ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10691/18 от 08.11.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ    

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                        Дело  № А19-10691/2018

« 15 »  ноября  2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 ноября 2018

Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2018

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирнягиной Ж.П., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Регионжилстрой» (ОГРН 1173850029924, ИНН 3811448342, место нахождения: 664047, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 125-302)

к Комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска (ОГРН 1163850052475, ИНН 3808193493, место нахождения: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14Б)

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 07.03.2018 № 410-74-286/18, об отмене  разрешения на  строительство от 29.12.2017 № 38-ru38303000-468-2017,

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «РегионЖилСтрой» (ОГРН 1123850035726, ИНН 3808225586, место нахождения: 664047, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Депутатская, 6-6а),

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Лицей-интернат № 1 (ОГРН 1033801006986, ИНН 3809024610, место нахождения: 664019, Иркутская область, г. Иркутск ул. Ленская, 4),

при участии в судебном заседании

от заявителя: Величко А.М. (директор, приказ от 16.08.2017 № 1);

от органа, принявшего оспариваемое решение: Андреева Е.О., доверенность от 01.12.2017 № 945-70-4417/17;

от третьего лица (Общество с ограниченной ответственностью «РегионЖилСтрой»): не явились;

от третьего лица (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Лицей-интернат № 1): Григорьев В.О., доверенность от 17.04.2018;

        установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Регионжилстрой» (далее – ООО «СК «Регионжилстрой») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска в лице Департамента реализации градостроительной политики, выраженного в письме от 07.03.2018 № 410-74-286/18, об отмене  разрешения на строительство от 29.12.2017 №30-ru3803000-468-2017 объекта капитального строительства «Группа жилых домов с нежилыми помещениями, объектами соцкультбыта, подземными автостоянками, трансформаторной подстанцией, расположенная по ул. Сарафановская в Куйбышевском районе г. Иркутска, 1 очередь строительства. Второй этап. Жилой дом№2, жилой дом №3», обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем признания действующим разрешения на строительство от 29.12.2017 № 38-ru38303000-468-2017.

Определением от 05.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска Лицей-интернат № 1 (далее – МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1).

 Представитель заявителя в судебном заседании требования о признании незаконным оспариваемого решения поддержал.

Представитель Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска требования заявителя не признал.

Представитель МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 в судебном заседании, состоявшемся 01.11.2018, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью «РегионЖилСтрой» (далее – ООО «РегионЖилСтрой»), надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. 

Из материалов дела следует, что по договору аренды земельного участка № 4419 от 29.09.2010, заключенному между Администрацией г. Иркутска (арендодатель) и Открытым акционерным обществом «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» (арендатор), последнему передан во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 38:36:000018:4752, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 16 882 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Сарафановская.

Основанием для заключения данного договора являются постановление мэра г. Иркутска от 29.05.1995 № 16/429 «О предоставлении земельного участка в аренду на 5 лет Иркутскому областному государственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства под строительство группы жилых домов и детского сада-яслей в Куйбышевском районе г. Иркутске по ул. Сарафановская», распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от 28.09.2010 № 504-02-5768/10 «О разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:4678».

В результате последовательной смены арендаторов путем заключения договоров передачи прав и обязанностей (перенаем) по договору аренды земельного участка № 4419 от 20.03.2012, от 06.03.2013, от 09.01.2017, от 07.09.2017, права и обязанности арендатора по договору с 20.09.2017 переданы ООО «СК «Регионжилстрой». Дополнительными соглашениями к договору сторонами разрешенное использование земельного участка изменено на строительство многоквартирных домов.

29.12.2017 ООО «СК «Регионжилстрой» выдано разрешение № 38-ru38303000-468-2017 на строительство объекта капитального строительства «Группа жилых домов с нежилыми помещениями, объектами соцкультбыта, подземными автостоянками, трансформаторной подстанцией, расположенная по ул. Сарафановская в Куйбышевском районе г. Иркутска, 1 очередь строительства. Второй этап. Жилой дом№2, жилой дом №3».

