ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10759/13 от 24.09.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-10759/2013

24.09.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.09.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.09.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "МегаФон" (ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560, 115035, Москва г, Кадашевская наб, 30)

к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управлению надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Иркутской области (665717, г. Братск, ул. Обручева, 45)

о признании незаконным постановления от 20.06.2013г. № 2-13-16-398/№2-13-16-399/№2-13-16-400

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности Шабалина И.А.,

от ответчика – представитель по доверенности Иванов С.В.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «МегаФон» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Иркутской области от 20.06.2013г. № 2-13-16-398/№2-13-16-399/№2-13-16-400.

Представитель заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержал, указал на составление акта проверки с нарушением требований действующего законодательства, так как акт проверки не содержит сведений об ознакомлении или об отказе в ознакомлении представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении проверки. Доводы, изложенные в первоначальном заявлении, не поддержал. В уточнении на заявление общество указало, что нарушения указанные в акте проверки устранены согласно предписания № 70/1/1 от 27.02.2013, просило признать незаконным и отменить оспариваемое постановление в связи с малозначительностью.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Иркутской области с заявленными требованиями не согласился, указал на законность оспариваемого постановления, отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В судебном заседании 17.09.2013, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 24.09.2013.

Дело рассмотрено в порядке главы 25 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

В период с 07.02.2013г. по 27.02.2013г., на основании распоряжения №70 от 25.01.2013г., проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах ОАО «МегаФон» расположенных по адресу г. Братск, ул. Янгеля, 101В, в ходе проведения которой установлено:

- руководителем организации и работником, ответственным за пожарную безопасность не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму в образовательном учреждении по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отзывом от производства (Федеральный закона №123-ФЗ п. 1 ст. 1, п.п. 3,4 ст. 4, ст. 6, ст. 151; ППР №390 от 25.04.2012г. п.3; Приказ МЧС РФ №645 от 12.12.07г. п.п. 34,36,37); не определен порядок и сроки прохождения работниками организации противопожарного инструктажа с внесением записи в журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (Федеральный закона №123-ФЗ п.1 ст. 1, п.п.3,4 ст. 4, ст. 6, ст. 151; ППР №390 п. 3, Приказ МЧС РФ №645 от 12.12.07г.п. 5,6,8,10); руководителем организации не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (Федеральный закона №123-ФЗ п.1 ст. 1, п.п.3,4 ст. 4, ст. 6, ст. 151; ППР №390 п. 3, Приказ МЧС РФ №645 от 12.12.07г.п.2);

- не проводится ежегодное техническое обслуживание огнетушителей, установленных на объекте ( с занесением результатов в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей) в соответствии с инструкцией по эксплуатации и использованием, необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей (Федеральный закона №123-ФЗ п.1 ст. 1, п.п.3,4 ст. 4, ст. 6, ст. 151; ППР №390 п. 478, СП 9.13130,2009 п. 4.3.5, 4.3.7, 4.3.3);

- руководителем организации не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем противопожарной защиты в техническом здании, реконструированном под офис (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) путем заключения договора с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (Федеральный закона №123-ФЗ п.1 ст. 1, п.п.3,4 ст. 4, ст. 6, ст. 151; ППР №390 п. 63, ФЗ №99-ФЗ от 04.05.2011, п.п. 15 п.1 ст. 12); помещение проходной не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (Федеральный закона №123-ФЗ п.1 ст. 1, п.п.3,4 ст. 4, ст. 6, ст. 54, 83, ст. 151; СП 5,13130,2009, приложение А и А3, таблица А1, п.9, НПБ 110-03 п.3, таблица 1. п.9).

Выявленные нарушения отражены в акте проверки №70 от 27.02.2013г.

14.05.2013г. по факту выявленных нарушений государственным инспектором г. Брастка и Братского района по пожарному надзору в отношении ОАО «МегаФон» составлен протокол № 2-13-16-398 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ; протокол № 2-13-16-399 по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ; протокол № 2-13-16-400 по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

20.06.2013г главным государственным инспектором г. Братска и Брасткого района по пожарному надзору вынесено постановление № 2-13-398/№2-13-16-399/№2-13-16-400, в соответствии с которым ОАО «МегаФон» привлечено к административной ответственности по ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконными и отмене.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 статьи 20.4 КоАП нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. При этом для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон №69-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 21.12.2994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в числе иного, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.2994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности; при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п.1,5,6 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены; автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок; пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.

Согласно статье 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР №390) в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

В соответствии с п. 3 ППР №390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 63 ППР №390 руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

В силу п. 478 ППР №390 руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

Согласно п. 5 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее Приказ №645) противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации). (п.6 Приказа №645).

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с: правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей; требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов; мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ; правилами применения открытого огня и проведения огневых работ; обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики. (п.8 Приказа №645).

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1). ( п. 10 Приказа №645).

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя. (п.34 Приказа №645).

Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя. ( п.36 Приказа №645).

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности ( п. 37 Приказа №645).

Согласно п. 4.3.3. "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 179) техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.

