АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-11065/2015
« 28» сентября 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
к Акционерному обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 117997, <...>; адрес Иркутского филиала: 664000, <...>)
о взыскании 41 099 руб. 24 коп.,
при участии в заседании
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 22.07.2015 № 09/48;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 31.08.2015 № 32; ФИО3 - представитель по доверенности от 31.08.2015 № 35;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Акционерному обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (далее – АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед») о взыскании 41 099 руб. 24 коп., составляющих сумму штрафных санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации за 1 квартал 2011, полугодие 2011, 9 месяцев 2011, 2011 год, 1 квартал 2012, полугодие 2012, 9 месяцев 2012, 2012 год, 1 квартал 2013, полугодие 2013, 9 месяцев 2013 и 2013 год.
Определением суда от 14.07.2015 заявление УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
31.08.2015 по делу № А19-11065/2015 вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, назначении дела к судебному разбирательству.
Представитель УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика требования истца не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица ГУ Московской регистрационной палатой 01.04.1998, регистрационный номер юридического лица 071.441.
22.07.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за № <***>.
АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» имеет Иркутский филиал (664000, <...>), по месту нахождения которого зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации - УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска.
УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на основании решения от 01.09.2014 № 30-01-45/194 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования плательщиком страховых взносов - АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 987н, Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 № 192П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» страхователем представлены недостоверные индивидуальные сведения, а именно:
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за 1 квартал 2011 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованных лиц ФИО4 СНИЛС № <***>, ФИО5 СНИЛС № <***>, ФИО6 СНИЛС № <***>, ФИО7 СНИЛС № <***>;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за полугодие 2011неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованного лица ФИО8 СНИЛС № <***>;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за 9 месяцев 2011 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованного лица ФИО9 СНИЛС № <***>, ФИО6 СНИЛС № <***>;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за 2011 год неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованных лиц ФИО10 СНИЛС № <***>, ФИО6 СНИЛС № <***>, ФИО5 СНИЛС № <***>; неверно отражен период временной нетрудоспособности застрахованного лица ФИО11 СНИЛС № 065-302-417-29;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за 1 квартал 2012 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованного лица ФИО12 СНИЛС № 038-450-553-56;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за полугодие 2012 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованного лица ФИО8 СНИЛС № <***>; не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР» согласно периоду отпуска без охранения заработной платы застрахованных лиц ФИО13 СНИЛС № <***>, ФИО14 СНИЛС № 109-490-061-53;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за 9 месяцев 2012 не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР» согласно периоду отпуска без сохранения заработной платы застрахованного лица ФИО15 СНИЛС № 141-294-715-48;
в форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) за 2012 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованных лиц ФИО16 СНИЛС № <***>, ФИО12 СНИЛС № 038-450-553-56;
в форме СЗВ-6-4 за 1 квартал 2013 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованных лиц ФИО17 СНИЛС № <***>, ФИО18 СНИЛС № <***>, ФИО7 СНИЛС № <***>, ФИО19 СНИЛС № <***>, ФИО20 СНИЛС № <***>;
в форме СЗВ-6-4 за полугодие 2013 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованного лица ФИО21 СНИЛС № <***>; не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР» согласно периоду отпуска без сохранения заработной платы застрахованного лица: ФИО22 СНИЛС № 035-143-538-25;
в форме СЗВ-6-4 за 9 месяцев 2013 неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованных лиц ФИО23 СНИЛС № <***>, ФИО20 СНИЛС № <***>, ФИО17 СНИЛС № <***>;
в форме СЗВ-6-4 за 2013 год неверно отражены суммы начисленных страховых взносов застрахованных лиц ФИО24 СНИЛС № <***>, ФИО25 СНИЛС № 043-342-197-26, ФИО26 СНИЛС № <***>, ФИО21 СНИЛС № <***>.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 18.11.2014 № 30-01-47/268.
По результатам проверки заместителем руководителя УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска принято решение от 29.12.2014 № 287, согласно которому АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 41 099 руб. 24 коп.
Требование об уплате штрафа от 10.02.2015 № 287, направленное ответчику, в установленный срок не исполнено. В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 24.09.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 12 часов 28.09.2015. После перерыва в судебное заседание явились представитель истца ФИО1, представители ответчика ФИО2, ФИО3
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон № 167-ФЗ) и статьей 1 Закона № 27-ФЗ АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, установленные в данном пункте.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.
В ходе выездной проверки установлено, что обществом за проверяемый период с 01.01.2011 по 31.12.2013 в орган Пенсионного фонда были представлены недостоверные сведения персонифицированного учета за 1 квартал 2011, полугодие 2011, 9 месяцев 2011, 2011 год, 1 квартал 2012, полугодие 2012, 9 месяцев 2012, 2012 год, 1 квартал 2013, полугодие 2013, 9 месяцев 2013 и 2013 год.
Порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах предусмотрен Законом № 212-ФЗ, в силу части 1 статьи 45 которого лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
При этом указанная норма права связывает начало исчисления срока давности привлечения к ответственности с моментом совершения правонарушения, а не с моментом его обнаружения.
Поскольку ответчик обязан был представить в Пенсионный фонд для ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведения о работающих у него застрахованных лицах за 1 квартал 2011 не позднее 15.05.2011, за полугодие 2011 – не позднее 15.08.2011, а за 9 месяцев 2011 – не позднее 15.11.2014., то срок давности привлечения ответчика к ответственности за предоставление данных недостоверных сведений персонифицированного учета за 1 квартал 2011 истек 15.05.2014, за полугодие 2011 – 15.08.2014, за 9 месяцев – 15.11.2014. За указанные нарушения общество привлечено к ответственности 29.12.2014, то есть по истечении трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.
Таким образом, в удовлетворении требований о взыскании штрафа за предоставление недостоверных сведений персонифицированного учета за 1 квартал 2011, полугодие 2011 и 9 месяцев 2011 в виде штрафа в размере 11 658,96 руб. (233179,21 *5 %) следует отказать.
По результатам проверки, в частности, установлено, что не проставлен код трудового стажа «АДМИНИСТР» в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленных по застрахованному лицу ФИО14 (СНИЛС <***>) за полугодие 2012, сумма страховых взносов за указанный период в отношении которой составила 15445,24 руб.; сведения индивидуального (персонифицированного) учета содержат ошибки в части указания стажа работы застрахованных лиц - сотрудников организации на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 11838 руб. 05 коп.
По данным нарушениям сумма штрафа по пункту 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ составила 772 руб. 26 коп. и 591 руб. 90 коп. соответственно.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел.
Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» (далее - письмо № КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность (статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах).
Статьей 42 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Закона № 212-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
По настоящему делу судом установлено и материалами дела подтверждено, что выявленные Пенсионным фондом ошибки исправлены обществом в установленный законом двухнедельный срок.
Так, акт выездной проверки от 18.11.2014 № 30-01-47/268 получен представителем общества 25.11.2014.
В соответствии с пунктом 34 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н, 24.11.2014, т.е. до даты получения акта проверки, АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» представило в Пенсионный фонд исправленные сведения на застрахованных лиц, в отношении которых были выявлены недостоверные сведения.
Следовательно, АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» реализовало предоставленное ему право на исправление выявленных в ходе проверки ошибок. На момент принятия оспариваемого решения последствия допущенных ошибок в части сведений о застрахованных лицах были устранены, что исключает привлечение общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Данные обстоятельства Фондом не оспариваются и подтверждаются исправленными сведениями индивидуального (персонифицированного) учета от 24.11.2014 (подтверждение получения, протокол контроля отчетности ПФР).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что привлечение АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1364,16 руб. (27283,29 руб. (15445,24 руб. + 11838,05 руб.) * 5 %), исчисленного от сумм страховых взносов на застрахованных лиц, в отношении которых не выявлено недостоверности сведений (корректирующие сведения представлены в течение установленного 2-недельного срока), не соответствует закону.
С учетом изложенного, требования истца в части взыскания с АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» штрафа в размере 1364,16 руб. удовлетворению не подлежат.
Ответчик полагает, что сумма штрафа по пункту 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, недостоверность которых им не оспаривается, необоснованно исчислена фондом от причитающихся за отчетный период (три месяца) платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованных лиц, в отношении которых предоставлены недостоверные сведения, тогда как штраф следовало исчислить от суммы доначисленных страховых взносов – от 33 508,85 руб.
Данные суммы страховых взносов доначислены решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от 29.12.2014 № 30-01-48/188 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Как следует из положений статей 1, 6, 11, 15, 16, 17 Закона № 27-ФЗ, письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», сумму штрафа в рассматриваемом случае следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо предоставленные сведения недостоверны.
Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа, исходя из общей суммы страховых взносов уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Сумма страховых взносов, начисленных за отчетные периоды 2011-2013 в пользу застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения, составила 561522,25 руб. (на страховую часть – 536593,80 руб., на накопительную часть – 24928,45 руб.). Следовательно, сумма штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ исчислена истцом верно - от сумм страховых взносов в пользу застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения, и составляет 28076,11 руб.
При таких обстоятельствах, требования УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о взыскании с АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» сумм штрафных санкций подлежат частичному удовлетворению, на сумму 28076,11 руб.
Доводы ответчика о снижении штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств суд находит несостоятельным в силу следующего.
На момент рассмотрения дела судом Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ внесены изменения в Закон № 212-ФЗ. С 01.01.2015 статья 44 Закона № 212-ФЗ, предусматривающая обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения, признана утратившей силу. Следовательно, оснований для применения указанной нормы права при взыскании штрафных санкций после 01.01.2015 года у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», зарегистрированного в качестве юридического лица 01.04.1998, ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: 117997, <...>, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска штрафные санкции за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 28 076 руб. 11 коп., и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова