ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-11044/11 от 03.08.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-11044/2011

«05» августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 августа 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 августа 2011 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Ангарска о признании недействительным решения от 14.03.2011г. № 99 и предписания от 25.02.2011г. № 62 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области,

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Фито-Флер", Общество с ограниченной ответственностью "Флер-Фито", муниципальное казенное предприятие города Ангарска "Благоустройство».

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представителя по доверенности ФИО1, паспорт

от УФАС по Иркутской области: представителя по доверенности ФИО2, паспорт,

от Общества с ограниченной ответственностью "Фито-Флер": представитель не явился,

от Общества с ограниченной ответственностью "Флер-Фито»: представитель не явился.

От муниципального казенного предприятия города Ангарска "Благоустройство»: представитель не явился,

установил:

Администрация города Ангарска (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: <...>) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 14.03.2011г. № 99 и предписания от 25.02.2011г. № 62 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (местонахождение: <...>).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Фито-Флер", Общество с ограниченной ответственностью "Флер-Фито", муниципальное казенное предприятие города Ангарска "Благоустройство"

В судебном заседании 02 августа 2011г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 03 августа 2011г.

Представитель Заявителя в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

В обосновании своих требований Заявитель указал, что решением от 14.03.2011г. № 99 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Администрация г. Ангарска признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ в связи с принятием постановлений главы города Ангарска: от 18.03.2009 года №307-г «Об утверждении Устава МКП «Благоустройство» в новой редакции»; от 23.04.2009 года №464-г «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска в 2009 году»; от 30.12.2009 года №1967-г «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска в 2010 году»; от 08.04.2009 года №398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ; оказанием услуг»; заключением соглашений с МКП «Благоустройство» о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования город «Ангарск» №133/2009 от 05.05.2009 года, №277/2009 года, №39/2010 от 12.02.2010 года.

По мнению заявителя, оказание услуг по озеленению и благоустройству территории города Ангарска, содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения, содержание мест захоронения не является нуждами муниципального образования и муниципальных заказчиков, поскольку имущество, по содержанию которого МКП «Благоустройство» доведен муниципальный заказ в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является имуществом указанного предприятия, так как принадлежит последнему на вещном праве - праве оперативного управления. В связи с чем, бремя содержания указанного имущества является не муниципальной нуждой, а нуждой МКП «Благоустройство», вследствие чего местный бюджет не вправе принимать обязательства по содержанию указанного имущества, и осуществлять бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в отношении данного имущества, так как статьей 69.1. Бюджетного кодекса РФ установлен запрет на муниципальные инвестиции в объекты, переданные унитарным предприятиям.

Заявитель полагает, что возникающие между Администрацией и МКП «Благоустройство» отношения по предоставлению субсидии основаны на нормах не частного, а публичного нрава - бюджетного законодательства, а именно статье 78 Бюджетного кодекса РФ. Указанной нормой закреплено право органов местного самоуправления предоставления субсидий юридическим лицам производителям товаров, работ, услуг с целью возмещения понесенных затрат.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании заявленные требования не признала, свои возражения изложила в отзыве на заявление и пояснила, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Фито-Флер", Общество с ограниченной ответственностью "Флер-Фито", муниципальное казенное предприятие города Ангарска "Благоустройство" о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей Заявителя, антимонопольного органа, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам рассмотрения обращения ООО «Фито-Флер» в соответствии с приказом № 317 от 02.06.2010 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в отношении администрации города Ангарск возбуждено дело № 317 по признакам нарушений ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., выразившихся:

- в принятии постановлений от 18.03.2009 г. № 307-г «Об утверждении Устава МКП города Ангарска «Благоустройство» в новой редакции»; от 23.04.2009 г. № 464-г «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска в 2009г.»; от 30.12.2009г. № 1967-г «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска в 2010 г.», от 08.04.2009 г. № 398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»;

- заключении соглашений с МКП «Благоустройство» о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования «город Ангарск» от 05.05.2009 г. № 133/2009, от 12.06.2009 г. № 277/2009, от 12.02.2010 г. № 39/2010, которыми предусмотрено выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения по озеленению, благоустройству города, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения единственным исполнителем: хозяйствующим субъектом - МКП «Благоустройство», не наделенным правом на исключительное выполнение отдельных видов работ или услуг и финансирование указанных работ за счет бюджетных средств в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта для выполнения указанных работ для нужд муниципального образования, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по озеленению, благоустройству, содержанию и ремонту автомобильных дорог, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения.