В соответствии с п. 4.3.5. СП 9.13130.2009. перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется: - отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя; - состояние защитных и лакокрасочных покрытий; - наличие четкой и понятной инструкции; - состояние предохранительного устройства; - исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне; - масса огнетушителя, а также масса ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем); - состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя); - состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя). Результат проверки заносят в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей (4.5.4, Приложение Г).

Согласно п. 4.3.7. СП 9.13130.2009 ежегодная проверка огнетушителей включает в себя внешний осмотр огнетушителей по 4.3.5, осмотр места их установки и подходов к ним. В процессе ежегодной проверки контролируют величину утечки вытесняющего газа из газового баллона или ОТВ из газовых огнетушителей. Производят вскрытие огнетушителей (полное или выборочное), оценку состояния фильтров, проверку параметров ОТВ и, если они не соответствуют требованиям соответствующих нормативных документов, производят перезарядку огнетушителей.

В соответствии с приложением А п. А3 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

Согласно таблице А1 п. 9 Здания общественного и административно бытового назначения (кроме указанных в п. п. 11, 13) независимо от площади и этажности должны быть оснащены АУПС.

В соответствии с п. 3 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

В соответствии с п. 9 таблицы 1 здания общественного и административно бытового назначения (кроме указанных в п. п. 11, 13) независимо от площади и этажности должны быть оснащены АУПС.

Как следует из материалов дела, ОАО «МегаФон» осуществляет деятельность в помещениях, расположенных по адресу г. Братск, ул. Янгеля, 101В техздание, нежилое здание, площадь 217,7 кв.м., 1 этаж (свидетельство о государственной регистрации права от 24.11.2009г. 38АГ 963969); техздание, нежилое здание, площадью 117,9, 1 этаж (свидетельство о праве собственности от 24.11.2009г., 38 АГ 963975); гараж, нежилое здание, площадью 67,8 кв.м., 1 этаж ( свидетельство о праве собственности от 24.11.2009г. 38 АГ 963974); проходная, нежилое здание, площадью 11.1 кв.м., 1 этаж ( свидетельство о праве собственности от 24.11.2009г. 38 АГ 963973); здание АПГ, нежилое здание, площадью 340,6 кв.м., 1 этаж ( свидетельство о праве собственности от 24.11.2009г. 38 АГ 963972).

При эксплуатации указанных помещений ОАО «МегаФон» допущен ряд нарушений отраженных в акте проверки.

Суд, исследовав материалы дела, установил, что выявленные при проведении проверки нарушения п. 1 ст. 1, п.п. 3,4 ст. 4, ст. 6, , ст. 54, ст.83, ст. 151 Федерального закона №123-ФЗ; п. п. 2, 3, 478, 63 ППР №390 от 25.04.2012г.; п.п. 34,36,37, 5, 6, 8, 10 Приказа МЧС РФ №645 от 12.12.07г., п. 4.3.5, 4.3.7, 4.3.3 СП 9.13130.2009; пп. 15. П.1 ст. 12 ФЗ №-99 ФЗ от 04.05.2011г, положений СП 5.13130.2009, НПБ 101-03 свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «МегаФон» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела, а именно актом проверки №70 от 27.02.2013г., протоколами об административном правонарушении №2-13-16-398, 2-13-16-399, 2-13-16-400 от 14.05.2013г. и другими доказательствами по делу.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «МегаФон» не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частями 1,3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих правил и норм.

При таких обстоятельствах, привлечение ОАО «МегаФон» к административной ответственности по части 1,3 и части 4 статьи 20.4 КоАП РФ суд признает правомерным.

Доводы заявителя о несоблюдении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившихся в не направлении уведомления о проведении проверки, не вручение распоряжения о проведении проверки, не вручение копии приказа о проведении проверки, в ходе рассмотрения дела судом опровергнуты предоставлением ГУ МЧС соответствующих доказательств.

Также, по мнению суда, необоснованным является довод заявителя о порочности акта проверки, в силу его несоответствия форме и не вручения, что по мнению заявителя является грубым нарушением и безусловно влечет отмену результатов проверки.

Как следует из анализа положений ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указанные заявителем нарушения относительно акта проверки нельзя отнести к грубым, принимая во внимание направление указанного акта по юридическому адресу ОАО «МегаФон».

Проверив процедуру привлечения Учреждения к административной ответственности, суд установил, что протоколы от 14.05.2013 об административном правонарушении составлены, постановление от 20.06.2013 о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами Отдела надзорной деятельности в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами, и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Неисполнение заявителем требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозу причинения вреда имуществу. Привлечение Общества к административной ответственности является мерой, направленной на защиту безопасности сотрудников Общества и иных лиц, имеет целью предупреждение совершения юридическим лицом новых правонарушений.

Учитывая особую значимость охраняемых правоотношений, характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении ряда требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания рассматриваемого правонарушения малозначительным.

Ссылка заявителя на устранение выявленных нарушений согласно предписанию, несостоятельна, так как исполнение предписания не свидетельствует о малозначительности правонарушения.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление от 20.06.2013 № 2-13-16-398/№2-13-16-399/№2-13-16-400 законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения или отмены.

С учетом изложенного заявленные ОАО «МегаФон» требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Г.В. Ананьина