ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10374/13 от 12.11.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-10374/2013

19.11.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.11.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.11.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотченко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании частично незаконным решения от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился;

от ИФНС – ФИО1, ФИО2, представителей по доверенности;

от УФНС – ФИО3, представителя по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» (далее по тексту – «Заявитель», «Общество», «налогоплательщик») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным решения от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) в части:

- доначисления суммы по налогу на прибыль в размере 14477992руб., в том числе: 1447799руб. в федеральный бюджет, 13030193руб. в бюджет субъекта РФ (п.2 таблицы 1);

- начисления пени по налогу на прибыль в размере 5771091руб, в тома числе: 576419руб. в федеральный бюджет, 5194672руб. в бюджет субъекта РФ; пени по налогу на добавленную стоимость в размере 8045870руб. (п.3);

- уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению, в размере 20258648руб. (п.4).

Общество с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

В заявлении Общество указало, что решение ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) принято с нарушением действующего налогового законодательства РФ, поэтому просило суд признать частично незаконным решение от 10.04.2013г. №13-19/11-901.

Общество считает, что налоговый орган в оспариваемом решении неправильно указал, что сделки с контрагентами ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «Иркутскопторг», ООО «Год Лавр» являются мнимыми и совершены лишь для вида без намерения создать соответствующие правовые последствия, а только для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Также Заявитель не согласен с выводом инспекции о том, что ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лескомбинат», ООО «ФИО11» созданы исключительно для отражения операции по перепродажи и переработке лесопродукции, без фактического подтверждения данных операций. Деятельность всех участников направлена исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды по НДС, налогу на прибыль.

ООО «Лайнер Плюс» считает, что в ходке выездной налоговой проверки Общество представило налоговому органу все необходимые первичные документы для подтверждения налоговых вычетов по НДС, обоснованности расходов по налогу на прибыль. Сделки с контрагентами ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лескомбинат», ООО «ФИО11» являются реальными. Более того, в последующем налоговый орган подтвердил поставку лесопродукции на экспорт.

Также Заявитель указал, что на момент финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лескомбинат», ООО «ФИО11», все данные организации были действующими, сдавали налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Кроме того, ООО «Лайнер Плюс» при заключении хозяйственных договоров с данными контрагентами проявило должную осмотрительность и осторожность, а именно затребовало свидетельства о постановке на налоговый учет, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Уставы обществ, приказы о назначении руководителей обществ.

Из оспариваемого решения следует, что ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лескомбинат», ООО «ФИО11» в рассматриваемый период имели арендованные помещения, земельные участки, производственные мощности, автотранспортные и основные средства, что, по мнению Общества, подтверждает, что коммерческая деятельность ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лескомбинат», ООО «ФИО11» реально осуществлялась.

То обстоятельство, что в ходе допроса, осуществленного налоговым органом, в ходе выездной налоговой проверки, лица, указанные в качестве руководителей, пояснили, что не имеют отношения к данным организациям, по мнению ООО «Лайнер-Плюс», не является однозначным свидетельством того, что документы (счета-фактуры) являются недействительными и не дают ООО «Лайнер Плюс» права на налоговые вычеты по НДС, и не позволяют подтвердить обоснованность понесенных расходов по налогу на прибыль.

Кроме этого, Заявитель ссылается на нарушение налоговым органом процедуры проведения выездной налоговой проверки. В частности, налоговым органом существенно нарушены сроки проведения выездной налоговой проверки: дата начала проверки – 27.09.2012г. (решение №13-16/38-3423), окончание проверки – 25.01.2013г. (справка о проведенной выездной налоговой проверки №13-20/1). Таким образом, общий срок проведения выездной налоговой проверки составил 5 месяцев 28 дней.

В соответствии со ст.89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки в силу п.8 ст.89 НК РФ исчисляется со дня принятия решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решение о продлении срока выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Однако, ИФНС России по Октябрьскому округу не направляла мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной налоговой проверки. Следовательно, решение о продлении срока выездной налоговой проверки, который принимает вышестоящий налоговый орган, инспекцией не получено. В связи с чем, Заявитель считает, что налоговым органом нарушена процедура проведения выездной налоговой проверки.

Кроме того, учитывая, что решение о продлении срока проведения проверки не принималось, следовательно, инспекцией нарушена и процедура проведения мероприятий налогового контроля и сбора данных.

Также налоговым органом нарушена процедура проведения мероприятий налогового контроля. В соответствии с НК РФ в последний день проведения налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки её проведения, и обязан вручить её налогоплательщику или его представителю.

ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска не вручило справку от 25.01.13г. №13-20/1 о проведенной выездной проверки генеральному директору ООО «Лайнер Плюс» ФИО4, также данный документ не пересылался по каналам ТКС. Копия справки была приложена в качестве приложения к решению от 10.04.13г. №13-19/11-901.

Налоговым органом были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, в частности, почерковедческая экспертиза.

Поскольку ООО «Лайнер Плюс» не было уведомлено о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, Общество было тем самым лишено права участвовать в исследовании дополнительно представленных доказательств, полученных инспекцией, а также было лишено возможности ознакомиться с выводами проверяющих и представить свои объяснения, возражения, опровергающие выводы проверяющих по фактам, установленным в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Также Заявитель не согласен с выводами, изложенными в заключении почерковедческой экспертизы от 01.02.2013г. №17-01/13, поскольку заключение было получено налоговым органом 06.02.2013г., то есть после окончания выездной налоговой проверки (25.01.2013г.) Следовательно, данное заключение не могло быть использовано в качестве доказательственной базы при принятии оспариваемого решения и в качестве доказательственной базы, подтверждающей вывод инспекции о мнимости сделок между ООО «Лайнер Плюс» и ЗАО «Алзамайский лесокомбинат».

Кроме этого, Общество указывает, что протокол допроса ФИО4 от 06.12.12г. №13-31/70, на который ссылается инспекция на странице 6 оспариваемого решения, отсутствует.

Генеральный директор ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 не подписывала и соответственно, не представляла информацию в виде ответов на вопросы, которые указаны в оспариваемом решении, и повлияли на принятие решения от 10.04.13г. №13-19/11-901.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что налоговым органом нарушены существенные условия проведения выездной налоговой проверки, вследствие чего, решение от 10.04.13г. №13-19/11-901 является незаконным.

Представители налогового органа ФИО1, ФИО5 в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Налоговый орган в отзыве указал, что решение ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) принято налоговым органом в соответствии с нормами действующего налогового законодательства РФ, поэтому в удовлетворении требований Заявителю следует отказать.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ООО «Лайнер Плюс» в проверяемом периоде осуществляло внешнеэкономическую деятельность: реализация товаров, экспортируемых за пределы территории РФ, по контракту №XH-009 от 21.11.2008г., по контракту №MJY-08-10 от 17.03.2009г.

Согласно федеральному информационному ресурсу «Таможня–Ф», ООО «Лайнер Плюс» отгружено на экспорт лесоматериалов в 2008-2009г.г. по контрактам №XH-009 от 21.11.2008г., №MJY-08-10 от 17.03.2009г. на сумму 155975651руб.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила Обществу НДС, поскольку в нарушение п.9 ст.165, подп.1 п.1 ст.167 НК РФ Обществом не был собран пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов на 181 календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующих о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта. В связи с чем, налогоплательщиком не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, ООО «Лайнер Плюс» занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за 2009г., на 22886289руб.

Кроме этого, налоговый орган указал, что ООО «Лайнер Плюс» с 19.02.2007г. состояло на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, с 21.10.2011г. - в ИФНС России по Октябоьскому округу г. Иркутска. Юридический адрес: 664047, <...>, который является одновременно домашним адресом руководителя ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 Среднесписочная численность ООО «Лайнер Плюс» - 1 человек.

Учредителями и руководителями ООО «Лайнер Плюс» являлись: в период с 19.02.2007г. по 05.04.2010г. ФИО6; с 06.04.2010г. по 20.12.2010г. – ФИО7 (ФИО6); с 21.12.2010г. по 20.10.2011г. – ФИО8, с 21.10.2011г. по настоящее время – ФИО4

Доля вычетов по НДС ООО «Лайнер Плюс» в 2009г. составляет 98,61%, в 2010-2011г.г. – 0%.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ООО «Лайнер Плюс» за проверяемый период заявлено возмещение в общей сумме 20258648руб. (вычеты по НДС по операциям приобретения лесопродукции у ООО «АЛПК», ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат». ООО «Иркутскоптторг», в том числе: 1 квартал 2009г. – 6476826руб.; 2 квартал 2009г. – 6972237руб.; 3 квартал 2009г. – 1842711руб.; 4 квартал 2009г. – 1842711руб.

Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки пришла к выводу о том, что деятельность всех участников сделок была направлена исключительно на получение налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения из бюджета НДС.

По мнению налогового органа, о необоснованности применения вычетов по НДС по контрагенту ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» свидетельствует отсутствие реальной деятельности, отсутствие численности штата, отсутствие внутрихозяйственных расходов. Из показаний руководителя ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» ФИО9 следует, что ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» никогда не осуществляло продажу пиломатериала ООО «Лайнер Плюс», пилорамы не имело.

По мнению инспекции, необоснованность применения вычетов по НДС и возмещения НДС по контрагенту ООО «ФИО11» подтверждается тем, что при проведении встречной проверки, запрошенные у ООО «ФИО11» документы, подтверждающие взаимоотношения с ООО «Лайнер Плюс» не были представлены. Как самостоятельная организация ООО «ФИО11» не существует. В ходе допроса руководитель ООО «ФИО11» пояснила, что все документы утеряны.

Налоговый орган считает, что ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11», ООО «Иркутскоптторг» созданы исключительно для отражения операций по перепродаже и переработке лесопродукции без фактического подтверждения данных операций. Среди организаторов данной схемы прослеживается согласованность действий, аффилированность лиц, заявленных в качестве учредителей, руководителей.

Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки пришел к выводу о том, что ООО «Лайнер Плюс» не подтверждены заявленные хозяйственные операции с ООО «ФИО11», ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «Иркутскоптторг», вследствие чего ООО «Лайнер Плюс» отказано в возмещении НДС в сумме 20258648руб.

Налоговый орган считает, что сделки между ООО «Лайнер Плюс» и ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «Иркутскоптторг» совершены лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия.

ООО «АЛПК», ЗАО Алзамайский лесокомбинта», ООО «ФИО11», ООО «Иркутскоптторг» созданы исключительно для отражения операции по перепродаже и переработке лесопродукции без фактического подтверждения данных операций. Деятельность всех участников направлена исключительно на получение налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения из бюджета денежных средств. При этом среди участников данной схемы прослеживается согласованность действий, аффилированность лиц, заявленных в качестве руководителей, учредителей.

Кроме этого налоговый орган указал, что оценка взаимоотношениям между ООО «Лайнер Плюс» и ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11» была дана Арбитражным судом Иркутской области при рассмотрении арбитражного дела №А19-1534//2013, решение от 21.05.2013г., которое вступило в законную силу.

В соответствии со ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение суда от 21.05.2013г. по делу №А19-1534/2013 имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.

Согласно решению арбитражного суда от 21.05.2013г. по делу №А19-1534/2013 ООО «Лайнер Плюс» необоснованно применены вычеты по НДС, заявленные в 1 квартале 2012г. по операциям, совершенным в 1, 2 кварталах 2009г., в сумме 3668164руб. по контрагентам: ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11», поскольку в ходе допроса руководитель ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» ФИО9 указал, что ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» никогда не осуществляло продажу пиломатериала ООО «Лайнер Плюс», пилорамы не имело, ООО «ФИО11» документы, подтверждающие взаимоотношения с ООО «Лайнер Плюс», не представило, в документах ООО «Ангарский лесоперерабывающий комбинат» содержатся противоречивые сведения об основаниях поставки товара.

Также налоговый орган указал, что инспекцией была определена общая сумма дохода ООО «Лайнер Плюс» для определения налоговой базы по налогу на прибыль за 2009г., которая составила 137571157руб., где:

- 254401руб. – внереализационный доход Общества;

-127313575руб. – стоимость отгруженного на экспорт товара (согласно грузовым таможенным декларациям), рассчитанная, исходя из курса на дату пересечения товара через таможенную границу;

- 10003181руб. – доходы Общества по операциям на внутреннем рынке.

Не принятые инспекцией расходы общества, связанные с приобретением товаров у ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», в размере 35566539руб. (14361027руб. + 21205512руб.), услуг у ООО «ФИО11» и ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» в размере 71458741руб. (57415299руб. + 14043442руб.) в общей сумме составляют 107025280руб.

Общая сумма расходов ООО «Лайнер Плюс» составляет – 136386439руб., из них: 107025280руб. – это расходы по приобретению товара у спорных контрагентов, остальная сумма расходов – 29361159руб. – это коммерческие расходы (зарплата, септирование, ЕСН) и прочие расходы (валютный контроль, курсовые разницы).

Управление ФНС России по Иркутской области, рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Лайнер Плюс», приняло решение от 01.07.13г. №26-12/0101730, согласно которому изменило решение ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.13г. №13-19/11-901 в части уменьшения доначисленного по результатам проверки налога на прибыль, пени по налогу на прибыль по приобретению товара у контрагентов ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат». При этом, УФНС России по Иркутской области не включило в сумму обоснованно понесенных расходов налогоплательщика затраты по приобретенным у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» услугам, связанным с приобретением и последующей реализацией леспродукции на экспорт.

Согласно решению УФНС России по Иркутской области от 01.07.13г. №26-12/0101730 об изменении решения Управлением не приняты в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходы по приобретению ООО «Лайнер Плюс» услуг у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» в размере 71458741руб. (57415299руб. + 14043442руб.).

С учетом обязанности налогового органа по определению в ходе выездной налоговой проверки действительного объема налоговых обязательств налогоплательщика, сумма налога на прибыль за 2009г., доначисленная налогоплательщику составила 14477992руб. (72389962руб.*20%).

При этом 137571157руб. – 64927698руб. – 253497руб. = 72389162руб., где 137571157руб. – установленная инспекцией общая сумма дохода налогоплательщика для определения налоговой базы по налогу на прибыль за 2009г.; 253497руб. – положительная разница между суммой налогооблагаемого дохода за 2009г. по декларациям налогоплательщика (28158088руб.) и суммой расходов за 2009г. по декларациям налогоплательщика (27904059руб.); 64927698руб. – установленная инспекцией сумма расходов налогоплательщика по операциям по приобретению пиломатериалов у ООО «АЛПК» и ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», по которым УФНС России по Иркутской области в решении от 01.07.13г. №26-12/0101730 об изменении решения не выявило отклонений от рыночных цен. При этом, 64927698руб. = 136386439руб. – 71458741руб., где 136386439 – установленная по результатам проверки общая сумма расходов налогоплательщика; 71458741 руб. – сумма расходов налогоплательщика по услугам, приобретенным ООО «Лайнер Плюс» у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», не отвечающая требованиям п.1 ст.252 НК РФ. Данные расходы, по мнению налогового органа, документально не подтверждены и необоснованно заявлены ООО «Лайнер Плюс».

Налоговый орган не согласен с доводом Общества о том, что инспекцией нарушен срок проведения выездной налоговой проверки.

ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска 27.08.12г. принято решение №13-16/38-3423 о проведении выездной налоговой проверки, данное решение вручено 27.08.12г. руководителю ООО «Лайнер Плюс» ФИО4

Налоговым органом 18.10.2012г. принято решение №13-16/38-3423/1, в соответствии с которым проведение выездной налоговой проверки ООО «Лайнер Плюс» приостановлено с 18.10.2010г., в связи с истребованием документов у ООО «Ангарский лесоперерабатывающий комбинат», ООО «Мастер-Строй» (правопреемник ООО «ФИО11»).

Таким образом, на момент принятия указанного решения, выездная налоговая проверка проводилась 1 месяц 21 день.