 В письме от 07.03.2018 № 410-74-286/18 Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска сообщил заявителю об отмене разрешения на строительство от 29.12.2017 № 38-ru38303000-468-2017.

Основаниями для отмены явились следующие обстоятельства. Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 № 010-64-001534/16, заключенное с ООО «РегионЖилСтрой», не может являться основанием для использования земельных участков при недостаточности строительных площадей.

Документы, представленные для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, не соответствуют требованиям, установленным «Местными нормативами градостроительного проектирования г. Иркутска», утвержденными Постановлением администрации г. Иркутска от 15.07.2011 № 031-06-1287/11, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана, представленного для получения разрешения на строительство от 29.12.2017 № 38-ru38303000-468-2017, в том числе, требованиям, установленным градостроительным регламентом.

 Полагая, что решение об отмене  разрешения на  строительство, выраженное в письме от 07.03.2018 № 410-74-286/18, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «СК «Регионжилстрой» обратилось в суд с настоящим заявлением.   

В обоснование заявленных требований ООО «СК «Регионжилстрой» указало, что для получения разрешения на строительство им в уполномоченный орган был представлен полный пакет документов, предусмотренный ГрК РФ. По результатам рассмотрения заявления каких-либо обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения на строительство, установлено не было. Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 № 010-64-001534/16, заключенное с ООО «РегионЖилСтрой» (иное юридическое лицо), и инициированное самой Администрацией города Иркутска, является действующим, так как не расторгнуто, в судебном порядке не оспорено. В целях реализации (исполнения) названого соглашения заявителем с ООО «РегионЖилСтрой» заключен договор о сотрудничестве и совместной деятельности от 02.10.2017, предметом которого является оказание содействия в выполнении обязательств, указанных в соглашении, в установленные сроки и в полном объеме. Кроме того, ГрК РФ не содержит положений об основаниях и порядке отмены ранее выданных разрешений на строительство. Основания прекращения разрешения на строительство, предусмотренные частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ, в оспариваемом письме не приведены.

В судебном заседании 01.11.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 08.11.2018. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя Величко А.М., представитель Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска Андреева Е.О. От представителя МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое судом отклонено.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.  

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) определено, что к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Частью 3 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.  

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса.

Вопросы выдачи разрешения на строительство урегулированы в статье 51 ГрК РФ, определившей в части 1, что такое разрешение представляется собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 8 статьи 1, пункта 3 части 2 статьи 30, части 1 статьи 32 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки, которые являются документом градостроительного зонирования и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен перечень документов прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство (с учетом особенностей, закрепленных в частях 7.1, 7.2 данной статьи), в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт 1), градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (пункт 2).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Из части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2017, следует,  что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство.

Из материалов дела следует, что 14.12.2016 Администрацией города Иркутска с ООО «РегионЖилСтрой», которому разрешение на строительство не выдавалось (иное юридическое лицо, нежели заявитель по делу), заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности № 010-64-001534/16, предметом которого является организация взаимодействия сторон, направленного на обеспечение мероприятий по подготовке градостроительной документации и строительству объектов капитального строительства по улице Сарафановской в Куйбышевском районе города Иркутска в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:4752 площадью 16 882 кв.м., принадлежащего застройщику на праве аренды на основании договора аренды от 29.09.2010 № 4419; по благоустройству территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000018:4752; по обустройству автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:18948; по реконструкции спортивного ядра, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:3463, принадлежащем МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 на праве постоянного (бессрочного) пользования; по расселению с последующим сносом многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Сарафановская, д.67, в соответствии со схемой осуществления мероприятий (приложение № 1 к соглашению) и графиком выполнения мероприятий (приложение № 2 к соглашению).

