 14.11.09г.
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации (п.3 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.02г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.07г. № 982 «Об отверждении на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», утверждена квота на 2008г. в количестве 3384129 разрешений на работу.
18.02.08г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ был издан Приказ № 73н «О распределении утвержденной Правительством Российской Федерации на 2008год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу».
Данным приказом квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу распределена по субъектам, а также по профессиям, специальностям и квалификации иностранных работников.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2009 год утверждена постановлением Правительство РФ от 07.11.08г. № 835.
Приказ № 73н «О распределении утвержденной Правительством Российской Федерации на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» издан Министерством здравоохранения и социального развития РФ 26.12.08г.
Таким образом, на момент выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников 04.12.08г. Приказ № 73н «О распределении утвержденной Правительством Российской Федерации на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» еще не был издан и, соответственно, разрешение на привлечение и использование иностранных работников было выдано в пределах утвержденной Правительством РФ и распределенной по субъектам квоты на 2008г.
Согласно распределению на 2008г. квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.02.2008г. №73н «О распределении утвержденной Правительством Российской Федерации на 2008г. квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» на Иркутскую область утверждена квота в размере 50255 разрешений.
Данная квота, согласно представленной в материалы дела информационной справке Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 23.07.2009г. №11/14, по состоянию на 29.12.2008г. была использована полностью.
Таким образом, на момент обращения заявителя в УФМС по Иркутской области 27.03.2009г квота на 2008г. была использована полностью.
Суд, рассмотрев доводы Заявителя и исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что в данном случае заявления на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам были поданы Обществом с нарушением предусмотренных требований, в связи с чем у УФМС России по Иркутской области не было оснований для принятия заявлений к рассмотрению.
С учетом указанного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий УФМС по Иркутской области, выразившихся в отказе принять заявление о выдаче разрешений на работу и выдать разрешение на работу гражданам КНР, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК Российской Федерации случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева