ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10987/08 от 22.10.2008 АС Иркутской области

Арбитражный суд Иркутской области Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-10987/08-24

22.10.2008г. (дата оглашения резолютивной части решения)

29.10.2008г. (дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области

о признании незаконными уведомления инспекции об отказе в проставлении отметки
 на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 30.04.2008г. №03-51/11913 и уведомления о предоставлении деклараций от 06.05.2008г. №03-78/12579

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 пасп. 25 05 628859; ФИО2-дов. от 08.07.2008г. №2575, от инспекции: ФИО3 - дов. от 19.09.2008г. №15.1/25162.

установил:

Индивидуальным предпринимателем ФИО1
 (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) заявлены в суд требования
 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными уведомления инспекции
 об отказе в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
 от 30.04.2008г. №03-51/11913 и уведомления о предоставлении деклараций от 06.05.2008г.
 №03-78/12579

Представитель заявителя требования подцержал, изложив свою позицию в заявлении
 и пояснениях по делу. Представил дополнительные документы, Данные документы приобщены к материалам дела.

Представитель налогового органа требования не признал, ссылаясь на законность
 и обоснованность ненормативного акта. Представлены отзыв на заявленные требования, пояснения по делу.

Заявителем представлено в суд ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о признании незаконным оспариваемых ненормативных актов налогового органа. В обоснование указано следующее. Оспариваемые акты инспекции № 03-51/11913 от 30.04.2008 года и № 03-78/12579 от 06.05.2008 года были получены заявителем 14.05.08г. Предпринимателем были предприняты меры по досудебному урегулированию спора, в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области подана соответствующая жалоба. Решением Управления ФНС по Иркутской области
 № 26-17/1146-534 от 25.07.2008г в удовлетворении данной жалобы отказано. В связи
 с изложенным, заявитель просит суд восстановить процессуальный срок на обжалование оспариваемых актов.

Налоговым органом возражений по данному ходатайству не представлено, доводы заявителя в данной части не опровергнуты.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением
 о признании незаконным оспариваемых актов налогового органа - 19.08.08г. (заявление датировано - 11.08.08г.).

Главой 19 НК РФ предусмотрен порядок обжалования актов налоговых органов
 и действий или бездействия их должностных лиц.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.4 ст.198 АПК РФ).

При этом согласно п.1,2 ст.117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные ст.259, 276 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.

Пунктом 3 ст. 117 АПК РФ установлено, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, предоставляются документы) в отношении которых пропущен срок.

Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, а также обязательную для Российской Федерации в силу Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости чрезмерных преград к судебной защите, суд, оценив приведенные заявителем доводы и отсутствие возражений ответчика, считает пропуск заявителем срока обращения за судебной защитой был обусловлен уважительными причинами. В связи с чем, согласно части 4 статьи 198 АПК РФ данное ходатайство заявителя подлежит удовлетворению, срок подачи указанного заявления восстановлению.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ, дело рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителя заявителя и возражения представителя ответчика, судом установлены следующие обстоятельства,

Заявителем 16.04.08г. одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за март 2008 года было подано заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для проставления отметки налоговым органом в соответствии с требованиями п. 6 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004.

Согласно оспариваемым уведомлениям инспекции об отказе в проставлении отметки
 на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 30.04.2008г. №03-51/11913
 и о предоставлении деклараций от 06.05.2008г. №03-78/12579 предпринимателю отказано
 в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
 и от.06.05.2008г. № 03-78/12579, в связи с несоответствием сведений, указанных в декларации, требованиям п.6 раздела 1 Положения. Инспекцией со ссылкой на письмо ФНС от 10.10.2005г. № ММ-6-03/842@ @ «Об отдельных вопросах по применению соглашения с Республикой Беларусь» также указано на то, что для индивидуальных предпринимателей и организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности налогоплательщика Республики Беларусь - продавца передать товар налогоплательщику Российской Федерации - покупателю или указанному им лицу. По мнению ответчика, согласно представленным предпринимателем документам максимальный срок принятия на учет товаров - 27.02.2008 года. В связи с чем, указано, что декларация по косвенным налогам должна быть представлена предпринимателем за февраль 2008 года, а также предложено представить уточненную декларацию по косвенным налогам за март 2008г.

Считая, что оспариваемые ненормативные акты налогового органа нарушают права
 и законные интересы Заявителя, предприниматель обратился с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Иркутской области. Свои доводы сторона изложила в заявлении, уточнениях к заявлению, пояснениях по делу. Предпринимателем, в том числе указано, что заявителем применяется упрощенная система налогообложения (уведомление инспекции от 21.12.04 №186) с 01.01.2005г. в связи с чем, Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 к нему не применим. Произведенные расходы заявитель ФИО1 не отражает в книге учета доходов и расходов в силу норм налогового права, так как выбранный им объект налогообложения «доходы», а не «доходы уменьшенные на величину расходов», в связи с чем, в предоставляемой суду книге доходов не нашла отражения хозяйственная операция связанная с оприходованием поступившего товара от поставщика СООО « Кидмаш» по договору № 067/07 от 04.12.2007г., принятого на учет согласно Акту приемки товаров № 3 от 01.03.2008 года. Со ссылкой на Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004, на условия договора купли-продажи №067/07 от 04.12.07г., ст.513 ГК РФ, Письмо Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996г. №1-794/32-5, Постановления Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965г. №П-6, от 25.04.1966г. №П-7, Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997г. №18, Постановление Госкомстата России от 25.12.98г. №132 указано, что принятие товара на учет произведено после его приемки и составления акта приемки товара №3 от 01.03.2008г., который является первичным учетным документом. В связи с чем, по мнению предпринимателя, датой принятия на учет является дата - 01.3.08г., а не 27.02.08г., следовательно, налоговая декларация по косвенным налогам и заявление с пакетом документов были представлены в налоговый орган в пределах сроков, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Представитель налогового органа в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме по основаниям указанным в решении и представленных в материалы дела отзывах.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства по делу, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно оспариваемым уведомлениям налогового органа налоговая декларация по косвенным налогам (налога на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представлена с нарушением установленного пунктом 6 раздела 1 Положения срока! 6.04.2008 года.

