АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-1061/2018
9 июня 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.06.2018. Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2018.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Серовой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фиалковским А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 664025, <...>)
к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>; юридический адрес: 664025, <...>)
о взыскании 191 776 рублей 83 копеек,
при участии в заседании:
от истца: представитель ФИО1 (доверенность от 10.01.2018, личность установлена, удостоверение),
от ответчика: представитель ФИО2 (доверенность от 09.01.2018 №0608, личность установлена, удостоверение) – до перерыва; представитель ФИО3 (доверенность от 09.01.2018 №0807, личность установлена, удостоверение) – после перерыва,
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА о взыскании задолженности за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги (отопление) в многоквартирных домах в размере 191 776 рублей 83 копейки.
До рассмотрения дела по существу и принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уточнении исковых требований по размеру до суммы 192 017 рублей 3 копеек, составляющих задолженность за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги (отопление) в многоквартирных домах, с приложением расчетов по каждому из многоквартирных домов. Уточнение судом принято, дело рассматривается с учетом уточнений.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то что в соответствии с протоколом № 3 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по извещению № 21115/2943981/02 от 02.12.2015 многоквартирные дома № 174/2, 174/3 по ул.Баумана г.Иркутска, находятся в управлении ООО «Холинговая компания «Коммунальные системы». Ответчиком – собственником квартир в указанных многоквартирных домах не исполнены обязательства по внесению оплаты за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги в указанных многоквартирных домах за период с 01.01.2016 по 25.07.2016 по незаселенным жилым помещениям (дом № 174/3, ул.Баумана, квартиры № 4, № 5, № 6, № 7, № 11, № 14, № 20, № 17, № 30, № 31; дом № 174/2, ул.Баумана, квартиры № 16, № 20); расчет задолженности произведен истцом до момента регистрации перехода права собственности на указанные квартиры от истца к гражданам.
Ответчик в отзыве, дополнениях к нему и пояснениях, изложенных представителем в судебных заседаниях, возражая в отношении заявленных требований, указал на то, что истцом неверно определен период начисления задолженности, поскольку в большинстве случаев в периоды, указанные в расчетах, в спорных квартирах проживали наниматели и собственники квартир на основании договоров мени и социального найма; по состоянию на 2016 год незаселенной оставалась только квартира № 5 в доме № 174/3 по ул.Баумана до 10.06.2016; администрация города Иркутска обязана оплачивать коммунальные услуги до момента передачи спорных квартир по актам приема-передачи; ответчик не лишен права обратиться в установленном порядке за получением субсидии из бюджета города Иркутска за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги в спорных многоквартирных домах.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 31.05.2018 до 04.06.2018 до 12 часов 00 минут, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и подтверждается сторонами, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА Иркутска являлась собственником квартир, расположенных в <...>, № 20, дом № 174/3, ул.Баумана № 4, № 5, № 6, № 7, № 11, № 14, № 20, № 17, № 30, № 31. Данное обстоятельство подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно протоколу № 3 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по извещению № 211015/2943981/02 от 02.12.2015 победителем конкурса по лоту № 1 признано ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы»; принято решение заключить с ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» договоры управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> (блок-секция 8), ул.Баумана, д. 174/3 (блок-секция 9)
На основании протокола № 3 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по извещению № 211015/2943981/02 от 02.12.2015, между администрацией города Иркутска (собственник) и ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» были заключены договоры управления многоквартирными домами от 31.12.2015, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества – многоквартирных домов № 174/2 (блок-секция 8), № 174/3 (блок-секция 9) по ул.Баумана в городе Иркутске.
В приложении № 2 к названным договорам сторонами согласован размер платы за содержание и ремонт помещений.
Таким образом, факт нахождения указанных в исковом заявлении и расчетах к нему многоквартирных домов в управлении истца, а также факт установления соответствующих размеров платы в порядке, урегулированном Жилищным кодексом Российской Федерации, подтверждается договорами управления многоквартирными домами от 31.12.2015.
Положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на его собственника.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Как устанавливает часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Таким образом, у ответчика как у собственника помещения, расположенного в многоквартирном доме, возникает обязанность оплачивать содержание общего имущества этих многоквартирных домов.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, и другие виды работ.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Исходя из пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Как усматривается из материалов дела на основании протокола № 3 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по извещению № 211015/2943981/02 от 02.12.2015, между администрацией города Иркутска (собственник) и ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» были заключены договоры управления многоквартирными домами от 31.12.2015, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества – многоквартирных домов № 174/2 (блок-секция 8), № 174/3 (блок-секция 9) по ул.Баумана в городе Иркутске.
В приложении № 2 к названным договорам сторонами согласован размер платы за содержание и ремонт общего имущества.
Поскольку в договорах управления многоквартирными домами от 31.12.2015 сторонами согласован размер платы за содержание и ремонт общего имущества по указанным выше адресам, то ответчик обязан был ежемесячно вносить плату на содержание и ремонт общего имущества МКД, исходя из утвержденной ставки и размера принадлежащей ему доли.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика платы за коммунальные услуги – отопление квартир, расположенных в <...>, № 20, дом № 174/3, ул.Баумана № 4, № 5, № 6, № 7, № 11, № 14, № 20, № 17, № 30, № 31.
Положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, наряду с расходами по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ответчик обязан был оплатить также коммунальные услуги в отношении принадлежащих АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА Иркутска помещений.
Задолженность ответчика за отопление указанных помещений истцом рассчитана исходя из площадей принадлежащих АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА Иркутска помещений.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Из представленного истцом расчета следует, что в заявленный период за содержание и ремонт общего имущества задолженность ответчика перед истцом по оплате на содержание и ремонт общего имущества и за отопление составила 192 017 рубля 3 копейки.
Вместе с тем, арбитражный суд, исследовав представленные ответчиком в материалы дела договоры мены с актами приема-передачи квартир, установил следующие обстоятельства.
16.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО4, по условиям которого ФИО4 меняет принадлежащую ей на праве собственности квартиру № 1 общей площадью 46,5 кв.м. в доме № 62Г по ул.Депутатская в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, на квартиру № 16 общей площадью 63,2 кв.м в доме № 174/2 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 3 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.07.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО4 16.10.2015.
02.11.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с Ем С.Е., по условиям которого Ем С.Е. меняет принадлежащую ей на праве собственности квартиру № 4 общей площадью 49,2 кв.м. в доме № 105 по ул.Трудовая в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, на квартиру № 20 общей площадью 52,1 кв.м в доме № 174/2 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 4 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.05.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана Ем С.Е. 02.11.2015.
06.11.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, по условиям которого ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 меняют принадлежащую им по 2/5, 1/5 в праве собственности квартиру № 1 общей площадью 47,1 кв.м. в доме № 105 по ул.Трудовая в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, на квартиру № 20 общей площадью 58,6 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 4 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 06.11.2015.
10.06.2016 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО9, ФИО10, по условиям которого ФИО9, ФИО10 меняют принадлежащую им по 1/2 в праве собственности квартиру № 6 общей площадью 63,0 кв.м. в доме № 15-а по ул.Воровского в г.Иркутске, находящуюся на 2-м этаже, ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 5 общей площадью 65,3 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 4 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО9, ФИО10 10.06.2016.
09.11.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО11, по условиям которого ФИО11 меняет принадлежащую ей на праве собственности квартиру № 3 общей площадью 48,8 кв.м. в доме № 99/1 по ул.Трудовая в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, на квартиру № 6 общей площадью 58,4 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 2 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО11 09.11.2015.
14.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО12, ФИО13, по условиям которого ФИО12, ФИО13 меняют принадлежащую им на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому квартиру № 5 общей площадью 44,3 кв.м. в доме № 62Б по ул.Депутатская в г.Иркутске, находящуюся на 2-м этаже, ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 14 общей площадью 58,6 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 3 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 25.05.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО12, ФИО13 А.14.10.2015.
15.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО14, ФИО15, по условиям которого ФИО14, ФИО15 меняют принадлежащую им на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому квартиру № 4 общей площадью 45,4 кв.м. в доме № 99/1 по ул.Трудовая в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 17 общей площадью 63,2 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 4 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО14, ФИО15 15.10.2015.