Решением ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 17.01.13г. №13-16/38-3423/2 выездная налоговая проверка ООО «Лайнер Плюс» возобновлена с 18.01.2012г. Данное решение вручено руководителю ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 22.01.2013г.

Налоговым органом 25.01.2013г. составлена справка о проведенной выездной налоговой проверке №13-20/1.

Таким образом, общий срок проведения выездной налоговой проверки ООО «Лайнер Плюс» составил 1 месяц 28 дней, что не превышает двухмесячный срок, установленный ст.89 НК РФ для проведения выездной налоговой проверки.

Также налоговый орган считает несостоятельным довод Общества о том, что ИФНС России по Октябрьскому округу не направила мотивированный запрос в УФНС России по Иркутской области о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.

Решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки не принималось.

Инспекция считает необоснованным и довод Заявителя о том, что ООО «Лайнер Плюс» не была вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке от 25.01.13г. №13-20/1.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке от 25.01.13г. №13-20/1 направлена 28.01.2013г. заказным письмом с объявленной ценностью с описью вложения, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почта России в сети Интернет, номер почтового отправления №66401158145968.

Более того, справка о проведенной выездной налоговой проверке от 25.01.13г. №13-20/1 получена руководителем ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 08.02.13г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления №66401158145968.

На основании вышеизложенного, налоговый орган просил отказать Заявителю в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель третьего лица Дяденко поддержала доводы ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, в удовлетворении требований просила отказать.

Пояснила, что Управление ФНС России по Иркутской области, рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Лайнер Плюс» на решение ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, приняло решение от 01.07.13г. №26-12/0101730, согласно которому изменило решение ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.13г. №13-19/11-901 в части уменьшения доначисленного инспекцией налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением лесоматериалов у ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», отгруженного на экспорт (применило правовую позицию, изложенную в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.07.2012г. №2341/12), а также в части НДС, присужденного налогоплательщику согласно решению Арбитражного суда Иркутской области от 30.11.2012г. по делу №А19-16095/2012 за 3 квартал 2011г.

Также указала, что Управление пришло к выводу о том, что цены по приобретению лесопродукции у ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11» являются рыночными. При этом по услугам ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» расходы Управлением не приняты.

Кроме этого, пояснила, что решение суда от 21.05.2013г. по делу №А19-1534/2013, согласно которому суд пришел к выводу о том, что ООО «Лайнер Плюс» необоснованно применены вычеты по НДС, заявленные Обществом в 1 квартале 2012г. по операциям, совершенным в 1, 2 кварталах 2009г., в сумме 3668164руб. по контрагентам: ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Выслушав объяснения представителей ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска ФИО1, ФИО10, представителя УФНС России по Иркутской области ФИО3, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Заявитель на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил об уточнении заявленных требований.

Просил признать незаконным решение ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) в части:

- доначисления суммы по налогу на прибыль в размере 14477992руб., в том числе: 1447799руб. в федеральный бюджет, 13030193руб. в бюджет субъекта РФ (п.2 таблицы 1);

- начисления пени по налогу на прибыль в размере 5771091руб, в тома числе: 576419руб. в федеральный бюджет, 5194672руб. в бюджет субъекта РФ; пени по налогу на добавленную стоимость в размере 8045870руб. (п.3);

- уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению, в размере 20258648руб. (п.4).

Уточнение требований принято судом.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска была проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» за период с 01.01.2009г. по 31.12.2011г. по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов.

По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 04.02.2013г. №13/17/3 и принято решение от 10.04.2013г. №13-19/11-901 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Согласно решению ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 Общество с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.116 Налогового кодекс РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения в виде штрафа в общей сумме 10000руб., Обществу предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в общей сумме 19088964руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль организаций за 2009г. в общей сумме 45889627руб., Обществу предложено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению в размере 20258648руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, отразить в карточке расчетов с бюджетом НДС в сумме 43145517руб., налог на прибыль в сумме 23002758руб.

Не согласившись c решением налогового органа от 10.04.2013г. №13-19/11-901 заявитель подал в УФНС России по Иркутской области апелляционную жалобу.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, УФНС России по Иркутской области приняло решение от 01.07.2013г. №26-12/0101730 об изменении решения: в таблице пункта 1 резолютивной части решения заменить сумму 16082515руб. на сумму 13675013руб., сумму 6804354руб. на сумму 2916282руб., сумму 22886869руб. на сумму 13030193руб., сумму 23002758руб. на сумму 14477992руб., сумму «45889627руб.» на сумму «31069287руб.»; в таблице пункта 3 резолютивной части решения заменить сумму «22886869руб.» на сумму «16591295руб.25коп.», сумму «9338138руб.» на сумму «8045870руб.», сумму «23002758руб.» на сумму «14477992руб.», сумму «2300276руб.» на сумму «1447799руб.», сумму «974326руб.» на сумму «576419руб.», сумму «20702482руб.» на сумму «13030193руб.», сумму «8776485руб.» на сумму «5194672руб.», сумму «45889627руб.» на «31069287руб.», сумму «19088964руб.» на сумму «13816976»; в пункте 7 резолютивной части решения заменить сумму «22550341руб.» на сумму «20142839руб.», сумму «13776591руб.» на сумму «9888519руб.» сумму «43145517руб.» на сумму «36849943руб.», сумму «2300276руб.» на сумму «1447799руб.», сумму «20702482руб.» на сумму 13030193руб.», сумму «23002758руб» на сумму «14477992руб.», сумму «66148275руб.» на сумму 51327935руб.».

В остальной части решение ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

Не согласившись с решением ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д), Общество с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» обратилось 25.07.2013г. в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании частично незаконным решение от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д).

Суд считает, что требование Заявителя о признании частично незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из заявления Общества следует, что оно обжалует решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.04.2013г. №13-19/11-901 как по существу, так и по процедуре рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, поскольку налоговым органом, по мнению заявителя, допущены процессуальные нарушения.

В соответствии с п.1 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Согласно п.6 ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В пункте 8 ст.89 НК РФ предусмотрено, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно п.9 ст.89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

В соответствии с п.14 ст.101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Доводом Общества о том, что инспекцией нарушен срок проведения выездной налоговой проверки, отклоняется судом по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска 27.08.12г. приняла решение №13-16/38-3423 о проведении выездной налоговой проверки, данное решение вручено 27.08.12г. руководителю ООО «Лайнер Плюс» ФИО4

Налоговым органом 18.10.2012г. принято решение №13-16/38-3423/1, в соответствии с которым проведение выездной налоговой проверки ООО «Лайнер Плюс» приостановлено с 18.10.2010г. в связи с истребованием документов у ООО «Ангарский лесоперерабатывающий комбинат», ООО «Мастер-Строй» (правопреемник ООО «ФИО11).

Таким образом, на момент принятия указанного решения, выездная налоговая проверка проводилась 1 месяц 21 день.

Решением ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 17.01.13г. №13-16/38-3423/2 выездная налоговая проверка ООО «Лайнер Плюс» возобновлена с 18.01.2012г. Данное решение вручено руководителю ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 22.01.2013г., что подтверждается его подписью на решении.

Из материалов дела следует, что налоговым органом 25.01.2013г. составлена справка №13-20/1 о проведенной выездной налоговой проверки.

Таким образом, общий срок проведения выездной налоговой проверки ООО «Лайнер Плюс» составил 1 месяц 28 дней, что не превышает двухмесячный срок, установленный ст.89 Налогового кодекса РФ для проведения выездной налоговой проверки.

Следовательно, выездная налоговая проверка ООО «Лайнер Плюс» проведена в рамках двухмесячного срока, предусмотренного ст.89 НК РФ.

Учитывая, что выездная налоговая проверка проведена в двухмесячный срок, суд считает несостоятельным довод Общества о том, что ИФНС России по Октябрьскому округу не направила мотивированный запрос в УФНС России по Иркутской области о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, поскольку решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки не принималось.

Судом отклоняется довод Заявителя о том, что ООО «Лайнер Плюс» не была вручена справка от 25.01.13г. №13-20/1 о проведенной выездной налоговой проверке, поскольку опровергается материалами дела.

Как следует из материалов дела, справка от 25.01.13г. №13-20/1 о проведенной выездной налоговой проверки направлена в адрес Общества 28.01.2013г. заказным письмом, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почта России в сети Интернет, номер почтового отправления №66401158145968.

Более того, справка от 25.01.13г. №13-20/1 о проведенной выездной налоговой проверке получена руководителем ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 08.02.13г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления №66401158145968.

Довод Общества о том, что налоговым органом проводились дополнительные мероприятия налогового контроля отклоняется судом, поскольку опровергается материалами дела.

Из материалов дела следует, в рамках рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ООО «Лайнер Плюс» налоговый орган в порядке п.6 ст.101 НК РФ не принимал решения о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля.

Заявитель неверно указывает, что к результатам дополнительных мероприятий налогового контроля относится заключение почерковедческой экспертизы от 01.02.2013г. №17-01/13, поскольку постановление о назначении почерковедческой экспертизы было вынесено не в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а в период проведения выездной налоговой проверки. Постановление о назначении почерковедческой экспертизы №13-34/1 вынесено 22.01.13г., то есть в период проведения выездной налоговой проверки.

С указанным постановлением от 22.01.13г.№13-34/1 ознакомлен руководитель ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 22.01.2013г., что подтверждается протоколом от 22.01.13г. №13-40/1.

Также судом отклоняется довод Общества о том, что почерковедческая экспертиза проведена за рамками выездной налоговой проверки, по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, что постановление №13-34/1 о назначении почерковедческой экспертизы вынесено 22.01.13г., то есть в период проведения выездной налоговой проверки. Экспертное заключение от 01.02.2013г. №17-01/13 поступило в инспекцию 06.02.2013г., входящий №004580.

Учитывая, что постановление от 22.01.13г.№13-34/1 о назначении почерковедческой экспертизы вынесено налоговым органом в период проведения выездной налоговой проверки, довод Заявителя о том, что экспертиза проведена за рамками проверки является несостоятельным.

Суд критически относится к доводу Общества о том, что в материалах дела отсутствует протокол допроса ФИО4 от 06.12.2012г. №13-31/70, указанный на странице 6 оспариваемого решения от 10.04.2013г.

На странице 6 решения от 10.04.2013г. №13-19/11-901 указан протокол допроса от 06.12.2012г. №13-31/70 ФИО6, а не ФИО4

Как следует из материалов, с данным протоколом от 06.12.12г. Общество было ознакомлено 28.03.2013г. в порядке, предусмотренном п.2 ст.101 НК РФ, что подтверждается протоколом ознакомления с материалами выездной налоговой проверки №13-41/17.

