АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2) 24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-10737/2012
« 26 » ноября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2012 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания и.о.секретаря судебного заседания Маман А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, место жительства: 665719, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Южная, 111, кв. 51)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, место нахождения: 107078, <...>)
третьи лица: 1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН <***>, место нахождения: <...>);
2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 664025, <...>),
3. Индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 665730, Иркутская область, г.Братск, жилрайон Энергетик, ул.Пирогова, 9-128),
о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Иркутской области от 03.11.2011 № 3800/608/1-47089 об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в заседании представителей
от заявителя: ФИО3 - представитель по доверенности от 30.01.2012 № 38АА 0683473; ФИО2- представитель по доверенности;
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: ФИО4 – представитель по доверенности от 08.02.2012 № 38АА 0606142;
от третьего лица (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области): ФИО5, представитель по доверенности от 10.01.2012 № ПФ11/17;
от третьего лица (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом): не явились;
третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО2;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», Кадастровая палата) о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Иркутской области от 03.11.2011 № 3800/608/11-47089 об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об осуществлении кадастрового учета земельного участка по заявлению от 14.10.2011 № 38-0-1-87/3101/2011-599.
Предпринимателем ФИО1 также заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Определением от 25.07.2012 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-2689/2012.
Определением от 01.10.2012 производство по делу возобновлено.
Представитель индивидуального предпринимателя Скидана Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебном заседании указал на законность оспариваемого отказа, просил в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Скидана Ю.В. отказать.
Индивидуальный предприниматель ФИО2, участвующий в деле в качестве третьего лица на стороне заявителя, и представляющий интересы заявителя по доверенности, заявленные требования поддержал.
Третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Скидан Ю.В. обратился в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Иркутской области (ныне - ФГБУ «ФКП Росреестра») с заявлением от 14.10.2011 № 38-0-1-87/3101/2011-599 о постановке на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка.
Согласно межевому плану, представленному предпринимателем в орган кадастрового учета вместе с заявлением от 14.10.2011 № 38-0-1-87/3101/2011-599, вышеуказанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:140.
Решением Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Иркутской области от 03.11.2011 № 3800/608/11-47089 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:140:ЗУ1, состоящего из семи частей, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Братск, П 27 35 00 00, в связи с несоответствием документов, представленных для кадастрового учета, требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не соответствием представленного межевого плана Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее – Требования № 412).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его, указав на ошибочность выводов ответчика и несоответствие их закону.
В судебном заседании 14.11.2012, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 15 часов 20.11.2012. После окончания перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО3, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО5
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Рассмотрев заявленное предпринимателем ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Арбитражным судом Иркутской области рассмотрено дело № А19-20986/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2, выполнившего по поручению Скидана Ю.В. кадастровые работы по изготовлению межевого плана образуемого земельного участка, об оспаривании решения Кадастровой палаты от 03.11.2011 № 3800/608/1-47089. По данному делу индивидуальный предприниматель Скидан Ю.В. выступал третьим лицом. Заявление было принято к производству суда 24.11.2011.
Решением суда от 17.05.2012 по делу № А19-20986/2011 в удовлетворении заявленных требований ФИО2 отказано по мотиву отсутствия нарушений прав заявителя оспариваемым решением Кадастровой палаты от 03.11.2011.
Кадастровая палата полагает и заявитель не оспаривает, что процессуальный срок подачи заявления об оспаривании решения от 03.11.2011 № 3800/608/1-47089 на дату обращения с настоящим заявлением в суд истек, поскольку с соответствующим заявлением в суд Скидан Ю.В. обратился лишь 24.05.2012.
Скидан Ю.В. полагал и рассчитывал на рассмотрение в деле № А19-20986/2011 спора по существу, между тем, в решении суда по указанному делу выводов относительно законности либо незаконности решения Кадастровой палаты от 03.11.2011 не содержится, поскольку в иске отказу по мотиву отсутствия нарушенных прав ФИО2 оспариваемым решением, в связи с чем, материально-правовая цель заявителем достигнута не была.
Исходя из изложенного, суд полагает возможным учесть вышеназванные обстоятельства причин пропуска срока на обращение в суд уважительными и восстановить заявителю срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения от 03.11.2011 № 3800/608/1-47089.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности действий (бездействия) и обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия) возлагается на орган, их совершивший.
Заявителю на праве собственности принадлежат семь объектов недвижимости (нежилые здания), расположенные по адресу: Иркутская область, г.Братск, П 27 09 01 01 - П 27 09 07 01, в том числе: сторожка, домик для сторожей, административное одноэтажное здание, бытовка, холодный склад, гараж грузовых автомобилей, гараж легковых автомобилей (свидетельства о государственной регистрации права от 20.01.2011 серии 38 АД №№ 348724, 348725, 348726, 348727, 348728, 348729, 348730).
Данные здания расположены в кадастровом квартале 38:34:016001. До 15.08.2011 земельный участок под указанными нежилыми зданиями был обременен арендой ОАО «Группа «Илим». Из пояснений представителя заявителя следует, что площадь высвобожденного из аренды ОАО «Группа «Илим» земельного участка 38:34:016001:140, к которому относятся указанные объекты недвижимости, значительно превышает площадь фактически используемой ФИО1 территории. В связи с чем, ФИО1 как собственников объектов недвижимости, было принято решение об обращении к собственнику земельного участка – Российской Федерации - с заявлением о приобретении в собственность (аренду) земельного участка по фактически занимаемой площади. Для чего был подготовлен межевой план данного земельного участка и 14.10.2011 сдан для постановки на кадастровый учет такого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В части 2 статьи 27 Закона о кадастре перечислены случаи, в которых орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В качестве одного из оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка ответчиком указано, что вид кадастровых работ, указанный на титульном листе представленного межевого плана не соответствует кадастровым сведениям о способе образования земельного участка и содержанию разделов межевого плана (в заявлении указано об образовании в результате кадастровых работ двух участков, тогда как образован был один земельный участок).
Данное обстоятельство, как указывает заявитель, является явной опечаткой, которая была выявлена и устранена подрядчиком – кадастровым инженером ФИО2 до принятия оспариваемого решения, путем замены титульного листа в ранее изготовленном межевом плане. Межевой план в измененном виде с сопроводительным письмом от 15.10.2011 №14/11, содержащим указание на допущенную опечатку и просьбу считать указанием вида выполненных кадастровых работ «образование одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:140 …» был направлен почтовым отправлением и получен Кадастровой палатой 21.10.2011. Однако, орган кадастрового учета данный межевой план не принял и 01.11.2011 возвратил его заявителю со ссылками на отсутствие оснований для принятия доработанных документов.
Частью 2 статьи 21 Закона о кадастре представление в орган кадастрового учета заявления и необходимых для кадастрового учета документов допускается разными способами: лично, посредством почтового отправления, либо с использованием сетей связи общего пользования (интернет).
Предоставление дополнительных документов в электронном виде для осуществления кадастрового учета, в том числе, межевого плана, общедоступно осуществляется через портал государственных услуг Росреестра. Следовательно, документы, поступившие в орган кадастрового учета любым из предусмотренных законом способов, до окончания срока рассмотрения заявления о кадастровом учете (ч.1 ст. 17 Закона о кадастре), считаются представленными для кадастрового учета.
Поскольку законом не запрещено представление к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета дополнительных документов, ссылка Кадастровой палаты на невозможность представления дополнительных документов является необоснованной, и расценивается судом как направленная на создание препятствий для осуществления заинтересованным лицом кадастрового учета земельного участка.
В качестве другого основания для отказа заявителю в государственной регистрации орган кадастрового учета, со ссылкой на статью 11.3 Земельного кодекса РФ, указал на отсутствие в составе представленных для кадастрового учета документов документа, являющегося основанием проведения работ по формированию земельного участка указанным способом.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно части 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ в решении о разделе земельного участка должен быть указан кадастровый номер образуемого земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 17 Закона о кадастре кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета по завершению их кадастрового учета, т.е. в рассматриваемом случае - по завершению кадастрового учета образуемого земельного участка, в котором оспариваемым решением заявителю отказано.
Таким образом, из системного толкования названных норм права следует, что принятию решения об образовании земельного участка должны предшествовать осуществление кадастрового учета образуемого земельного участка и выдача кадастрового паспорта образуемого земельного участка. После чего, заявитель в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ, имеет возможность представить кадастровый паспорт вместе с заявлением в исполнительный орган государственной власти для принятия решения об образовании земельного участка. Следовательно, принятие уполномоченным органом решений об образовании земельных участков осуществляется в отношении уже прошедшего кадастровый учет земельного участка, обладающего признаками индивидуально определенной вещи.
В отзыве по делу от 28.06.2012 № 12-исх/1464-СТ ответчик указывает, что в нарушение пункта 27 Требований № 412, в представленном заявителем для кадастрового учета межевом плане отсутствуют копии документов, предусмотренные пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Данные доводы представителя ответчика не состоятельны в правовом отношении, поскольку в оспариваемом решении не содержится такого основания для отказа в осуществлении кадастрового учета как отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка.
