ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10945/15 от 29.10.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                          Дело  №А19-10945/2015

30.10.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  29.10.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   30.10.2015    года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Семеновой А.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования (место нахождения: 665471, Иркутская область, Усольский район, пос. Новомальтинск, кв.-л 1, д. 2)

к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственные имуществом Иркутской области (место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17)

третье лицо: Администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования (место нахождения: 665450, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Свердлова, 1)

о признании недействительным распоряжения от 20.04.2015г. № 147-и,

при участии в судебном заседании:

от истца (заявителя) – Нефедьев Ю.В. (глава МО, распоряжение, решение)

от ответчика – Губа О.Я. представитель по доверенности,

от третьего лица – не явились,

УСТАНОВИЛ:

Администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственные имуществом Иркутской области (далее – Управление) о признании недействительным распоряжения от 20.04.2015г. № 147-и. «О безвозмездной передаче имущества, составляющего имущество Государственной казны Российской Федерации, в собственность Новомальтинского муниципального образования».

В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указал, что жилые помещения, расположенные в жилом доме профилактория «Утес», не относятся к жилому фонду социального назначения; на основании постановления Мэра Усольского района № 134 от 24.02.2004 «Об утверждении перечня особо охраняемой территории и объектов местного значения» - санаторий-профилакторий «Утес» расположен на землях особо охраняемых территорий; жилой дом, расположенный на территории санатория-профилактория «Утес», входит в имущественный комплекс санатория-профилактория, относящегося к санаторно-курортным учреждениям и не может быть передан муниципальному образованию.

Представитель Управления заявленные требования не признал по основаниям изложенным в отзыве на заявлении, указал, что в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда в силу ст. 50 Закона « 131-ФЗ; находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность на основании решения Территориального управления. Управление считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Третье лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили.

В судебном заседании 22.10.2015, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 29.10.2015.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Из документов, представленных в материалы дела,следует, что решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся г. Усолье-Сибирское от 25.03.1969 года N 61 был утвержден акт государственной приемочной комиссии на жилой 32-квартирный дом профилактория на р. Белой. В силу решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся г. Усолье-Сибирское от 15.12.1972 N 305 квартиры в указанном жилом доме профилактория Химкомбината признаны служебными.

Согласно плану приватизации Усольского ПО "Химпром", утвержденного распоряжением Иркутского территориального агентства Госкомимущества РФ от 16.03.1993 N 226/АК, с учетом изменений, внесенных распоряжением КУГИ Иркутской области от 24.05.1999 N 33/АК, профилакторий "Утес" стоимостью по состоянию на 01.07.1992 1680 тыс. руб., не вошел в уставный капитал АООТ "Усольехимпром". В соответствии с распоряжением Агентства ГКИ РФ N 226/АК от 16.03.1993 отделу по управлению имуществом Комитета поручено заключить договоры о передаче АО "Усольехимпром" в полное хозяйственное ведение санатория-профилактория "Утес" согласно плану приватизации.

Таким образом, в состав имущественного комплекса профилактория "Утес" входит 32-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А.

Распоряжением Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом от 28.04.2008 N 240-и "Об утверждении перечня объектов федеральной собственности" утверждены следующие объекты федеральной собственности: скважина - профилакторий "Утес"; станция насосная - профилакторий "Утес"; башня водонапорная - профилакторий "Утес"; скважина - профилакторий "Утес"; насосная канал-станция-профилакторий "Утес"; здание биофильтра - профилакторий "Утес"; хозяйственный сарай - профилакторий "Утес"; овощехранилище - профилакторий "Утес"; спальный летний корпус - профилакторий "Утес"; лечебный корпус - профилакторий "Утес"; жилой дом - профилакторий "Утес"; здание котельной - профилакторий "Утес"; сети тепловые наружные, сети водопроводные.

В отношении указанных объектов (за исключением жилого дома) впоследствии зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство 38 АД 402047 от 09.12.2010; 38 АД 402043 от 09.12.2010; 38 АД 406917 от 17.12.2010; 38АД 388200 от 29.10.2010; 38 АД 385219 от 11.11.2010; 38 АД 525744 от 04.07.2011; 38 АД 406916 от 17.12.2010; 38 АД 402044 от 09.12.2010; 38АД 385218 от 11.11.1010; 38 АД 385217 от 11.11.2010; 38 АД 385220 от 11.11.2010; 38 АД 402046 от 02.12.2010; 38 АД 388199 от 29.10.2010; 38 АД 386443 от 29.10.2010).