По результатам рассмотрения данного дела Иркутским УФАС России вынесено решение от 25 февраля 2011 года № 99, согласно которому Администрация города Ангарска признана нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». На основании данного решения Администрации г. Ангарска выдано предписание от 25.02.2011г. № 62.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе указанные в данной норме.

В соответствии с пунктами 5, 19, 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ (далее ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация благоустройства и озеленения территории поселения, содержание мест погребения относится к вопросам местного значения поселения.

Часть 2 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ).

Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможность прямого финансирования (ассигнования) деятельности муниципальных казенных предприятий, или возможность финансирования за счет бюджетных средств выполнение обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, доведенных до казенного предприятия собственником.

Таким образом, создание в рамках своих полномочий муниципального унитарного предприятия в форме казенного предприятия не решает вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организации благоустройства и озеленения территории поселения, содержания мест погребения, поскольку требуют финансирования выполнения работ для муниципальных нужд за счет средств бюджета.

В соответствии со ст.ст. 1, 3 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения являются муниципальными нуждами.

В силу п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения муниципальных заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1).

Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 2 статьи 10 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (т.е. определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Основания размещения муниципального заказа без проведения торгов, запроса котировок установлены ст. 55 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ.

В соответствии с п.п. 5, 14 ч. 2 ст. 55 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ
 размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
 являющегося унитарным предприятием осуществляется заказчиком в случае,
 если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание
 которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти
 в соответствии с их полномочиями или подведомственными им
 государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ либо осуществляются выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.

Применение ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, право муниципального образования на создание казенных предприятий в целях производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных, в преобладающей или значительной части, для муниципального образования, право доведение до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд может быть реализовано с учетом положений ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ о размещении муниципального заказа у единственного поставщика в рамках предоставленных полномочий путем заключения муниципального контракта.

Из материалов дела следует, что работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения, содержанию и организации мест захоронения, благоустройству территории города в 2009 г., 2010 г., работы по озеленению города Ангарска в 2010 г. осуществляются МКП «Благоустройство» без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта на основании постановлений главы города Ангарска № 464-г от 23.04.2009 г., № 1967-г от 30.12.2009 г. «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска» на 2009 г. и 2010г., соответственно.

Из отчетов МКП «Благоустройство» об использовании субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования города Ангарска за 2009, 2010 г. г. следует, что предприятие заключает с третьими лицами договоры субподряда на выполнение работ, оказание услуг, входящих в обязательный для исполнения заказ на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска, доведенный (порученный) МКП «Благоустройство».

Таким образом, МКП «Благоустройство не только своими силами исполняет заказ на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска, но и выступает в качестве заказчика выполнения работ для нужд муниципального образования. Право заключения договоров для исполнения уставных целей деятельности предприятия, осуществление контроля за их исполнением предусмотрено подпунктом «ж» пункта 4.2. Устава МКП «Благоустройство».

При этом возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования, в рамках исполнения Заказа, производится МКП «Благоустройство» путем предоставления бюджетных средств в форме субсидий в размере, в том числе, с учетом затрат по договорам субподряда.

Например, согласно отчету № 1 об использовании субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования города Ангарска за май 2010 года МКП «Благоустройство» заявлено о затратах, понесенных в связи с производством работ на общую сумму: 3 278 740 тыс. руб., в том числе:

- на содержание автомобильных дорог - 3 028 740 тыс. руб.;

- на содержание гидротехнических сооружений, в рамках благоустройства территории города - 250 тыс. руб.

В соответствии с документами, подтверждающими указанные затраты,
 которые были представлены в администрацию города Ангарска, из фактических
 затрат предприятия на выполнение работ по доведенному Заказу в общей сумме
 3 278 740 тыс. руб. - 1 309 730 тыс. руб. составляют затраты на оплату работ по
 заключенным договорам субподряда. Так, работы по содержанию гидротехнических сооружений (отсыпка песком пляжа места общественного отдыха), предусмотренные Заказом, на общую сумму 211 864 руб. (250 тыс. с учетом НДС) выполнены субподрядчиком - ООО «Викинг» по договору № 253-10 от 08.04.2010 г. (счет-фактура № 295 от 12.05.2010г.).

Работы по летнему содержанию дорог на сумму 1 059 тыс. руб. из 3 028,74 тыс. руб., заявленных к возмещению, выполнены субподрядчиками: ООО «БайкалНефтеСервис» по договору № 332-3/09 от 01.12.2009 г. (счет фактура № 185 от 04.05.2010 г. на сумму 413160,90 руб.); МУП города Ангарска «ДРСУ» (счет-фактура № 35 от 05.05.2010 г. на сумму: 295750, 83 руб.; счет-фактура № 25 от 24.05.2010 г. на сумму 388954, 96 руб.).

1969,01 тыс. руб. затрачены МКП «Благоустройство» на оплату труда работников.

Таким образом, часть бюджетных средств, предоставленных МКП «Благоустройство» в форме субсидий расходуется предприятием на закупку товаров, работ и услуг, необходимых для муниципального образования «город Ангарск».

МКП «Благоустройство» является муниципальным унитарным предприятием, учрежденным администрацией города Ангарска, не имеющим статуса органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, наделенного правом на исключительное выполнение или оказание отдельных видов работ или услуг в соответствии с полномочиями, которые устанавливаются нормативными правовыми актами РФ или субъектами РФ.

Таким образом, действия администрации города Ангарска по доведению до единственного исполнителя- казенного предприятия МКП «Благоустройство», не обладающего исключительным правом на выполнение отдельных видов работ (оказание услуг) в соответствии с полномочиями, которые устанавливаются нормативными правовыми актами РФ или субъектами РФ, обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Ангарска по озеленению и благоустройству территории поселения, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, организации и содержания территории поселения, и финансирование затрат в связи с исполнением указанного заказа за счет бюджетных средств в сумме, превышающей установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта для выполнения указанных работ для нужд муниципального образования противоречат требованиям федерального законодательства о размещении муниципального заказа, приводят к
 ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, которые
 являются конкурентными в силу закона, в связи с недопущением органом местного
 самоуправления возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по озеленению и благоустройству территории города Ангарска, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, содержанию мест захоронения, что нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, основанием для признания Администрации г. Ангарска нарушившей положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», как указано в оспариваемому ненормативному правовому акту послужило не вышеуказанные действия, а принятие постановлений главы города Ангарска:

- от 18.03.2009 года №307-г «Об утверждении Устава МКП «Благоустройство» в новой редакции»;

- от 23.04.2009 года №464-г «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска в 2009 году»;

- от 30.12.2009 года №1967-г «О доведении до муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» заказа на выполнение работ для муниципальных нужд города Ангарска в 2010 году»;

- от 08.04.2009 года №398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ; оказанием услуг»;

А также заключение соглашений с МКП «Благоустройство» о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования город «Ангарск» №133/2009 от 05.05.2009 года, №277/2009 года, №39/2010 от 12.02.2010 года.

Как указывалось выше, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе указанные в данной норме.

Из названной нормы следует, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, ч. 1 ст. 15 названного закона не содержит запрета на заключение органом местного самоуправления соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе указанные в данной норме.

Из названной нормы следует, что запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, вменяя Администрации нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашений с МКП «Благоустройство» о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования город «Ангарск» №133/2009 от 05.05.2009 года, №277/2009 года, №39/2010 от 12.02.2010 года УФАС по Иркутской области не установило принятие ею акта или осуществления действий (бездействия) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Выводы антимонопольного органа о совершении Администрацией нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием постановления от 18.03.2009 года №307-г «Об утверждении Устава МКП «Благоустройство» в новой редакции» суд считает необоснованными в связи со следующим.

В соответствии с Уставом МКП «Благоустройство», утвержденным
постановлением главы города Ангарска от 18.03.2009 г. № 307-г, предприятие
является муниципальным казенным предприятием, учрежденным

администрацией города Ангарска (пункт 2.1) для выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для нужд собственника в сферах:

- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- создание условий для массового отдыха жителей города Ангарска и организации обустройства мест массового отдыха населения;

- организации благоустройства и озеленения территории городского округа.

Согласно п. 2.2 устава, целью создания МКП «Благоустройство» является получение прибыли от деятельности Предприятия, а также исполнение заказов Собственника имущества по выполнению работ, оказанию услуг, относящихся к предмету деятельности Предприятия.