Следовательно, Заявитель ошибочно указывает протокол допроса ФИО4

Довод Заявителя о нарушении процедуры принятия решения УФНС России по Иркутской области, отклоняется судом, поскольку решение УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/0101730 не является предметом данного судебного разбирательства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не было допущено процессуальных нарушений при проведении выездной налоговой проверки и принятии решения от 10.04.13г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, статьи не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В соответствии с п.6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с п.1 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Порядок применения налоговых вычетов установлен ст.ст.171 и 172 НК РФ.

Согласно ст.172 НК РФ вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст.171 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Следовательно, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость должен доказать налогоплательщик.

При этом, данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на применение налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в уменьшении налога на добавленную стоимость на сумму вычетов, если они не подтверждены надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты, хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12 октября 2006г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» разъяснил, что под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета.

Согласно п.6 данного Постановления, о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 данного Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что ООО «Лайнер Плюс» с 19.02.2007г. состояло на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, с 21.10.2011г. - в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Юридический адрес: 664047, <...>, который является домашним адресом руководителя ООО «Лайнер Плюс» ФИО4 Среднесписочная численность ООО «Лайнер Плюс» - 1 человек.

Учредителями и руководителями ООО «Лайнер Плюс» являлись: в период с 19.02.2007г. по 05.04.2010г. ФИО6, с 06.04.2010г. по 20.12.2010г. – ФИО7 (ФИО6), с 21.12.2010г. по 20.10.2011г. – ФИО8, с 21.10.2011г. по настоящее время – ФИО4

В проверяемом периоде ООО «Лайнер Плюс» осуществляло внешнеэкономическую деятельность, а именно реализовывало товары, экспортируемые за пределы территории РФ по контрактам: от 21.11.2008г. №ZH-009, от 17.03.2009г. №MJY-08-10.

В ходе проверки Общество представило документы, согласно которым экспортируемую в последующем лесопродукцию ООО «Лайнер плюс» приобретало у своих контрагентов: ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «Иркутскоптторг», ООО «ФИО11».

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ООО «Лайнер Плюс» за проверяемый период заявлено возмещение в общей сумме 20258648руб. (вычеты по НДС по операциям приобретения лесопродукции у ООО «АЛПК», ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат». ООО «Иркутскоптторг», в том числе: 1 квартал 2009г. – 6476826руб., - 2 квартал 2009г. – 6972237руб., 3 квартал 2009г. – 1842711руб., 4 квартал 2009г. – 1842711руб.

Как следует из оспариваемого решения основанием для уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, излишне заявленной к возмещению, в размере 20258648руб., а также для отказа Обществу в обоснованности налоговых вычетов по НДС за 2009г. по контрагентам ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «Иркутскопторг», ООО «ФИО11» послужил вывод налогового органа о том, что ООО «АЛПК», ЗАО Алзамайский лесокомбинта», ООО «ФИО11», ООО «Иркутскопторг» созданы исключительно для отражения операции по перепродаже и переработке лесопродукции без фактического подтверждения данных операций. Деятельность всех участников направлена исключительно на получение налоговой выгоды в виде неправомерного возмещения из бюджета денежных средств. При этом среди участников данной схемы прослеживается согласованность действий, аффилированность лиц, заявленных в качестве руководителей, учредителей.

Оценка взаимоотношениям между ООО «Лайнер Плюс» с контрагентами ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11» была дана при рассмотрении арбитражного дела №А19-1534//2013 об оспаривании решения ИФНС России по Октябрьскому округу от 30.08.2012г. №05-20/45376 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно решению суда от 21.05.2013г. по делу №А19-1534/2013 ООО «Лайнер Плюс» необоснованно применены вычеты по НДС, заявленные в 1 квартале 2012г. по операциям, совершенным в 1, 2 кварталах 2009г., в сумме 3668164руб. по контрагентам: ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11», поскольку в ходе допроса руководитель ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» ФИО9 указал, что ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» никогда не осуществляло продажу пиломатериала ООО «Лайнер Плюс», пилорамы не имело, ООО «ФИО11» документы, подтверждающие взаимоотношения с ООО «Лайнер Плюс», не представило, в документах ООО «Ангарский лесоперерабывающий комбинат» содержатся противоречивые сведения об основаниях поставки товара.

При этом при рассмотрении дела №А19-1534/2013 участвовали те же лица: заявитель – ООО «Лайнер Плюс», заинтересованное лицо – ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска, третье лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – УФНС России по Октябрьскому округу.

Решение суда от 21.05.2013г. по делу №А19-1534/2013 не обжаловано сторонами в апелляционном и кассационном порядке и вступило в законную силу 22.06.2013г.

Поскольку при рассмотрении дела №А19-1534/2013 участвовали одни и те же лица, что и при рассмотрении настоящего дела, а также учитывая, что судом уже давалась оценка финансово-хозяйственным взаимоотношениям по операциям, совершенным ООО «Лайнер Плюс» в 1, 2 кварталах 2009г. с контрагентами ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «АЛПК», «ФИО11», при этом суд пришел к выводу о необоснованности применения налоговых вычетов по НДС, суд считает, что в оспариваемом решении налоговый орган обоснованно по данным контрагентам отказал Обществу в подтверждении заявленных налоговых вычетов по НДС в сумме 19264569руб.

Суд соглашается с доводами налоговых органов о том, что решение арбитражного суда по делу №А19-1534/2013 в части оценки обстоятельств финансово-хозяйственных взаимоотношений по операциям, совершенным ООО «Лайнер Плюс» в 1, 2 кварталах 2009г. с контрагентами ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «АЛПК», «ФИО11» имеет преюдициальное значение для настоящего дела.

В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа ООО «Лайнер Плюс» в правомерности налогового вычета по НДС по контрагенту ООО «Иркутскоптторг» за 4 квартал 2009г. в сумме 994079руб. по счету-фактуре от 03.10.2008г. №1362 послужили следующие обстоятельства:

- ООО «Иркутскоптторг» состояло на налоговом учете с 26.05.2005г. в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска. Юридический адрес: 664011, <...>. Руководитель - ФИО12 Деятельность ООО «Иркутскопторг» 23.11.2009г. прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

У ООО «Иркутскоптторг» отсутствуют основные средства, в том числе техника. Штатная численность работников составляла - 1 человек.

В ходе проверки установлено, что денежные средства с расчетного счета ООО «Лайнер Плюс» за лесоматериалы, поставляемые ООО «Иркутсоптторг», не списывались и, соответственно, на расчетный счет ООО «Иркутскоптторг» не поступали.

- в книге покупок за 2009г., представленной в ходе выездной налоговой проверки, не отражен счет-фактура от 03.10.2008г. №1362, выставленная ООО «Иркутскоптторг»;

- ООО «Лайнер Плюс» не представило товарные накладные, товарно-транспортные накладные;

- не представлен договор, заключенный ООО «Лайнер Плюс» с ООО «Иркутскоптторг».

Из материалов дела следует, что для подтверждения обоснованности заявленных вычетов по НДС в сумме 994079руб. по контрагенту ООО «Иркутскоптторг» (приобретение пиломатериала), Общество представило в ходе выездной налоговой проверки только счет-фактуру от 03.10.2008г. №1362 на сумму 5522659руб., в том числе НДС в сумме 994079руб.

Ни в ходе выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства Заявитель не представил документов, подтверждающих оприходование товара, а также не представил документов, подтверждающих транспортировку товара.

Таким образом, Заявитель не подтвердил реальность поставки лесопродукции от ООО «Иркутскопторг» в адрес ООО «Лайнер Плюс».

Следовательно, суд считает, что налоговый орган обоснованно отказал ООО «Лайнер Плюс» в применении налогового вычета по НДС за 4 квартал 2009г. в сумме 994079руб.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган обоснованно отказал Обществу в применении налоговых вычетов по НДС за 2009г. по контрагентам ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «АЛПК», ООО «ФИО11», ООО «Иркутскоптторг» в общей сумме 20258648руб., следовательно, налоговый орган правомерно начислил и предложил к уплате Обществу пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 2009г. в сумме 8045870руб.

Из материалов дела следует, что УФНС России по Иркутской области при рассмотрении апелляционной жалобы приняло решение от 01.07.13г. №26-12/0101730, согласно которому изменило решение ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.13г. №13-19/11-901 в части уменьшения доначисленного по результатам проверки налога на прибыль, пени по налогу на прибыль.

Вышестоящим налоговым органом признано правомерным включение в состав расходов ООО «Лайнер-Плюс» сумм по приобретению товара у контрагентов ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат». При этом УФНС России по Иркутской области не включило в обоснованно понесенные расходы налогоплательщика суммы по услугам, приобретенным у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат».

Согласно решению УФНС России по Иркутской области от 01.07.13г. №26-12/0101730 об изменении решения Управлением не приняты в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходы по приобретению ООО «Лайнер Плюс» услуг у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» в размере 71458741руб.

В ходе судебного разбирательства представитель УФНС России по Иркутской области Дяденко пояснила, что Управление приняло часть расходов Общества, понесенных в связи с приобретение ООО «Лайнер Плюс» лесопродукции у контрагентов ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат». При этом УФНС России по Иркутской области руководствуясь Постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.07.2012г. №2341/12, пришло к выводу о том, что цены по данным сделкам являются рыночными. При этом УФНС России по Иркутской области согласилось с ценами, указанными Обществом при приобретении лесопродукции у ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11». Мотивом признания обоснованности расходов по приобретению товаров (лесопродукции) у контрагентов ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11» вышестоящий налоговый орган указал то обстоятельство, что лесопродукция впоследствии была реализована заявителем на экспорт.

В соответствии со ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п.1 ст.265 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при исчислении налога на прибыль для подтверждения правомерности отнесения к расходам тех или иных затрат, налогоплательщик должен доказать, что расходы являются обоснованными, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а также представить документы, подтверждающие произведенные расходы.

Из оспариваемого решения следует, что с учетом обязанности налогового органа по определению объема налоговых обязательств налогоплательщика, сумма налога на прибыль за 2009г., доначисленная налогоплательщику по решению составила 14477992руб. (72389962руб.*20%).

В подтверждение обоснованности понесенных расходов по приобретенным услугам у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» в 2009г. ООО «Лайнер Плюс» представило в ходе выездной налоговой проверки следующие документы:

- два договора оказания услуг от 21.11.2008г. №21-11, от 20.02.2009г. №02/09, заключенных с ООО «ФИО11»;

- договор поставки лесопродукции от 08.01.2009г., заключенный с ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», в рамках которого оказывались услуги по перевозке;

- счета-фактуры;

- товарные накладные ТОРГ-12;

- акты;

- платежные поручения;

- письма о взаимозачете.

Как следует из материалов дела, между ООО «ФИО11» и ООО «Лайнер Плюс» заключены два договора оказания услуг: от 21.11.2008г. №21-11, от 20.02.2009г. №02/09, согласно которым ООО «ФИО11» (исполнитель) оказывает услуги по разгрузке, погрузке, складированию и хранению завозимых заказчиком лесоматерилов.

В соответствии с условиями данного договора от 21.11.2008г. №21-11 ООО «ФИО11» по поручению ООО «Лайнер Плюс», но за свой счет обеспечивает погрузку на экспорт лксопродукции согласно контракту от 21.11.2008г. №ZH-009 в объеме 1000м3.

В ходе выездной налоговой проверки Обществом представлены платежные поручения, подтверждающие оплату оказанных ООО «ФИО11» услуг.

Между ООО «Лайнер Плюс» и ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» заключен договор поставки лесопродукции от 08.01.2009г.

В рамках договора поставки лесопродукции от 08.01.2009г., ЗАО «Алзамайский лесокомбинат» оказывает услуги по перевозке.

Согласно п.4 договора от 08.01.09г. поставка товара производится поставщиком (ЗАО «Алзамайский лесокомбинат») на железнодорожный тупик, расположенный на товарном дворе станции Зима ВСЖД, код 923104 и другие места хранения и перевалки товара, согласованные в двустороннем порядке в приложениях к договору поставки.

Таким образом, услуги, оказываемые ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», по перевозке, погрузке, разгрузке, складированию, хранению доставке товара, непосредственно связаны с поставляемой лесопродукцией, которая в поледующем была вывезена ООО «Лайнер Плюс» на экспорт.

Между тем, УФНС России по Иркутской области, принимая в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходы по приобретению лесопродукции у ООО «ФИО11, ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», не приняло расходы по услугам, оказанным заявителю данными контрагентами, в связи с чем, доначислила заявителю налог на прибыль за 2009г. в сумме 14477992руб.

При этом в ходе судебного разбирательства представители и ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска и представитель УФНС России по Иркутской области поясняли, что кроме ООО «АЛПК», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат», ООО «ФИО11», ООО «Иркутскоптторг» ООО «Лайнер Плюс» с другим контрагентами никаких операций не совершало. Следовательно, другими лицами такие услуги не могли быть оказаны заявителю.

Учитывая, что Управление приняло в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходы по приобретению лесопродукции у ООО «ФИО11», ООО «Алзамайский лесокомбинат», при этом судом установлено, что услуги по перевозке, разгрузке, погрузке, складированию, хранению доставке товара непосредственно связаны с приобретенной лесопродукцией, а также принимая во внимание то обстоятельство, что налоговый орган в ходе судебного разбирательства не представил доказательств того, что цены по оказанным услугам не являются рыночными, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган неправомерно не принял в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходы, понесенные Заявителем в связи с приобретенными услугами по перевозке, разгрузке, погрузке, складированию, хранению доставке товара у ООО «ФИО11», ЗАО «Алзамайский лесокомбинат».

Суд считает, что вышестоящий налоговый орган должен был руководствоваться единообразным подходом при определении величины расходов по операциям, неразрывно связанным между собой, исходя из условий их совершения налогоплательщиком и применить правовую позицию, изложенную в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.07.2012г. №2341/12 к таким операциям в полном объёме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что расходы, понесенные Заявителем в связи с приобретением услуг у ООО «ФИО11», ООО «Алзамайский лесокомбинат» по перевозке, разгрузке, погрузке, складированию, хранению доставке товара в сумме 71458741руб. являются обоснованными, а значит, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления Обществу налога на прибыль организаций за 2009г., зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 1429175руб., зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 12862573руб.

В соответствии со ст.75 НК РФ налоговый орган необоснованно начислил Обществу пеню за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций за 2009г., зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 568812руб., зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 5119304руб.

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу том, что требование Общества с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс» о признании частично незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ( в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) подлежит удовлетворению в части:

- доначисления налога на прибыль за 2009г., зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 1429175руб., зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 12862573руб. (п.2 таблицы п.1);

- начисления пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 568812руб., в бюджеты субъектов РФ в сумме 5119304руб. (п.3), как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Заявителем при подаче заявления в арбитражный суд о признании частично незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 была уплачена государственная пошлина в сумме 2000руб. (чек-ордер от 24.07.2013г.).

Учитывая, что Заявитель не явился в судебное заседание, при этом заявлял ходатайства об объявлении перерыва, об отложении судебного разбирательства, не представляя при этом документов, подтверждающих уважительность неявки его в судебное заседание, принимая во внимание, что ранее суд также по ходатайству заявителя откладывал судебное разбирательство, суд расценивает поведение Заявителя как злоупотребление своими процессуальными правами, направленное к затягиванию судебного процесса.

В соответствии с ч.2 ст.111 АПК РФ арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.

Суд считает, что на основании ч.2 ст.111 АПК РФ судебные расходы следует отнести на ООО «Лайнер Плюс».

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.Заявленные требования удовлетворить частично.

2.Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска от 10.04.2013г. №13-19/11-901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ( в редакции решения УФНС России по Иркутской области от 01.07.2013г. №26-12/010173Д) в части:

- доначисления налога на прибыль за 2009г., зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 1429175руб., зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 12862573руб. (п.2 таблицы п.1);

- начисления пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 568812руб., в бюджеты субъектов РФ в сумме 5119304руб. (п.3), как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

4.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Лайнер Плюс».

5.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья М.В. Луньков