ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10440/18 от 01.08.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

08 августа 2018 г. Дело №А19-10440/2018

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01.08.2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 08.08.2018 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дугаржаповой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕНДЕР ЛАЙТ" (ОГРН <***>, ИНН <***> Адрес: 664081, область Иркутская,, <...>).

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ОТП БАНК" (ОГРН <***>, ИНН <***> Адрес: 125171, <...>).

о взыскании 776 479 руб. 00 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность, паспорт;

от ответчика: не явился, извещен.

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕНДЕР ЛАЙТ" (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ОТП БАНК" (далее – ответчик) о взыскании 765 624 руб. 00 коп. – основного долга, 10 855 руб. - неустойки.

В обоснование заявленных требований истец указал, чтобанк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие ограничения его права распоряжаться денежными средствами, требование ответчика не содержало указания на конкретную операцию, которая подлежит обязательному контролю, то есть не было аргументировано на предмет законности.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил отзыв (лист дела 55), просил рассмотреть дело в его отсутствие представителя.

Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец поддержал исковые требования, дал пояснения.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Между истцом и ответчиком заключен договор банковского счета № 358 от 17.03.2017, согласно условиям которого, ответчик обязался открыть истцу банковский счет в рублях Российской Федерации и осуществлять операции по счету в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 4.3.2 договора истец обязан оплачивать услуги ответчика по расчетно-кассовому обслуживанию, совершению операций по счету и оказания иных услуг ответчика в порядке и в размере установленном договором и тарифами ответчика.

Как указывает истец, 12.12.2017 на указанный в заявке на открытие банковского счета электронный адрес поступило требование о предоставлении документов, в обоснование законности которого Банк сослался на статьи 4 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В статье 6 содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.

Истец указывает, что требование не содержало указания на конкретную осуществляемую по счету денежную операцию, которая в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Согласно запросу ответчика от 12.12.2017 предложено истцу представить налоговые декларации по налогу на прибыль, договора аренды офиса, платёжных поручений подтверждающие оплату налогов, штатное расписание, письмо о наличии счетов в других банках, письмо о бизнесе компании и специфики его деятельности, документы подтверждающие проведение операций по зачислению и списанию денежных средств за период с 28.11.2017, пояснить причину закрытия расчетного счёта в ВТБ24 (РАО), пояснить причину длительного отсутствия операций по расчетному счету в АО ОТП Банк. (л.д. 64).

Истец письмом от 15.12.2017 на полученное требование направил ответчику запрошенные документы и письменные пояснения по существу вопросов.

26.12.2017 при закрытии расчетного счета ответчиком была списана с расчетного счета истца сумма в размере 765 624 руб. 38 коп. в качестве комиссии за перечисление остатка денежных средств при закрытии счета истца в рублях.

Претензией истец просил ответчика осуществить возврат списанной при закрытии расчетного счета комиссии в размере 765 624 руб. 38 коп. в течение 10 дней.

Претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Анализ представленных документов указывает на то, что между истцом и ответчиком сложились правоотношения, регулируемые главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.

Пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Отношения граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" № 115-ФЗ (далее - Закон о противодействии легализации преступных доходов, Закон № 115-ФЗ).

Целью названного Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля: обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом: иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, установлен статьей 6 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации пунктом 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом Закон не устанавливает перечень данныхподлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.

Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом: иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 31.12.2014 г. N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", предписано кредитным организациям в случае выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих признакам транзитных, запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации; обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента; направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих признакам транзитных, на основании п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ с использованием кодов вида признака 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению N 375-П.

Согласно Методических рекомендаций Банка России «О мерах по повышению внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» от 13.04.2016 г. № 10-МР в результате осуществления надзорной деятельности Банком России выявляются кредитные организации, обслуживающие клиентов - юридических лиц, по банковским счетам которых продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции, включая операции по зачислению денежных средств, либо проводятся в незначительных объемах. Впоследствии указанные счета начинают активно использоваться клиентами для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели, которые могут совершаться для вывода капитала из Российской Федерации, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей, а также операций, отвечающих признакам транзитных операций, указанным в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». Деятельность таких клиентов, а также соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.

В соответствии с Положением Банка России 20.07.2016 № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» Банк России направляет в банки информацию о лицах и организациях, которым другие кредитные организации отказали в проведении операции или открытии счета в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - Список 550-П).

Информация об истце также включена в список 550-П в связи с отказом истцу в открытии счета в иной кредитной организации.

В соответствии с п.п. 4.3.2., 5.1. Договора банковского счета, Клиент обязан оплачивать услуги Банка по расчетно-кассовому обслуживанию, совершению операций по счету и иные услуги Банка в соответствии с Тарифами, которые утверждаются Банком и являются неотъемлемой частью настоящего договора.

На основании п. 3.14. и п. 4.2.2. Банк на основании данного Клиентом при заключении договора согласия (заранее данного акцепта) имеет право списывать без каких-либо дополнительных распоряжений клиента денежные средства при взимании платы за расчетно-кассовое обслуживание с применением действующих Тарифов Банка.

Пунктом 14 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Банк, в целях реализации программы идентификации клиентов и осуществления обязательного контроля, руководствуясь п. 4.3.3. Договора банковского счета и ст.-ст. 4, 7 Закона № 115-ФЗ, 12.12.2017 г. направил в адрес истца, по каналам системы «Интернет-Банк», запрос о необходимости в срок не более трех дней (до 15.12.2017 г. включительно) представить документы и информацию, указанные в запросе.

Уведомление о предоставлении документов истцу было направлено в рамках дополнительного изучения деятельности Клиента в связи с реализацией Банком публично-правовых обязанностей, возложенных на кредитные организации Законом № 115-ФЗ, поскольку операции и деятельность истца соответствовали критериям, определенным в названных Методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 г. № 10-МР, в том числе по причине длительного отсутствия с даты открытия операций по расчетному счету истца, возобновлении активного использования истцом расчетного счета в объемах, превышающих планируемый оборот по счету, указанный истцом при открытии счета, несоответствия проводимых истцом сделок целям деятельности, заявленным в учредительных документах и ЕГРЮЛ, и наличия информации о переводе остатка денежных средств в связи с закрытием расчетного счета истца из другой кредитной организации.

В ответ на запрос Банка 15.12.2017 истец представил документы Банку не в полном объеме. Дополнительно 21.12.2017 истец направил в Банк пояснительную записку о специфике своей финансово-хозяйственной деятельности.

Так, истцом:

- не предоставлены Банку документы, подтверждающие оплату НДФЛ, отчисления во внебюджетные фонды, выплату заработной платы сотрудникам,

- представленное штатное расписание содержало недостоверные данные (штатное расписание утверждено приказом 10.01.2017г., в то время как в соответствии с данными ЕГРЮЛ истец как юридическое лицо зарегистрирован 02.02.2017),

- предоставленная информация о специфике деятельности организации не совпадает с заявленной при открытии счета и ЕГРЮЛ,

- не представлены документы подтверждающие проведение операций за запрошенный период (договоры, товарно-транспортные накладные, счета и пр.), связанные с исполнением договоров с основными контрагентами, не представлены документы, подтверждающие оплату аренды.

Не выполнив в полном объеме запрос Банка от 12.12.2017, генеральным директором истца ФИО2 26.12.2017 было подписано и подано в Банк Заявление о закрытии счета истца, в котором указано, что остаток средств на счете № 40702810105740000169 по состоянию на 26.12.2017. Истец просит перевести на счет истца, открытый в АО «Тинькофф Банк» по реквизитам указанным в платежном поручении.

Подписывая заявление, истец был уведомлен и согласен, что в связи с не предоставлением истцом документов по запросу Банка и/или информации по любой операции по любому из счетов, открытых в Банке, запрашиваемые Банком в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», 1/1 Банком с истца будет удержана комиссия при закрытии счета в соответствии с п. 3.3.7 действующей редакции тарифов АО «ОТП Банк» по обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сегмент «Малый бизнес»).

Кроме того, обязанность Истца по предоставлению Банку запрошенных документов установлена требованиями п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.

Согласно пункта 14 статьи 7 Закона N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Из анализа вышеназванных норм права следует, что при проведении операций по счету клиента кредитная организация не только вправе, но и обязана соблюдать требования Закона N 115-ФЗ, что прямо указано в статьи 7 настоящего Закона.

Таким образом, идентификация клиента, находящегося у банка на обслуживании, а также запрос Банка у клиента документов об источниках поступления на счет денежных средств, документов, подтверждающих реальный хозяйственный характер расходов, согласуется с целями Закона о противодействии легализации преступных доходов и не выходит за пределы полномочий, предоставленных в этой части кредитным организациям.

Не принимая аргументы истца о содержании и объеме запроса банка, суд исходит из того, что истец, обладая всей полнотой сведений об осуществляемой им предпринимательской деятельности, должен был определить, какая имеющаяся у него документация объективно позволит устранить сомнения относительно законности совершаемых операций по счету. Истец не обращался к банку за разъяснениями относительно того, какого рода документация должна (может) быть представлена, а также с просьбой предоставить дополнительное время для предоставления документов в случае невозможности их предоставления незамедлительно (статьи 65, 68 АПК РФ).

Правомерность запроса банка о предоставлении документов и отказ от его выполнения в полном объеме подтверждается материалами дела.

Истец, подписав договор, согласился со всеми его условиями, не заявлял об изменении условий договора при его заключении, то есть принял на себя обязательства по выполнению всех условий. При этом истец при подписании договора был ознакомлен с банковскими тарифами и принял на себя риск их применения в случае неисполнения обязательств в рамках указанного договора банковского счета.

Доводы истца о том, что ответчик в своем запросе не довел до сведения истинную цель запроса документов опровергается материалами дела, кроме того, ответчик действовал в рамках возложенных на него Законом о противодействии легализации преступных доходов публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями.

Таким образом, суд считает, что требования истца не обоснованными не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлины.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по иску составляет 18 529 руб. 58 коп.

Из материалов дела следует, что истцом при подаче иска по чеку-ордеру от 04.05.2018 уплачена государственная пошлина в размере 22 407 руб. 00 коп. (л.д. 13а).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.

Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная чеком-ордером от 04.05.2018 государственная пошлина в размере 3 877 руб.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на истца судебные расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 04.05.2018 (операция 53) государственную пошлину в размере 3 877 руб.; выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья А.Ф. Ханафина