Образование земельных участков при разделе земельных участков, и возникшие в связи с этим правоотношения, регулируются статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи (при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан) и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 20 Закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства - собственники таких объектов недвижимости и собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.
Проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы с предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.
Частью 1 статьи 23 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 3 статьи 24 Закона «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
В силу части 4 статьи 24 и части 1 статьи 25 Закона «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения кадастровые сведения о названных земельных участках носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 24 Закона «О государственном кадастре недвижимости» в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, учитывая, положения пункта 2 статьи 11.2, статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24, 25 Закона «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу, что постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка, о котором было заявлено ФИО1, не могли быть нарушены права собственника земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:140- Российской Федерации, поскольку такой учет носит временный характер, и в случае отсутствия государственной регистрации вещного права на вновь образованный земельный участок за ФИО1, по истечении двух лет кадастровые сведения могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В оспариваемом решении Кадастровая палата указала, что поскольку в составе сведений Реестра объектов недвижимости об исходном земельном участке с кадастровым номером 38:34:016001:140 имеются сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке и поставленных на государственный кадастровый учет частях данного земельного участка под указанными объектами, в силу пункта 40 Требований № 412 в межевом плане должны быть заполнены реквизит «4» раздела «Исходные данные», строка «6» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» для образуемых путем раздела земельных участках, на которых расположены данные объекты недвижимости.
При этом в реквизите «4» раздела «Исходные данные» указываются наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (пункт 41 Требований № 412), а в графу «Характеристика части» реквизита «5» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» со словами «Часть земельного участка занята объектом недвижимости» вносятся сведения об объекте недвижимости, включенные в реквизит «4» раздела «Исходные данные» межевого плана в соответствии с пунктом 41 Требований № 412 (то есть, наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный помер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.) (пункт 62 Требований № 412).
Рассмотрев данные основания для отказа в осуществления кадастрового учета, изложенные в оспариваемом решении, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Статьей 35 Закона о кадастре установлено, что основаниями для выполнения кадастровых работ являются заключаемый в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договор подряда на выполнение кадастровых работ, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, определение суда.
Согласно статье 37 Закона о кадастре результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
В силу части 1 статьи 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частью 2 статьи 38 указанного Федерального закона в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона о кадастре кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В рамках настоящей статьи под объектами недвижимого имущества, в отношении которых может быть осуществлен кадастровый учет, понимаются: - земельные участки - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ); - здания, сооружения, помещения (жилые и нежилые); - объекты незавершенного строительства.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что объектом кадастровых работ является земельный участок как объект недвижимости, результатом кадастровых работ является межевой план.
Согласно частям 1,2 статьи 36 Закона о кадастре по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Согласно договору подряда № 4/11 от 19.08.2011, заключенному индивидуальным предпринимателем ФИО2 (кадастровый инженер, подрядчик) с индивидуальным предпринимателем ФИО1 (заказчик), подрядчик обязуется по поручению заказчика выполнить комплекс работ, связанных с оформлением и государственной регистрацией права собственности заказчика на земельный участок, образуемый при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:140, находящегося по адресу: Иркутская область, город Братск, П 27 35 00 00; площадью 28872 кв.м., являющегося собственностью Российской Федерации, который будет включать огороженную территорию под объектами капитального строительства принадлежащих заказчику, именуемыми в дальнейшем «Объекты», а так же необходимую для их использования, заказчик обязуется предоставить все имеющиеся в его распоряжении документы на Объекты, оформить на подрядчика нотариально удостоверенную доверенность с необходимыми для оформления и государственной регистрации прав полномочиями, оплатить стоимость приобретаемого земельного участка, и своевременно оплатить работу подрядчика.
Таким образом, предметом договора подряда являлись кадастровые работы, которые включают проведение установления границ на местности и постановку на кадастровый учет земельного участка, созданного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:346:016001:140. Результатом работ в силу статьи 37 Закона о кадастре являлся соответствующий межевой план.
В отношении спорного земельного участка осуществлены кадастровые работы по разделу исходного земельного участка с кадастровым номером 38:346:016001:140, после чего Скидан Ю.В. обратился в Кадастровую палату с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет образованного в результате раздела земельного участка. Доказательств того, что договором подряда было определено выполнение кадастровых работ, в результате которых обеспечивалась бы подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, в материалы дела ответчиком не представлено и судом не установлено. Ответчиком не оспаривается тот факт, что договором подряда была предусмотрена лишь постановка на кадастровый учет земельного участка, созданного в результате раздела соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 40 «Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее – Требования № 412), реквизит "4" раздела "Исходные данные", строка "6" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", строка "2" реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях", строка "5" реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" заполняются при наличии на исходном или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ГКН.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Закона о кадастре реестр объектов недвижимости, являющийся одним из разделов Государственного кадастра недвижимости (далее-ГКН), представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
Согласно пункту 1 статьи 43 Закона о кадастре до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 43 Закона о кадастре).