09.11.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО16, по условиям которого ФИО16 меняет принадлежащую ему на праве собственности квартиру № 6 общей площадью 61,6 кв.м. в доме № 62Г по ул.Депутатская в г.Иркутске, находящуюся на 2-м этаже, на квартиру № 20 общей площадью 65,3 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 4 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО16 14.10.2015.
26.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО17, ФИО18, ФИО19, по условиям которого ФИО17, ФИО18, ФИО19 меняют принадлежащую им по 1/3 доли в праве общей долевой собственности каждому квартиру № 3 общей площадью 52,4 кв.м. в доме № 24/8 по ул.Коммунистическая в г.Иркутске, находящуюся на 2-м этаже, на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 30 общей площадью 65,3 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 6 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 01.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО17, ФИО18, ФИО19 26.10.2015.
16.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО20, ФИО21, по условиям которого ФИО20, ФИО21 меняют принадлежащую им по 3/4, 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждому квартиру № 2 общей площадью 49,7 кв.м. в доме № 95 по ул.Трудовая в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, на 3/4, 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 31 общей площадью 58,4 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 7 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 06.05.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО20, ФИО21 16.10.2015.
15.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО22, ФИО23, по условиям которого ФИО22, ФИО23 меняют принадлежащую им по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждому квартиру № 2 общей площадью 60,9 кв.м. в доме № 62-г по ул.Депутатская в г.Иркутске, находящуюся на 1-м этаже, на 1/23 доли в праве общей долевой собственности каждому на квартиру № 7 общей площадью 63,2 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 2 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 27.06.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО22, ФИО23 15.10.2015.
16.10.2015 Муниципальным образованием город Иркутск, в лице отдела учета и предоставления жилья департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска заключен договор мены с ФИО24, по условиям которого ФИО24 меняет принадлежащую ему на праве собственности квартиру № 8 общей площадью 48,0 кв.м. в доме № 99 по ул.Трудовая в г.Иркутске, находящуюся на 2-м этаже, на квартиру № 11 общей площадью 58,4 кв.м в доме № 174/3 по ул.Баумана в г.Иркутске, находящуюся на 3 этаже, принадлежащую на праве собственности Администрации.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.04.2016.
Согласно акту приема-передачи <...> передана ФИО24 16.10.2015.
Из доводов и пояснений сторон следует, что разногласий относительно расчетов стоимости оплаты за содержание жилья и коммунальных услуг у них не имеется; спор между сторонами возник относительно лица, обязанного вносить плату за содержание и ремонт общего имущества и оплаты коммунальных услуг.
Истец, обосновывая заявленные требования, настаивает на том, что ответчик обязан вносить плату за содержание и ремонт общего имущества и оплаты коммунальных услуг до момента государственной регистрации перехода права на жилые помещения от муниципального образования г. Иркутск к гражданам на основании названных выше договоров мены.
Ответчик, возражая в отношении заявленных требований, указывает на то, что обязанность администрации города Иркутска по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества и оплате коммунальных услуг прекращена с момента передачи спорных квартир по актам приема-передачи новым собственникам.
Исследовав и оценив указанные доводы сторон, суд приходит к следующему.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества.
В соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 № 18-В10-21 свидетельство о государственной регистрации не является документом правообразующего или правоустанавливающего характера. Сам по себе акт регистрации (регистрационная запись) носит правоподтверждающий характер и не считается самостоятельным основанием для возникновения гражданских прав.
Поэтому подход, связывающий момент возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг с государственной регистрацией права собственности, фактически означал бы, что покупатель вправе не вносить плату за содержание и ремонт общего имущества и не оплачивать коммунальные услуги до момента регистрации права собственности на полученное недвижимое имущество, что неизбежно приведет к нарушению прав других лиц, не потреблявших соответствующие ресурсы (например, прежнего собственника), поскольку в этом случае соответствующие расходы должны быть возложены на них.