Из текста соглашения и приложения №2 к нему следует, что в соответствии с графиком выполнения мероприятий на втором этапе 1 очереди (строительство блок-секций №№ 2, 3) предусмотрены: реконструкция спортивного ядра, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:3463, принадлежащем МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 на праве постоянного (бессрочного) пользования; благоустройство территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000018:4752; обустройство автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:18948 согласно схеме осуществления мероприятий. Срок выполнения мероприятий – 4 квартал 2018.

На 3 этапе 1 очереди (строительство блок-секций №№ 4, 7, 98) предусмотрено расселение и снос многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Сарафановская, д.67; благоустройство территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000018:4752; обустройство автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:18948 согласно схеме осуществления мероприятий. Срок выполнения мероприятий – 2 квартал 2020.

На четвертом этапе 1 очереди (строительство блок-секции № 9), 2 очереди (строительство блок-секции № 10) на земельном участке по ул. Сарафановская, д. 67 (перспектива) предусмотрены: благоустройство территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000018:4752; обустройство автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:18948 согласно схеме осуществления мероприятий. Срок выполнения мероприятий – 4 квартал 2021 года.

 На момент рассмотрения спора закончен и введен в эксплуатацию 1 этап - блок-секции №№ 1,5, подземная автостоянка на 66 мест.

В части 7 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство) установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

К указанному заявлению, в числе прочих, прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок;  градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей), положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

Как установлено материалами дела, в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:4752 начальником департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска утверждены следующие градостроительные планы земельных участков:

- приказом от 27.12.2012 № 955-08-121/12 утвержден градостроительный план земельного участка № RU38303000858. Приказом от 02.04.2013 № 955-08-85/13 данный градостроительный план отменен;

- приказом от 19.04.2013 № 955-08-111/13 утвержден градостроительный план земельного участка № RU383030001000. Приказами от 22.05.2014 № 955-08-276/14, от 05.07.2016 № 955-08-1138/16 в данный градостроительный план внесены изменения. Указанные изменения были внесены по заявлениям ООО «РегионЖилСтрой» в связи с корректировкой топографической основы и не касались изменения градостроительных регламентов, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

 На момент утверждения  градостроительного плана земельного участка (19.04.2013) с кадастровым номером 38:36:000018:4752, расположенного в Куйбышевском районе города Иркутска по ул. Сарафановская,  действовали «Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска», утвержденные Постановлением администрации г. Иркутска от 15.07.2011 № 031-06-1287/11 (далее - МНГПИ-1.13.01-08).

Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска, со ссылкой на названные нормативы (таблица 2.6 пункта 2.2.7), указал на дефицит нормативных показателей обеспечения спортивными площадками (426 кв.м.) и парковками (404 парковочных места), привел соответствующий расчет. В оспариваемом письме Комитет указал заявителю на несоответствие документов, представленных для получения градостроительного плана, вышеуказанным требованиям МНГПИ-1.13.01-08.

Заявитель указывает, что на момент выдачи градостроительного плана в 2016 году МНГПИ-1.13.01-08 были отменены постановлением администрации города Иркутска от 14.03.2016 № 031-06-177/6, действовали градостроительные регламенты, установленные «Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск», утвержденными решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430. При выдаче разрешения на строительство какого-либо несоответствия проектной документации требованиям названных Правил (в редакции решения Думы г. Иркутска от 30.03.2017 № 006-20-320502/7) не было установлено Комитетом.

Между тем, доводы заявителя о том, что градостроительный план был утвержден 05.07.2016 не состоятельны, поскольку такой план был утвержден, как указано выше, 19.04.2013, в 2016 году в него были внесены изменения, касающиеся топографической основы. Указанное обстоятельство следует из приказа начальника департамента обеспечения градостроительной деятельности от 05.07.2016 №955-08-1138/16 «О внесении изменений в приказ начальника департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска от 19.04.2013 №955-08-111/13».