Следовательно, до 01.01.2013 реестр объектов недвижимости, как один из разделов Государственного кадастра недвижимости, не ведется.
Согласно представленным заявителем выпискам из ГКН сведений об объектах недвижимости (зданиях, сооружения), расположенных на образуемом земельном участке, в государственном кадастре недвижимости не содержится. Сведения о наличии частей на образуемом земельном участке содержатся в ГКН, в связи с чем, данные сведения были отражены кадастровым инженером в соответствующем разделе межевого плана.
Как следует из материалов дела, сведения о частях земельного участка были внесены в ГКН при образовании данных частей ранее иным лицом. В соответствии с частью 4 статьи 20 и частью 9 статьи 47 Закона о кадастре учет частей земельных участок, а также учет изменений таких частей, осуществляются в заявительном порядке.
В заявлении от 14.10.2011 №38-0-1-87/3101/2011-599, поступившем в орган кадастрового учета от представителя Скидана Ю.В., такой просьбы не содержится.
Согласно пункту 41 Требований № 412 в случае, если договором подряда на выполнение кадастровых работ предусмотрено составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, реквизит "4" раздела "Исходные данные" заполняется независимо от наличия в ГКН сведений о таких объектах недвижимости.
Пунктом 62 Требований № 412 установлено, что, если образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке объектов недвижимости, в графе "Характеристика части" указываются:
слова "Часть земельного участка занята объектом недвижимости";
сведения об объекте недвижимости, включенные в реквизит "4" раздела "Исходные данные" межевого плана в соответствии с пунктом 41 Требований.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен лишь один случай внесения в межевой план сведений о зданиях, расположенных на частях земельного участка при отсутствии этих сведений в ГКН - это образование части земельного участка с имеющимся на нем зданием, строением, сооружением и наличие договора подряда на выполнение кадастровых работ с составлением межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства.
Указанное следует из положений пунктов 41 и 62 Требований № 412, а также разъяснений Минэкономразвития РФ от 29.06.2011 № ОГ-Д23-235, согласно которым сведения о зданиях отражаются только в случае, если договором подряда предусмотрено выполнение этих работ (тогда сведения о зданиях вносятся в межевой план вне зависимости от наличия этих сведений в ГКН). Иное толкование ответчиком положений законодательства приводит к необоснованному возложению на заявителя дополнительных обязанностей по представлению документов, не установленных законом (часть 4 статьи 21 Закона о кадастре), и препятствует осуществлению государственного кадастрового учета.
Кадастровая палата в оспариваемом решении ссылается на необходимость заполнения названных реквизита и строки, указывая на наличие на исходном земельном участке объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ГКН.
Между тем, как было указано выше, сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:346:016001:140, в ГКН отсутствуют. Данные сведения подлежат обязательному внесению в ГКН (реестр объектов недвижимости) только с 01.01.2013. Правовых оснований для отождествления частей земельного участка с объектами недвижимости (в данном случае-здания) не имеется и на наличие таковых ответчик не ссылается.
Следовательно, вывод органа кадастрового учета в оспариваемом решении на необходимость обязательного заполнения реквизита 4 раздела «Исходные данные» и строки «6» реквизита «4» является необоснованным.
В рассматриваемом случае оснований для вменения в обязанности кадастровому инженеру заполнить реквизит «4» раздела «Исходные данные», а также строку «6» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» межевого плана не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что материалы землеустроительного дела содержат все документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и со стороны предпринимателя Скидана Ю.В. были соблюдены все требования законодательства по проведению работ межевания объектов землеустройства.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Кадастровой палаты лишает заявителя возможности осуществления государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Законом о государственном кадастре. Ответчик, в нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ, не представил доказательств обоснованности и законности отказа в постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по осуществлению государственного кадастрового учета препятствует реализации заинтересованным лицом права по приобретению в собственность (аренду) земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, поскольку спорный земельный участок как объект права не будет определен (не индивидуализирован).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в совокупности и взаимной связи представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о незаконности решения от 03.11.2011 № 3800/608/1-47089 об отказе предпринимателю ФИО1 в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования индивидуального предпринимателя Скидана Ю.В. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной предпринимателем ФИО1 при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 200 руб. по чеку-ордеру от 18.05.2012 подлежат взысканию в пользу заявителя с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Иркутской области от 03.11.2011 № 3800/608/1-47089, как не соответствующее положениям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова