ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10807/08 от 25.09.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. <***>, факс <***>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

«25» сентября 2008 г. Дело № А19-10807/08-28

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Военного прокурора Сибирского военного округа

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области

о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица

при участии в заседании:

заявителя – ФИО1 – удостоверение ВО № 000958

ответчика – не явился

3 лиц: Войсковая часть 75238 – ФИО2 – доверенность от 23.09.08 № 1047;

Министерство обороны Российской Федерации – не явился

установил:

Военный прокурор Сибирского военного округа (далее заявитель) обратился с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области (далее ответчик) о признании незаконным решения Инспекции МНС России по Казачинско-Ленскому району Иркутской области от 20.12.2002 № 69 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в представленной отзыве требования не признал, считает решение от 20.12.2002 № 69 о государственной регистрации юридического лица законным. Указал, что оспариваемое решение явилось перерегистрацией войсковой части 75238, зарегистрированной в качестве юридического лица до 01.07.2002, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет юридического лица серии 38 № 0130024 от 08.02.2000.

Представитель третьего лица - Войсковой части 75238 в судебном заседании заявленное требование не оспорил.

Третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.

Дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации.

Суд установил следующее.

16.12.2002 командиром войсковой части 75328 ФИО3 в Инспекцию МНС России по Казачинско-Ленскому району Иркутской области представлено сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» по форме № Р 17001, с приложением свидетельства о постановке на налоговый учет серии 38 № 0130024 от 08.02.2000.

По результатам рассмотрения документов Инспекцией МНС России по Казачинско-Ленскому району Иркутской области 20.12.2002 принято решение № 69 о государственной регистрации юридического лица – Воинской части 75238, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

На момент рассмотрения дела правопреемником Инспекции МНС России по Казачинско-Ленскому району Иркутской области является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области.

Заявитель, полагая, что решением налогового органа № 69 от 20.12.2002 нарушены требования действующего законодательства, а также его права и законные интересы Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение следует признать незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 4 ст. 200 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиненных ему организаций находится у последних на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, войсковая часть 75238 сформирована на основании директивы Генерального штаба ВС от 17.02.1985 № 312/2/064, входит в состав Сибирского военного округа и является обособленным подразделением ФГУ «Управление Сибирского военного округа», что подтверждается справкой № 19/1/2935 от 31.08.2007 начальника организационно-мобилизационного управления штаба Сибирского военного округа.

Войсковая часть 75238 финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами и закрепленным за нею имуществом, а также отвечать им по своим обязательствам.

На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2004 № 71 «О создании реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

В соответствии с п.п. 4 п. 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, к основным задачам Министерства обороны Российской Федерации относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в сфере обороны.

Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2004 № 71 «О создании реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», устав федерального государственной учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Как установлено судом, Министерством обороны Российской Федерации устав войсковой части 75238 не утверждался.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Судом установлено, что решения о придании войсковой части 75238 статуса юридического лица Министерство обороны Российской Федерации в установленном законом и иными правовыми актами порядке также не принимало.

Кроме того, ни в Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, ни в Положении о военном округе Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 № 901, войсковые части в качестве юридических лиц не названы.

Таким образом, учитывая, что решения о придании войсковой части 75238 статуса юридического лица Министерство обороны Российской Федерации не принимало и устав войсковой части им не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах также не существует, и, кроме того, данная воинская часть финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам, то при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа о государственной регистрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, которые выражаются в нарушении законных полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере наделения подчиненных организаций статусом юридического лица.

Довод налогового органа о том, что оспариваемое решение является законным, поскольку явилось перерегистрацией войсковой части 75238, зарегистрированной в качестве юридического лица до 01.07.2002, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет юридического лица серии 38 № 0130024 от 08.02.2000, суд находит несостоятельным и не может принять во внимание, поскольку войсковая часть 75238 входит в состав частей Министерства обороны Российской Федерации и факт постановки войсковой части на учет в налоговом органе – Инспекции МНС РФ по Казачинско-Ленскому району не является доказательством наличия у нее статуса юридического лица.

На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

С учетом изложенного, суд считает подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным решения № 69 от 20.12.2002 о государственной регистрации юридического лица – Воинской части 75238, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Инспекции МНС России по Казачинско-Ленскому району Иркутской области № 69 от 20.12.2002 о государственной регистрации юридического лица – Воинской части 75238, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 13 по Иркутской области устранить нарушение в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А.Куклина