Принимая во внимание изложенное, и исходя из того, что квартиры №16, № 20 в доме № 174/2; квартиры № 4, № 6, № 7, № 11, № 14, № 20, № 17, № 30, № 31 в доме № 174/3 по ул. Баумана г.Иркутска переданы новым собственникам по актам приема передачи до 01.01.2016, следует признать, что исковые требования в части взыскания задолженности за содержание и ремонт жилых помещений и по коммунальным платежам в отношении квартир №16, № 20 в доме № 174/2; квартир № 4, № 6, № 7, № 11, № 14, № 20, № 17, № 30, № 31 в доме № 174/3 по ул. Баумана г.Иркутска удовлетворению не подлежат, поскольку задолженность заявлена к взысканию за период с 01.01.2016.
Иск ООО «ХК «Коммунальные системы» подлежит удовлетворению только в части требований в отношении квартиры № 5 в доме № 174/3 по ул. Баумана, поскольку указанная квартира передана новому собственнику по акту приема-передачи 10.06.2016. Следовательно, требование о взыскании с ответчика задолженности за содержание и ремонт жилых помещений и по коммунальным платежам подлежат удовлетворению за период с 01.01.2016 по 09.06.2016 включительно (161 день), что составит сумму 16 983 рубля 89 копеек (согласно изложенному истцом уточненному расчету исходя из соответствующего уменьшения периода начисления).
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 215).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. При этом полномочия органов местного самоуправления определяются его уставом.
Нахождение спорного помещения, расположенного по адресу: <...> в собственности муниципального образования города Иркутска в период с 01.01.2016 по 10.06.2016, отсутствие лиц, проживающих в ней по договору социального найма в спорный период (с учетом уточненных истцом требований) и оказание в этот период коммунальных услуг и услуг содержанию жилого дома, их стоимость и объем, материалами дела подтверждаются, ответчиком не оспариваются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, требования истца к администрации города Иркутска подлежат удовлетворению за счет средств казны.
Довод ответчика о несоблюдении истцом установленного Порядка предоставления субсидий из бюджета города Иркутска юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по содержанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска, оказанием коммунальных услуг в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Иркутска до заселения их в установленном порядке, утв. постановлением мэра города Иркутска от 12.12.2008 № 031-06-3206/8 подлежит отклонению, как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора и не свидетельствующий о нарушении норм действующего законодательства. Неполучение истцом субсидии (в целях возмещения недополученных доходов) не влияет на обязанность МО город Иркутск, являвшегося собственником спорного помещения в заявленный период, по оплате задолженности за оказанные коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является последствием наличия самого права собственности. Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 192 017 рублей 3 копеек, подлежат удовлетворению в сумме 16 983 рублей 89 копеек, составляющих задолженность по оплате на содержание и ремонт общего имущества, а также отопление в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...> и отклонению в остальной части.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, установленного частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ» о взыскании с АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА задолженности в сумме 192 017 рублей 3 копеек, подлежат удовлетворению в сумме 16 983 рублей 89 копеек, составляющих задолженность по оплате на содержание и ремонт общего имущества, а также отопление в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...> и отклонению в остальной части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Соответственно, на ответчика относится государственная пошлина в сумме 597 рублей 63 копеек; указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Прочая сумма уплаченной истцом государственной пошлины, соответствующая сумме отклоненного судом требования, относится на истца и не подлежит возмещению за счет ответчика.
С учетом состоявшегося в ходе рассмотрения спора увеличения исковых требований по размеру до суммы 192 017 рублей 3 копеек государственная пошлина в сумме 7 рублей 51 копейки подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Принимая во внимание, что ответчик является органом местного самоуправления, суд считает необходимым отметить, что положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение государственных органов и органов местного самоуправления - ответчиков от уплаты государственной пошлины в бюджет. При этом законодательством не предусмотрено освобождение указанных органов от возмещения судебных расходов другой стороне по делу в случае, если решение принято не в пользу указанных органов. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный орган либо орган местного самоуправления. Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», согласно которым в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ» основной долг в сумме 16 983 рубля 89 копеек; расходы по уплате государственной пошлины в сумме 597 рублей 63 копейки.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 7 рублей 51 копейка.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Серова