Пунктом 6 раздела 1 Положения «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь», являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее - Положение) установлено,
 что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию
 с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений
 о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые
 в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению
 при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;

- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;

- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 20.01.2005 № 3н «О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» в случае установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении
 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового Заявления
 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров
 (но не позднее срока, установленного национальным законодательством государств Сторон).

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией
 и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее Соглашение), при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Статьей 1 Соглашения предусмотрено понятие «экспорт товаров» - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой стороны.

Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор купли-продажи № 067/07 от 04.12.2007 года с СООО «КИДМАШ» о поставке товара. Экспорт товара подтверждается представленными заявителем первичными документами и не оспаривается сторонами.

Пунктом 6 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля
 за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее Положение), предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего
 за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Предпринимателем с 01.01.2005г. применяется упрощенная система налогообложения
 и ведется учет доходов и расходов в порядке, установленном Приказом Минфина РФ
 от 30.12.2005 г. №167н.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 вышеуказанного Порядка заполнения книги учета доходов и расходов индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, в данной книге в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. При этом налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.

Следует также отметить, что в письме ФНС РФ от 10 октября 2005г. № ММ-6-03/842@ указано, что для индивидуальных предпринимателей и организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности налогоплательщика Республики Беларусь - продавца передать товар налогоплательщику Российской Федерации - покупателю или указанному им лицу.

На основании вышеуказанных норм следует, что для налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение продавцом обязанности по передаче товара покупателю.

Как установлено из материалов дела, налогоплательщиком 16.04.2008 в Инспекцию представлена налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость
 и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за март 2008 года и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Согласно договору купли-продажи от 04.12.2007 № 067 условия поставки товара определены в соответствии с Инкотермс - 2000: DAF-г.Красное - поставка до границы Республики Беларусь, оплата производится покупателем в виде предоплаты в размере 100%
 за каждую партию товара согласно выставленному счету-фактуре, после полной оплаты право собственности на товар переходит покупателю.

Согласно Инкотермс 2000 «DeliveredatFRONTIER»/ «Поставка на границе» означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем средстве, прошедшего таможенную очистку, необходимую для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе, однако до поступления на таможенную границу соседней страны.

Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны вывоза (Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000»).

В соответствии с указанными условиями поставки продавец обязан предоставить товар
 в распоряжение покупателя в согласованном пункте на границе в установленную дату или в согласованный период. Покупатель обязан принять поставку товара с момента его предоставления продавцом в распоряжение покупателя.

Момент передачи товара определен договором купли продажи № 067/07 от 04.12.2007г., в котором предусмотрена обязанность продавца передать товар согласно товаросопроводительным документам в срок, определенный товаросопроводительными документами (ТТН, протокол согласования цен, спецификация). В соответствии
 с представленными товаросопроводительными документами (железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная, спецификация от 11.01.2008 № 1 к договору купли-продажи) дата штемпеля пограничной станции - 05.02.2008г., дата выдачи груза покупателю и подписания им спецификации - 27.02.2008г., подтверждающая факт передачи товара.

Кроме того, ИП ФИО1 приобретенный товар оплачен платежным поручением от21.01.2008 года№005.

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм, а таюке в соответствии с условиями договора купли-продажи от 04.12.2007г. № 067 право собственности на товар в данном случае перешло к ИП ФИО1 с момента полной оплаты товара и фактического принятия груза - в феврале 2008 года.

При указанных обстоятельствах, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу, каждое в отдельности и в их совокупности, в соответствии со статьями 70,71 АПК РФ считает, что поскольку в данном случае дата принятия на учет ввезенных товаров определяется (с учетом вышеизложенных норм и условий рассматриваемого договора купли-продажи) по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение продавцом обязанности
 по передаче товара покупателю, следовательно, налогоплательщику необходимо было представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу
 на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
 с территории Республики Беларусь за февраль 2008 года. Следовательно, отказ налогового органа в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров является правомерным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует нормам налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы Заявителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заявителем не представлено суду доказательств, подтверждающих факт обоснованности принятия на учет товара 1 марта 2008г., не обоснована правомерность представления
 в инспекцию рассматриваемых налоговой декларации по косвенным налогам и заявления о ввозе товаров и уплате налогов для проставления отметки налоговым органом, не опровергнуты доказательства, представленные налоговым органом, положенные в основу оспариваемого акта.

Иные доводы заявителя, изложенные в заявлении и пояснениях по делу, несостоятельны и не нашли своего подтверждения в материалах дела.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110,167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
 в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.Л. Зволейко