В отношении недостающих площадей при организации строительства заявителем представлены заключенные с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска соглашения об установлении сервитута от 26.10.2017 № 122, от 30.10.2017 № 124 в отношении части земельного участка площадью 2296 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:15847, и в отношении части земельного участка площадью 5522 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:18948. Между тем, данные соглашения об установлении сервитута не имеют отношения к рассматриваемому спору, касающемуся возможности использования земельного участка, принадлежащего МБОУ города Иркутска Лицей-интернат № 1, что отражено в проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство.

Заявитель считает, что строительство объекта капитального строительства им в полной мере обеспечено необходимыми площадями, а также соблюден принцип платности землепользования в Российской Федерации.

В составе пакета документов для выдачи разрешения на строительство застройщиком был представлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:4752, в котором отражены сведения о проектной документации объекта капитального строительства – 10-12-I, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «АПБ «АРХ-Идея», свидетельство о допуске № СРО-П-142-27022010-3811158700-197 от 08.06.2012.

Материалами проектной документации 10-12-I предусмотрено следующее:

- заданием на проектирование сформулирована задача запроектировать единый комплекс в полном соответствии с соглашением о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 № 010-64-001534/16, заключенным между ООО «РегионЖилСтрой» и администрацией города Иркутска, разбитый на этапы строительства (раздел 1 «Пояснительная записка, 10-12-I-ПЗ);

- на территории застройки в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Сарафановская разрабатывается единый генеральный план, сбалансированный по всем четырем этапам строительства; застройка является комплексной, с учетом строительства II очереди. Технические условия по инженерному обеспечению выданы на всю первую очередь строительства. При этом первый этап I очереди - построен полностью и введен в эксплуатацию. Второй, третий и четвертый этапы будут вводиться согласно приложению № 1 к Соглашению о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 № 010-64-001534/16, заключенному между ООО «РегионЖилСтроем» и администрацией города Иркутска (раздел 1 «Пояснительная записка, 10-12-I-ПЗ);

 - благоустройство, предусмотренное возле б/с №№ 1 и 5 (1-й этап) включает в себя площадки для игр детей, отдыха взрослого населения и для занятий физкультурой, предусмотренные для всей 1-й очереди. Недостающие площади спортивной площадки компенсируются за счет реконструируемого школьного стадиона (П-й этап) (раздел 6 «Проект организации строительства», 10-12-I-ПОС);

- на период строительства II этапа требуется участок 2700 м2, прилегающий к земельному участку, с последующим выполнением благоустройства на этой территории и обустройство автомобильной дороги согласно соглашению от 14.12.2016 № 010-64-001534/16 (раздел 6 «Проект организации строительства», 10-12-I-ПОС).

Таким образом, в основу проектной документации положено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 № 010-64-001534/16, заключенное между ООО «РегионЖилСтрой» и администрацией города Иркутска. которым прямо предусмотрено, что недостающие площади для размещения спортивной площадки, парковок компенсируются за счет проведения мероприятий, предусмотренных соглашением. В частности, в связи со стесненными условиями строительной площадки в границах отвода территории под застройку, которые выражаются в невозможности складирования материалов на строительной площадке для нормального обеспечения ими рабочих мест, невозможности размещения зон работы крана в пределах строительной площадки, отсутствия территории безопасного размещения административно-бытового городка, на период строительства 2 этапа требуется участок площадью 2700 кв.м.,  прилегающий к земельному участку застройщика, который будет задействован при осуществлении строительства согласно указанному Соглашению о сотрудничестве и совместной деятельности.

Материалами дела установлено и заявителем не оспаривается то обстоятельство, что территория, находящаяся за пределами земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:4752, использование которой предусмотрено проектной документацией, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:3463, предоставленного МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 в постоянное (бессрочное) пользование. Согласно разделу 6 «Проекта организации строительства» и генеральному плану проектной документации недостающие площади для размещения спортивной площадки, парковок компенсируются за счет проведения мероприятий, предусмотренных соглашением о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 № 010-64-001534/16, в том числе, путем реконструкции спортивного ядра лицея (стадион МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1). Следовательно, при строительстве предполагалось использовать не только земельный участок, находящийся в аренде заявителя, а также часть земельного участка, принадлежащего МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1.