В отношении жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А.-  часть квартир в указанном доме бесплатно были переданы в собственность граждан. В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 08.11.2013, 11.11.2013 квартиры №№ 1, 2, 3, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31 внесены в реестр федерального имущества, т.е. составляют казну Российской Федерации.

Согласно представленному уведомлению от 28.08.2015 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: жилой дом, по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес".

20.04.2015 ТУ Росимущества издано распоряжение N 147-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Новомальтинского муниципального образования", которым в собственность Новомальтинского муниципального образования безвозмездно передается федеральное имущество, указанное в приложении, а именно: №№ 1, 2, 3, 4, 9, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий «Утес», дом 1, составляющие государственную казну Российской Федерации.

В пункте 3 Распоряжения указано администрации Новомальтинского муниципального образования представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи имущества, указанного в п. 1 Распоряжения в течение трех недель с момента издания настоящего Распоряжения.

В пунктах 4, 5 6 Распоряжения от 20.04.2015 N 147-и указано, что в случае, если в установленный абз. 24-26 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и Распоряжением акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен администрацией Новомальтинского муниципального образования в Территориальное управление, акт приема-передачи имущества утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке. Распоряжение от 20.04.2015 N 147-и является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, с момента утверждения акта приема-передачи. Отделу управления, распоряжения земельными участками и учета федерального имущества осуществить регистрационные действия в Управлении Росреестра по Иркутской области по переходу права собственности на имущество, указанное в п. 1 Распоряжения.

Не согласившись с распоряжением ТУ Росимущества N 147-и от 20.04.2015 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Новомальтинского муниципального образования", Администрация обратилась в суд о признании указанного распоряжения недействительным.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.

В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в названной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Положения пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).

При этом согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В Приложении N 3 к указанному Постановлению в пункте 1 указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями и содержание муниципального жилищного фонда (п.6), организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.4).

На основании статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться  имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что объекты жилищного фонда социального использования предназначены для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, следовательно, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Вместе с тем, в пункте 1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснено, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Как следует из материалов дела, профилакторий "Утес" не вошел в уставный капитал АООТ "Усольехимпром" (п. 8 плана приватизации), В состав имущественного комплекса профилактория "Утес" входит 32-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А.

На имущественный комплекс профилактория "Утес" (здания, сооружения) оформлено право собственности Российской Федерации, заключен договор аренды между ТУ Росимущества в Иркутской области (арендодатель) и ООО "Утес" N 17/12ф от 20.07.2012, согласно которому ООО "Утес" передано в аренду имущество казны Российской Федерации, расположенное на территории санатория-профилактория "Утес". Срок действия договора до 19.07.2017. Сведения о регистрации договора отсутствуют.

В отношении жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А. -  часть квартир в указанном доме бесплатно были переданы в собственность граждан. В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 08.11.2013, 11.11.2013 квартиры №№ 1, 2, 3, 4, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31 внесены в реестр федерального имущества, т.е. составляют казну Российской Федерации. Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: жилой дом, по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес" в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (уведомление от 28.08.2015).

Судом установлено, что имущественный комплекс профилактория "Утес", в состав которого входит жилой дом, расположен в границах Новомальтинского муниципального образования, установленных Законом Иркутской области "О статусе и границах муниципальных образований Усольского района Иркутской области от 16.12.2004 N 84-оз, о чем заявителем также была представлена карта градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки  сельского поселения Новомальтинского муниципального образования. В соответствии с Законом Иркутской области от 16.12.2004 N 84-оз "О статусе и границах муниципальных образований Усольского района Иркутской области» Новомальтинское муниципальное образование с административным центром в поселке Новомальтинск имеет статус сельского поселения.

Управление указывает на то, что обязанность заявителя принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания федерального закона.

Суд не может согласиться с данной позицией Управления.

Исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исходя из указанных выше норм права с учетом правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и в Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, суд полагает, что само по себе отнесение спорного жилого фонда к подлежащему передаче в муниципальную собственность не может являться основанием для признания оспариваемого распоряжения законным, поскольку, передача жилищного фонда в муниципальную собственность должна производиться с соблюдением установленного Законом N 122-ФЗ порядка, что не было выполнено в данном случае.

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (абзац 15 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление N 374) установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, включающий согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти на передачу имущества и документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.

Согласно части 4 данного Постановления Правительства РФ предложение муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность направляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, Администрация сельского поселения Новомальтинского муниципального образования не обращалась в ТУ Росимущества в Иркутской области с предложением о передаче объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А, в муниципальную собственность, а также не представляла документов, предусмотренных пунктами 1 и 3 Постановления N 374, в том числе перечня имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность.

В материалах дела доказательства, которые могут расцениваться судом как предложение органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную в соответствии с требованиями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, отсутствуют.

Следовательно, в нарушение Закона N 122-ФЗ оспариваемое распоряжение о безвозмездной передаче федерального имущества в собственность муниципального образования принято ТУ Росимущества по Иркутской области в отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, отказ в приеме имущества в указанном случае может иметь место при наличии достаточно мотивированного основания, обусловленного спецификой имущества и возможностями принимающей стороны содержать данное имущество и нести соответствующие финансовые затраты на его содержание. Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, пункт 3 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ, предусматривающий, что в собственности поселений могут находиться, в том числе, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, утратил силу.

В соответствии с ч. 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В силу ч. 4 ст. 14 Закона N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, вопросы местного значения городского поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями и содержание муниципального жилищного фонда (п.6), организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.4) не относятся к вопросам местного значения сельских поселений в силу ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 131-ФЗ, если Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений не предусмотрено иное.

С учетом изложенного, суд находит несостоятельной ссылку Управления на положения ст. 50 Закона N 131-ФЗ.

Кроме того, из материалов дела следует, что квартиры, которые Управление считает подлежащими передаче в муниципальную собственность, расположенные в жилом доме профилактория "Утес", имеют статус служебного жилья, предназначены для проживания в них работников, занятых эксплуатацией, обслуживанием и содержанием данного комплекса, и членов их семей. Данное обстоятельство подтверждается Решением N 305 исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 15.12.1972 "О признании квартир служебными", в пункте 1 которого указано - считать служебными - квартиры в жилом доме профилактория Химкомбината (32 квартиры). В настоящее время часть квартир приватизирована проживающими в них гражданами. Данные доводы заявителя Управлением не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, передача вышеуказанных квартир в 32-х квартирном жилом доме по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А, не может рассматриваться как объективно необходимая для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Более того, территориальным управлением предложено к передаче в муниципальную собственность имущество в виде отдельных квартир, а не в виде жилого дома с инженерной инфраструктурой, необходимой для его нормальной эксплуатации и обслуживания, что также не способствует достижению целей, определенных Законом N 131-ФЗ.

Кроме того, заслуживают внимания доводы заявителя о том, что жилой дом, так же как и иные объекты, поименованные в распоряжении Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом от 28.04.2008 N 240-и "Об утверждении перечня объектов федеральной собственности", входят в имущественный комплекс санатория-профилактория "Утес", относящегося к санаторно-курортным учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность.

В соответствии с п. 6 Приложения N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991, объектами относящимися к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга являются государственные санаторно-курортные учреждения.

Как следует из решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся г. Усолье-Сибирское от 25.03.1969 года N 61 об утверждении акта государственной приемочной комиссии на жилой 32-квартирный дом профилактория на р. Белой, решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся г. Усолье-Сибирское от 15.12.1972 N 305 о признании квартир в указанном жилом доме профилактория Химкомбината служебными, плана приватизации Усольского ПО "Химпром", утвержденного распоряжением Иркутского территориального агентства Госкомимущества РФ от 16.03.1993 N 226/АК, с учетом изменений, внесенных распоряжением КУГИ Иркутской области от 24.05.1999 N 33/АК, приложения № 1 к договору хранения от 011.09.2006 № И-35021/170, письма от 27.08.2009 № 35-6375 ООО «Усольехимпром» о передаче имущества числящегося на хранении ООО «Усольехимпром», в перечне федерального имущества, числящегося в профилактории «Утес» также поименован жилой дом.

Как усматривается из материалов дела N А19-19020/2011, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 21.09.2009  вынесены распоряжения N 574-и и N 575-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в муниципальную собственность Усольского районного муниципального образования Иркутской области", в соответствии с п. 1 которых определено передать в собственность Усольского районного муниципального образования имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно перечню, в т.ч. профилакторий "Утес" площадью 3901,3 кв. м, территория профилактория "Утес" - здание лечебного корпуса III, здание спального корпуса II, овощехранилище, хозяйственный сарай, хозяйственный корпус, здание биофильтра, станция насосная, насосная канал-станция, скважина, скважина, жилой дом, башня водонапорная, здание котельной, коллектор канализации, сети водонапорные, сети тепловые наружные.