Пункт 2.4 устава устанавливает, что Собственник доводит до предприятия обязательные для исполнения заказы на выполнение работ, оказание услуг, относящихся к предмету деятельности Предприятия.

В соответствии со ст. 113,115 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ унитарным казенным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве оперативного управления.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Таким образом, устав муниципального казенного предприятия является его учредительным документом, требования которого обязательны для исполнения самим предприятием и его учредителем и сам по себе не может повлеч недопущение органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по озеленению и благоустройству территории города Ангарска, содержанию и ремонту автомобильных дорого местного значения, содержанию мест захоронения, организации мест захоронения.

Выводы антимонопольного органа о совершении Администрацией нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием постановления от 08.04.2009 года №398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ; оказанием услуг» суд также считает необоснованными.

В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке предоставления субсидий, субсидии предоставляются муниципальным казенным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования.

Таким образом, постановление от 08.04.2009 года №398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ; оказанием услуг» предусматривает порядок предоставления субсидий любым муниципальным казенным предприятиям г. Ангарска, а не только МКП «Благоустройство».

Учитывая изложенное, принятие Администрацией г. Ангарска постановления от 08.04.2009 года №398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ; оказанием услуг» не является нарушением ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».

Согласно ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение от 14.03.2011г. № 99 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в части:

1) признания Администрации города Ангарска (665830, Иркутская область, г.Ангарск, площадь имени Ленина), нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с принятием постановлений главы города Ангарска:

- от 18.03.2009 г. № 307-г «об утверждении Устава МКП города Ангарска
 «Благоустройство» в новой редакции);

- от 08.04.2009 г. № 398-г «Об утверждении положения о порядке
 предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным
 казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с
 производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»;

- заключением соглашений с МКП «Благоустройство» о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказанием услуг для нужд муниципального образования «город Ангарск» от 05.05.2009 г. № 133/2009, от 12.06.2009 г. № 277/2009, от 12.02.2010 г. № 39/2010,

2) выдачи администрации города Ангарск (665830, Иркутская область, г. Ангарск, площадь имени Ленина) предписания о прекращении в срок до «15» июня 2011 г. нарушений ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившихся в принятии постановлений главы города Ангарска:

- от 18.03.2009г. № 307-г «об утверждении Устава МКП города Ангарска «Благоустройство» в новой редакции»;

- от 08.04.2009г. № 398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казённым предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»,

3) в части отмены постановлений главы города Ангарска:

- от 08.04.2009 г. № 398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»,

- от 18.03.2009 г. № 307-г. «об утверждении Устава МКП города Ангарска «Благоустройство» в новой редакции», в части предусматривающей доведение до единственного исполнителя -муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство», не обладающего исключительным правом на выполнение отдельных видов работ (оказание услуг) в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами РФ или субъекта РФ, обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Ангарска, в частности, по озеленению и благоустройству территории поселения, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, организации и содержания мест захоронения без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта для выполнения указанных работ для нужд муниципального образования, как несоответствующий Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признать недействительным предписание от 25 февраля 2011 года № 62 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, в части, предписывающей:

1) прекратить в срок до 15.06.2011г. нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, выразившееся в принятии постановлений главы города Ангарска:

- от 18.03.2009 г. № 307-г «об утверждении Устава МКП города Ангарска
 «Благоустройство» в новой редакции);

- от 08.04.2009 г. № 398-г «Об утверждении положения о порядке
 предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным
 казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с
 производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»;

2) отменить постановления главы города Ангарска:

- от 08.04.2009 г. № 398-г «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Ангарска муниципальным казенным предприятиям города Ангарска в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг»,

- от 18.03.2009 г. № 307-г. «об утверждении Устава МКП города Ангарска «Благоустройство» в новой редакции», в части предусматривающей доведение до единственного исполнителя -муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство», не обладающего исключительным правом на выполнение отдельных видов работ (оказание услуг) в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами РФ или субъекта РФ, обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Ангарска, в частности, по озеленению и благоустройству территории поселения, содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, организации и содержания мест захоронения без проведения торгов по выбору хозяйствующего субъекта для выполнения указанных работ для нужд муниципального образования, как несоответствующий Федеральному закону от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.П.Сураева