Между тем, Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 14.12.2016 №010-64-001534/16, отраженное в проектной документации объекта капитального строительства, не может применяться в качестве основания для использования  земельных участков при недостаточности строительных площадей.

 Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000018:3463 предоставлен МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 в постоянное бессрочное пользование для эксплуатации существующих зданий лицея на основании постановления Мэра г. Иркутска от 04.12.2007 № 031-06-2443/7.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства урегулирована положениями статей 30, 31, 32 ЗК РФ и ее соблюдение необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности предоставления таких земельных участков.

Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, являются правоустанавливающие документы на земельный участок.

При этом под правоустанавливающим документом надлежит понимать документ, устанавливающий или удостоверяющий право застройщика на земельный участок, на котором предполагается производить строительство (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 309-КГ17-20985 по делу № А76-17007/2016).

Как было указано выше, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000018:3463 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 и в аренду обществу для целей строительства не предоставлялся.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство застройщик не являлся и не является на сегодняшний день титульным владельцем земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:3463.

Таким образом, установив, что часть земельного участка, предполагаемого для строительства, не принадлежит обществу на законных основаниях, Комитет пришел к правильному выводу  о том, что разрешение на строительство выдано с нарушением законодательства.

Данное основание для отмены разрешения на строительство от 29.12.2017 № 38-ru38303000-468-2017 изложено в тексте письма от 07.03.2018 № 410-74-286/18, в соответствии с которым в администрацию города Иркутска поступила информация от МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1 о невозможности использования школьного стадиона жителями домов, строительство которых предусмотрено проектной документацией, в связи с чем, у застройщика возникает дефицит нормативных показателей обеспечения, в том числе спортивными площадками.

  В этой связи является несостоятельным довод заявителя о том, что в соответствии с действующими в настоящее время Правилами землепользования и застройки (утв. решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430) нормативное обеспечение возводимого им объекта капитального строительства спортивными площадками и парковочными местами будет соответствовать установленным требованиям и без использования части земельного участка, принадлежавшего МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1.

Суд исходит из того, что документы, представленные для получения разрешения на строительство от 29.12.2017 № 38-ru38303000-468-2017 объекта капитального  строительства, не соответствуют требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального  строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, в том числе, требованиям градостроительных регламентов.

Проектная документация предусматривает возможность беспрепятственного использования застройщиком части непринадлежащего ему на законном основании    земельного участка в соответствии с Соглашением от 14.12.2016 № 010-64-001534/16.

Использование при строительстве  земельного участка, принадлежащего МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1, нарушает его права как землепользователя, и не допустимо в  силу закона.

В том случае, если заявитель  полагает, что в соответствии с новыми ПЗЗ площадь принадлежащего ему на праве аренды земельного участка является достаточной для нормативного обеспечения жителей спортивными площадками и парковочными местами, он вправе в установленном порядке  разработать соответствующую проектную документацию, и обратиться за новым разрешением на строительство.

В этой связи, доводы заявителя о том, что в соответствии с ныне действующими ПЗЗ ему как застройщику достаточно той площади, которая у него имеется, без освоения части земельного участка, принадлежащего МБОУ г. Иркутска Лицей-интернат № 1, не могут быть признаны состоятельными.

В определенных статьей 51 ГрК РФ случаях уполномоченный орган (организация) в отношении выданного разрешения на строительство вправе принять решение о прекращении его действия (части 21.1, 21.2, 21.4).

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 309-КГ17-20985 по делу № А76-17007/2016.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение, выраженное в письме от 07.03.2018 № 410-74-286/18, направлено на отмену незаконного разрешения на строительство и не нарушает права и законные интересы заявителя. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «СК «Регионжилстрой» удовлетворению не подлежат. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                       Н.Г. Позднякова