В рамках рассмотрения дела N А19-19020/2011, решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.02.2012, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012, отказано в удовлетворении требований ТУ Росимущества в Иркутской области, заявленных к Администрации Усольского районного муниципального образования, о признании незаконным бездействия в виде уклонения от принятия в муниципальную собственность имущества - имущественного комплекса профилактория "Утес", в том числе квартир расположенных в жилом доме по адресу Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. 1 "А".

По настоящему делу судом установлено, что между ТУ Росимущества в Иркутской области (арендодатель) и ООО "Утес" заключен договор аренды N 17/12ф от 20.07.2012, согласно которому ООО "Утес" передано в аренду имущество казны Российской Федерации, расположенное на территории санатория-профилактория "Утес". Срок действия договора до 19.07.2017. Сведения о регистрации договора отсутствуют.

По условиям договора аренды для осуществления лечебно-оздоровительной деятельности арендатору передано 16 федеральных объектов недвижимости (здания, сооружения, насосные станции, скважины). При этом, инженерная инфраструктура бывшего профилактория "Утес" вошла в состав имущества, передаваемого в аренду (котельная, тепловые сети, водопроводные сети, канализационный коллектор, насосная станция, водонапорная башня, скважины). Указанное не опровергнуто Управлением.

Согласно постановлению мэра Усольского района N 134 от 24.02.2004 "Об утверждении перечня особо охраняемых территорий и объектов местного значения" санаторий-профилакторий "Утес" расположен на землях особо охраняемых территорий.

В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса РФ - на землях особо охраняемых территорий запрещается, в том числе, строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов.

В связи с чем, обоснованными являются доводы заявителя о том, что на территории данной категории не могут быть расположены жилые объекты, предназначенные для социального использования и предоставления их малоимущим гражданам.

Довод Управления о том, что в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.08.2015 № 3800/601/15-451880, на котором расположен профилакторий «Утес» (кадастровый номер 38:16:000003:377, площадь 98700 кв.м.), жилой дом не отнесен к землям особо охраняемых территорий, несостоятелен, поскольку кадастровый паспорт земельного участка от 25.08.2015 № 3800/601/15-451880 свидетельствует о сформированных земельных участках в отношении отдельных объектов капитального строительства профилактория "Утес", общей площадью 98700 кв.м., тогда как постановлением мэра Усольского района N 134 от 24.02.2004 "Об утверждении перечня особо охраняемых территорий и объектов местного значения" площадь территории профилактория "Утес" определена 28,058 га (кадастровый номе зоны 38:16:000003).

Также несостоятельна ссылка Управления на протокол совещания о подготовке объектов жизнеобеспечения бывшего профилактория «Утес» Усольского района от 15.08.2012, поскольку данным протоколом решались совместные вопросы подготовки коммунальной инфраструктуры жилого дома на территории профилактория «Утес» к отопительному сезону, и не свидетельствует о соблюдении Управлением положений Закона N 122-ФЗ, в том числе в части волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества в муниципальную собственность и возможности такой передачи. Доказательств исполнения соответствующих пунктов по указанному протоколу Управлением суду не представлено.

В рассматриваемом случае суд считает доводы Администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования о том, что спорные квартиры не могут быть отнесены к жилищному фонду социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, соответственно, данное имущество не может быть использовано для решения вопросов местного значения, обоснованными. Доводы об отсутствии возможности содержать данное имущество и использовать его для решения задач, установленных Законом N 131-ФЗ, территориальным управлением не опровергнуты.

Оценив имеющиеся в деле документы в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения ТУ Росимущества от 20.04.2015 № 147-и,  нарушении прав и законных интересов заявителя, поскольку принято учета позиции муниципального образования, состояния передаваемого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, возможности его использования муниципальным образованием по назначению в целях реализации функций местного самоуправления, исходя из его финансово-экономических возможностей.

Также суд отмечает, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.07.2013 по делу № А19-6703/2013, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.10. 2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.12.2013, было отказано в удовлетворении требований ТУ Росимущества в Иркутской области, заявленных к Администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность имущества - жилых помещений (квартир), расположенных в 32-квартирном жилом доме, по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А., по тем же основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учетом изложенного, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, оспариваемое распоряжение ТУ Росимущества от 20.04.2015 № 147 признанию недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственные имуществом Иркутской области от 20.04.2015г. № 147-и. «О безвозмездной передаче имущества, составляющего имущество Государственной казны Российской Федерации, в собственность Новомальтинского муниципального образования», как не соответствующее Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Обязать Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственные имуществом Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                Г.В. Ананьина