ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10846/20 от 28.12.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-10846/2020

12.01.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.12.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 12.01.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи О.П. Сураевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Н. Андреевой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ВОДОКАНАЛ» Г. ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 27.03.1992, адрес: 664081, <...>)

к АДМИНИСТРАЦИИ МАРКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 23.12.2005, адрес: 664528, <...> строение 1)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТАНДАРТКОМСТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 13.12.2005, адрес: 664019, <...>)

о признании концессионного соглашения незаключенным,

третье лицо: Губернатор Иркутской области,

при участии:

от истца: представителя ФИО1 по доверенности от 24.04.2020, паспорт, диплом;

от ответчика Администрации Марковского муниципального образования: представителя ФИО2 по доверенности от 09.01.2020, удостоверение, диплом;

от ответчика ООО «Стандарткомстрой»: представителя ФИО3, по доверенности от 20.05.2020, паспорт,

в отсутствие представителя третьего лица, извещены,

в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.12.2020 по 28.12.2020;

установил:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ» Г. ИРКУТСКА обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ МАРКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ о признании концессионного соглашения от 02.09.2019  незаключенным.

Определением суда от 28.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТАНДАРТКОМСТРОЙ».

Определением суда от 20.10.2020 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТАНДАРТКОМСТРОЙ» привлечено к участию в деле в качестве соответчика, а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Губернатор Иркутской области.

В обоснование исковых требований истец указал, что заключенное ответчиками концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Марковского муниципального образования от 02.09.2019 не подписано третьей стороной – губернатором Иркутской области, соответственно, на основании ч.2 ст. 40 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», является незаключенным.

В случае признания соглашения незаключенным, как пояснил истец, ООО «Старндарткомстрой» не имеет права эксплуатировать объекты водоснабжения и водоотведения на территории Марковского муниципального образования, оказывать услугу по транспортировке и взимать плату с МУП «Водоканал» г.Иркутска.

15.11.2019 между истцом (гарантирующей организацией) и транзитной организацией ООО «Стандарткомстрой» заключен договор №12460 по транспортировке холодной воды и сточных вод, по которому истцом, в том числе, принята на себя обязанность по транспортировке холодной воды ООО «Стандарткомстрой» до границы эксплуатационной ответственности. В силу п.9 договора, оплата услуг ООО «Стандарткомстрой» осуществляется МУП «Водоканал» г.Иркутска по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

Следовательно, как указывает истец, его права и законные интересы нарушаются тем, что на него возлагается незаконная обязанность по оплате услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод ООО «Стандарткомстрой», которые данная организация оказывать и взимать плату не имеет.

По мнению истца, на основании оспариваемого соглашения в отношении ООО «Стандарткомстрой» незаконно установлены тарифы на транспортировку воды и сточных вод Постановлением администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения (далее - администрация) от 24.10.2019 № 1616 «Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования» (далее - Постановление Администрации № 1616).

Ответчик - Администрация Марковского муниципального образования иск не признала, в возражениях на иск сослалась на то,  что процедура заключения спорного соглашения не нарушена, поскольку полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, переданы Марковскому муниципальному образованию Законом Иркутской области от 06.11.2012 №114-ОЗ.  Полномочия по возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов ответчику субъектом РФ – Иркутской областью, не переданы, однако указанные полномочия в отношении регулируемой организации ООО «Стандарткомстрой» субъектом РФ не реализуются.

Ответчик указал, что с 01.01.2017 субъект РФ является самостоятельной стороной концессионного соглашения в отношении объектов водо- и теплоснабжения в случаях, когда полномочия субъекта РФ по регулированию тарифов в данной сфере не переданы муниципалитету.

Ответчик ООО «Стандарткомстрой» иск не признал, в отзыве на иск и дополнениях к нему указал, что участия в подписании концессионного соглашения субъекта РФ не требовалось, поскольку все предусмотренные п.2 ст. 40 ФЗ «О концессионных соглашениях» полномочия переданы администрации Марковского МО.

Третье лицо Губернатор Иркутской области заявил 03.11.2020 ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, по существу исковых требований свою позицию не высказал, оставил решение спора на усмотрение суда.

Дело рассматривается в отсутствие третьего лица Губернатора Иркутской области в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заслушав представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

2 сентября 2019 года между администрацией Марковского муниципального образования и ООО «Стандарткомстрой» заключено концессионное соглашениев отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Марковского муниципального образования.

16 сентября 2019 года по акту приема-передачи объекта Соглашения и иного имущества Концессионером получены во временное владение и пользование часть объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения:

- внутриплощадочные сети водопровода, протяженность 2012 м., 957 м.;

- канализационная сеть поселка Маркова Иркутского района, протяженность 19072 м;

- водопроводные сети, протяженность 2112 м.

Согласно заключенному концессионному соглашению Концессионер обязуется осуществлять деятельность по предоставлению услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.

Концессионное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 24.09.2019.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

15.11.2019 между истцом (гарантирующей организацией) и транзитной организацией ООО «Стандарткомстрой» заключен договор №12460 по транспортировке холодной воды и сточных вод, по которому истцом, в том числе, принята на себя обязанность по транспортировке холодной воды ООО «Стандарткомстрой» до границы эксплуатационной ответственности.

Постановлением администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения (далее - администрация) от 24.10.2019 № 1616 «Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования» (далее - Постановление Администрации № 1616), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стандарткомстрой» (далее – ООО «Стандарткомстрой») установлены долгосрочные тарифы на транспортировку воды и сточных вод.

Указанным Постановлением Администрации № 1616 установлены регулируемые цены (статья 424 ГК РФ), по которым гарантирующая организация муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Иркутска, обязано осуществлять расчеты за оказанные услуги с ООО «Стандарткомстрой».

Истец указывает, что оспариваемым концессионным соглашением нарушаются его  права и законные интересы, поскольку он вынужден оплачивать услуги организации ООО «Стандарткомстрой», не владеющей на законном основании объектами водоснабжения и водоотведения.

По мнению истца, ООО «Стандарткомстрой» незаконно получило в концессию объекты водоснабжения и водоотведения, транзитной организацией не является, услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод не имеет права оказывать.

В настоящее время в производстве Арбитражного суда Иркутской области находится дело № А19-9198/2020, в котором ООО «Стандарткомстрой», которое, по мнению истца, незаконно эксплуатирует объекты водоснабжения и водоотведения, взыскивает с МУП «Водоканал» г. Иркутска плату за услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод, в размере 6 092 485, 61 руб.

Таким образом, несмотря на незаконное получением в концессию объектов водоснабжения и водоотведения и установлении на основании данного концессионного соглашения регулируемых тарифов, ООО «Стандарткомстрой» требует с МУП «Водоканал» г. Иркутска плату в размере 6 092 485, 61 руб.

В рамках дела № А19-9198/2020, МУП «Водоканал» г. Иркутска заявлен встречный иск о признании договора транспортировки холодной воды и сточных вод от 15.11.2019 № 12 460, недействительной сделкой.

Согласно встречным исковым требованиям МУП «Водоканал» г. Иркутска, договор транспортировки холодной воды и сточных вод от 15.11.2019 № 12 460, является недействительной сделкой, поскольку заключен с нарушением п. 1 ст. 168 ГК РФ на основании незаключенного концессионного соглашения, то есть транзитная организация ООО «Старндарткомстрой» не владея объектами соответствующей коммунальной инфраструктуры, не вправе оказывать услугу по транспортировке холодной воды и сточных вод.

Поскольку оспариваемое концессионное соглашение не подписано Губернатором Иркутской области, истцом заявлен иск о признании его незаключенным.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор считается заключенным в случае, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, является Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

Как установлено ч.1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

 В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).

Главой 7.1 Закона N 416-ФЗ установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом N 416-ФЗ особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

В силу ч.2 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях, в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенной нормы закона необходимо выполнение одновременно трех условий передачи муниципалитетам полномочий:

- по тарифному регулированию;

- утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

- возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций.

В рассматриваемом случае Законом Иркутской области от 06.11.2012 № 114-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области наделены государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Полномочиями по возмещению неполученных доходов, экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемые виде деятельности органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области не наделены.

Приложением №1 к Закону Иркутской области №114-ОЗ утвержден Перечень муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются  отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно подпункту 88 названного Перечня, Марковское муниципальное образование наделено государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, полномочия по возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов Марковскому муниципальному образованию, в соответствии с законодательством Иркутской области, субъектом РФ не переданы.

Вместе с тем, указанные полномочия субъектом РФ в отношении регулируемой организации ООО «Стандарткомстрой» в данном случае не реализуются.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп «Об утверждении положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод», право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению на территории Иркутской области по ценам (тарифам), установленным решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов) (пункт 4). Одним из условий предоставления субсидий является наличие заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения (пункт 5).

Поскольку регулируемая организация осуществляет деятельность по транспортировке холодной воды и стоков, прямые договоры с потребителями (населением) не заключаются. В данном случае регулируемая организация заключает договоры на транспортировку холодной воды и стоков с гарантирующей организацией. Для регулируемой организации устанавливаются тарифы на транспортировку холодной воды и стоков.

Тарифы на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования установлены постановлением администрации от 24 октября 2019 года № 1616 (в ред. от 6 ноября 2019 года № 1699).

Кроме того, из смысла ч.2 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях следует необходимость участия субъекта РФ в качестве стороны концессионного соглашения в случае необходимости возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера. В рассматриваемом случае концессионным соглашением возможность недополученных доходов не предусматривается.

Таким образом, участие Иркутской области в лице Губернатора Иркутской области в подписании оспариваемого соглашения не являлось обязательным, поскольку отсутствует необходимость возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов.

 Данный вывод суда косвенно подтверждает отсутствие интереса Губернатора Иркутской области при рассмотрении данного дела, отсутствие активной позиции по делу, мотивированных доводов по существу иска.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, довод истца о незаключенности концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Марковского муниципального образования от 02.09.2019, поскольку оно не согласовано Губернатором Иркутской области, суд отклоняет.

При этом, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд находит, что истцом не доказано, каким образом решение по данному делу в случае удовлетворения иска будет способствовать восстановлению его прав.

В соответствии частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Факт пользования сетями водоснабжения и водоотведения на территории Марковского муниципального образования истцом не оспаривается, в связи с чем,  обязанность по оплате услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод за истцом сохраняется в любом случае.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых  требований  отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                           О.П.Сураева